За богослужением Святейший Патриарх возглавил хиротонию архимандрита Николая (Чашина) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Германа (Камалова), избранного епископом Ейским, в сан архимандрита. За усердное служение Церкви Божией и пастырское душепопечительство Предстоятель удостоил к празднику Святой Пасхи богослужебных наград ряд клириков г. Москвы.
За Божественной литургией Предстоятель Русской Церкви вознес молитвы об упокоении Святейшего Патриарха Алексия I (в связи с годовщиной со дня кончины Первосвятителя ― 17 апреля 1970 года).
По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Поздравив богомольцев с праздником Входа Господня в Иерусалим, Предстоятель Русской Церкви напомнил историю праздника и слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь; и еще говорю — радуйтесь» (Флп. 4:4). «О какой же радости нам говорит апостол? Он предлагает нам радоваться так, как радовались жители Иерусалима? Совсем нет, потому что одни жители Иерусалима были напуганы чудом воскрешения Лазаря, другие удивлены и видели в Том, Кто совершил это чудо, великого, ни с кем не сравнимого Человека; а потому и радовались, что Этот Человек идет в столицу, ведь Он Своей силой поможет им решить их проблемы — от самых больших, таких как освобождение от римлян, до самых малых, с которыми каждый сталкивался в своей жизни. Радовались, веселились — но ведь радость и веселье могут быть разными. И мы знаем, что та радость и то веселье, которые были у жителей Иерусалима, через несколько дней сменились криками "Распни!". Тот, на Кого люди надеялись, что Он освободит их от римлян, поможет каждому в его жизни, — оказался после ареста таким слабым измученным, избитым, оплеванным... Что этот несчастный может сделать для них? О каком освобождении от римлян может идти речь, если даже в своей повседневной жизни никто не может опереться на этого слабого, изничтоженного, поруганного, осмеянного и предназначенного к позорному распятию Человека? И вот прошла радость, и прошло веселье...» - напомнил Патриарх Кирилл.
«В нашей жизни многие также считают, что веселье является синонимом радости и что чем больше веселья, тем жизнь счастливее. Но ведь мы хорошо знаем, как быстро смех сменяется слезами, как веселье оканчивается дурным похмельем — не только в прямом, но и в переносным смысле этого слова. И вот на месте радости и веселия скорбь, пустота, неудовлетворенность — одно сменяет другое. Кстати, наши современники хорошо почувствовали, что после смеха, веселья, радости очень часто наступает скверное состояние души. Поэтому люди подключают себя к постоянным источникам веселья как к некому допингу, чтобы сократить время скорби, — а оно не сокращается…Достаточно только взглянуть на телевизионные передачи. Ну когда такой процент этих передач был посвящен веселью? Такое впечатление, что люди больше ничем не занимаются, как только веселятся. Эта потребность в веселье свидетельствует о чем-то тяжелом и опасном, что происходит в наших душах. Человек, у которого есть внутренняя радость, не нуждается постоянно во внешнем веселье. Эти слова не следует понимать в том смысле, что никакого человеческого веселья вообще не нужно. Оно ведь было всегда — и праздники, как светские, так и церковные, и добрые дружеские застолья... Но если человек постоянно нуждается в том, чтобы подключать себя к внешним источникам, передающим некие поводы к веселью, то это свидетельствует о духовной пустоте и внутренней скорби и страданиях», - подчеркнул Патриарх Кирилл.
«Вот почему мы сегодня читаем послание апостола Павла к Филиппийцам, где он говорит: "радуйтесь; и всегда радуйтесь". Но радуйтесь не так, как радовались в древности жители Иерусалима, встречавшие Господа; радуйтесь не так, как мы сегодня радуемся и веселимся, припав к экранам телевизоров. А как же тогда радоваться? В этом же послании апостол говорит: "Мир Христов, который превыше всякого мира, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе"» (см. Флп. 4:7). Христос — источник радости. Он источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную, и без Христа такого источника не существует. Вот почему и говорит апостол: "всегда радуйтесь"; потому что если вы живете со Христом, если мир Христов становится вашим миром, то в вашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и независимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека. А мир Христов — это наши убеждения (именно поэтому апостол говорит о помышлениях) и состояние души (поэтому апостол говорит о сердце). Сюда же можно еще добавить волю человека, ориентированную на добрые дела. Неслучайно, размышляя на тему сегодняшнего праздника, преподобный Андрей Критский так замечательно сказал: "Вместо этих ветвей деревьев вручи Господу свои добродетели". Не надо размахивать ветвями, не надо стремиться к выражению внешней, поверхностной, быстро проходящей радости. Ты вручи Ему свои добрые дела, ты открой перед Ним свое сердце, ты открой перед Ним свой разум, и тогда мир Христов, который превыше всякого мира, соблюдет и сердца, и помышления наши во Иисусе Христе, Господе нашем», - призвал Предстоятель.
«Сегодняшняя радость накануне воспоминания о страданиях Спасителя помогает нам понять непреходящие источники подлинной человеческой радости, а значит, подлинного человеческого счастья, потому что там, где непреходящая радость, там и счастье, там и блаженство, там и Царство Божие. Пусть слова апостола, сказанные сегодня с такой силой, не уйдут из нашей памяти и помогут нам понять прямую связь между радостью и счастьем и миром Христовым, который принадлежит и сердцу, и уму нашему», - заключил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.