Патриарший центр по работе с молодежью при Свято-Даниловом монастыре организовал вечер известного рок-музыканта (т. н. рок-звезды) Константина Кинчева, который прошел в Центральном доме журналиста 1 апреля. Зал был полон, сейчас интернет переполнен откликами. Но, откровенно говоря, знакомство с видеоматериалом этой встречи оставляет сложное, грустное и, в конечном счете, тяжелое впечатление.
Во-первых - преамбула Кинчева: «Я начну издалека. Я не философ, не оратор, не мыслитель. Мне достаточно трудно формулировать собственные мысли, то есть то, что у меня творится на душе. Речь у меня косноязычна, взгляд на мир весьма парадоксален, я не знаю ни одного правильного ответа на любой задаваемый вами вопрос».
Прошу прощения, но для общественного деятеля, «властителя дум» и наставника молодежи это - признание в профнепригодности. Вспоминается чеканная формула Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Значит, и философом, и мыслителем. И невольно задумаешься: а не связано ли это косноязычие и парадоксализм с качеством того, о чем поет Кинчев? Не ведет ли культура постмодерна в целом к неумению мыслить? Не мстит ли она за себя постлогизмом, бытием в потоке эмоции, ловле импульса (любимое выражение Кинчева) и фатальным видением бессмыслицы везде, даже там где есть смысл?
Однако, даже с эмоциями далеко не все здесь в порядке. Кинчеву задали вопрос: «И у вас, и у всех музыкантов группы «Алиса» есть футболки с надписью «Православие или смерть». Я знаю, что подтекст - это слова мученика, который умирал за Христа. А у вас все музыканты православные? В ответе прозвучало следующее: «Для меня слоган «Православие или смерть» - это всего лишь переиначенная фраза Феофана Затворника. Он говорил так. «Не знаю как кому, но мне без Православия не спастись». И я только этот смысл вижу в этой надписи на футболках, которую признали экстремистской. Это мне без Православия смерть. Вот и все».
Пусть читатель судит сам, но для меня между лозунгом «Православие или смерть» и словами святителя Феофана - «дистанция огромного размера». Слово «спасение» апеллирует к жизни, жизни вечной. Здесь же - танатические комплексы, танатические эмоции. Собственно лозунг «Православие или смерть» является искажением другого, гораздо более верного - «Православие до смерти». «Будь верен до смерти и дам тебе венец нетленный» (Откр. 3, 23). Посмотрев на символику дроздовцев и, при всей любви к ним четников, я понял почему они потерпели поражение: они сосредоточились на смерти, и невольно стали упиваться смертью и рекламировать ее. Вспоминаются мудрые слова прот. Александра Ильяшенко: «Фундаментальная ошибка советской пропаганды состояла в том, что она говорила о в основном о погибших, о мертвых героях, а не о победителях. В результате все знают об Александре Матросове, Николае Гастелло - почти никто не знает имени Ивана Кожедуба, немногие - об Алексее Маресьеве. А между тем надо говорить о победителе и защитнике». Действительно. Русскому былинному богатырю «смерть в бою не писана». И сам настрой «Православие или смерть» - губителен для дела духовного возрождения России.
К сожалению, подобный романтическо-танатический настрой приводит автора к целому ряду, мягко говоря, наивных высказываний: «У меня на кольце - череп в каске. Это воин, который готов умереть за Христа». Но, мягко говоря, странно, что этот настрой поддерживается некоторыми священнослужителями Данилова монастыря.
Не случайны симпатии автора к Белому движению, поскольку оно целиком вписывается в упомянутый танатический комплекс. Для Кинчева армия Колчака - армия света, Красная - рогатое воинство. Но тогда - вопрос: почему же светлое воинство потерпело поражение? И тогда в рамках постмодерна получается искусительная картина - Армагеддон наоборот: побеждает дьявол и низвергает небесные силы.
Но если бы Кинчев дал себе труд изучить реальную, а не мифологизированную историю Белого движения, то увидел бы, что белый ангел, симметрично с красным весьма и весьма рогат. За что сражалось большинство белых воинов? За Веру, Царя и Отечество? Да нет-с. За Учредительное собрание. И за возврат помещичьих земель. И ради этих относительных и сомнительных целей вытворяли абсолютные безобразия, зачастую не уступавшие красным. Вот что творилось в Сибири: «Омск просто замер от ужаса. В то время, когда жены убитых товарищей день и ночь разыскивали в сибирских снегах их трупы, я продолжал мучительное свое сидение, не ведая, какой ужас творится за стенами гауптвахты. Убитых… было бесконечное множество, во всяком случае, не меньше 2500 человек. Целые возы трупов провозили по городу, как возят зимой бараньи и свиные туши. Пострадали главным образом солдаты местного гарнизона и рабочие».
Главное, однако, не в этом. Некоторые лозунги и посылы, с моей точки зрения являются не просто неконструктивными, а вредительскими (хочется надеяться - по наивности известного певца). Вот одно из его изречений: «Государство декларирует, что мы многонациональная страна. Поэтому все ощущают себя дома и ведут, как привыкли у себя в ауле. А парадокс в том, что у всех есть ощущение дома, а у нас…мы вроде титульная нация и говорим на русском языке, а чувствуем себя, как индейцы в резервациях. У татар есть Татария, у башкир - Башкирия, они там дома, и здесь они тоже дома, а у русских нет ничего. Так что удивляться, когда приезжие себя так ведут? Такое ощущение, что государство боится самоидентификации. Национальности ведь вымарываются из всех документов. Как было раньше - «советский народ», а сейчас мы такие вот «россияне». Мне это не нравится, я хочу ощущать себя русским. И хотелось бы, чтоб мне определили клочок земли, пусть даже где-нибудь на Колыме, но чтобы я понимал, что это моя земля, и я здесь должен жить. А у нас этого нет».
То, что предлагает Кинчев, по большому счету и является резервацией. Мы уже слышали подобные предложения более двадцати лет тому назад - в начале перестройки. Тогда предлагалось устроить отдельную Российскую Академию Наук, Русскую Коммунистическую партию, устроить «Россию для русских». К чему это привело известно: под тамтамы самого разного национализма, в том числе и русского, развалился Советский Союз. Нынешняя Российская федерация во многом выстроена по его моделям и столь же уязвима с точки зрения национального вопроса. Нельзя не согласиться с Кинчевым в том, что представление о России как многонациональной стране во многом являются ложными: русские составляют в ней большинство и являются государствообразующим народом. Нельзя не согласиться с тем, что существующая государственная модель с наличием национальных автономных республик, где власть захватывают титульные нации, временами в ущерб русскому большинству - неудовлетворительна. Но следовать ей и создать еще одну автономию, на сей раз русскую - означает взять курс на развал Российской Федерации по худшим образцам перестройки. Жизнь требует принципиально иных действий - искоренять этническую преступность, добиваться реального, а не декларируемого равноправия народов, живущих в России и прежде всего - русского, приведения законодательств и, самое главное - законодательной практики автономных республик в соответствие с общероссийским, постепенного упразднения политических автономий и замены их культурно-национальными. Но для того, чтобы они не способствовали дестабилизации внутренней жизни страны, параллельно необходимо усиление роли русского языка и русской культуры в обществе.
Крест русского народа - в том, что он народ имперский, как бы обволакивающий все другие народы. Ему более других народов приходится нести жертвы ради сохранения государственного единства. В настоящее время его положение в Российской Федерации трудно назвать удовлетворительным и, тем более, привилегированным, поскольку государство перестает заботиться о нем и зачастую отдает его на произвол различным национальным кланам и группировкам. Но выход из этого положения должен носить консолидирующий, а не сепаратистский характер и состоит он в возрождении Государства Российского, достоинства и значения его государствообразуещего народа - русского. А если последовать рецепту Кинчева, то мы рискуем оказаться в Великом Княжестве Московском, только непонятно - в каких границах, 1480 или 1300 года - с одной Москвой и Коломной. А насчет клочка земли на Колыме... Без комментариев.
Далее, Кинчев призвал Патриарха обращаться к верующим так: «Дорогие русские братья и сестры!». При этом я невольно вспомнил своих грузинских православных друзей, большая часть которых посещает русские православные храмы, хотя у нас и есть в Петербурге грузинский приход Шестоковской иконы Божией Матери. Да только ли они одни? А православные удмурты, башкиры, мордовцы, якуты, кряшены, осетины, абхазы? Зачем их всех верстать в русские? И какие последствия это вызовет? Да, кто-то по христианскому смирению и примет это обращение по принципу: «Хоть руссским зови, да из церкви не гони». А если кто-то не смирится? Какой соблазн это вызовет? По сути дела, это призыв к церковному расколу на этнической почве и грубое искажение природы Церкви. Русская Православная Церковь называется так не потому, что она только для русских, но потому, что существует в известных государственных и историко-географических пределах. Бывшего СССР, скажем так. И она Церковь поместная, а не национальная. Безусловно, народное русское начало имеет место быть и это естественно, но оно не должно затмевать Христа и, в конечном счете, всечеловеческой природы Церкви.
В высказывании Кинчева сквозит следующее: хватит жить для других, пора пожить для себя. Таким образом, русский народ сам изменяет своему призванию, становится на иудейские рельсы и тем самым обрекает себя на бытие в гетто. Парадоксально, но казалось бы, с совершенно другого края, психология гетто проявляется и в высказываниях о. Петра Мещеринова. Сам о. Петр - космополит, ненавидит понятие «Святая Русь», считая его еретическим (это при наличии многочисленных богослужебных текстов с этим понятием, при многих высказываниях святых, новомучеников и подвижников благочестия). Но в одном он с Кинчевым един: надо думать прежде всего о себе. Он открыто пропагандирует тезис: Церковь должна заботиться прежде всего о себе, о церковном народе. Через оздоровление Церкви оздоровится и общество. Тезис сомнительный сам по себе. Да, конечно, «не имеющий попечения о родных - хуже неверного» - говорит святитель Иоанн Златоуст. «Всем делайте добро, наипаче - своим по вере» - призывает св. апостол Павел (Гал. 6, 10). Но вот это - всем, у о. Петра провисает. В его видении Русская Православная Церковь снимает с себя всякую ответственность за судьбы государства Российского и судьбы русского народа и становится интернациональной корпорацией публичного права. С соответственными последствиями. Среди них - отчуждение общества, народа и государства от Церкви и создание церковного гетто.
Более того - в чем он видит оздоровление? В приходской революции: в уничтожении прежнего прихода и становлении общины, судя по всему по типу кочетковской, в сокрушении традиционного благочестия, которое для него напрямую ассоциируется с суевериями и активным приспособлением к духу времени,к молодежным субкультурам.
Последнее чувствовалось на вечере встречи с Кинчевым. Рядом с ним сидел священник из Молодежного центра, о. Иоасаф, который активно защищал танатическую символику Кинчева, никак не отреагировал на «козу» - по сути дела, квазисатанинскую символику, напоминающую рога известного существа, пропустил мимо ушей признание Кинчева о том, что для него православие и язычество органично сочетаются. В одних случаях о. Петр Мещеринов и его собратья активно воинствуют против язычества, даже там, где его по сути дела и нет. А здесь - такая кротость.
Удивительную кротость проявили устроители и тогда, когда Кинчев назвал слова Предстоятеля Русской Православной Церкви перевертышами, поскольку они не соответствовали его радикальным националистическим убеждениям. Подобный, мягко говоря, непочтительный тон по отношению к Первосвятителю остался без соответствующей реакции - ни единого замечания на сей счет! Мягко говоря, странно, если не сказать более...
Крайности сходится. Радикальный националист Кинчев и космополит Мещеринов нашли друг друга. В непочтительности к Святейшему Патриарху. И в строительстве гетто для русского народа.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
19. Ответ на 415., диакон Владимир Василик:
18. О православных ночных клубах
17. А о чем спорить.
16. Еве
15. Еве на 412
14. 411. Роман Т.
13. Re: Радикальный националист Кинчев и космополит Мещеринов нашли друг друга
12. Виктору
11. Еве 405
10. Виктору - дополнение