itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Борьба с ревнительством не входит в постоянные задачи Церкви

Андрей Рогозянский о нашумевшем выступлении ижевских клириков

Заявление священников Ижевской епархии о непоминании Патриарха Кирилла 
0
2554
Время на чтение 5 минут
Случай в Ижевской епархии не представляет чего-то особенного. Начиная с 1990-х и кампании ИНН, десятки священников в разных епархиях заявили особую позицию и были выведены за штат. Одно время, с ревнителями обходились очень жестко. И даже жестоко. Епископ на епархиальном собрании давал духовенству час времени, уходил, и через час на столе председателя должны были лежать две стопки заявлений от настоятелей: одна – на присвоение номеров, другая – «в заштат». Епархии начали терять людей. На освободившиеся вакансии оказалось не так-то просто подобрать кандидатов. Сама жизнь в результате заставила искать точки соприкосновения и способы сохранить единство. Преосвященные, секретари епархиальных управлений, благочинные на местах были вынуждены смягчить позицию, договариваться. И, в общем-то, это нормально. Это сыграло положительную роль, поскольку большинство батюшек-антиИННистов благополучно прослужили в епархиях все эти годы и, даст Бог, еще прослужат много лет.

Ижевскую епархию я не знаю, но, думаю, ситуация там мало отличается от других. Все трое священников, нынешних «непоминающих», были прекрасно известны, свою решительность проявляли не раз, и в епархии, и в разговорах в кругу собратьев. Но тут почему-то накипело, и решили сделать заявление для СМИ. Не будь ролика на «Маяке», все бы удалось уладить, как прежде улаживалось. Ну, немного покипели бы, и после объяснений с начальством и какими-то доверенными лицами успокоились. У нас, что ни благочиние в провинции, то, обязательно, двое-трое из десяти батюшек читают соответствующую литературу и опасаются подвоха со стороны экуменизма, номеров и конца света. В монастырях – еще больше. Сам знаю, как благочинным, бывает, звонят священники с приходов и говорят: «Все, больше не могу. Совесть продолжать это не позволяет». Волна за волной ходит, епархиальные собрания бурлят. После какого-нибудь неудачного заявления о католиках или поздравления Чубайса в управлениях хватаются за голову: «Боже, сейчас опять начнется…»

Но в остальном, это очень важно понять, ревнительство показывает себя как церковное явление. Неизвестно, как бы обстояли дела, и каким образом Русская Православная Церковь сегодня выглядела бы, не найдись этих людей, готовых трудиться и нести послушание в самых сложных условиях. Это просто сидеть и рассуждать, когда имеешь дело с академическим богословием и даешь интервью по три разу на дню, по любому вопросу. Совершенно иное – как у одного знакомого священника, которого время от времени тоже заносит в ревнительстве. Представьте: шестеро детей, дом, огород, корова, храм еле достроенный, воскресная школа и еще масса епархиальных нагрузок и сборов. В Москву за одеждой и обувью для детей, поношенными… В провинции – так: рукоположился, получил приход, служит, никуда не сбежал, нет проблем с алкоголем – уже замечательно! В монастыре 4 человека постоянных насельников, конфликт с настоятелем, и вот, владыка уже мчится с гостинцами каждому, ведет разговоры «за жизнь», по душам, только чтоб не разбежались и комплекс не остался без обитателей, брошенный.

Какие курсы катехизации, социальные работники, миссионерские акции! Чистки-проверки-комиссии… Зависимость крайне простая: где не блестит и медом не мазано – там ревнительство. Было и будет. Ревнительство и ничто другое защищает от искушений служебным положением, деньгами, от срывов, депрессий, запоев и прочего. Люди служат Богу и Церкви одним страхом Божиим и терпением, не имея ничего из того, чем по современной психологии человеку полагается себя развлекать и утешаться. Заметьте: это часто хорошие священники, пастыри, которые внимательны и близко стоят к нуждам прихожан. У многих в семьях приемные дети. И у меня язык не повернется осуждать их, кроме, возможно, самых крайних случаев. Потому так мало желающих идти на их место. Передовые и просвещенные предпочитают другие возможности, а отсутствие боязни экуменизма, номеров и Антихриста, увы, в реальности часто сопрягается с отсутствием боязни перед грехом и миром вообще.

Борьба с ревнительством поэтому не входит в постоянные задачи Церкви, как могут подумать. Это не первая, не вторая и даже не пятая по значимости задача. В Церкви, том узком кругу, который собрался, мы все сегодня нужны друг другу. Даже противоречивые и крайние личности, находящиеся как будто на разных полюсах. На самом деле, здесь проблема семьи, которая часто не сознает своей близости и разделяется из-за менее существенных взглядов и поводов. Много ли сейчас желающих служить! И наоборот, мало ли по Руси молодых, здоровых, способных, канонически годных православных мужчин, которые тяготятся послушанием и никогда не пойдут в клир, не составят опоры священнику на приходе по причине драгоценной личной свободы! Вот настоящая драма и настоящее бунтарство. Которые, к сожалению, редко отмечаются и на которые повлиять сложней. Куда сложней повлиять, чем на своих, коллег по корпорации и подчинённых, которым недолго отыскать и примерить административную дубину на голову.

Все параллели с «делом Диомида», в данном случае чрезмерные. Выступление Диомида требовало быстрой и четкой реакции, поскольку это было посягательство на иерархию в Церкви. Смутой была охвачена целая епархия во главе с преосвященным. Непонятно было, с чего начинать, как после этого восстанавливать нормальную церковную жизнь на Чукотке. До запрещения Диомид мог начать рукополагать новых священников. Он объявил Патриарха Алексия II отпавшим и весь Синод отстраненным, а сам себя назначал главой церковного управления, по существу Патриархом. Это совсем другой поворот дела. Трое клириков в Удмуртии не претендуют на захват власти или даже на то, чтобы отъять от епархии храмы. Коротко говоря, они захотели добровольно уйти, только по христианскому разумению и простым приличиям, чересчур громко хлопнули дверью для этого. Но даже и слова их в этом случае нельзя принимать на 100% всерьез, ибо спустя сутки или неделю или полгода каждый из них, возможно, выразился по тем же темам иначе.

Проблема батюшек в том, что они со своим заявлением попали на очень нервный, в политическом отношении, период. Когда за каждым кустом чудится измена, революция и посягательство на вертикали. Журналисты и политкомментаторы выстроили такую на редкость простую и удачную схему: мол, Церковь в нынешнем виде есть департамент государства, а потому выход Волочковой из «Единой России», протест Н.Васильевой, помощницы судьи Данилкина, и протест удмуртских батюшек – звенья одной цепи и признаки того, что «система» рушится.

Нет, она, может быть, рушится, и для тревоги имеется достаточно оснований. Но случай с батюшками в Удмуртии – это совершенно отдельная, внутрицерковная история и особенной связи с политической ситуацией в ней нет. Если кому-то хочется найти фронду внутри РПЦ, то далеко ходить не нужно. Существует известная всем группа священников – «Немолчащая Церковь» – с весьма, я бы сказал, радикальными взглядами, которая в последнее время дополнительно расширилась, приобрела сочувствующих, как можно было видеть по обсуждению выступления о.Алексия Уминского. Все эти белорусские батюшки, протестовавшие против Лукашенко, украинские батюшки, любители самостийности, лица, занимающие ответственные должности в аппарате и подразделениях Патриархии и Синодальных отделах, редакторы СМИ, некоторые из преподавателей православных учебных заведений – СФИ, ПСТГУ, СПбДСиА, Общецерковной аспирантуры ОВЦС, постоянные авторы «Ежедневного журнала», участники обсуждений в блогах, очевидно, куда ближе к оппозиционной политике. Просто, в отличие от ижевских отцов Сергия, Михаила и Александра, все эти люди достаточно искушены для того, чтобы не иметь прямого конфликта с начальством, не выступать лично против Патриарха. И еще: использовать оплошность ревнителей и мягко переадресовать внимание иерархии в другом направлении.

Андрей Рогозянский, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Заявление священников Ижевской епархии о непоминании Патриарха Кирилла
Удмуртские клирики окончательно ушли в раскол
Находящиеся под прещением священники объявили о своем разрыве с канонической Церковью
03.06.2011
Запрещенные в служении клирики Ижевской епархии сравнили Московский Патриархат с еврейским синедрионом
Новоявленные «ревнители» из Удмуртии идут все дальше по пути раскола
22.04.2011
Протоиерей Всеволод Чаплин: Аргументы ижевских клириков схожи с аргументами ультралибералов
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества призвал к покаянию запрещенных в служении удмуртских священников
19.04.2011
«Это способ не решения проблем, но их обострения»
Православные священнослужители об обращении ижевских клириков
13.04.2011
Сохранять духовную трезвость...
О письме ижевских священников, реакции на него и некоторых актуальных проблемах церковной жизни
11.04.2011
Все статьи темы
Последние комментарии