«Нужно думать о том, как максимально использовать Интернет для добра, для служения Богу и Церкви»

Протоиерей Геннадий Беловолов рассуждает о роли и значении интернет-сети

0
556
Время на чтение 4 минуты
Я вспоминаю, как в старые времена меня преследовало чувство, что в прежние века происходили какие-то бурные события, перевороты, люди были очевидцами эпохальных свершений, а мы живем во время будничное и серое. Все это потом сполна окупилось, с одной стороны, в эпоху «перестройки», когда сама Россия оказалась перевернута, и было разрушено ее историческое пространство, и, с другой стороны, в эпоху Интернета начала XXI века.

На наших глазах появилось, утвердилось и все более завоевывает пространство человеческого бытия такое явление, как Интернет. Я все более прихожу к мысли о том, что о нашем времени потомки будут говорить как о времени появления в истории человечества этого изобретения – Интернета.

Конечно, это явление требует осмысления. Мы видим, что оно все более властно вторгается в общественное сознание. По массовости воздействия Интернет охватывает все человечество в целом, объединяет его в одну сеть, в одну систему.

Традиционное деление истории человечества, может быть, придется дополнить понятием наступления эпохи Интернета. По аналогии с обозначениями каменного, бронзового веков, думаю, можно было бы ввести обозначения и по развитию средств массовой информации, произведя деление истории человечества на бумажный век, радиовек (радиолит), телеовек (телеолит), век Интернета, наступивший совсем недавно.

Интернет сегодня властно вторгается в политическую и религиозную жизнь человечества. Вообще, появление новых носителей информации и средств их тиражирования всегда приводило к появлению каких-то новых поворотов и в истории религии. Достаточно вспомнить об изобретении в середине XV века печатного станка, что привело к реформации в Европе. Не то, чтобы до Мартина Лютера не было борцов с церковной традицией, но именно он смог растиражировать свое Аугсбургское исповедание, не только прибив его к дверям храма, но и размножив его. Успех протестантизма во многом связан именно с появлением печатного станка.

В XIX веке, когда появились массовые издания газет и журналов, мы видим целый взрыв сектантства в Новом свете, в Европе. Это связано с доступностью тиражирования текстов, с возможностью их распространения. Появления радио и телевидения привело к понятию «массового сознания» и управления общества с помощью медиасредств. И появление Интернета тоже становится для нас фактором не только научно-техническим, но и фактором, который привносит в жизнь человечества новые ценности.

Интернет, безусловно, уже скоро может вытеснить на обочину книги и бумажные СМИ. Чтение книг, видимо, станет занятием элитарного круга любителей и знатоков литературы и будет, может быть, таким же занятием, как посещение театров и музеев. Газеты, наверное, станут только какой-то формой рекламы, и их будут принимать только как бесплатную раздачу.

Недавно Интернет впервые заявил о себе как о политической силе. Мы стали свидетелями т. н. «интернет-революций» в арабском мире. Массовые волнения и перевороты уже совершаются посредством электронным сетей. И первым плацдармом этой «электронной войны» стали арабские страны, которые, в нашем представлении, были оплотом традиционализма и авторитаризма.

Нужно осознать, что с появлением и развитием Интернета мы вступаем в новую эпоху человеческого бытия. При этом встает вопрос о том, что такой важнейший инструмент управления обществом оказывается как будто бесхозным. Хочется спросить – кто им владеет, управляет, кто за ним стоит, – и увидеть реальных действующих лиц.

Интернет-пространство, в котором человеку дана полная свобода слова и действия, требует от него большой моральной ответственности. Опять же, встает проблема, как эту моральную ответственность можно закрепить духовно и физически.

Невозможно Интернет отменить или вообще пустить развитие человечества вспять. Как техническое изобретение он существенно расширяет возможности человека и, соответственно, возможности как добра, так и зла, как добродетели, так и греха. Нам, православным христианам, нужно думать о том, как максимально использовать Интернет для добра, для служения Богу и Церкви.

В целом православные люди не отстали от жизни и Интернет активно используют. Хотя за 90-е годы так и не удалось создать единого печатного церковного органа, но можно говорить об успехе церковных интернет-ресурсов – это, например, Патриархия.ру, Православие.ру, ну и, конечно, в этот ряд нужно поставить один из наиболее удачных проектов – «Русскую народную линию» (бывшую «Русскую линию»), который стал голосом соборного разума русского церковного церковного народа, площадкой, где свободно обсуждаются самые насущные проблемы нашей Церкви, нашего общества и государства. Эти вещи говорят о том, что Интернет может быть православным и он нужен Православию.

Завершить я хочу свое рассуждение мыслью о том, что в интернет-пространстве, как нигде, требуется различение духов добра и зла. Интернет становится для каждого человека экзаменом на его порядочность, человечность, моральную устойчивость. Пользование Интернетом требует от человека духовной зрелости. Поэтому я бы ограничил доступ в Интернет до того момента, пока человек духовно не созрел, чтобы сознательно делать свой выбор и отвечать за свои поступки.

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург), блоггер, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
«Неужели всё это будет?!»
О встрече Путина со старцем о.Иоанном Крестьянкиным в 2000 году
11.04.2024
«Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором»
К 85-летию мученичества св.Параскевы Известковской (Кочневой)
08.04.2024
Косоворотке — быть!
Путин и Алиханов разыграли блестящий пиар-ход по презентации русского традиционного мужского одеяния
05.04.2024
«Это был символический расстрел самой России»
На месте «Крокуса» нужно воздвигнуть Храм памяти жертв теракта во имя Сорока Мучеников Севастийских
01.04.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02