«Нужно думать о том, как максимально использовать Интернет для добра, для служения Богу и Церкви»

Протоиерей Геннадий Беловолов рассуждает о роли и значении интернет-сети

Я вспоминаю, как в старые времена меня преследовало чувство, что в прежние века происходили какие-то бурные события, перевороты, люди были очевидцами эпохальных свершений, а мы живем во время будничное и серое. Все это потом сполна окупилось, с одной стороны, в эпоху «перестройки», когда сама Россия оказалась перевернута, и было разрушено ее историческое пространство, и, с другой стороны, в эпоху Интернета начала XXI века. 

На наших глазах появилось, утвердилось и все более завоевывает пространство человеческого бытия такое явление, как Интернет. Я все более прихожу к мысли о том, что о нашем времени потомки будут говорить как о времени появления в истории человечества этого изобретения – Интернета. 

Конечно, это явление требует осмысления. Мы видим, что оно все более властно вторгается в общественное сознание. По массовости воздействия Интернет охватывает все человечество в целом, объединяет его в одну сеть, в одну систему.

Традиционное деление истории человечества, может быть, придется дополнить понятием наступления эпохи Интернета. По аналогии с обозначениями каменного, бронзового веков, думаю, можно было бы ввести обозначения и по развитию средств массовой информации, произведя деление истории человечества на бумажный век, радиовек (радиолит), телеовек (телеолит), век Интернета, наступивший совсем недавно. 

Интернет сегодня властно вторгается в политическую и религиозную жизнь человечества. Вообще, появление новых носителей информации и средств их тиражирования всегда приводило к появлению каких-то новых поворотов и в истории религии. Достаточно вспомнить об изобретении в середине XV века печатного станка, что привело к реформации в Европе. Не то, чтобы до Мартина Лютера не было борцов с церковной традицией, но именно он смог растиражировать свое Аугсбургское исповедание, не только прибив его к дверям храма, но и размножив его. Успех протестантизма во многом связан именно с появлением печатного станка. 

В XIX веке, когда появились массовые издания газет и журналов, мы видим целый взрыв сектантства в Новом свете, в Европе. Это связано с доступностью тиражирования текстов, с возможностью их распространения. Появления радио и телевидения привело к понятию «массового сознания» и управления общества с помощью медиасредств. И появление Интернета тоже становится для нас фактором не только научно-техническим, но и фактором, который привносит в жизнь человечества новые ценности.

Интернет, безусловно, уже скоро может вытеснить на обочину книги и бумажные СМИ. Чтение книг, видимо, станет занятием элитарного круга любителей и знатоков литературы и будет, может быть, таким же занятием, как посещение театров и музеев. Газеты, наверное, станут только какой-то формой рекламы, и их будут принимать только как бесплатную раздачу. 

Недавно Интернет впервые заявил о себе как о политической силе. Мы стали свидетелями т. н. «интернет-революций» в арабском мире. Массовые волнения и перевороты уже совершаются посредством электронным сетей. И первым плацдармом этой «электронной войны» стали арабские страны, которые, в нашем представлении, были оплотом традиционализма и авторитаризма. 

Нужно осознать, что с появлением и развитием Интернета мы вступаем в новую эпоху человеческого бытия. При этом встает вопрос о том, что такой важнейший инструмент управления обществом оказывается как будто бесхозным. Хочется спросить – кто им владеет, управляет, кто за ним стоит, – и увидеть реальных действующих лиц. 

Интернет-пространство, в котором человеку дана полная свобода слова и действия, требует от него большой моральной ответственности. Опять же, встает проблема, как эту моральную ответственность можно закрепить духовно и физически.

Невозможно Интернет отменить или вообще пустить развитие человечества вспять. Как техническое изобретение он существенно расширяет возможности человека и, соответственно, возможности как добра, так и зла, как добродетели, так и греха. Нам, православным христианам, нужно думать о том, как максимально использовать Интернет для добра, для служения Богу и Церкви. 

В целом православные люди не отстали от жизни и Интернет активно используют. Хотя за 90-е годы так и не удалось создать единого печатного церковного органа, но можно говорить об успехе церковных интернет-ресурсов – это, например, Патриархия.ру, Православие.ру, ну и, конечно, в этот ряд нужно поставить один из наиболее удачных проектов – «Русскую народную линию» (бывшую «Русскую линию»), который стал голосом соборного разума русского церковного церковного народа, площадкой, где свободно обсуждаются самые насущные проблемы нашей Церкви, нашего общества и государства. Эти вещи говорят о том, что Интернет может быть православным и он нужен Православию.

Завершить я хочу свое рассуждение мыслью о том, что в интернет-пространстве, как нигде, требуется различение духов добра и зла. Интернет становится для каждого человека экзаменом на его порядочность, человечность, моральную устойчивость. Пользование Интернетом требует от человека духовной зрелости. Поэтому я бы ограничил доступ в Интернет до того момента, пока человек духовно не созрел, чтобы сознательно делать свой выбор и отвечать за свои поступки. 

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья (Санкт-Петербург), блоггер, специально для «Русской народной линии» 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: «Нужно думать о том, как максимально использовать Интернет для добра, для служения Богу и Церкви»

(Откровение 21;8) «Боязливых и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая».

Пастырь Валерий / 10.04.2011
Геннадий Беловолов:
Иоанн Кронштадтский вновь посетил Сарапул
О принесении иконы всероссийского пастыря в Сарапульскую епархию
16.10.2019
«Космос научил меня молиться»
Первый в истории человек, совершивший выход в открытый космос, Алексей Леонов умер на 86-м году жизни
11.10.2019
С днем рождения, Романов-на-Мурмане!
Обращение к городу в день его рождения
07.10.2019
Кто защитит наших исторических личностей?
О том, как противостоять «культурной» агрессии против Царской Семьи, подобной фильму «Карамора»
24.09.2019
«Иоанновские встречи» за полярным кругом
На Кольской земле прошли юбилейные торжества, посвященные памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского
18.09.2019
Все статьи автора