Один из трех клириков Ижевской и Удмуртской епархии, запрещенных на днях в служении правящим архиереем в связи с их дерзким обращением к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, протоиерей Сергий Кондаков опубликовал в блоге свое видение сложившейся ситуации.
Безымянная заметка, которая опубликована в блоге отца Сергия, но в которой он именуется в третьем лице, как провозглашается, направлена на то, чтобы опровергнуть «лживые комментарии и заявление протоиерея Михайловского собора г.Ижевска Виктора Костенкова, распространяемые в общероссийских СМИ». Поскольку отец Виктор дал комментарий именно «Русской народной линии», и именно этот текст выложен на сайте Ижевской епархии, под общероссийскими СМИ, распространяющими клевету, видимо, имеется в виду РНЛ. Поэтому мы считаем нравственно необходимым познакомить читателя с ответом отца Сергия.
«Как мы и предполагали, после нашего обращения к Патриарху Кириллу, на нас обрушилась грязная ложь, клевета и гонения, без суда и следствия нас запретили в священном сане, подвергли оскорбительному изгнанию из храмов, в которых мы служили. Мы получили ряд угроз, и, что самое печальное, была организована кампания травли против нас с участием духовенства Ижевско-Удмуртской епархии», - пишет отец Сергий. По его словам, «эта истерия очень напоминает ту травлю, которой подвергались инакомыслящие, в том числе и верующие, в годы тоталитаризма, когда требовали отречься от своих близких и друзей, заклеймив их словами злобы и ненависти».
Особо отец Сергий выделяет комментарий протоиерея Михайловского собора г.Ижевска отца Виктора Костенкова, который, по его словам, является «красноречивой иллюстрацией всей наглости этой лжи». Отвечая на упрек отца Виктора относительно материального благополучия священников, выступивших с критикой тех пастырей, что «утопают в роскоши», отец Сергий пишет, что сам он с момента назначения на завьяловский приход жил в старом и разваливающемся церковном доме, а теперь вынужден с супругой и двумя дочерьми переехать в свою «хрущевскую» двухкомнатную квартиру в Завьялово, «в которой тоже завидовать нечему». «За 20 лет о. Сергий не позволял проводить никакие большие ремонтные работы в своем доме, потому что все деньги шли на восстановление Никольского храма. Именно поэтому напротив возрождённого прекрасного храма стоит покосившийся ветхий дом», - утверждается в сообщении.
«Надо отметить, что до письма к Патриарху никакие негативные высказывания в адрес о.Сергия, кроме положительных высокими официальными лицами Московского Патриархата не произносились», - отмечается в блоге. В пример приводится книга протоиерея Всеволода Чаплина «Лоскутки», в которой приход о.Сергия назван «оазисом нормальной жизни».
Как сообщается далее, отец Сергий в течение 20 лет активно сотрудничал с силовыми структурами, в частности, неоднократно выезжал в зоны боевых действий на Кавказе, за что имеет боевые награды, а также, в течение 15 лет, окормлял заключенных больных туберкулезом в городе Ижевске и был пастырем в воспитательной колонии для несовершеннолетних. За эту работу священник многократно удостаивался наград, и «тем ценнее его высказывание о том, что церковные награды люди должны получать за личные труды и христианскую жизнь». «Отцу Сергию Кондакову часто предлагают выступить в тех или иных средствах массовой информации, много лет он вел православные передачи на радио и телевидении, но ни одной копейки за свою работу в СМИ, как впрочем, и в тюрьмах, и в горячих точках, он не получал. Если у о.Виктора есть другая информация - пусть он её предоставит», - говорится в публикации.
В ответе на комментарий протоиерея Виктора Костенкова также отрицается, что «протоиерея Сергия Кондакова в свое время "попросили" покинуть Москву и выехать, как говорят в народе, "за 101 километр"»: «О.Сергию никогда не предлагали выезжать "за 101-й км.", а приехал он в Удмуртию вместе с еп. Палладием по его приглашению для трудов, связанных с возрождением Ижевско-Удмуртской епархии. Но для о.Виктора, очевидно, непонятна как мотивация поступка о.Сергия, в годы его юности оставившего столицу, чтобы служить Христу, так и желание о.Сергия, о.Михаила, о.Александра пожертвовать личным своим благополучием, чтобы сказать правду».
В сообщении также названо «грязной ложью» утверждение о том, что супруга отца Сергия не живет вместе с мужем. «Матушка Тамара проживает вместе с о.Сергием, хотя, действительно, ей приходилось выезжать в Москву и другие города вместе с приемной дочерью инвалидом для лечения, а о.Виктору, как руководителю Епархиального отдела по социальному служению, это должно быть известно», - отмечается в публикации.
Что же касается обвинений опальных священников в том, что они люди приезжие, которым не близка епархия, то утверждается в блоге отца Сергия, «по меньшей мере странно, когда о.Виктор называет чужаками и "перекати поле" людей, которые большую часть свой сознательной жизни посвятили возрождению Ижевско-Удмуртской епархии». «О.Сергий служит в Удмуртии 22 года, о.Михаил тоже уже немало лет служит в Ижевско-Удмуртской епархии, его матушка - коренная удмуртка. О.Александр в Ижевске родился, вырос, получил высшее светское образование, отсюда пошел служить в армию, а затем, после окончания Московской духовной семинарии и академии, несмотря на предложения остаться в Академии, решил вернуться служить в родную епархию», - говорится в сообщении.
Что же касается «коттеджа» отца Александра, о котором упомянул отец Виктор, то утверждается в блоге, «в течение 6 лет о.Александр жил вместе с матушкой и двумя детьми в маленькой комнате и лишь только в ноябре 2010 года с помощью одного боголюбивого человека смог купить трехкомнатную квартиру на первом этаже. Вот такой "коттедж" был и есть у о.Александра». «О.Михаил, действительно, живет в большом доме вместе с матушкой, сестрой и шестью маленькими детьми, но этот дом не достроен, большая часть комнат не приспособлены к жилью, потому что у о.Михаила просто нет средств», - говорится далее.
Автор блога также утверждает, что действительности не соответствуют слова протоиерея Виктора Костенкова о том, что отец Михаил Карпеев якобы был два раза в США для устанавления контактов с Зарубежной Церковью, поскольку отец Михаил в США вообще никогда не был.
Что же касается свидетельства о том, что протоиерей Виктор Костенков провел с решившимися на обличительное обращение священниками трехчасовую беседу, то, говорится в комментарии, в реальности встреча проходила не более 30-40 минут: «Поехали мы к нему с одной единственной целью. Зная его нравственную нечистоплотность и связь с криминальным миром, о чем он неоднократно хвастливо заявлял нам, мы в мягкой форме предложили о.Виктору для его же блага, не прибегать в борьбе с нами к помощи его "друзей". На что о.Виктор дал нам свое согласие. О.Виктор даже посочувствовал и восхищался нами, хотя мы ни на минуту не верили его лицемерию. О.Сергий с улыбкой предложил ему: "А не возглавите ли Вы нас в борьбе за святое Православие?" На что о.Виктор ответил: "Подумаю"… И потому та наглая ложь о нас, которую озвучил прот. Виктор на всю Россию вызвала в нас чувство отвращения».
«Как низко и грязно современные сергиане могут себя вести в своей слепой злобе против тех, кто противопоставляет лжи слово правды!» - такими высокопарными словами заканчивается заметка в блоге отца Сергия Кондакова.
Трудно судить, кто из пастырей – отец Виктор Костенков или отец Сергий Кондаков – говорит правду. Пусть в этом разбирается Синодальная комиссия, которая, как сообщают на нашем форуме читатели из Ижевска, уже прибыла в столицу Удмуртии. Если и она не разберется, то Господь на Своем суде рассудит.
Тем временем, в блогах появились сообщения, что отец Сергий Кондаков, несмотря на запрет в служении, совершил вчера Божественную литургию в спортивном зале, при этом священные сосуды были взяты из храма. Из размещенного в его блоге видеосюжета можно понять только то, что священник, лишенный возможности служить в храме, призывает своих прихожан идти молиться с ним в дом, дальнейшее неизвестно. Если все-таки он служил, то весьма вероятно лишение его сана и, видимо, уход в настоящий раскол. Что весьма и весьма печально, ибо целый ряд вопросов, поднятых в обращении ижевских священников, вполне справедливы и требуют решения со стороны Священноначалия.