Всегда ли ревнительство приводит к уходу из Церкви?Удмуртский раскол / 02.04.2011
![]() Мне кажется, что, прежде всего, нам всем нужно интересоваться историей Церкви и затем уже обрести для себя серьезный вывод. Церковь никогда не благоденствовала и всегда страдала. Сегодняшнее положение надо сравнивать с историческим ходом церковного корабля. Сравнивать надо болезни нынешние с болезнями прошлого. На фоне того, что было, я не вижу смысла поднимать шум по поводу личности Патриарха Кирилла. Хорошо, что энергичный Патриарх в самое нужное время занимает гражданскую позицию, выступает с проникновенными проповедями. У нас нет механизма, который бы выявлял слабости церковной жизни и врачевал бы эти слабости. Но это не причина для отказа поминать Патриарха на ектеньях. Иначе движение «ревнителей» будет приобретать исключительно полусектанский раскольнический характер. Люди, ревнующие о Церкви, должны стучать во все двери и заниматься, прежде всего, собственной паствой, преобразовывать свои приходы качественнее и лучше. Переживать о вселенском церковном организме – похвально, но надо понимать и свою компетентность в этом вопросе. Патриарх был избран Поместным Собором, Патриарх является одним из тех Первоиерархов Православия, которых поминают как брата и сомолитвенника Предстоятели всех Поместных Православных Церквей. Это аксиома духовной жизни, и вне этого существует только сектанство. Что же касается проблем Церкви, то тут у церковного народа должна быть, прежде всего, благая обеспокоенность ими. Эти проблемы не возникли в течение нашей жизни. Накопление ошибок началось столетиями ранее. Нельзя разрешить проблемы в считанные годы, а нужно сделать анализ, чтобы понять что в наших силах изменить, а что - нет. Еще надо помнить, что Церковь не обещает благополучия на Земле. Если Христос страдал на Кресте, то надо и нам всем поскорбеть вместе с Христом, поплакать. Надо верить в силу молитвы, нужно сострадание к ближнему. Нужно всем нам помнить, что Господь Бог творит по молитвам людей чудеса. Нужен нам также церковный суд, в котором бы разрешались все проблемные вопросы. Нужна также большая степень воцерковленности и культурности мирян, чем она есть сейчас. Почему ревнительство приводит к расколу? Каждый случай надо разбирать в отдельности. Но уходить из Церкви нельзя не по какому поводу. Можно сменить форму подвижничества, можно сменить место жительства, найти другой приход, другого духовника, но ни в коем случае это не должно приводить к радикальному отрыву от Церкви. Мы должны помнить, что все мы – падшие существа. Боль Церкви должна стать моей болью. Главное, чтобы мы находились в каноническом послушании. С семьи, с церковного прихода начинается исцеление. А обо всем остальном надо просить Бога в молитве. Надеюсь, что мы дождемся тех времен, когда все в Церкви будет реформировано в хорошем смысле этого слова. Однако ничего резко изменить нельзя. Нельзя впадать в кликушество. Интеллектуальная элита Церкви в XIX веке возмущалась многим, но тогда никто – ни Ф.М.Достоевский, ни А.С.Хомяков - не помышлял уйти в раскол, все ходили в Церковь, молились и причащались. Почему же теперь вдруг надо избирать какие-то радикальные пути и уходить в раскол? Кроме того, говоря о грехах других, надо иметь в виду, что у всех нас есть свои грехи, и не малые. Рассуждать же о чужих грехах – дело в духовном смысле очень опасное. Также, видимо, в поведении «ревнителей» зачастую присутствует фактор чисто психологической изношенности, усталости. Человек ощущает конец своих духовных полетов, он опустошен борьбой с серостью, с буднями, с грехом и пороком, приходит к печальному тупику и пытается переложить ощущение тупиковости на всю Церковь. Эти люди духовно изношены, в итоге они начинают балансировать на грани отчаяния. Хорошие пастыри, имеющие авторитет, - это, как правило, люди, морально изношенные. В какой-то момент они могут сломаться, и тогда их геройство заканчивается, и начинается духовная немощь. Они, однако, трактуют эту немощь в апокалиптических красках. Это очень важно для понимания раскола. Есть понятие «перегорание священства». Человек сидит, как Иов на гноище, трудился, и что кругом? Они видят, что вокруг ничего не изменилось. В итоге такие люди идут не по пути Иова, а начинают перекладывать вину на других, на Патриарха. Конечно, православный христианин должен иметь и какую-то гражданскую позицию. Однако именно культуры диалога между обществом и Церковью у нас нет. Наши рассуждения, как правило, сводятся к следующей форме: если человек не согласен с моим мнением, значит, он мне чужой. Нужно всем нам научиться внутри самой Церкви культуре общения. Духовенство должно научиться общаться между собой и с паствой. Архиереи должны научиться выслушивать духовенство. Нужно всем нам научиться слушать светских авторитетов, представителей академической науки, а пока у нас нет, к сожалению, никакой культуры ведения диалога. А батюшкам-«ревнителям» надо просто отдохнуть. Протоиерей Андрей Ткачев, сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева, специально для «Русской народной линии» Другие способы помощи |
Другие статьи этого автораДругие новости этого дня
02.04.2011 |
Егор Холмогоров: «Русский вопрос» становится предметом конъюнктуры
Известный публицист убежден, что за разговоры про «нерусского Пушкина» надо бить по физиономии Другие новости по этой теме |
Комментариев - 73
Комментарии
2011-04-08 в 00:50
Дети да и только. Значит, оба войдете в Царствие Господа. Так уж тогда и не ругайтесь.
2011-04-07 в 19:25
А впочем делаете,что хотите,Вы всё равно кроме себя никого не слышите)))Тем более тешить Ваш раздражительный и желчный характер не намерена.
Всего доброго....И да поищите лучше ошибки в своих комментариях,они куда будут по-страшней,чем грамматические.Советую Вам ещё пока как сестра во Христе и желающая Вам только блага.
2011-04-07 в 18:47
2011-04-06 в 23:22
2011-04-06 в 21:59
Ну,что ещё сказать + 1000!
Я вот иногда думаю,может и ,слава Богу,что у некоторых "завязанны руки",жалко только,что на язык замок не повесишь))
Всех благ,главное не унывайте.
2011-04-06 в 13:37
2011-04-06 в 09:38
2011-04-06 в 00:32
Пользуясь, случаем хочу высказать свое мнение по поводу вопроса отца Андрея: - Всегда ли ревнительство приводит к уходу из Церкви?
На мой взгляд, к уходу из Церкви служит не ревнительство, а теплохладность. Иной и о миссионерстве на каждом углу разглагольствует, да не в Церкви он находится, а в преддверии ада. Пустая душа у него внутри. Головешка обугленная. Любит он только поесть хорошо после своих радений, да водочку с коньячком лучших сортов откушать. А ревнитель, даже где-то и заблуждающийся, всегда в Церкви и всегда со Христом, несмотря на гонения, поношения, прещения и насмешки братьев. Хотя лучше меня все уже выразила сестра Ольга. Прошу прощения за мои самоуверенные рассуждения. С Великим постом вас.
2011-04-05 в 23:04
Простите,но Ваш несколько революционный,но искренний крик души совершенно расходится с политикой Вашей же газеты)) Но эта не главная беда,несчастье в том,что взывая к справедливости, Вы иногда позволяете себе писать о Церкви и священнослужителях непозволительные вещи.При чем дураку,простите,это даже несколько простительно,но такому уважаемому и мудрому человеку,который занимается вдобавок ко всему православной журналистикой,которая имеет свою несколько миссионерскую направленность,а значит и ответственность,это непростительно.
Иногда знакомясь с некоторыми православными журналистами,просто рыдать хочется,наскольо некоторые люди не понимают всей ответственности,и насколько выглядит это "убого" в руках людей, по сути не любящих Церковь,а использующих свой материал для каких-то "политических церковных игр и интриг".Может и поэтому некоторые не слишком заинтересованны в православной прессе,наряду с положительными моментами есть очень большие соблазны.
Последнее не про Вас)))Извините....Хотя Ваши политические взгляды в основном разделяю.
С уважением.
2011-04-05 в 20:17
2011-04-05 в 20:13
2011-04-05 в 17:38
Чужое имя раздваивает личность. А "ник", то есть псевдоним, кличка - это маска. Маска же несет элемент магии. Маска - ложь. Православным это следует знать. И делать выводы.
2011-04-05 в 15:49
2011-04-05 в 15:07
Безымянным быть до срока допустимо, жить под кличкой - нет. Чужое имя меняет Вашу сущность.
2011-04-05 в 13:39
2011-04-05 в 13:20
Нищету духа баженных, обретши которую христианин отрекается от земных страстей, ему нечем "приветить" дьявола, и тот бьется о сердце священника как об стенку горох - эту высочайшую блаженную нищету духа сами же священники назвают профессиональным выгоранием, эмоциональной изнешенностью и прочими пакостными словами по Фрейду.
Знаете ли, либо Фрейд, либо Христос.
У Христа нет таких выражений, которыми пользуется автор.
Состояние духа автора - эмоционально окрашенное, профессионально напряженно-активное, горящее ярким пламенем страстей. Не так ли, автор?
2011-04-05 в 12:37
Это ужасно. Эти слова - будущая программа карательной психиатрии. Я совершено не согласна с поступком батющек. хотя многие их вопросы и сама хотела бы задать. Но как можно говорить о какой-то изношенности лили перегорани священников? Это очень похоже на то, как теперь стараются увольнять старых опытных врачей и брать на работу молодняк из института. Это делается для того, чтобы прервалась традиция врачевания и все полностью подчинились фармацевтам. Но, в конце концов - можно не лечиться. А в случае со священниками?
2011-04-05 в 11:42
2011-04-05 в 10:56
Всеволод Чаплин дал официальный ответ на запрос депутата из КПРФ
http://kprf.ru/dep/89853.html
2011-04-05 в 10:53
2. Вы всерьез полагаете, что я буду отчитываться перед Вами?
2011-04-04 в 20:42
2011-04-04 в 20:33
2011-04-04 в 19:56
Уже не в первый раз слышу Ваши жалобы по поводу газеты,и о том,что никто Вам не хочет помогать.Прискорбно,и всё-таки...может дело не только в тех,кто не обращает,но и в самой газете.При всём уважении.
2011-04-04 в 19:48
Точные сравнения,солидарна с Вами!
2011-04-04 в 19:47
увы, с этим трудно не согласится.//
Для Вас с Раковым может и пройдена,для других необязательно.
2011-04-04 в 19:44
и что же явилось результатом этих "трудных переговоров" ?
2011-04-04 в 18:20
Господь знает, как это обращение трех появилось на свет. Нет ничего тайного, и будет надо - и мы когда-нибудь об этом узнаем. Но время и способ действия против церкви и священноначалия выбраны неслучайно. Терминатор правильно написал про время. А вот способ - самый чувствительный , как говорится - под дых. Не от врагов святейший получил такой подлый удар, а от своих чад. Представьте, все равно, что отцу получить от любимых чад, да еще тогда, когда он душу за них полагает!
Милость Божия, что у нас такой патриарх, нам надо сейчас быть как одна дружная семья, в любви и единомыслии, друг друга тяготы носить.
2011-04-04 в 18:16
увы, с этим трудно не согласится.
2011-04-04 в 17:14
2011-04-04 в 13:22
У нас в Русской Православной Церкви есть большие мастера вести диалоги с инославными и нехристианскими конфессиями, но, увы, пока нет специалистов по налаживанию внутрицерковного диалога паствы с церковноначалием.
2011-04-04 в 11:53
ряд высказываний священства в защиту Патриарха и, как уже стало обычным, поиск компромисса: мол, конечно, не все хорошо, но не так уж и плохо.
А мы все ждем, ждем и ждем, когда же Патриарх соберет нас под свое крылышко, заступится за нас. Что с крылышками??
Бедные священники на приходах. Каково им сейчас приходится.. И как-то накаляется обстановка, все-таки придется выбор делать.
Помилуй нас, Господи.
2011-04-04 в 10:15
А Патриарх не священник? Или безгрешный? Или его слова с амвона -- Истина в последней инстанции? Или говорить -- это одно, а поступать соответственно -- это другое?
2011-04-04 в 10:04
Отличный пример - Иов всегда знал, что Господь с ним, несмотря на упрёки друзей и жены - поискать у самого себя грехи за которые Бог наказал его.
А Бог хотел увидеть и показать всем, в т.ч. и нам твердост веры Иова и упования на Господа.
Так что как и при решении убить Христа первосвященник сказал правду - лучше , чтобы один пострадал за многих, так и теперь о. Андрей невольно сказал правду - батюшки ПРАВЫ!!!
2011-04-04 в 09:07
От дорогой редакции: Что за странные претензии? Ваш комментарий опубликован. Наш Вам совет: уважайте труд модератора, дорогая Ольга, не пишите длинные комментарии, не состязайтесь с любителями длинно высказаться. Вообще вчера был выходной. Или Вы считаете, что модератор должен работать круглосуточно?
2011-04-04 в 08:40
Нет, но ревность Господа бичом изгнала торгующих из храма.
Будем молить Господа, чтобы он опять обнажил нечестивых и выгнал из своего храма.
А батюшки ревнуют как раз по разуму!
2011-04-04 в 06:44
2011-04-04 в 02:00
2011-04-04 в 00:02
2011-04-03 в 23:46
Это высшая оценка Вашего духа, Илья. Блаженны миротворцы, алчущие и жаждущие правды, плачущие, нищие духом и т.д. - Вы знаете.
2011-04-03 в 23:15
2011-04-03 в 23:10
2011-04-03 в 22:47
2011-04-03 в 21:45
А общаюсь я с Александром Раковым. Вы сами себя так назвали. Мне этого достаточно.
2011-04-03 в 21:02
2011-04-03 в 20:57
2011-04-03 в 20:54
2011-04-03 в 20:17
В кафедральном соборном Храме Христа он сказал: «Сегодня защищать Православие — значит особым образом свидетельствовать о Христе и о Его истине. Сегодня защищать Православие — значит иметь мужество идти против течения...
Все это требует огромного мужества и силы духа. Все это требует от нас отстраненности от материальных благ, способности в любой момент этими благами пожертвовать. Ничто не должно порабощать наше сердце. Тогда мы будем действительно воинами Христовыми (см. 2 Тим. 2, 3)», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
«Кроме ценностей неразменных, ценностей неразрушаемых в нашем народе нет никаких иных ценностей, которые сегодня бы его объединяли. Поэтому сегодня защита Православия — это защита России. Защита Православия — это защита исторической Руси. Защита Православия — это защита человека от грозной опасности разрушения души и тела», — убежден Святейший Владыка.
«Дорога, по которой нам предстоит идти, — это непростая дорога. Те, кто связывает служение Господу в XXI веке с комфортом, с благополучием, с легким образом жизни, должны сойти с поезда — чем раньше, тем лучше. Это имеет отношение к архиереям, к священникам, к монахиням, к монахам — ко всем. Сегодня на поезде должны остаться только те, кто готов защищать Православие и утверждать его славу», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
(Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси). В свете вышеизложеннаго хочется надеяться на милостивое сердце "печальника" земли русской, Св. Патриарха Кирилла к тем, кто "пошёл против течения". Пусть трое священников из Ижевска в чём-то и погрешили по форме своего выступления. Каноническое право очень непростой предмет и порою знаменитая фраза известного киевского канониста М.Скабаллановича "канонично то, что полезно для Церкви" становится камертоном при руководстве церковными канонами. Будем надеяться, что батюшки уразумели каноны так, как им подсказала их совесть. Да, Святейший Патриарх Кирилл несёт тяжелейшие труды особенно в период, когда электронный концлагерь на пороге нашей Родины, России, "Престола Божиего" (св. прав. Иоанн Кронштадский). Может, время их выступления не совсем удачное. Но, следует чётко осознавать нам, православным, что призывы лишь к нравственному изменению останутся бесплодными. Догматика и нравственность как два крыла одной птицы. Малейшие изменения в вероучении проецируются в нравственные болезни как всего народа, так и отдельных его представителей. И не надо удивляться, что со всеми нами с катострофической скоростью случаются скорбные обстоятельства. Нам завещано Святое Православие, и народ Божий призван к его охранению. Так было на протяжении всей нашей Церковной истории, надеюсь, и будет впредь. А ныне "опальные" священнослужители разделяют нашу, народа Божиего, боль. Просим о помиловании. Ведь так у нас и батюшек не останется совсем. Судя по отзывам прихожан, да и архиерея, батюшки-одни из самых достойных в епархии. Даже страшно за них сейчас, ведь у одного из них шестеро детей. Как сказал св. Паисий Величковский, если хоть день прожил и тебя не оскорбили, то день прожит даром. И это сказано по отношению к каждому христианину. Значит, на деле нужно проявить христианство и не озлобиться на оскорбивших, а уврачевать возникший конфликт всеми возможными способами. Молюсь о ниспослании всепрощающей любви нашему Святейшему, благодарю его и о. Всеволода Чаплина за труды по защите православных от надвигающихся электронных сетей. Помоги нам всем Господи. Да, по поводу раскола есть мнение афонских старцев о том, что предпосылки раскола создаются теми, кто участвует в размывании и искажении Святого Православия. Те же, кто его защищают - исповедники.
2011-04-03 в 19:59
Всё доброе он уже сказал и сделал. Уговорить Ракова высказать во всеуслышание своё мнение относительно общецерковных замалчиваемых вопросов - это оч-чень трудно, для этого ему надо было серьёзно и глубоко передумать и пережить.
А в его слове доброе то, что он - искренне любит нашу Церковь не такой, какой её пытаются "перестроить", а такой, какой спасительной Ей быть - Христовой: в чистой Любви и Истине.
"малодрагоценный камень".
2011-04-03 в 19:44
--------------------------------------------
Слилась не одно столетие назад.
2011-04-03 в 19:42
кланяюсь тебе, брат, твоей любви и подвигу над собой. "малодрагоценный камень".
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.
Зарегистрироваться