Седьмой сон Людмилы Марковны

Грим никогда не плыл

0
3500
Время на чтение 4 минуты

Умерла Людмила Гурченко, королева позднесоветского карнавала.

Для нашего, среднего, и старшего поколения она запомнилась в своих очаровательных ролях глухих семидесятых и предперестроечных восьмидесятых, начиная с «Карнавальной ночи» и заканчивая, пожалуй, «народным фильмом» еще того, прежнего Меньшова «Любовь и голуби». Красивая, музыкальная, искрометная, танцующая. Эталонная актриса позднего советского кинематографа, мечтавшего о Голливудской сказке, виртуозно делая сказку свою, в совершенстве владевшего «эзоповым языком», умевшего держать камень за пазухой. Бурлеск, музыкальная комедия, никакой политики и - легкий флирт с «инакомыслием», «накось, вам, выкуси», так естественно-изящно и тонко, что никакой Суслов не раскусит. Мы тоже можем, «как они», но у нас же никакой «свободы», «политическая диктатура»... Вот, если бы свобода была! Актеры и режиссеры поколения семидесятых играли, играли и уходили один за другим, «задушенные советским режимом». Высоцкий, Шукшин, Шепитько... А она все пела, радуя нас с необычайной силой бурлящей в ней жизнью, яростно пробиваясь сквозь стену тупых запретов партийного официоза и завистников из числа товарищей по актерско-режиссерскому цеху. Посреди этого было место и глубокому, тонкому психологизму, скрытой под маской показной веселости трагедии ранимой женской души («Вокзал для двоих», например).

Жизнь чем дальше, тем все больше погружалась в карнавал, диссидентствующая интеллигенция уходила от реальности во все расширяющуюся во времени и пространстве «карнавальную ночь», следуя все побеждающему учению одного из своих главных «гуру» - Михаила Бахтина, возвращенного из саранской ссылки нежданным капризом (капризом ли?) партийных бонз. Примадонна старела, не теряя живости и оттачивая мастерство. И вот эпоха кончилась, началось совсем новое время. Тут-то и разыгралась на наших глазах ее подлинная трагедия.

Поздняя Гурченко, последних лет пятнадцати, если не двадцати - это нескончаемое переживание по сути своей вполне постмодернистской проблемы - трансформации карнавала. Творческая энергия, вырвавшись из-под пресса формировавших ее, придававших ей твердую форму запретов, вдруг оказалась перед лицом пустоты и - взвыла в отчаянии, наддав своей привычной карнавальной веселости еще больше, взвинчивая до невозможного предела «градус» этого нескончаемого веселья. Последние годы несравненная Люся, стремительно старея и привычно отдаваясь в руки пластических хирургов, не умея остановиться, играла, в сущности, одну-единственную роль - саму себя, которой нечего играть. Это был нескончаемый отчет о проделанной работе - о блестяще проведенном карнавале, в котором поколение забыло себя и страну, чтобы в итоге оказаться у разбитого корыта. Всем, кто помнил ее блестящий и длинный актерский расцвет, смотреть на это было все больнее. Но в итоге - сквозь морок своих блестящих карнавальных приемов - она явила себя как великая трагическая актриса, пережив трагедию страны вопреки рамкам, ненавязчиво заданным ей новой, безвременной эпохой.

Ее энтевешный «Бенефис», снятый к 75-летию - на первый взгляд, вполне постмодернистское принижение ее, кем-то злобно задуманное издевательство над великой актрисой. Здесь уже она прямо играет саму себя и свое неимоверное одиночество посреди бешеной «звездной» популярности. Послушно хвалит все пошлые пародии на саму себя, которые «дарят» ей Галкин и компания. Говорит, что ей якобы нравятся знаменитые «пять минут» с наложенным пародийным текстом. «Но пока я тарахтела, пять минут уж пролетели...» Но, вписанный в контекст новой реальности, разве не страшный, трагический смысл вдруг всплывает из ранее скрытой смысловой глубины с детства знакомого милейшего домашне-новогоднего фильма? «Бродячий мотив» мировой культуры, мотив полночного рубежа, за которым открывается смертельная бездна - вдруг задышал на нас замогильным холодом. «Часы двенадцать бьют» - это они бьют по нам всем; по нам звонит этот колокол.

Посреди кучи дружески-пародийных поздравлений, посреди своего юбилейного одиночества актриса видит «сны» - свои вставные музыкальные номера. Последнее время вообще, а в этом «спектакле» особенно ее «позднее», страшновато-странноватое лицо все больше напоминает театральную маску из китайской народной оперы, а условно-эстетский характер седьмого «сна» неопровержимо показывает, что, на восьмом десятке вступая на самостоятельную режиссерскую стезю, она более чем внимательно смотрела такие нашумевшие и знаковые фильмы недавних лет, как «Герой» и «Дом летающих кинжалов».

Придуманный ею самой сложный костюм седьмого «сна», при помощи нескольких ассистентов затопляющий буквально все сценическое пространство своим нестерпимо красным цветом, матерчато красные «когти» ее, «царапающие» лицо распластанного по сцене партнера - это из области шедевров театральной и кинематографической эстетики, что доказывает, что по глубине чисто профессионального мышления смертельно больная актриса в свои самые последние годы и даже месяцы не уступала и самому Тарантино с его эталонно-учебными «красивыми» кадрами, слишком нарочито лишенными серьезного, глубокого содержания. Надо ли говорить, что эта красная фурия, которой слишком много в условно-эстетском кадре - и есть надевшая карнавальный костюм смерть, не слишком скрывающая свою подлинную, небытийную сущность! Лишь одна эта сцена - ничуть не менее, а куда как более гениальна, чем, к примеру, какая-нибудь фехтовальная драка Умы Турман с семьюдесятью самураями в финале первой серии «Убить Билла» с ее условно-избыточным натурализмом, с литрами «клюквенного сока».

Все-таки она, как настоящий художник, быть может, сама того не поняв, переиграла своих пародистов, поденщиков карнавального конвейера, до конца проживая и изживая на сцене и перед камерой трагедию театральной маски, намертво приросшей к лицу. В одном из последних интервью, данных незадолго до смерти, она говорила, что ей неинтересна жизнь обычной женщины, хозяйки дома, жены и матери, скучно все это. Но зато в театре или на съемках, когда все изнемогают, ей в самый раз; всем жарко, а ей хорошо, у других течет грим по лицу, а у нее - никогда. Актриса до мозга костей, она доиграла жизнь до конца - и умерла. Вы ждете чего-то еще? А больше ничего не будет. Как и положено, актрису похоронят в гриме.

Владимир Семенко, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Седьмой сон Людмилы Марковны

Ю н н а М о р и ц Бродячий мотив Игра не стоит погребальных свеч. Едва успеешь в гроб глазурный лечь, - уж тут как тут вовсю идёт примерка твоей судьбы на каждое бревно, которое само себе равно, и твой покрой на нём глядится мелко. Ты - ватник, фрак, охапка барахла, тебя напялить может хоть метла, чтоб небеса мести на том участке, где огурцы искусства таковы, что желтизна их клянчит синевы для полученья огуречной краски. Ты пущен с молотка, о том и речь. Игра не стоит погребальных свеч, и суеты вокруг себя, и спешки на торжества посмертные свои, на те концерты «пушкинской струи», где ложь воспоминаний - хуже слежки. Кто виноват?.. Что делать?.. Против лома приёма нет и в штате Оклахома. Тебя за ручку тащат школяры, футболят, на тебе съезжают с горки... Прощай! Забвенье лучше и задворки, и уличная песня для дыры. 1998
Александр А.Б. / 31.03.2011, 07:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Семенко
Все статьи Владимир Семенко
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06