itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Если мы и вышли из Египта, то пришли в Вавилон»

Диакон Владимир Василик об исторической общности «советский народ» и причинах ее утраты

0
1981
Время на чтение 7 минут
Ровно 40 лет назад, 30 марта 1971 года, открылся XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза, который завершился 9 апреля. На съезде генеральный секретарь КПСС Л.И.Брежнев заявил о сложившейся новой общности людей - советского народа. Постановлением XXIV съезда КПСС советский народ был провозглашён результатом прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоёв, наций и народностей, заселяющих территорию СССР. А общим языком - языком советского народа - был признан русский язык, что являлось выражением «той роли, которую играет русский народ в братской семье народов СССР».

Об историческом феномене «советский народ» рассуждает известный богослов и историк диакон Владимир Василик:

Необходимо быть справедливыми и объективными. Советский народ действительно существовал. Он был не только провозглашен, но и был реальностью. Он построил великое государство и выиграл Великую Отечественную войну. Это общность, которая, под руководством русского народа, объединила в новое государственное образование народы Российской империи.

«Дружба народов» была далеко не мифом. Конечно, она давалась кровью в прямом смысле этого слова. Подавление мятежей на Кавказе и Средней Азии и их замирение в 20-е годы потребовали значительных усилий. Мы знаем о националистических движениях и во времена войны. Но, все-таки, давайте смотреть правде в глаза. Если бы не единство всех народов Советского Союза во время Великой Отечественной войны, если бы не было обеспечено единство армии и тыла и бесперебойная работа народно-хозяйственного механизма, мы бы не победили.

Поражения русской армии в 1915 году, спровоцировавшие рост оппозиционных настроений и последовавшую за ними революцию, в реальности были не такими катастрофическими, какие были в начальный период Великой Отечественной войны. Страшные удары 1941-1942 гг. были более катастрофическими. Но, при тех страшных лишениях, которые переживал советский народ, никакой революции не случилось. И дело здесь не только в карательном аппарате советской власти. Обезумевшие беглецы сметут любые заградотряды, а голодные люди снесут любые управления внутренних дел. Тем более, что от этих лишений страдали и сами работники внутренних дел, хотя они находились в куда более привилегированном положении. В блокадном Ленинграде умерло 5 тысяч солдат – работников НКВД, правда, преимущественно низового состава.

Строительство советского государства и победа в войне основывались не только на насилии, а на чувстве долга и чувстве общности. Возьмем такой потрясающий пример, как спасение Семенного фонда Института растениеводства им Вавилова. Люди, умирая от голода в блокадном Ленинграде, не притрагивались к этим ценнейшим фондам, понимая, что это будущее страны. А сейчас их едва не уничтожили из-за корыстных интересов некоторых коррумпированных чиновников и жадного стремления богачей получить участки в полоске на уникальных посевных полях Института растениеводства.

Люди поднимались в атаку и шли на дзоты противника, до кровавого пота трудились в тылу, уходили на явную гибель в подполье по другую линию фронта, не имея «страха иудейска», но из чувства долга и преданности общей идее. Эта идея была провозглашена, в нее верили миллионы, и худо-бедно она работала. Это была идея построения идеального общества, общества социальной справедливости. Мы можем говорить о конечной ложности идеи рая на земле, идеального общества при неидеальных людях. Все это нам, православным христианам, очевидно и понятно. Но понятно также и то, что эта идея и этот строй, при всех своих грехах и преступлениях, удержал наш народ от гораздо более худшего. Гораздо худшим было бы после Февраля низринуться в оккультное общество всеобщего потребления, неравенства и монетаризма, - туда, куда пришли мы 20 лет назад.

Что касается общности «советский народ», то эта реальность ощущалась не только во время войны и после нее, но и в годы правление Хрущева и Брежнева. Многие сейчас с ностальгией вспоминают это время. Да, был «железный занавес», но внутри существовала целая ойкумена, целая вселенная. Люди могли свободно поехать в Прибалтику, в Грузию, в Среднюю Азию, на Дальний Восток, и везде себя чувствовать единой общностью, единым советским народом. Везде преобладали дружелюбные товарищеские отношения, везде была возможность говорить на едином языке, и это был великий и могучий, богатый русский язык. Русский народ доминировал в Советском Союзе. И потому, что русский язык и русская культура была обязательной для всех союзных республик, и по числу представителей в органах верховной власти и по тем ключевым позициям, которые они занимали. Это происходило не потому, что русские желали властвовать, это произошло естественно и органично, потому что русские искони являлись государствообразующим народом – и в Московском Царстве, и в Российской Империи, а затем и в Советском Союзе.

Конечно, русский народ более других жертвовал ради этого единства. Но и другие народы вносили свой посильный вклад в государственное строительство. Сегодня мы имеем сложные отношения с республиками бывшего СССР. Среди некоторых маргинальных историков, например, принято упоминать о грузинском батальоне в составе гитлеровских войск. Но на этом фоне мы забываем, что 300 тысяч сыновей и дочерей грузинского народа отдали свои жизни по эту сторону фронта за великий и могучий, единый Советский Союз.

К сожалению, это забывается. Памятник Славы в Грузии был цинично взорван антинародным президентом Саакашвили, который плюнул не только на наше единство, но на могилы своих отцов и дедов. Однако, настоящая слава Грузии не может быть ни взорвана, ни оплевана. И эта слава неразрывно связана со славой и Российской Империи и Советского Союза.

Для жителей Евразии вообще и для русского народа в особенности, ценности коллективизма и общности были несравненно более важны ценностей индивидуальной свободы и индивидуального самовыражения, которые навязывал нам Запад и которые сейчас для большинства народов бывшего СССР являются деструктивными.

Почему разрушилась эта советская общность? Причин может быть несколько. В первую очередь это, наверное, могучий натиск, которому мы подвергались со стороны Запада из-за его стремления уничтожить альтернативу своему пути, которую представлял СССР и который самим фактом своего существования изрядно ограничивал Запад в его потребительских аппетитах и вожделениях. Ведь благодаря существованию Советского Союза как общества социальной справедливости, западным правительствам приходилось идти на ощутимейшие уступки в социальной сфере и в своих странах. После падения Советского Союза большая часть эти уступок была забрана назад. В частности, поэтому жизненно важно было с Советским Союзом покончить. Во-вторых, причиной разрушения советской общности и Советского государства стало постепенное разложение советской элиты, ее стремление к запретным плодам западной цивилизации, желание приватизировать и увековечить то высокое положение, которое они имели благодаря воле народа (чего они в результате и добились на обломках великой страны).

Самая главная причина, безусловно, это - онтологическая пустота в основании, казалось бы, столь прочной конструкции, неспособность сформулировать принципы этой цивилизации не только в морально-этических, но и в метафизических категориях. Ведь, по сути дела, в основу ее был положен принцип того же самого всеобщего потребления, что и на Западе. И цель ее состояла в «догонке и перегонке» западного потребительского общества. Более праведным основанием являлось справедливое распределение социальных благ, но, опять-таки, в случае последовательного проведения в социальную жизнь принципа потребительства мы оказывались беспомощными перед Западом, потому что встраивались в их категории и принимали принцип догоняющего развития.

Вместо того нужно было идти иными путями и выстраивать общество на иных онтологических, прежде всего религиозных основах. Но этого так и не произошло и, более того, это целенаправленно гасилось. Достаточно нерешительные попытки власти идти навстречу Церкви, как это было в сталинские времена и также в брежневское время, иногда спускались на тормозах, иногда сознательно торпедировались – отчасти оголтелой частью коммунистического истэблишмента, отчасти - прямыми «агентами влияния» Запада. В результате Церковь была загнана если не в подполье, то на край общества. Социальная справедливость и церковное учение оказались разведены. Разведены они у нас до сих пор силой памяти о гонениях на Церковь и известной аллергией ко всему советскому, присутствующей в части церковного сообщества.
Много кто говорит о необходимости «изживания советскости» из нас. К счастью, многие из себя эту советскость не изжили. Благодаря этому наше производство еще работает, еще есть честные работники, еще стоит социум на тех людях, которые получили советское воспитание и образование. На некоторых производствах, в особенности военных, до недавнего времени состав персонала был от 50 лет и выше. «В бой идут одни старики». Так что разговоры об «изживании советскости» и аналогии о том, как Моисей водил сорок лет еврейский народ по пустыне, пока не вымерли все, кто помнил рабство египетское, - это, извините, демагогия. Если мы и вышли из Египта, то чтобы прийти в Вавилон, в вавилонское блудилище со всеми его непотребствами.

Другое дело, если мы говорим об изживании советского безбожия, об изживании советской зависти, советского потребительства, чрезмерной надежды на власть, которая «все обустроит». Может быть, это и стоит изживать. Но только на принципиально иных духовных основах, чем на тех, которые предлагают нам либералы. Когда из бодрого советского паренька делают опущенного наркомана, то я говорить об «изживании советскости» отказываюсь.

Можно ли говорить о восстановлении советского строя, о возрождении советской общности? Сейчас, в ситуации повсеместного упадка и уныния, об этом говорить трудно. Но сам факт того, что Россия до сих пор существует, вселяет оптимизм. У оптинских старцев есть пророчества о том, что российских корабль соберется до последнего обломка. Мы верим в это. Только какими путями, жертвами и страданиями это произойдет, знает только Бог. Но - «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса». Господь и не такие чудеса творил в истории человечества и истории русского народа.

Если и говорить о возрождении того потенциала, который имела советская общность, то, учитывая ее крушение, следует помнить: крепкое и здоровое общество может быть построено на основах веры не в человека, а в Бога, на основах не социальной и национально розни, классовой беспощадности, а на основе любви и милосердия. Вот на этих основах и надлежит нам обустраивать грядущую Россию и воссоздавать потерянную нами общность. Как писал Ф.Тютчев: «Единство, — возвестил оракул наших дней, — / Быть может спаяно железом лишь и кровью...» / Но мы попробуем спаять его любовью, — / А там увидим, что прочней...»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

15. 90. Русский Сталинист

@@@ Учите матчасть, потом лезьте в дискуссию @@@, - да, пожалуй, если мыслить матчастью, то по методу червячной передачи и по правилу буравчика совершенно органически и диалектично будет выглядеть и грехопадение Прародителей, и вползание в царство антихриста. А если присмотримся, то заметим, что по-сталински "неразрывно" мыслили и Св.Александр Невский, и Св. патриарх Гермоген, и Св. царь Николай. Старший механик СТО ?
Лебедевъ / 10.04.2011, 18:10

14. Р - сталинисту

Не-е, русофоб, скорее, Вы: 25 сталинских лет противопоставлять 1000 лет России...
Лебедевъ / 06.04.2011, 17:42

13. 79. Cергей

@@@ Вы же не ответили аргументированно на 58, 66 и 67 @@@, - "аргументированно" не получится, поскольку Ваши тезисы из какой-то изотерической тусовки, и с православием не вяжутся: @@@ Если же мы вслед за Восточными Отцами поверим в Промысел Божий и признаем три посмертных места - Рай, ад и естественное созерцание (?!)...@@@ (п.67) @@@...желание защищать Православие оружием есть идолопоклонство@@@ и т.п.
Лебедевъ / 03.04.2011, 16:50

12. 74. о.диакону

Если буду приводить цитаты святых отцев, то, судя по Вашим обвинениям, можно будет ждать упрека в " большевистском размахивании свтоотеческой дубиной". А судя по снисходительному тону, у Вас имеется "святоотеческое " доказательство того, что "египетское" пленение было спасительнее "вавилонского" ?
Лебедевъ / 02.04.2011, 07:56

11. N.- 71

... и помните, фройлян, только ПМЖ на родной русской земле способствует целебной корректировке эсхатологических ожиданий даже самого комсомольского разлива, вроде Вашего ! Честь имею !
Лебедевъ / 02.04.2011, 05:37

10. 58; 66, 67. (в сторону)

В умницы не попал, а из дураков не вышел. (В.Даль.Пословицы русского народа.)
Лебедевъ / 01.04.2011, 16:17

9. Филимонову

@@@ Говорить сегодня о "России" - значит лгать себе и другим во имя каких-то приятных ощущений, которые эти слова вызывают.@@@ Как у Вас всё запущено-о ... Вы так и родную мать, если она не будет не соответствовать Вашим представлениям об истине, со свету сживете. Уж, простите.
Лебедевъ / 01.04.2011, 16:11

8. 52. Natalie

Каждый раз трепещу от Вашего органичного миросозерцания. Судя по постам, мир вокруг Вас состоит из: февралистов…, троцкистов…, сволочей…, предателей…, власовцев..., мужских шовинистов…, дур-баб, выходящих замуж за русских пьяниц и рожающих детей перед концом света. Сдаётся, мне, фройлян, что если даст Господь отсрочку концу этого света - Вы такую «досаду» перенести не сможете.
Лебедевъ / 01.04.2011, 08:53

7. 49. Диакон Владимир Василик

@@@ Без веры, пусть и ложной, ничего бы не состоялось@@@, - так, Вам, значит, всё равно какая вера - лишь бы вера ?
Лебедевъ / 01.04.2011, 08:32

6. 48. Владимир

Судя по всему, у вас там в египетских политинформациях Вам рассказывали только то, что идолопоклонство – это когда вокруг золотого тельца скачут? Увы, Вова, к сожалению, идолопоклонство гораздо ширше, чем Вы себе представляете. А кроме открытых Вами здесь «чеснопоклонников» некоторые умудряются, даже, из «советского народа» идола делать. Если будете расширять и дальше свой кругозор, и кроме Еврипида откроете Евангелие, то обратите внимание на Ап. Павла: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец – погибель, ИХ БОГ – ЧРЕВО, и слава их - в сраме, они мыслят о земном» (Флп 3, 18).
Лебедевъ / 01.04.2011, 08:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Обращение к Президенту России с призывом отменить шоу «Властелин тьмы» в Кремлёвском дворце
27.03.2024
Пора покинуть планету розовых пони
Нелицеприятные вопросы в связи с терактом в Крокусе
25.03.2024
На воре и шапка горит
О заявлении главы Минобороны Великобритании, что «Путин снова своровал выборы, но он не украдет Украину»
19.03.2024
Кто «крышует» украинскую агентуру в России?
Пора властям опомниться и обратить внимание на антироссийскую деятельность на территории Ханты-Мансийского округа, где действует три прихода униатов
08.03.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30