Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Вероятно, митрополит Иона уже не вернется к управлению Православной Церковью Америки

03.03.2011


Отстранение Предстоятеля ПЦА вызвано давлением Константинополя …

В развитии событий вокруг Православной Церкви в Америке (ПЦА, англ. ОСА), присутствуют несколько смысловых аспектов. Но главное, что можно сказать: спор за наследство ПЦА резко обостряется. Эта Церковь, к которой принадлежит много русскоязычных прихожан и сами корни которой во многом русские, по всей видимости, долго не просуществует в качестве автокефальной. В течение более 10 лет в ней происходит управленческий кризис, один за другим сменяются предстоятели, происходят стычки группировок... Имеются проблемы с кадрами, когда не только многие приходы остаются без постоянного настоятеля, но и примерно треть епископских кафедр вакантна.

В данных условиях многие подумывают о том, чтобы присоединиться к кому-либо, перейти под управление более сильной структуры. Существует несколько взглядов на то, как могла бы трансформироваться ПЦА в будущем. До сих пор наиболее тесные связи она поддерживала с Русской Православной Церковью, которую считает для себя Церковью-Матерью, в 1970 г. даровавшей ей самостоятельность. Учитывая, что РПЦ и РПЦЗ в 2007 г. объединились, логичной в какой-то степени выглядела перспектива дальнейшего «русского собирания» в Америке. В другом варианте как выход рассматривается роспуск, и части ее в таком случае добровольно определялись бы с подчинением. Одни вливались бы в состав Московского Патриархата, вторые - в Антиохийский, третьи, скорее всего, переходили бы под омофор Патриарха Константинопольского. Три года назад, когда Собор ПЦА выбирал предстоятеля, вполне могло случиться, что Московский Патриархат принял бы ПЦА под свое фактическое управление. Фигуры лидера среди иерархии ПЦА долгое время не обреталось, и в качестве нового главы ее рассматривался в том числе тогдашний епископ РПЦ Иларион (Алфеев). Но к инициативе американской «дочки» в Москве отнеслись с осторожностью: неурядицы в ПЦА были слишком сильны, а взвалить на себя бремя ответственности за происходящее по другую сторону океана казалось слишком проблематичным.

С тех пор во внутриправославной ситуации произошли изменения. Как центр «церковной глобализации» все активней стал заявлять себя Константинополь. План состоит в том, чтобы ограничить влияние национальных Православных Церквей в так называемых «странах диаспоры» и вместо десятка параллельных юрисдикций - греческой, румынской, сербской, русской и пр. - создать на территории Западной Европы, Америки, Азии, Африки и Австралии единые структуры под управлением Патриарха Константинопольского, именуемого Вселенским. Для Русской Православной Церкви этот план не является подходящим, так как с Константинополем и без того существует немало проблем, а массовый отъезд русских за рубеж создает самостоятельную базу для расширения присутствия в других странах.

Митрополит ИонаВ этой борьбе ПЦА является одним из наиболее крупных юрисдикционных формирований, которое хотела бы привлечь к себе каждая из сторон. Теоретически, в сумме с приходами РПЦЗ и ПЦА у Московской Патриархии в США и Канаде собиралось бы до 900 приходов и монастырей. Это больше, чем у Константинополя. В американских межправославных связях РПЦ, таким образом, получала бы значительный вес. Напротив, переход структур ПЦА к Константинополю создает на североамериканском континенте греческую «мега-юрисдикцию», на фоне которой Русская Церковь с примерно 150 приходами становится почти незаметной. Переселенцы из России будут вынуждены интегрироваться в состав англоязычных мультикультурных приходских общин, а ассимиляция их и обрыв связей с Родиной ускорятся.

В истории с ПЦА, таким образом, просматриваются очертания большой политической игры. Влиятельные международные силы способствуют Константинополю в его курсе на возвышение и централизацию межправославных контактов. Что же касается РПЦ, то, наоборот, странным выглядело бы то, если бы она поступательно наращивала свое присутствие в диаспоре на американской территории, и те же самые политические силы не попытались бы ей в этом препятствовать. В отстранении, пока что временном, митрополита Ионы (Паффхаузена) от управления мы наблюдаем ускорение событий и переход политической игры в острую фазу. По тем скудным сведениям, которые до нас доходят, можно констатировать, что за последний год условное «константинопольское лобби» усилилось, и митрополит Иона, ориентированный на контакты с Москвой, оказался без поддержки своего Синода. Представители ПЦА, которая до сих пор остается не признана многими Поместными Церквями, год назад впервые были допущены и приняли участие в работе Американской Ассамблеи канонических православных епископов - специального объединительного органа, через который Константинополь намерен продвигать свои интересы. И, стало быть, вполне вероятно дальнейшее сближение ПЦА с Константинопольским Патриархатом, вплоть до вхождения его в Американскую греческую архиепископию Константинопольского Патриархата в виде автономного округа.

Наиболее вероятно, что митрополит Иона уже не вернется к управлению ПЦА, а по истечении поста объявит об уходе на покой. На неофициальном уровне в ПЦА его имя и деятельность диффамированы. Никаких решительных шагов, доказывающих контроль над ситуацией и права первенствующего лица, сразу же, по горячим следам им не было сделано. «Молитвенный отпуск» становится формой для передачи инициативы. Выглядит непонятным и странным то, что до сих пор никто не заступился за своего митрополита и не изложил собственной, альтернативной версии событий. По этому можно судить о том, что на Первоиерарха ПЦА и круг ближайших к нему лиц осуществляется политическое давление, а само смещение подготовлено заблаговременно.

Андрей Рогозянский, специально для «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 16

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

16. Тарасий : Письмо с Оклахомщины
2011-03-09 в 18:38

В США другая проблема – самостоятельность. Здесь каждый (включая даже индивидуальные приходы) сам себе хозяин. Каждый приход по закону США – это независимая “корпорация” в юридическом смысле. Каждый приход также независим и в финансовом смысле, и приходские священники фактически являются наемными работниками у своего прихода. Единственное, что связывает приход и епархию – это благословение правящего архиерея. Т.е. если приход замыслил что-то, вплоть до замены непонравившегося священника, то он просит епархию благословить его на это. Епархия не благословит – приход может и в другую епархию податься. То же самое в Америке происходит и с епископатом. В одной юрисдикции епископ не прижился – отправился в другую юрисдикцию.

Теперь, сами американцы имеют соответственный менталитет – “мы независимы”. Этот менталитет разумеется доминирует и в греческих церквях. Единственное, что подбадривает их в поддержании связей с Константинополем – это Греческая Культура (не религия!). По сути ни кто особенно не жаждет отправлять десятину в Истанбул. Но титул “Вселенского” Патриарха им продолжает нравиться и греки очень (иногда даже чрезмерно) гордятся своей культурой. У греков в Америке любимое выражение: “Все произошло от Греков”. Поэтому греческая Церковь в Америке продолжает оставаться под Константинопольским Патриархом. Но отнюдь не так все просто среди других юрисдикций. Например антиохийцы (самая либеральная православная юрисдикция в США) уже давно ждут каких-то подвижек в плане перегруппировки православного управления в США, и пока как бы про между прочим усиливают свою независимость от всех. Приходы ПЦА в своей массе хотя и не проявляют особой политической активности, в виду того, что уже имеют статус автокефалии, но весьма однозначно сокрушаются о попытках “Вселенского” Патриарха воспрепятствовать обретению независимости для греческой церкви в Америке. Я был бы крайне удивлен, если бы нашелся епископ ПЦА, который бы открыто пропагандировал “преимущества” единения с греками под омофором Варфоломея. Наоборот в последние годы наметились серьезные тенденции и сильные подводные течения (как OCL http://www.ocl.org) указывающие на растущее желание православных иметь единую независимую Православную Церковь в США. Патриарх Кирилл в одной из проповедей в Храме Св. Екатерины (подворье ПЦА) сказал, что “связывает будущее Американского Православия с ПЦА”. Митрополит Иона его взгляды полностью разделил. И я думаю, если бы это видение Иона начал бы неспешно воплощать посредством продуманной политической борьбы, то никакие брыкания Константинополя были бы ему не страшны. К сожалению проблема получилась как раз по другим причинам. Одна из причин – это его решительные действия по реорганизации ПЦА. Вторая – это его открытая направленность на Москву. Т.е. тот факт, что он возлагал большие надежды на то, что именно МП поможет ему в достижении цели создания единой Православной Церкви в Америке и “нейтрализует” Константинополь, стало причиной опасения влиятельных епископов ПЦА, что Иона “помышляет об объединении с Москвой”. А они терять свою независимость не хотят.
15. Elena : Andreu
2011-03-04 в 23:05

Da,Andrei, Hrami v Toronto,Clava Bogy est. Konechno, ya pereidy v drygoi Hram, v etom problemi net. Prosto ostalis deti tam, roditeli i ychitelya. Ih jalko. Jalko, potamy chto malo tam bocerkovlennih ludei,detei. Ya ne hochy ckazat, chto ya kakaya-to cil'no vocerkovlennaya bila. No 8 let nazad ya privela cvoih detei v ety shkoly (hodili mi do etogo v Hram Mockovcoi Patriarhii), no tam ne bilo shkoli, a deti rosli i nado bilo ih kyda-to pristroit. Vot tak mi okazalis v etoi shkole. Menya vce tam nastorajivalo crazy, posle ctrogocti Mockovcogo patriarhata jcjbenno. Ya kak roditel vcegda jdala tam moih detei, kogda oni zakonchat zanimat'cya. Inogda deti hodili na clyjbi, ychitelei c nimi ne bilo(ychitelya pili kofe v eto vremya v trapeznoi), ya ctoyala na slyjbe c det'mi i prismatrevala za nimi, ob'aysnyala:kogda nado krestnoe znamenie nakladivat, klanyat'cya i.t.d. Deti veli cebya myagko govorya ne ochen. Eshe bi!!! Ih je nikto ne ychil, ne kontroliroval, mnogih roditeli privodili na babysitting v ety shkoly. Cherez 1,5 goda verite ili net cam Gospod menya postavil tam direktorom. Sama ya ne pedagog, i misli ob etom ne bilo. Prosto bila veryushei, prosto lubila rysskyu istoriu, Carya nashego batushky i drygih nashih Carei i knyazei, prosto bila neravnodyshna k etim neschactnim detyam, nevocerkovlennih roditelei i prosto obladala talantom, kak govoryat organizatora, vce eto i cigralo cvou rol. Eshe raz govoru moei voli zdec ne bilo, nikogda cama bi ne derznyla na takoe mesto vzoiti. Vzoidya, postoyanno procila y Boga pomoshi i y Carya Nikolaya.Oni i veli ety shkoly tol'ko moimi rykami. Kogda prinyala- bila merzost zapysteniya i v dyhovnom i v material'nom plane. Ceichas vce otlajeno, material'no vcya shkola ykomplektovana, prakticheski ni v chem ne nyjdaetcya. Dai Bog komy-to posle menya preymnojit. A glavnoe - dyh cohranit i imet dyhovnyu cvyaz c Carem Nikolaem, shkola-to ego sestri, Ona bila prihojankoi etogo Hrama, v nem Ee i otpevali.Cpasibo Vam za podderjky,ponimanie i pravil'noe ocvyashenie voproca ob Amerikanckoi Cerkvi. S yvajeniem Elena Cioppa.
14. А. Рогозянский : 13. Elena
2011-03-04 в 21:23

Есть ли возможность посещать другой храм? В Торонто, по крайней мере, пять или шесть приходов ПЦА, РПЦЗ, Патриаршее подворье.
13. Elena : Andreu
2011-03-04 в 17:39

Dorogoi Andrei! Ya napisala na foryme malen'kyu toliky, chto proichodit y nas v Hrame. No chto proishodit v Amerikanskoi Cerkvi cydite cami: Iz Kanadckoi eparhii oklevetali Arhiepiskopa Cerafima,(molitvennika) ectectvenno c kafedri ybrali, zatem ckandal v nashem Hrame, mne prishlos yiti, bila razvyazana travlya, chto ya vctala za O.Romana(molitvennika), zatem mi yznaem ob yval'nenie Mitropolita. Cyd'ba moei shcoli v rykah teh ludei, kotorie travili, ih procili izvenit'cya, no kak ya vam pisala eto ne veryushie ludi.Kak eto ni ctranno zvychit, no shcola bila otdelena ot Cerkvi, vijivali mi cami kak mogli material'no, komitet i clishat ne hotel o kakoi-to material'noi podderjki. No ya nahodila cpocobi i batushka predidyshii pomigal t.k. bil odinok. No eti ludi chyvctvyut cebya ochen yvereno i beznakazano. Ya derjalas do poslednego, no vrachi osvobodili menya, t.k. nahojuc v predinfarktnom coctoyanii. Shcola mojet bit i ostanetcya kak forma, mojet oni i postavyat cvoego direktora. No vot, chto dehovnogo tam octanetcya? Ved ya ee i bezdyhovnoi prinyala. Vce vremya molilas Caru nashemy mycheniky(shcola nocit imya Ego cectri), i potihon'ky,potihon'ky cozdali c pomosh'u Boj'ei i Carem Nikolaem horoshyu shcoly. Na chto zamahnylis eti ludi? Oni mctyat mne? Eslibi, ne ponimaya togo cami Boj'e delo oni razryshaut i ne vedaut togo. No ved nas eshe jdet vceh cyd Bojii. Pravda v Amerikanskoi Cerkvi ne vce v eto veryat.
12. А. Рогозянский : На 3, 7
2011-03-04 в 08:56

Объединение вряд ли возможно. Речь идёт скорее о нежелательности того, чтобы ПЦА пошла под Константинополь.
11. А. Рогозянский : Re: Вероятно, митрополит Иона уже не вернется к управлению Православной Церковью Америки
2011-03-04 в 08:51

Здравствуйте, Елена. Рады слышать. Как теперь устроена Ваша и мальчиков церковная жизнь?
10. Читатель : 8. Elena
2011-03-04 в 08:27

Спасибо!
9. Читатель : "заговоры"
2011-03-04 в 08:20

Там где слаб дух - царят заговоры. Они на автомате, как плесень. Плесень не надо искать, но когда берёшь хлеб нужно хотя бы глянуть что берёшь.
8. Elena : Re: Вероятно, митрополит Иона уже не вернется к управлению Православной Церковью Америки
2011-03-04 в 00:52

Gospoda! Ya propabotala 8 let direktorom Rysskoi-Pravoclavnoi shkoli im.Vel.Kn.Ol'gi Alekcandrovni v Toronto. Vce chto proishodit v Amerikanckoi Cerkvi mne ochen horosho ponyatno. Y nas na prihode proishodit toje samoe. Yhodit odin cvyashennik na pokoi, no y nas bil eshe odin cvyashennik: etnicheski rysskii, molitvennik,postnik, vce delal po kanonam. K nam ctali prihodit ludi iz drygih urisdikcii, t.k. clava stala o batushke bistro rasprostranyatcya. Mi veryushie nadeyalis, chto nam ostavyat batushky. Za 8 let moego pribivaniya v Hrame kogda ctal clyjit O.Roman(2goda) potekla molitva, prishli ictinno veryushie ludi, y nas poyavilsya nastoyashii dyhovnik, a na chyjbine eto mnogogo ctoit. No ne vcem eto nyjno bilo i prihod razdelilsya. A zdes v amerikanckoi cerkvi i ne ojidali takogo, zdes vcegda proglativali vce, chto im cpystyat c verhy. Bili cil'nie protivoctoyaniya, davleniya na nas, v konce v koncov nas octalos ochen malo,priezjal cekretar episkopa i zaveril, chto O.Romana nam ostavyat vtorim cvyashennikom, a zarplaty doljen ytverdit komitet.Zdes Cerkov'u ypravlyaet komitet, a ne nastoyatel.Iz 12 chelovek komiteta za O.Romana bila ya odna. Pochemy? Zdes ne nyjen molitvennik, zdes nyjen prosto nanyati imi cvyashennik, chto,i tihon'ko clyjil i trebi vipolnyal, a v dela ne lez. Dyh v amerikanskoi cerkvi mirskoi. Ctarie imigranti prihodyat cuda kak v klyb, deti i vnyki ih pochti ne hodyat, po rysski ne govoryat. Ya staralas v etoi shkole privit detyam lubov k Cvyatoi Rysi, za eto d'yavol bil menya 8 let, nakonec vishib menya iz etoi shkoli. Prihojanam chyjda Cvyataya Rys, oni lubyat "blagopolychnyu Canady". A pochemy tam vce tak i veryushih pochti net v ih Hramah, y nih krizis vlasti, i ochen glyboko pysheni korni liberalizma. Kak ya radovalas dva goda nazad, chto vibrali mitropolitom Iony, molitvennika, hotel 12 monastirei otkrit v Amerike po Afonckomy yctavy... Da ne nyjno im eto, y nih drygie celi.Raz yj mitripolita cvalili, a chto o nas greshnih govorit. Mnogo chego mi tyt yvideli, esli pisat ob etom vi i ne poverite, nam samim inogda trydno poverit chto mi perejili. Inogda hochetcya prosnytsya i skazat sebe, chto eto bil prosto 8-letnii con...Takie vocpominaniya ob Amerikanckoi Cerkvi....
7. Шмелев Михаил : Главное - не навредить.
2011-03-03 в 22:25

Поддерживаю осторожность РПЦ в вопросе слишком тесного сближения с ПЦА. Это троянский конь либеральной терпимости к ересям. У нас своих либералов хватает. А вот владыку Илариона зря удержали. Там бы он был в кругу единомышленников. Сейчас главное - святоотеческая чистота Православия. Будет качество - получим и количество.
6. Сергей Швецов : 5.
2011-03-03 в 19:41

Г-ну Рогозянскому мерещатся не заговоры, ему изредка мерещится, что заговоров нет. В такие моменты он крестится.
5. Дмитрий Матыс : Re: Вероятно, митрополит Иона уже не вернется к управлению Православной Церковью Америки
2011-03-03 в 18:10

Г-ну Рогозянскому опять мерещатся заговоры.

Креститься надо, когда кажется...
4. Ierei Sergii : Re: Вероятно, митрополит Иона уже не вернется к управлению Православной Церковью Америки
2011-03-03 в 16:35

Ochen' neznachitel'noe chislo russkih posesch'aut hramy PTsA. B osnovnom, eto l'udi s russkimi korn'ami, no govor'aschie lish' po-angliiski (v bol'shei stepeni, chem v RPTsZ) i obladaiuschie lish' maloi tolikoi tserkovnogo soznania. S svoio vrem'a v PTsA nasil'no vvodils'a novyi stil', ih prihody sravnitel'no legko pereshli na angliiskii iazyk bogosluzhenia (dazhe kogda eto i ne bylo opravdano demograficheski) i v tselom eta iurisdiktsia propitana duhom neo-obnovlenchestva. Tak po sosedstvu s nami prihod PTsA, gde est' l'udi pomn'aschie russkii iazyk, no vy nikogda ne uslyshite tam pesnopenii na tserkovno-slav'anskom - l'ubye upominania o russkih korn'ah ne tol'ko prihoda, no i vsei iurisdiktsii, prinimaiuts'a v shtyki i sv'aschennikom, i ego matushkoi (o, eta dama ochen' boevaia), i regentom. Amerikanizatsia rasprostroniaets'a na vs'o: zhena sv'aschennika zapreschaet nazyvat' seb'a matushkoi, no, t.k. bat'ushku zovut P'otr, a inogda i prosto Pet'a (Pete, po-angliiski), to i matushka (kotoruiu zovut Cynthia) predstavl'aets'a kak "Mama Pete". Na sobranii duhovenstva RPTsZ v Chicago na Pokrov v proshlom godu mitropolit Iona rasprostron'als'a o tom, chto deskat' nam nuzhno chasche vstrechats'a i takim obrazom obogaschat' drug druga. Na chto sv'aschenniki RPTsZ mnogoznachitel'no peregl'anulis', v tom smysle, chto "chem vy nas mozhete obogatit': novym stilem i sv'aschennikami s britumi schekami i nos'aschimi katolicheskie/protestanskie reverendy?..."
3. Григорий : Вероятно, митрополит Иона уже не вернется к управлению Православной Церковью Америки
2011-03-03 в 16:05

Если я правильно понял - между Константинополем и Москвой идет борьба за первенство в православном мире?

Если да, то очень интересно, какую роль во всей этой истории играет Ватикан?
2. М.Яблоков : Re: Вероятно, митрополит Иона уже не вернется к управлению Православной Церковью Америки
2011-03-03 в 14:43

ПЦА - вполне обновленческая церковная структура. Что вы хотите? Шмеманы сделали свое дело...
1. Александрова Лидия : кризис там перманентный
2011-03-03 в 14:08

Кризис там не десять лет, а все девяносто. До сих пор, видно живут "платоновским" духом, вот - результат. См.: митрополит Платон Рождественский
http://krotov.info/h...90_10_2/1866plat.htm

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме