Дискуссия, возникшая после обсуждения в Тульском городском миссионерском Центре религиозно-философских взглядов рок-музыканта Бориса Гребенщикова, получила свое продолжение. В защиту рок-музыканта выступил известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, в прошлом сам рок-музыкант игумен Сергий (Рыбко). Он опубликовал письмо в адрес Тульского миссионерского центра, в котором заявил, что «с недоумением прочитал о "миссионерском мероприятии" Тульской епархии», сообщает РИА «Днестр». Отец Сергий возмущен тем, что сотрудники миссонерского центра охарактеризрвали Б.Гребенщикова как «экумениста», «оккультиста» и «не православного» человека. По мнению священника, у Гребенщикова «есть вещи, между прочим, более даже православные, чем некоторые произведения А.С.Пушкина», например, «Серебро Господа моего» и др. Игумен Сергий считает, что «они прозвучали на всю Россию в такое время, когда Вера Православная преследовалась властью».
«Православный ли Борис? С точки зрения строгости канонов, ответ не так прост, как получается у вас. Во-первых, БГ крещен в православную веру, во-вторых, считает себя православным, о чем неоднократно говорил и мне в личных встречах, а также не раз заявлял об этом публично, отвечая на вопросы журналистов. В-третьих, Борис имеет духовного наставника, канонического священника Русской Православной Церкви, которого я знаю лично, и у которого он исповедуется и причащается. При всем этом, Борис не скрывает своего многолетнего интереса к восточным учениям и философии. Конечно же, я, как православный священник, одобрить этого не могу. Но и экуменизмом называть это, на мой взгляд, было бы поспешно», - считает отец Сергий.
Обращаясь к сотрудникам миссионерского отдела, игумен Сергий заявил, что, «жестоко осуждая» Гребенщикова, они также «отталкивают от Православной Церкви миллионы почитателей его творчества, большинство из которых являются думающими интеллигентными русскими людьми». По мнению священника, «поспешный инквизиторский суд» миссионерского отдела «слишком жесток». «Подумайте теперь, уважаемые отцы, делаете ли вы что-нибудь доброе, расставляя, как вы считаете, точки над i, не слишком ли большую берете на себя ответственность, не боитесь ли вы Бога, отталкивая миллионы людей, идущих к Православию вместе с Борисом? И не лучше ли вам отказаться от этой бесполезной затеи, и просто извиниться перед Борисом за ваш по сути публичный "суд", который вас никто не уполномочивал устраивать, и уж тем более, выносить на нем оскорбительные "решения" путем "демократического голосования" самозваных "присяжных заседателей" "вкупе с народом"», - заявил отец Сергий (Рыбко).
В ответ на обращение игумена Сергия (Рыбко) известный сектовед, профессор, заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин направил открытое письмо отцу Сергию, текст которого опубликован на сайте Информационно-консультационного центра им. св. Иринея Лионского.
А.Дворкин обращает внимание игумена на тот факт, что существуют «десятки, если не сотни тысяч нынешних поклонниках Бориса Гребенщикова, которые благодаря его творчеству и воззрениям отпали от Церкви (или так и не пришли в нее), увлекшись пропагандируемым им буддизмом или вовсе тоталитарными сектами». «Я лично знаю десятки таких людей (а опосредованно – сотни). Их родители звонят нам в Центр св. Иринея Лионского и с плачем рассказывают о попадании сына или дочери в секту, адептом которой называл себя их кумир БГ и которой они, благодаря этому, заинтересовались», - отмечает сектовед.
Комментируя утверждение отца Сергия о том, что Б.Гребенщиков – православный человек, А.Дворкин заявляет, что «также Гребенщиков публично, отвечая на вопросы журналистов, называл себя буддистом». Может ли "с точки зрения строгости канонов" человек быть православным и буддистом одновременно? Гребенщиков неоднократно заявлял, что считает Богом лидера индийской тоталитарной секты Саи Бабу (кроме всего прочего, неоднократно обвинявшегося в заказных убийствах и педофилии). Может ли "с точки зрения строгости канонов" православный человек иметь другого Бога, кроме Пресвятой Троицы? Гребенщиков называл себя учеником и последователем лидера другой тоталитарной секты Шри Чинмоя, хвастался тем, что получил от него религиозную инициацию и новее сакральное имя Пурушоттама (что означает "выходящий за пределы ограничений"). Может ли "с точки зрения строгости канонов" православный человек иметь своим Учителем кого-либо, кроме Господа Иисуса Христа, принимать от него посвящение и, отрекаясь от своего святого, принимать другое имя?» - вопрошает А.Дворкин.
По словам сектоведа, «с точки зрения строгости канонов» он отпал от нее «и может вернуться в Церковь лишь после публичного же покаяния в своих заблуждениях и через чин воссоединения с Ней».
Также А.Дворкин выразил обеспокоенность в связи с высказыванием о. Сергия по поводу того, что у Гребенщикова есть духовный наставник, канонический священник Русской Православной Церкви. «Значит ли это, что в нашей Церкви существуют двойные стандарты? Представим себе обычного человека, который придет на исповедь с подобным набором верований в одной отдельно взятой голове. Допустит ли его священник до Причастия? Думаю, однозначно нет. Но если этот человек сам "великий Гребенщиков", получается, что обычные каноны Церкви к нему неприменимы? Вот уж воистину человек "выходящий за пределы ограничений"! Но, увы, наша Церковь не знает таких различий. Перед Господом все равны: богатый жертвователь и неимущая вдовица, неграмотный крестьянин и великий писатель Лев Толстой, глухонемой попрошайка из электрички и известный музыкант. Прелюбодеяние – для всех прелюбодеяние, отпадение – для всех отпадение, предательство – для всех предательство. Разница только в том, что тем выше и влиятельнее человек, тем большую ответственность он несет, ибо своим положением соблазняет многих. Почему Церковь публично объявила об отпадении Л.Н.Толстого, а не каких-нибудь рядовых толстовцев? Потому что именно Л.Н.Толстой в силу своего положения и авторитета в тогдашнем обществе соблазнял очень многих и уводил из Церкви, от Христа, от спасения», - пишет профессор-сектовед.
«Вы, заклеймив миссионерскую акцию Ваших тульских собратьев ярлыком "инквизиторский суд", призываете их оставить Гребенщикова в покое, дать ему самому определиться, подчеркивая, что "он же еще не умер, это же живой человек" и может де еще отказаться от своих заблуждений. Но как же ему от них отказаться, когда десятки, если не сотни православных ласкателей в сане и без сана уверяют его, что он православный человек (ну, может, разве что слегка заблуждающийся), что его взгляды и его жизнь вполне (или почти вполне) совместимы с Православием, перед которым он имеет особые заслуги, так как привел в него тысячи людей? Думаю, такой подход опасен не только для тех, кого Гребенщиков соблазняет своими жизнью и высказываниями, но и в первую очередь для самого музыканта, который, не видя необходимости меняться, рискует остаться на всю вечность со своими Саи Бабой и Шри Чинмоем», - говорится в письме А.Дворкина.
По словам сектоведа, «предупредить – четко и ясно, без экивоков, умолчаний и иносказаний – Бориса Гребенщикова о несовместимости его позиции и его жизни с Православием, с Церковью, со Христом – нравственный долг любого пастыря и христианина». «Что и сделали – наконец-то – тульские миссионеры, проявив мужество и не побоявшись нападок и злословия, которые не замедлили на них обрушиться, в том числе и от Вас, досточтимый отче», - подчеркивает в своем открытом письме к игумену Сергию (Рыбко) Александр Дворкин.