Патриарх Кирилл: «Особым торжеством праздник Сретения стал окружаться с VI века» 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Патриарх Кирилл: «Особым торжеством праздник Сретения стал окружаться с VI века»

15.02.2011


В день праздника Сретения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя …

Сегодня, 15 февраля, в день праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.ru. Его Святейшеству сослужили: руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий; начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев); ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев; руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк); московское духовенство.

После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью, посвященной празднику Сретения Господня. «Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник - Сретение Господне. Праздник этот, хотя и установлен в честь встречи Господа с ветхозаветным праведником Симеоном и пророчицей Анной, посвящен Богоматери. По древнему ветхозаветному обычаю на 40-й день после рождения каждый первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу. Происходил этот обряд в Иерусалимском Храме, и матери приносили своих первенцев, посвящая их Богу. В знак этого посвящения приносили жертву - кто какую мог. Люди побогаче закалывали тельцов и овец, а бедные - приносили голубей или горлиц. С этими птицами и пришла Дева Мария в Иерусалимский Храм, чтобы посвятить Богу Своего Первенца, принести Ему в жертву то, что Она могла Богу пожертвовать. Праведный Симеон, по преданию, был одним из тех, кто участвовал в переводе Библии с еврейского языка на греческий, - это перевод, известный в науке под названием Септуагинта, перевод 70-ти толковников. Церковь хранит память о Симеоне как одном из этих толковников. Перевод был выполнен в III веке до Рождества Христова. Когда Симеон переводил известные слова из пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), то усомнился и, решив подчистить текст, взял нож для того, чтобы эти слова убрать из текста; но был остановлен силой Божией и получил внушение, что не умрет, пока сам не увидит то, в чем усомнился», - напомнил Патриарх Кирилл.

«Симеону было много лет, и, наверное, он устал от жизни. И когда Дева Мария пришла в Иерусалимский Храм, то, движимый Духом Святым, он пошел Ей навстречу и произнес те удивительные слова, которые стали нашей молитвой, совершаемой во время вечернего богослужения: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое» (Лк. 2:29-30). И, обращаясь к Деве Марии, Симеон произнес другие пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих и в предмет пререканий; и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец» (см. Лк. 2:34-35)» - удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его Воскресения: Он стал предметом пререканий, и одни, принимая Спасителя, восставали вместе с Ним, а другие, отвергая Его, падали», - сказал Предстоятель Русской Церкви.

По его словам, «это восстание и падение происходит даже до сегодняшнего дня, и пророчество Симеона сегодня так же реально осуществляется в жизни, как то было и в древности. Почему же происходит такое, казалось бы, странное явление - Бог пришел в мир, стал Человеком, явил множество чудес, воскрес из мертвых, основал Церковь, которую не могут одолеть врата ада (см. Мф. 16:18), и, тем не менее, многие люди не принимают Спасителя, не верят в очевидный факт Воскресения, не признают таинственной силы действия Духа Святого в жизни Церкви, остаются нечувствительными к церковной проповеди? И напротив, есть множество тех, кто не просто принял слова Спасителя, но восстал с Ним - и в прямом, и в переносном смысле слова, пройдя через многие страдания, утверждая веру в то, что Родившийся от Девы Марии есть Сын Божий и Спаситель мира. Это утверждение никогда не было простым - ни в самом начале бытия Церкви, ни в течение всей истории, ни в наше время. Но через это утверждение мы восстаем вместе со Христом и мы воскреснем в жизни вечной в Царствии Божием».

«Ну, а почему же праздник богородичный? задается вопросом Патриарх Кирилл. - А потому, что в словах, обращенных к Деве Марии, мы находим евангельское подтверждение нашей веры в то, что Она является Ходатаицей, Молитвенницей за нас: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец». Оружие прошло сквозь Ее душу - страшное оружие созерцания мучений и смерти единственного Сына. Сердце Матери, наверное, разрывалось от этой страшной боли, сопоставимой с физической болью распинаемого Спасителя. Но эта страшная сердечная боль, это оружие дало Ей великую силу прозревать помышления многих сердец. И сегодня Она слышит молитвы каждого из нас, кто с верой, надеждой, силой духовной обращается к Ней. Она прозревает наши мысли, Она прозревает нашу внутреннюю жизнь, Она знает, что нам действительно нужно, а что нет. Через то страшное страдание открылось у Нее особое зрение, в поле которого входит весь человечеcкий род, вся Церковь. Потому мы и называем Ее Матерью Божией и Матерью всех верующих, Матерью Церкви. И сегодня наши мысли в первую очередь о Ней, о Ее подвиге, о Ее вере, о Ее смирении, о Ее любви, о Ее прозрении наших помыслов».

Патриаршее богослужение в Храме Христа Спасителя. 15.02.2011 г. «В этом смысле праздник Сретения имеет совершенно особое место в кругу церковных пращников. Он был одним из первых, которые стала отмечать Церковь, одним из древнейших. Уже в IV веке обретаются проповеди великих святителей, посвященных этому дню: Мефодия Патарского, Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, что свидетельствует о том, что с глубокой древности в честь события Сретения Церковь собиралась на молитву и отмечала этот день. Но особым торжеством праздник Сретения стал окружаться с VI века. В ту пору в Антиохии произошло страшное землетрясение, а потом в Византийской империи вспыхнула эпидемия моровой язвы. Каждый день погибали тысячи людей. Тогда благочестивый император Юстиниан повелел в день Сретения Пресвятой Богородицы совершить великий крестный ход и торжественное празднество; и моровая язва остановилась. Это событие, которое так перекликается со словами старца Симеона «откроются Тебе помышления многих сердец» - то есть откроются Тебе сердца человеческие, с их болью и страданиями, - и закрепило в церковной истории празднование Сретения Господня как великого двунадесятого богородичного праздника», - отметил Предстоятель Русской Церкви.

«Вспоминая это событие, мы должны задуматься о том, что с нами происходит: мы среди тех, кто восстает со Христом, или среди тех, для кого Он - предмет пререканий? Мы должны задуматься также и о том, достаточно ли сильно мы верим в предстательство Божией Матери, способной через Свои страдания реально видеть нашу скорбь и нашу боль и откликаться на нашу молитву. И пусть сей праздник подвигнет нас к еще более бережному хранению священной памяти об этом событии, а также о великом подвиге Богоматери, через который Она обрела силу быть Предстательницей и Молитвенницей о всех нас. Аминь», - заключил Патриарх Кирилл.

По окончании богослужения было совершено славление, после чего Предстоятель Русской Православной Церкви еще раз поздравил всех собравшихся с праздником: «Всех вас, дорогие владыки, всечестные отцы, братья и сестры, сердечно еще раз приветствую с великим двунадесятым праздником Сретения Господня. Прославляя имя Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной, будем помнить о Ее великом даре - даре благодати, даре, который был ответом на благочестивую жизнь Ее родителей, всех благочестивых предков рода Давидова, ответом на Ее собственное смирение, благочестие и чистоту, ответом на Ее сугубое страдание, даре молиться за всех нас, пред лицом Божиим возносить молитву о роде человеческом. Ее святыми молитвами да хранит Господь весь род человеческий, да хранит Он страну нашу, Церковь нашу и всех, с верой и любовью притекающих к Ее пречистому образу и жаждущих Ее Покрова. Аминь. С праздником».




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме