Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года / 14.02.2011


Известный богослов проанализировал проект документа «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления» …

Относительно планов ограничения компетенции Поместного Собора я должен сказать, что они вызывают у меня огорчение и беспокойство. Другое дело, что статус носителей этих планов неизвестен. Это пока лишь предложения одной из комиссий Межсоборного присутствия, это отнюдь ни воля Патриарха, тем более ни Священного Синода или Архиерейского Собора. Поэтому здесь возможна и законна дискуссия.

К сожалению, в последнее время у нас появилась такая не очень хорошая традиция среди некоторых церковных публицистов – оспаривать статус Поместного Собора и говорить, что с точки зрения классической каноники он-де не законен и что подобает быть одним только Архиерейским Соборам. Подобная точка зрения вызывает у меня некое удивление. Стержнем нашего церковного управления является, безусловно, Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а известно, что восстановил Патриаршество на Руси Поместный Собор. Соответственно, оспаривая статус Поместного Собора, мы оспариваем по сути дела статус Патриаршества, потому что в истории известно, что источником Патриаршества на Руси являлась либо царская воля, как это было в 1589 году, либо Поместный Собор, как в 1917 году. Но поскольку Царя у нас, к сожалению, нет, то соответственно у нас остается Поместный Собор. И если мы его делигитимизируем, то тем самым делигитимизируем и статус Патриаршества.

Вторая точка зрения заключается в том, что Поместный Собор 1917-18 г.г. созывался в революционную эпоху, он предложил много сомнительных вещей, единственное, что доброе он сделал, так это восстановил Патриаршество, а про все остальные его дела вполне можно забыть. Такая точка зрения у меня тоже вызывает некое удивление. Как говорится, или признайте плод хорошим и дерево хорошим, или признайте плод плохим и дерево плохим. Как говорится: «Но да будет слово ваше: "да, да", "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37). Напомню, что значительная часть, если не большинство участники этого Поместного Собора, в последствие стали новомученниками и исповедниками Российскими. На их богомудрый разум мы, хоть и в новых условиях, должны ориентироваться.

Теперь относительно формы Поместного Собора. То, что мы знаем про Апостольский Собор 51 года, говорит о том, что это не был Собор одних только апостолов, но собрание, по сути, всех верующих. Хотя ведущая роль на этом Соборе действительно принадлежала святым апостолам. Что касается Доникейских Соборов, в частности, в Карфагене, то мы знаем, что на них пресвитеры и диаконы не только присутствовали, но и имели на них известный голос. В Никейскую эпоху роль священства и мирян с одной стороны резко уменьшается, епископат занимает первенство и получает первенствующий голос, но появляется и новая сторона, а именно, император, который сам созывал Собор, сам или через своих представителей его направлял. Император в известном смысле являл голос верующего народа. Про это забывать не следует. Императорское присутствие на Вселенских и Поместных Соборах уравновешивало отсутствие мирян.

Не стоит забывать о такой специфической форме, которая была в жизни отдельных Поместных Церквей, Вселенской Церкви, как церковно-народные Соборы. Ими прославилась Сербия, в частности, стоит вспомнить хотя бы знаменитый Собор 1220 года, именно, церковно-народный, когда святитель Савва Сербский был не только интронизирован, но и венчал своего брата Стефана Первовенчанного королевской короной. На этом Соборе не только утверждались дела церковные, но и дела государственные. Показательна та беседа о правой вере, которую произнес святой Савва на этом Соборе, когда он призывал своих чад хранить правую веру и заповеди Христовы, провозгласив: «Храня и соблюдая заповеди Христовы, мы не умрем вовек».

Стоит также вспомнить, что и в ситуации отсутствия Императора, во время туркократии Соборы Константинопольского Патриархата также носили церковно-народный характер. В настоящее время в Болгарии тоже существует форма церковно-народных Соборов. В связи с наличием такого опыта, я считаю, что такая форма как Поместный Собор весьма полезна.

Стоит выразить сожаление, что в последние десятилетия Поместные Соборы созывались чрезвычайно редко. Возникает опасение того, что Поместный Собор может стать поводом для церковных нестроений, для смут, для ненужных споров. Я не думаю, что нам надо бояться своего собственного церковного народа, потому что Церковь наша должна быть народной. Другое дело, что подобные опасности могут действительно быть, но их легко устранить, благодаря тщательной подготовительной работе, разумному и репрезентативному подбору делегатов. Кстати, последний Поместный Собор показал, что это вполне реально и осуществимо. Он прошел не только тихо, но и организованно.

Теперь, что касается планов устранить из Поместного Собора вопросы вероучения. Я считаю эти планы глубоко не верными, не правильными, потому что согласно Посланию восточных Патриархов 1848 года, а этот документ в новое время получил статус канонического: вера есть достояние не только Патриархов, не только архиереев, не только клира, но всего народа Божия. Поэтому православное священство и православные миряне должны принимать участие в обсуждении этих вопросов, должны иметь свой голос, чтобы потом не раздавалось голосов типа: «Вы нас не представляете»; чтобы не только архиереи, священноначалие, иереи, но и вся Церковь несла всю полноту ответственности за принятые решения.

У нас любят приводить аналогию между пастырем и стадом, но забывают о том, что овцы-то словесные, то есть овцы разумные. А посему с ними не пристало обращаться как с овцами обыкновенными, в том числе «резать и стричь». Когда Спаситель произносил эту притчу, то имел в виду нечто другое, а именно - жертвенность пастыря и ответное послушание и любовь «овец». Он предлагал слушателям знакомый образ взаимной любви, а не навязчивое подчинение и эксплуатацию. В случае верного понимания пастырства в Церкви, мне думается, что мы найдем правильное понимание проблемы Поместных Соборов и соборности в Церкви и избежим ненужных коллизий, когда у нас по слову блаженного Августина, будет в главном – согласие, в прочем – свобода и во всем – любовь.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 42

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

42. Сергей Швецов : Сельскiй бригадиръ
2011-02-16 в 22:24

...?
Откр.22:20
41. Сельскiй бригадиръ : 40. Сергей Швецов
2011-02-16 в 21:55

Лк.22:31
Лк.18:8.
40. Сергей Швецов : 38. Сельскiй бригадиръ
2011-02-16 в 20:52

Матф.5:15
Лук.8:16
Лук.11:33
Мар.4:21
39. Илья Муромец : Еве
2011-02-16 в 20:01

Не знаю что вам сказать. У нас не лестно вообще отзываются о петербургских духовных школах, относятся с подозрением их выпускникам. Хотя я знал пару выпускников Петербургской Духовной Академии, люди очень достойные ничего плохого сказать о них не могу. С большим удовольствием читал статьи отцов Геннадия Белоболова, Александра Мороза и Владимира Василика очень интересные работы. Что происходит у вас в епархии сказать не могу. Обо всем сужу с мордовской колокольни. Я надеюсь ваш чудик остынет и не будет пороть горячки со своей художественной самодеятельностью. А книги бы модернистов я бы сжег, что бы не смущать малых сих.
38. Сельскiй бригадиръ : 35. Сергей Швецов
2011-02-16 в 19:54

Ин.6:44
37. Сергей Швецов : 32. Сельскiй бригадиръ
2011-02-16 в 19:50

Я как раз понял. Это у Вас противоречие. Раньше литурическая практика могла меняться, а теперь нет? Раньше Церковь имела право на каноническое творчество, а теперь нет? Вместо белокаменного Кремля можно было возвести краснокирпичный, а теперь? Речь ведь не о возврате к каким-то древним обрядам. Какое отношение к древности имеют григорианский календарь и современный русский язык?
А вообще интересно, если у Вас нет, попробуйте вот здесь http://clck.ru/6kAL по ссылке скачать Остромирово Евангелие в фотокопиях. Так выглядел ЦСЯ 1000 лет назад. Сможете что-нибудь прочесть? И кто по-Вашему, будет ратовать за отмену знаков препинания, пробелов, печати (возврат к рукописи). А ведь наверняка были "консерваторы", считавшие все это модернизмом?
36. Сергей Швецов : 32. Сельскiй бригадиръ
2011-02-16 в 19:40

Иак. 3:8-10.
35. Ева : 29. Сергей Швецов
2011-02-16 в 19:29

//Так согласно нынешним консерваторам строить можно только так, как раньше - из бревна и кирпича. И никакого жидкого бетона//

Эх,Сергей,видили бы Вы какие добротные дома получаются из хороших бревен,не то,что эти панельные коробки,которые трещат по швам да постоянно сквозят...))
34. Ева : 32. Сельскiй бригадиръ
2011-02-16 в 19:23

Да,сохранить бы что имеем....А Вы о Древней Церкви,хотя,что там такого ужасного, ничего не вижу.Нет этих реформаторов,которые хотели бы вернуться к Древней Церкви.А если и есть,то это просто фантасты.Древняя Церковь для РПЦ это архаика .Единоверие - как альтернатива и не более того.
33. Ева : 22. Илья Муромец
2011-02-16 в 18:52

""Я знал очень консервативного батюшку, который серьезно относился к богослужению и канонам. Но иногда в его практике богослужения были такие действия, которые не знало вся вселенская церковь.""

Это,наверное,его бесы смущали за его консерватизм...))))
Не знаю насчет того обновленчество это или оплошность с тем или иным священником,лучше,конечно,разобираться.Например как хорошо разъяснила Екатерина Домбровская насчет прп.Иустина Поповича .
Но вот,интересно,те священники,которые радеют за частое Причащение без традиционной подготовки,это как по оплошности или нет?!
Я ведь,простите,что так вдруг включилась в разговор -встретила недавно знакомого,так он начитался о.Шмемана,и слышать ничего не хочет,говорит,что вся эта русская многовековая сложившаяся практика Причащения не та,что была у ранних христиан.Теперь он ратует за реформы в Церкви,и ищет приход,где бы батюшка помог воплотить его идеи в реальность,а не найдет,в чем я сомневаюсь, займется самочинением.
32. Сельскiй бригадиръ : 29. Сергей Швецов
2011-02-16 в 18:47

Наоборот. Вы не поняли.
Это я (снос Кремля) образно описал лукавые уловки нынешних реформаторов, призывающих к возврату к практике Древней Церкви.
31. Сельскiй бригадиръ : миссионеру Швецову, п. 27, разбавляющему фон на форуме РНЛ
2011-02-16 в 18:43

Иак. 3:1-2.
30. Ева : 24. иерей Илья Мотыка
2011-02-16 в 18:23

""Они так одиозны, что могут смутить только Еву. Остальные их не замечают.""

Дай то Бог,о.Илья,чтобы они смущали только меня.Очень я рада и за Вас и за Ваш приход,а вот я живу в Санкт-Петербурге,где из некоторых приходов делают чуть ли не "плацдарм для своих обновленческих экспериментов".Перечислять не буду.В свое время мне говорили - туда ходи,сюда не ходи.Вот и строй после этого "воздушные замки"...А если Вы предлагаете петь песню по типу - "В Богдаде все спокойно!",то это не выход.В РПЦ присутствуют многие смущающие моменты,так лучше их честно обсуждать,а не прятать голову в песок.Итак среди братьев и сестер нет единодушия,все поем на разные лады особенно в отношении традиций и других вопросов,потому что прежде нет единодушия среди взглядов духовенства,что уж говорить о мирянах.
Вы честный и ответственный батюшка,примите мою признательность.
29. Сергей Швецов : 26. Сельскiй бригадиръ
2011-02-16 в 16:54

Замечательный строительный образ. Так согласно нынешним консерваторам строить можно только так, как раньше - из бревна и кирпича. И никакого жидкого бетона! И никому не сметь критиковать наши панельные коробки!
28. Илья Муромец : Сельскому бригадиру.
2011-02-16 в 16:52

Вы не совсем меня поняли ничего он перестраивать не собирался просто так понял настольную книгу священнослужителя и поступал так до сих пор пока ему не указал на его ошибку опытный батюшка, ещё советской хиротонии и семинарским образованием. Молодой батюшка был поставлен из благочестивых мирян. Он не имел духовного образования ориентировался на синодальные репринтные издания и советы более опытных лиц.
Сельский бригадир вы что в серьез верите что кто нибудь в своей богослужебной практике руководствуется работами Шмемана, Меиндорфа или Афанасьева. Все известные мне священники ориентировались на богослужебный устав В. Розанова и литургику Шиманского объясняещую последовательность таинств. Более усидчивые использовывали патриаршую настольную книгу священнослужителя. Каноны читали в толкованиях епископа Никодима Милаша. Примеры из Саранской епархии.
27. Сергей Швецов : 23. Сельскiй бригадиръ
2011-02-16 в 16:50

Вот те раз. А чем Апостолы занимались? А равноап. Кирилл и Мефодий Вам не Отцы? А св. патр. Тихон (при его деятельном участии продолжился и завершился перевод богослужебных текстов на английский язык), а свт. Николай Японский?
Вы в каком-то странном заблуждении пребываете. Россия - не православная страна (как оно Вам кажется), это страна торжествующего язычества и агностицизма. В США воцерковленных православных больше, чем в РФ. И не надо думать, что одной вашей (пусть даже самой пламенной и соборной) молитвы будет достаточно для исправления ситуации. Молитвенников 100 лет назад было побольше, чем сейчас, и не чета нынешним, и чем дело кончилось? До октября 17-го, кстати, осталось всего 6 лет.
26. Сельскiй бригадиръ : Илье Муромцу
2011-02-16 в 16:29

Нынешняя богослужебная реформация часто хитро маскируется благовидным предлогом возвращения к древней традиции, т.е. когда в основу передела или реформы полагается древняя и уже отжившая форма или традиция. Этот приём носит наименование «модернизм через традицию».
Ну, например, давайте снесем московский Кремль в его нынешнем виде ради благого и святого дела сохранения исторического облика центра Москвы: ведь при Иване Калите Кремль выглядел иначе и совсем не так, как сегодня. Вот и давайте восстановим его в первозданном виде.
25. иерей Илья Мотыка : Re: Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора
2011-02-16 в 16:27

Церковный народ скорее смутит растеренность нашего духовенства перед вызовами нового времени. Батюшки пока не как не сформулировали свои позиции по экономическим, политическим, социальным проблемам и новым этическим вызовам. Это я говорю и про свои проблемы так как эти вопросы часто самого ставят в тупик.
24. иерей Илья Мотыка : Re: Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора
2011-02-16 в 16:22

В нашей церкви так много модернистов среди священников, дьяконов и епископов, что из них можно сформировать только две футбольные команды, не более того. Остальные традиционалисты и консерваторы. Про русских необновленцев говорить только время зря тратить. Они так одиозны, что могут смутить только Еву. Остальные их не замечают.
23. Сельскiй бригадиръ : Что традиционно в Церкви
2011-02-16 в 16:16

Прежде всего нетрадиционна сама доктрина миссионерства. Это совсем не традициях Православной Церкви. Нигде у святых Отцев об этом не говорится.
Поэтому все нынешние "миссионеры в законе": Кураев и Ко - это погромщики Церкви.
22. Илья Муромец : Еве
2011-02-16 в 16:02

Конечно желателен консерватизм. Но вы Ева уверены, то что вы называете обновленчеством на сам деле оплошности, оговорки и ошибки. Я знал очень консервативного батюшку, который серьезно относился к богослужению и канонам. Но иногда в его практике богослужения были такие действия, которые не знало вся вселенская церковь.
21. Сергей Швецов : Re: Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора
2011-02-16 в 15:28

Не дурно бы разобраться, что действительно традиционно. На мой вот взгляд, неверно полагать, что традиционна консервация обрядовых форм, языка, календаря. Такая консервация как раз является модернизмом, поскольку традиционна всегда была адаптация. ЦСЯ современного молитвослова отличается от ЦСЯ Феодосия Печерского больше, чем от современного литературного (пушкинского) русского.
Что касается канонов, так среди них есть такие, согласно которым следует запретить в служении и д.Василика (6АП), и даже о.А.Шаргунова (44-45 Карф, например). Кого будем целовать и на полку ставить - каноны, или названных клириков?
20. Ева : 18. Екатерина Домбровская
2011-02-16 в 14:08

Спаси Вас Христос!
Согласна,что скорее всего,уважаемый Сельский Бригадир не совсем точно выразился в отношении прп. Иустина Поповича.
Но разве сейчас в РПЦ,стоя на правильной догматике,не пытается некоторое духовенство нарушать каноны и пренебрежительно относится к традициям.В основном говорят,что главное у нас неповрежденная догматика,богословие,а каноны и традиции что-то переходящее.Вот именно это не совсем верное отношение к традициям не может не беспокоить,и не здесь ли кроется причина того,что сейчас современный православный находится в некотором "двойственном" состоянии и не может должным образом воцерквиться.Нужно возвращать обрядам и традициям то значение и место в церковной жизни,которое они заслуживают.И давать им правильное определение,которое мы все дальше утрачиваем еще со времен раскола.
Иногда просто нет сил наблюдать за этим,а когда предлагается как данность воспринимать,извините,"два в одном" - правую догматику и обновленчесво,то тут уж руки опускаются...
Простите!
19. Сельскiй бригадиръ : Екатерина, ты была не права!
2011-02-16 в 13:27

Однако обновленчество - это подрыв догматики и всего вероучения


Константинопольский патриарх Мелетий Метаксакис, проведший в 1923 году на Всеправославном конгрессе обновленческую календарную реформу, отличался тем, что сочинял замечательные антикатолические статьи в защиту православного учения от папистских лжеучений.
18. Екатерина Домбровская : 17. Ева
2011-02-16 в 13:10

Дорогая Ева, приветствую Вас! Уважаемый Бригадир несколько не точно стилистически выразился, потому что на самом деле все наоборот: только не сразу видно, что поругание обновленцами таких разделов православного вероучения, как аскетика, к примеру, учение о молитве, понимание монашества, понимание взаимоотношений Церкви и мiра (социума), и всей внешней социальной деятельности - непременно начинает подрывать изнутри догматику. Мертвит ее и искажает в конечном итоге. Именно это и делают обновленцы. И это реально можно показывать в каждом отдельном случае.
Но все-таки в случае Поповича - я позволю себе не относить его к обновленцам - такая глубина церковности и православности в нем, такая молитвенность... что его перевод службы на сербский надо считать исключением, но не сигналом о его обновленчестве. Я могу сказать крамолу или нечто неграмотное - это не моя сфера - но мне кажется, что сербский язык ближе к церковно-славянскому, нежели современный русский. Может, это позволило св. Иустину подвигнуться на перевод? А потом, наверное, и любовь-боль о Сербии, которая в чем-то пуще нашего начала удаляться от Церкви. Впрочем, если ошибаюсь - прошу прощения. В заблуждение никого вводить не хотела бы.
Однако обновленчество - это подрыв догматики и всего вероучения - то есть священного Предания Церкви. А если уживается - значит это видимость и что-то одно из двух - не настоящее.
17. Ева : 16. Сельскiй бригадиръ
2011-02-16 в 12:37

//Так что это и нам в России всегда надо иметь ввиду: правая догматика может прекрасно уживаться с обновленческими взглядами//

Да,это в РПЦ пруд пруди.Сохраняя догматику,ломают многовековые традиции.Жуткая двойственность,которая скорее должна быть укоризной,а не чем-то должным.
16. Сельскiй бригадиръ : 15. Сергей Швецов
2011-02-16 в 10:46

Прп. Иустин Попович - замечательный догматист, но именно он приложил руку к искоренению церковнославянского языка из богослужебной практики Сербской Православной Церкви. Частично это ему удалось.
Так что это и нам в России всегда надо иметь ввиду: правая догматика может прекрасно уживаться с обновленческими взглядами.
15. Сергей Швецов : 11. Сельскiй бригадиръ 8. Максим
2011-02-16 в 03:49

Интересно, ни ту ни другую сторону не смущает, что архим. Иустин (Попович) канонизирован именно при экуменисте Иринее? Ну как тут быть - экуменист канонизирует Поповича - о, ужас! Т.е. нет, патриарх Ириней - о ужас! - канонизирует этого(?) Поповича.
Смех и грех.
14. Сергий Агапов : И ели все и насытились
2011-02-16 в 01:12

Уважаемые друзья, позвольте предложить вашему вниманию информацию к вопросу о созыве Поместного Собора:
http://www.bogoslov....t/print/304763.html

Вынужден согласиться с мнением Сергея Швецова о том, что «де факто Поместный собор совершенно тождествен Архиерейскому». Единственное замечание на его вопрос: «О чем копья-то ломать?»

Замечание такое. Всегда ли епископ представляет полноту церковного народа в своей Епархии?
Думаю, не всегда. Особенно если у епископа молоко на губах не обсохло, а он как бабочка летает с одного места на другое. Есть епископы, мне кажется, которые, несмотря на свое полнейшее бесправие и беззащитность перед несгибаемыми и несменяемыми членами Священного Синода, и, несмотря на перемещения наподобие карт в засаленной колоде гебешника из Совета по делам религий при Совете министров СССР, есть и будут епископы, действительно представляющие и защищающие интересы Святоотеческой Веры и православного народа. Но перед нами всегда, особенно благодаря плодотворной и неутомимой деятельности Его Преосвященства митрополита Иллариона будет пример некогда братской Церкви, а теперь позорно опустившейся в пучину беззаконных искажений веры. Я имею несчастных латинян, которых наш неутомимый митрополит пытается вернуть на путь истинный. Вот к чему приводит отсутствие контроля над действиями епископата! Боюсь, даже и думать, но возможно латиняне уже возжигают в синагогах ханукальные свечи. Не приведи Господи, наших дорогих латинян к такому позору.

Что хочу сказать. Не о выборах епископов, это пройденный этап. Не о контроле над епископами со стороны православного Государя, это, будем надеяться, еще будет у нас, если Господь смилуется над нами, и даже не о том, что главнее Поместный или Архиерейский Собор. А пока, по моему мнению, нам всем необходимо требовать открытости в работе Освященных Соборов. Представляет епископ православный народ? Так пусть будет так, чтобы народ знал, как голосовал на соборе его представитель. Голосование должно быть открытым всегда! Церковный народ должен знать, как голосуют Рабы Божии архиереи. А не так как это было на последнем соборе. Тишком да тайком наголосовали, а народ церковный расхлебывай теперь, где Поместный, а который Архиерейский Собор. А что, от Господа, тоже думают схорониться? Нет, как не бегай по синагогам, от Господа не убежишь.
Вот и все, что мне убогому хотелось вам сказать. Мира и добра и открытых голосований всем.
13. Екатерина Домбровская : 11. Сельскiй бригадиръ
2011-02-15 в 22:11

Уважаемый Сельский Бригадир: выскажу крамольное сомнение (про Вашего оппонента Максима не говорю - не интересно): а вот что касается проф. Кураева,я почти уверена, что Догматику Поповича он даже очень неплохо изучил в свое время. А вот последователи - это уже иное племя...
Или Вы считаете иначе?
Я могу ошибаться, что высокомерное отношение таких как Максим к догматике Поповича - есть свидетельство примитивной рационализации богословско-образовательного процесса. Эта Догматика- подлинное чудо. Она светится! Она свидетельствует о догматах Церкви в адекватном им благодатном свечении. А это - большая редкость. Великая молитвенность Поповича - сказывается на всем, что он писал и благодаря чему (высокой молитвенности) он проникал в недоступные рационалистам-догматистам с убогой умовой верой - глубины бытия. Догматика, написанная с любовью и любовью.. Другого у прп.Иустина и быть не могло.
Ну, а максиму оставим энциклопедию православия пера митр. Илариона. Каждому - свое.
12. Екатерина Домбровская : 11. Сельскiй бригадиръ
2011-02-15 в 21:53

Сельскому Бригадиру - за уважение к догматике прп. Иустина (Поповича) наш глубокий респект. Прекрасная догматика! А ее автор - святой человек, у которого надо учиться искусству святости.
11. Сельскiй бригадиръ : 8. Максим
2011-02-15 в 21:08

Если вам нечего сказать по существу - то высмаркивайтесь в свой носовой платок, а не на публику. А иначе слишком дурно пахнет.
Не мне придется доказывать, что Римское право связано с церковно-каноническим правом и является одним из его источников, а Вам придется доказывать, что оно с ним не связано. Такова презумпция права, установившаяся в современной науке. Если Вы и это не признаете, то я беседую не с профессионалом, а с профаном.
Итак, жду от Вас конкретных аргументов. Патриарх-экуменист Ириней не вечен, а догматика св. Иустина Поповича вечна. Изучайте ее, а не книжки профессора Кураева.
10. Вадим : Максиму
2011-02-15 в 20:07

Догматика Поповича не является общецерковной догматикой! Я эту догматику за догматику не принимаю.

А Вы что, Церковь?
Государство это я?
9. Сергей Швецов : 7. Диакону Владимиру Василику
2011-02-15 в 14:17

Не в состоянии ответить по существу, придираетесь к форме?
Ладно, я не гордый. Оставлю от вопроса вторую часть:
На Поместном соборе мирян будет не более 20% от состава собора. И все равно архиерей будет решать , кому ехать на собор, и уж точно поедут не те, кто может пойти против воли своего владыки. Так что де факто Поместный собор совершенно тождествен Архиерейскому. О чем копья-то ломать? Ну, и с Филимоновым (№5)я конечно целиком согласен.
8. Максим : Re: Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора
2011-02-15 в 11:40

Сельскому бригадиру #6
//Послание 1848 г. многими своими пунктами входит в догматику Православной Церкви.// Чушь несете, полнейшую! Догматика Поповича не является общецерковной догматикой! Я эту догматику за догматику не принимаю. Тем более, патр. Ириней вообще ее запртели у себя там в Сербии... А Римское право вообще здесь не к месту, ибо восточное каноническое право развивалось соврешенно обособлено от римского. Так что отдыхайте, мил человек...
7. Диакон Владимир Василик : Re: Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора
2011-02-15 в 04:37

монах - 1 шт.
монахиня - 1 шт.
поп - 1 шт.
мирянин - 1 шт.

Сергей, а почтительней к духовному званию нельзя ли? Что за тон (поп)?
Вы что, прямиком с курсов научного атеизма?
Либо меняйте тон, либо дискутируйте в менее приличных местах.
6. Сельскiй бригадиръ : 4. Максиму
2011-02-14 в 22:04

из какого сонника вы взяли, что "Послание восточных Патриархов 1848" получил канонический статутс?? У кого получил? Кто рецепировал эти послания? Эти послания восточных патриархов полная историческая ерунда


Каждый патриарх является голосом своей Поместной Церкви. Русская Церковь в 18 веке за лишилась Патриарха. (то что за грехи - читайте работу свт. Николая Сербского "Библия и война"). Если бы был в то время русский Патриарх, то он по всей видимостью присоединился к этому Окружному Посланию 1848 г. Раз Вы поднимаете такие канонические вопросы, то Вы непременно должны быть знакомы с Римским правом, на основании которого Церковь строила свою иерархическую дисциплину. Так вот, согласно нормам этого права, договоры могут заключаться как на основании подписи двух и более сторон, так и на основе обмена письмами первых лиц государства. И в том и в другом случае договор имеет правовую силу. Кстати сказать, один из важнейших договоров Российской Империи был заключен именно вторым способом. По второму способу было составлено и Окружное послание патриархов 1848 г. Поэтому оно имеет правовую силу в рамках церковного домостроительства. Послание 1848 г. многими своими пунктами входит в догматику Православной Церкви.
См. напр.: догматику свт. Иустина Попоповича.
5. Филимонов : Re: Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора
2011-02-14 в 20:25

"Так что де факто Поместный собор совершенно тождествен Архиерейскому. О чем копья-то ломать?"

- так в том и дело, что требованиям "церковной демократии" конца не будет никогда. Соберут Поместный собор - скажут, неправильный он, потому что не было свободных выборов. Разрешат (не дай Бог) "свободные выборы" - опять окажется все не так: "почему нас не выбрали?" Выберут даже кого-то из них - опять окажется собор "разбойничий и волчий", ибо там не примут резолюций о прославлении Распутина, Талькова и Вити Цоя, к примеру. Ни к чему нам вся эта игра в "народное представительство", и ни к чему хорошему оно, мне кажется, не приведет.
4. Максим : потому что согласно Посланию восточных Патриархов 1848 года, а этот документ в новое время получил статус канонического
2011-02-14 в 20:12

отец диакон, из какого сонника вы взяли, что "Послание восточных Патриархов 1848" получил канонический статутс?? У кого получил? Кто рецепировал эти послания? Эти послания восточных патриархов полная историческая ерунда, и никакого канонического значения эти послания не имеют!
3. Алексей : добрый пастырь жертвует собой ради стада ему врученного
2011-02-14 в 18:10

У нас любят приводить аналогию между пастырем и стадом, но забывают о том, что овцы-то словесные, то есть овцы разумные. А посему с ними не пристало обращаться как с овцами обыкновенными, в том числе «резать и стричь»

Вот именно, поэтому православный пастырь и называется добрым пастырем, а не "чеченцем".
2. Просто читатель : О чем копья-то ломать?
2011-02-14 в 13:48

Поместный Собор должен сохранить все свои канонические функции. Даже если в нынешних условия - это фактически расширенный Архиерейский собор. Иначе дух папизма будет узаконен в РПЦ со всеми вытекающими последствиями. И пикнуть не дадут!
1. Сергей Швецов : Re: Диакон Владимир Василик: Меня огорчают и беспокоят планы по ослаблению Поместного Собора
2011-02-14 в 13:07

Мне вот не понятно, отчего вдруг такие надежды на Поместный собор. От каждой епархии туда собираются:
архиерей - 1 шт.
монах - 1 шт.
монахиня - 1 шт.
поп - 1 шт.
мирянин - 1 шт.
Т.о., мирян будет не более 20% от состава собора. И все равно архиерей будет решать , кто из монахов-монахинь-попов-мирян поедет, и уж точно поедут не те, кто может пойти против воли своего владыки. Так что де факто Поместный собор совершенно тождествен Архиерейскому. О чем копья-то ломать?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме