Не к лицу священнику жалеть о чьем-либо милосердии и призывать к смерти кого-либо. Не к лицу священнослужителю присоединяться к улюлюкающей и жаждущей крови черни. На Руси существовала прекрасная традиция среди духовенства – печалование об опальных и приговоренных к смертной казни. За печалование об опальных боярах, в частности, митрополит Московский Филипп заплатил своим первосвятительским престолом и, возможно, жизнью.
Напротив, поощрение смертной казни характерно для священнослужителей совершенно иной традиции, иной религии и иной эпохи. Хотя всякое сравнение хромает, невольно напрашивается и очень далекая аналогия, когда известные священнослужители кричали «Распни Его!».
Поэтому в последнем высказывании о.Георгия я вижу измену культурному коду, культурной традиции старой России. А ведь о.Георгий привык себя позиционировать как человек старой России. Но что характерно было для той России? Бессмертны пушкинские сроки: «Что в мой жестокий век восславил я свободу / И милость к падшим призывал».
Посмотрим, например, на дело декабристов. Они были явно виновны выше головы. Но даже такие консервативные деятели как Александр Семенович Шишков, Николай Михайлович Карамзин просили Царя о снисхождении к ним. Вспомним и равновесные тютчевские строки, в которых он сказал и о вине декабристов, и в то же время выразил к ним сострадание как к несчастным и заблудшим людям:
Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил,-
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена-
И ваша память от потомства,
Как труп в земле, схоронена.
О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула-
И не осталось и следов.
Вот так относились великие деятели и писатели старой России к обвиненным и осужденным. А то, что продемонстрировал о.Георгий, напоминает мне процессы 30-х годов и улюлюканье типа «никакой пощады белогвардейскому охвостью!», «расстрелять, стереть в лагерную пыль!» и т.д. В этом смысле меня о.Георгий очень удивил. Он позиционирует себя как антикоммунист и очень не любит Сталина, а между тем присоединяется к худшим традициям политических процессов 20-30-х годов.
Перейдем к исторической конкретике. Деятелей Верховного совета Российской Федерации, в отличии от декабристов, обвинить в вероломстве невозможно. Обвинить в этом можно только Бориса Ельцина, который нарушил существовавший на то время закон и разогнал законно избранный парламент страны, применив при этом военную силу и допустив большое количество жертв.
Будущие историки еще рассмотрят и оценят по справедливости историю 1993 года. Одна из правоподобных версий событий кровавого октября 1993 года - это позорная урановая сделка, по которой США за весьма небольшие деньги передавалось несколько сот тонн оружейного плутония, некогда находившегося в боеголовках ракет стратегического назначения Советского Союза. Верховный Совет же стоял на пути этой сделки, за что и был разогнан.
Тем не менее, Ельцин после этого беззакония все-таки совершил если не нравственный, то политически разумный поступок и не стал преследовать деятелей оппозиции. И здесь меня о.Георгий удивил уже как историк, по крайней мере как выпускник исторического факультета. В 1993 году поддержка Ельцина была не абсолютной и далеко не очевидной. Многие его не поддержали, в том числе и Совет народных депутатов Санкт-Петербурга и Ленобласти (в результате чего был разогнан). Очень многие отреагировали на расстрел Верховного Совета с ужасом, омерзением и отторжением от власти. В случае расстрела защитников Белого Дома страна, вероятно, оказалась бы ввергнутой в пламя гражданской войны.
О.Георгий Митрофанов не только совершенно не знает русского народа, как заметил Сергей Бабурин, он его к сожалению и знать не хочет. Чему было бы рукоплескать в этом случае? Грабительской прихватизации по-чубайсовски? Безработице и хронической невыплате зарплат? Взлету организованной преступности и этнопреступности? Информационному цинизму? Беспредельному обогащению одних и обнищанию других? Беспомощности властей в решении проблем национальных окраин?
Защитники Белого Дома в меру своих возможностей и своего разумения все-таки отстаивали интересы народа. Ельцин же отстаивал интересы финансовой олигархии и немногочисленной либеральной интеллигенции. О. Георгий, к сожалению, показал, что он не с народом, а против народа, как он это показывал неоднократно, в частности, в поднятой им дискуссии по поводу генерала Власова. Это весьма огорчительно. Потому что, будь это его личным делом, это обладало бы опасностью только для его духовной жизни. Но, к сожалению, многие воспринимают о.Георгия, благодаря его известности в медийных кругах и программе Александра Архангельского, как лицо Церкви, хотя это что далеко не так. Напротив, создается впечатление, что информационная деятельность о. Георгия имеет очень малое отношение к Церкви. Скорее она имеет отношение к известным светским структурам, которые не желают блага России. И в этом смысле выступления о. Георгия - это некий индикатор. В 2007 году он произносит свои власовские проповеди и интервью, где восхваляет эвтаназию. Вскорости Евросоюз принимает известное постановление по равнопреступности гитлеровского и сталинского режимов и постановление о допустимости и законности эвтаназии. В 2009 году о. Георгий издает свою книгу и в СМИ начинается грязная возня вокруг нашей Победы.
Показательно, что заявление о.Георгия резко контрастирует с заявлением Владимира Путина по поводу переименования Кирова в Вятку, где он заявил, что «нам нужно вообще прекратить делить всех на "белых" и "красных"» и сказал о том, что не нужно «создавать проблемы и раскалывать общество». Я не согласен с Путиным в том, что переименование Кирова в Вятку расколет наше общество. Скорее наоборот возвращение к истокам его только консолидирует. Но по сути дела Путин прав в том, что раскалывать общество нельзя. А ведь именно это своими речами и делает протоиерей Георгий Митрофанов.
В своей рецензии на книгу «Трагедия России» ваш покорный слуга во время оно уже отметил эту черту священника, когда он совершенно бездоказательно заявил, что большая часть нашего общества в советские времена «служила злу»:
«К сожалению, для этой книги характерны бездоказательные и ничем не обоснованные, зачастую оскорбительные утверждения, типа: "Наше общество состоит из людей, в подавляющем своем большинстве живших во лжи, служивших злу и сейчас упорно делающих вид, что вся их жизнь проходила в служении правде. Они "служили России" - называлась ли она Советским Союзом, называется ли она Российской Федерацией, - а на самом деле эти люди, не способные вот так честно и последовательно, как генерал Власов и его сподвижники, перечеркнуть свою прошлую неправую жизнь, служили не России и служат не России, а служат только себе" (с. 156). Что же - зачислим ли мы в этот список ликвидаторов чернобыльской аварии, ветеранов Афганской и Чеченской войны, военных, прошедших и гарнизонные скитания, и горячие точки, и нищету и презрение девяностых, и инженеров военных заводов, месяцами не получавших зарплаты в начале девяностых, но не уходивших с оборонных заводов, бессребреников-преподавателей, отдававших свое время и душу ученикам? Пусть читатель судит сам, но, обозрев свое окружение, я почти не нашел людей, соответствующих приговору о.Георгия. Не знаю, может быть, мне повезло. Зачем всех мазать дегтем и считать, что честное исполнение своего долга было и есть служение некоей «империи зла»? Что оставалось честным труженикам и защитникам СССР (а сейчас России) - легально или нелегально бежать в "Империю добра" через Вену или Израиль? Или, более того, обратить против своих сограждан оружие, имея пред глазами светлый облик генерала Власова? К чему призывает о. Георгий? К гражданской войне?»
Высказывания о.Георгия говорят не только о его страстности, но и о его непрофессионализме как священника. Вспоминается известная песенка из фильма «Три мушкетера» - «Но страсть в душе священника смешна». Надеюсь, что наши сограждане будут достаточно благоразумны, чтобы подобные высказывания о.Георгия всерьез не воспринимать и голосом нашей Церкви не считать. Ибо Церковь учит тому, что во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни раба, ни, добавлю, - памятуя слова Владимира Путина, - ни красных, ни белых.
В завершение еще раз отмечу, что мне искренно жаль о. Георгия как человека и пастыря. Войдя в многоходовую политическую игру, он так и не понял, в какую страшную ловушку он попал. И не случайно святая Церковь разработала каноны, нарочито осуждающие политическую деятельность священнослужителя: «Пресвитер да не принимает на себя мирских попечений».
Попечение таковое может и убить. Наглядный пример тезка о.Георгия - священник Георгий Гапон, который раздувал революционный пожар и сгорел в нем. Дай Бог, чтобы о. Георгий Митрофанов вспомнил и осознал слова Спасителя об участи того, «кто соблазнит одного из малых сих».
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»