Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Решения Архиерейского Собора знаменуют новый этап в жизни и развитии Русской Православной Церкви

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года / 31.01.2011


Диакон Владимир Василик выразил удовлетворение работой Собора и назвал ее широким соборным творчеством …

Я пристально следил за работой Архиерейского Собора, внимательно прочел доклад Святейшего Патриарха и весьма удовлетворен результатами. Вопреки опасениям, все было достаточно логично, предсказуемо и достойно. Никаких сюрпризов никем преподнесено не было, за исключением о. Андрея Кураева, - но даже это за сюрприз считать не следует. Нынешняя схема подготовки и проведения Соборов выглядит достаточно привлекательной: вначале широкий круг экспертов готовит документы, затем их обсуждает Синод, после чего они выносятся на Архиерейский Собор. Это можно назвать широким соборным творчеством. 

Стоит только приветствовать частоту Архиерейских Соборов, - так он действительно становится работоспособным органом, каковым им было являться достаточно трудно при сборах раз в четыре года. Согласно каноническому праву, Соборы должны собираться два раза в год, а в случае невозможности – раз в год. Раз в два года, с точки зрения византийского права, - это, может быть, и редко, но, учитывая предыдущую практику, это большой шаг вперед. 

Какие опасности и проблемы возможны на этом пути? Во-первых, чрезмерное развитие деятельности по изготовлению документов, увлечение законотворчеством и, в связи с этим, недостаточное внимание к исполнению уже принятых решений в той церковной жизни, которая проходит, что называется, «здесь и сейчас». Во-вторых, в изготовлении тех или иных документов возможны либеральные новации. Учитывая, что часть членов Межсоборного присутствия – лица, зарекомендовавшие себя с «либеральной стороны», типа протоиерея Георгия Митрофанова, прославившегося реабилитацией генерала Власова и проповедью в пользу эвтаназии, или профессора Андрея Борисовича Зубова, явного ревизиониста русской истории, и не только. С другой стороны, в МП присутствуют люди консервативной направленности – трезвые, здравомыслящие, составляющие большинство. В работе МП явно чувствуется рука Святейшего Патриарха Кирилла, и пока что не было вынесено на обсуждение и не утверждено ни одного документа, который вызывал бы нарекание. Все выглядит разумно, серьезно, основательно и церковно. Поэтому в будущее я смотрю со сдержанным оптимизмом.

Что касается вопроса с выборностью священников, то я, конечно, ни в коем случае не смею оспаривать решение Архиерейского Собора. Естественно, для меня оно является законным. Но, на мой субъективный взгляд, это решение запоздало лет на двадцать. Как в свое время замечал Святейший Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом, если бы в 1991-1992 годах позволили священнослужителям избираться в органы власти и органы местного самоуправления, то, они, безусловно, получили бы очень прочные позиции во власти. Но тогда, в силу известных обстоятельств, было принято иное решение.

Стоит заметить, что в те годы еще не были наработаны столь грязные предвыборные технологии, как сейчас. В те годы выборы в органы власти и местного самоуправления не стоили столь огромных денег. А в нынешней ситуации священнослужителям уже поздно или еще рано выдвигаться на выборы. Церковь еще не наработала ресурса, с помощью которого она могла бы противостоять этим мерзостям. Что же касается органов местного самоуправления, то священники могли бы принести пользу в органах муниципальных. Однако, если этому отдаваться всерьез, это заберет все силы и время. Для пастырства, боюсь, ничего не останется.

Стоит также отметить ограничительный характер этого постановления, которое разрешает священнослужителям баллотироваться в исключительных случаях, и нельзя не приветствовать запрета священнослужителям принадлежать к тем или иным партиям. Я вспоминаю покойного о. Василия Ермакова, который говорил мне еще в бытность мою мирянином: «Вовочка, ни в какую партию не вступай, будь в моей партии» - т. е. в Церкви.

Дело в том, что партийная дисциплина, партийная идеология зачастую плохо сочетается с церковным служением, верностью догматам и канонам, а зачастую и с требованием элементарной совести, - когда, например, те же депутаты по велениям вождей своих фракций послушно голосуют за те законопроекты, за которые они никогда бы не проголосовали сами. Священнослужитель является пастырем и не должен становиться овцой партийного стада. Это ограничение я считаю весьма важным и разумным. 

В целом я хочу выразить удовлетворенность решениями Архиерейского Собора, которые, безусловно, знаменуют новый этап в жизни и развитии Русской Православной Церкви.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии» 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 48

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

48. ГОЛЕВА Т. : просто читателю, пост16,36
2011-02-07 в 21:01

Вы пишете: "что мог изменить в 2003 году глас вопиющего о. Власия в пустыни повсеместного молчания священства после выводов печально известной "богословской" комиссии 2000 года,"
Когда батюшка в октябре 2004 года, после тогдашнего архиерейского собора, чуть живой ложился на очередную операцию(причем, пока не закончился собор, его не выпустили из монастыря), чада батюшки предлагали снять для него квартиру, купить дачу, устроить его в лучшие санатории. О.Власий сказал: "ЕСЛИ я вернусь, то только сюда, в монастырь."
Завтра ему исполняется 77 лет. Пастырь добрый душу свою полагает за нас, нерадивых овец. Господь через него продлил нам время на покаяние.
47. с.Б : отцу Василию
2011-02-07 в 20:48

Принявши, документ о миссиина приходах, становится непонятным, зачем там тогда священники и какие их функции. А наверное бегать по налоговым, пенсионым, искать деньги на реставрацию храма, искать деньги на пропитание семьи и иногда служить. Мисионеры и катехизаторы всемунаучат.
Скажу честно, это полный контроль за священником, это раскол в общину, в ее целосность, чтобы не быо авторитета священника у прихожан, чтобы в случай чего пиход не вступился быза своего пастыря стоящего в истине. ничего хорошого от этого документа не вижу.
46. ГОЛЕВА Т. : просто читателю
2011-02-07 в 16:38

Вы цитруете «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где говорится следующее: "Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть ПРИНУЖДАЕТ православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении."
Власть вынуждена считаться, слава Богу, с позицией церкви по вопросам неприятия цифровой идентификации. Эта позиция озвучена и в документах последнего архиерейского собора: "Собор считает НЕОБХОДИМЫМ проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения ДОБРОВОЛЬНОСТИ в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт".
Государство пока НЕ ПРИНУЖДАЕТ верующих, а случаи нарушения их прав рассматриваются у Лукина. Как говорится, процесс идет.А Вы попробуйте теперь тем священникам, которые отмахиваются от этой проблемы, показать решение архиерейского собора и задать вопрос: "Если собор говорит о НЕОБХОДИМОСТИ переговоров с властью по вопросам цифровой идентификации и НЕОБХОДИМОСТИ ДОБРОВОЛЬНОГО приятия или неприятия документов с цифровыми идентификаторами, значит, это имеет отношение к вере?" Что они на это ответят, интересно.
45. Просто читатель : Голевой Т. Богу - богово, кесарю - кесарево.
2011-02-07 в 13:25

Большинство хочет идти путем широким, ни в чем себе не отказывая. Не обращая внимание ни на слова патриарха о том, что церковь С ПОНИМАНИЕМ относится к требованиям верующих сохранить традиционную систему учета, ни на позицию духоносных старцев.



Проблема цифровой идентификации (со слов доклада патриарха Кирилла) имеет духовно-нравственное измерение. Поэтому нельзя в данном случае к ней отнестись просто: Богу - богово, кесарю - кесарево.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится следующее: "Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению".

Из приведенной цитаты следует, что в случаях, когда действия властей идут вразрез с Божественными заповедями и мешают делу спасения пасомых, Церковь обязана сказать СЛОВО ИСТИНЫ и призвать своих духовных чад к неповиновению властям. Но что мы видим на деле сейчас: МОЛЧИТ ЦЕРКОВЬ. Пасомых-то много, спасаемых - единицы, ибо им сказано: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!", вот что на деле означают слова "дело совести каждого"! На государственном уровне полным ходом идет строительство "Электронного правительства", приняты антиконституционные законы, нарушающие не только нравственные, но и духовные основы жизни общества, а Церковь в лице священноначалия затягивает соборное обсуждение и решение проблемы цифровой идентификации. ГДЕ слышим мы СЛОВО ИСТИНЫ? Только в своей совести. Священники на местах вообще не в курсе происходящего: "не их ума это дело", " хозяйственных нужд не в проворот", а то зачастую и просто воинствющее относятся к обсуждению этих проблем. Повесят на человека ярлык "филимоновец" или маргинал - вот и всё соборное определение и обсуждение. Не сталкивались с подобным - попробуйте, получите массу интересных впечатлений и наблюдений...

Если бы Церковь в 2000 году дала четкую оценку введению ИНН и с амвонов огласила её, то мы бы сейчас имели другое общество. Этого не произошло. Боюсь, что та же история повториться с внедрением универсальных электронных карт. Только это и застваляет меня здесь писать. А время покажет, кто из нас прав. Спаси Вас Господи!
44. Елена Родченкова : Re: Решения Архиерейского Собора знаменуют новый этап в жизни и развитии Русской Православной Церкви
2011-02-07 в 12:59

"Решение Собора увеличит количество самоубийств"...
Странные ожидания. Неужели вы считаете, что православные "повредятся в вере" после решения Собора отпевать самоубийц, а неправославные следят за такими решениями и будут на них ссылаться, прощаясь с жизнью?
Думается для русского народа гораздо весомее в этом вопросе память: самоубийц сто лет назад даже в ограде кладбищ не хоронили. Народ это помнит и ориентируется во многих вопросах веры не на сегодняшнее священство, а на свое прошлое.
По памяти, наощупь, в полной тьме живем целый век, "светочи наши ясные, слепые вожди слепых".
43. с.Б : ПИСАРЮ. 37
2011-02-07 в 11:41

Нынешнее положение священников радеющих о пастве таково, что их просто сьедают их же собратья, не желающие быть таковыми. "Стань такими как мы, и все будет у тебя хорошо" часто можно услышать такой призыв, т.е. не обличай своей жизнью нашу совесть. Или как в Великом Инквезиторе Достоевского - "Христос зачем Ты пришел опять, Ты нам мешаешь" и опять распяли, только теперь уже христиане.
42. Ростислав : Re: Решения Архиерейского Собора знаменуют новый этап в жизни и развитии Русской Православной Церкви
2011-02-07 в 10:27

Простите, возможно и не стоит ждать от таких соборов ответа на животрепещущие, наиболее обсуждаемые темы.
41. oniks : Беда-огорчение....
2011-02-07 в 10:20

Верно братией подмечено, что язык Соборных документов до боли напоминает язык парт-конференций.
Простой пример - "награды" в Церкви священнослужителям. Как можно награждать, к примеру, "палицей" (которой бьют врагов - бесов в себе и в бегущих под защиту)священника, который имеет лишь отдалённое теоретическое понятие о духовной брани, будучи часто сам подвержен явным недугам, не могущий устоять с этой палицей сам, не то что защитить других? И так - во всём.
Вы были в храме Христа Спасителя в дни Собора, на утренней Литургии, на которой молились архиереи-Соборяне. В следующий раз возьмите себе труд- отпроситесь с работы, пойдите помолиться, посмотреть на молящийся Архиерейский Собор. Многое о сегодняшнем и ожидающем нас станет понятным.
Много административности как проявления системности, а не живого одухотворённого организма в соборных документах. Посему, слово о. Владимира о "соборном творчестве" - аванс-комплимент.
40. ГОЛЕВА Т. : просто читателю
2011-02-07 в 09:21

Повторюсь. Вы пишете: "В нынешней формулировке - всё опять сводится к делу совести каждого и индивидуальному сопротивлению строящейся антихристовой госсистеме. "
С первой частью Вашего утверждения согласна, со второй - нет. И оба мои ответа Вам - о том, почему не согласна. Никто ответственности с пастырей не снимает, но не стоит всю деятельность церкви в этом вопросе сводить только к формулировке.
Обидно, конечно,что четкой формулировки не прозвучало, но, видимо, по-другому не получалось. Представьте, что в нынешней взрывоопасной ситуации в стране этой формулировкой воспользовались бы враги России и стали бы сшибать лбами церковь и власть.
Вспомните, что и Господь не ответил прямо на вопрос фарисеев, надо ли платить подать кесарю. Ибо если бы Он сказал им, что следует платить подать кесарю, они обвинили бы Его пред народом, что он порабощает их чуждому игу, как толкует блж.Феофилакт. А если бы сказал, что не должно, то они могли бы обвинить Его в возмущении народа против кесаря. Христос, Истинная Премудрость, избегает их козней. Так и нынешняя позиция церкви и в первую очередь патриарха позволяет верующим и подать кесарю платить и Богу воздавать должное. Только не многие идут этим путем. Большинство хочет идти путем широким, ни в чем себе не отказывая. Не обращая внимание ни на слова патриарха о том, что цнрковь С ПОНИМАНИЕМ относится к требованиям верующих сохранить традиционную систему учета, ни на позицию духоносных старцев.
Простите, если что не так, поправьте.
39. Диакон Владимир Василик : Сергею Швецову.
2011-02-07 в 09:18

Именно, дорогой Сергей.
De te fabula narratur.
Не довело Вас до добра общение с о. Андреем Кураевым.
38. willy : Re:
2011-02-07 в 07:49

---Почему архипастыри не выскажутся по этому вопросу? Или у архипастврей своя жизнь, а у простого народа своя?----
Они высказываются, только не здесь. остались еще батюшки, которые говорят правду. Почитайте священника Павла Адельгейма, статью которого не пропустили сюда модераторы. Думаю и мой коммент не пропустят, увы.
37. Писарь : 32.c.Б.
2011-02-07 в 01:46

Ув.с.Б.

Совершенно с Вами согласен.
В жизни православный человек,будучи мiрянином,не возьмет на себя служение,почтет за святотатство.
Для православного человека это немыслимо.
Что это за Церковь такая где мiряне служат в Храме,священники -в Думе?
Протестанский молельный дом.
36. Просто читатель : Голевой Т.
2011-02-07 в 01:43

Поэтому не священноначалие надо винить в том, что оно проявляет нерешительность в этом вопросе, а тех лукавых членов церкви, которые не озаботились серьезно спасением своей души и хотят переложить ответственнось за это на кого-нибудь - на патриарха, священноначалие, власть.
Помню, еще осенью 2003 года схиархимандрит Власий выходил из своей кельи во время приема, и обращаясь ко всем, кто находился у его келии в ожидании приема, говорил: "Кто приехал насчет ИНН - я не благославляю его принимать." За ТЕ 8 лет, ДУМАЮ, ВСЕ, У КОГО БЫЛИ СОМНЕНИЯ В ВОПРОСАХ ПРИНЯТИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ НОМЕРОВ, имели возможность убедиться на опыте в благодатном батюшкином слове, его поразительной прозорливости.



Даже не знаю, что Вам ответить на этот пассаж. В нем всё с ног на голову: пастыри у Вас не отвечают за пасомых; какие-то лукавые члены церкви (видимо, те, которые действительно понимают существо проблемы и ищут соборного её решения) почему-то перекладывают ответственность за свои мучительные раздумья на властьимущих, продавливающих неприемлимые для православных законы, или на священноначалие, которое добивается альтернативного учета, но никак не может назвать вещи своими именами, то есть понять что есть Добро, а что есть Зло. И напоследок, что мог изменить в 2003 году глас вопиющего о. Власия в пустыни повсеместного молчания священства после выводов печально известной "богословской" комисссии 2000 года, благодаря которой даже по монастырям была дана команда брать ИНН или собирать чемоданы. Я не первый год в церкви, и знаю о чем пишу.
35. Сергей Швецов : 30. Диакон Владимир Василик: "Стоит ли обижаться, когда перейден предел безумия?"
2011-02-07 в 01:23

Именно, о.Владимир, именно. Снявши голову по волосам не плачут.
34. Ростислав : О чем говорят все тайно, но никто не говорит явно...
2011-02-07 в 00:59

Часто приходится слышать от рядовых христиан и священников (в том числе и с амвона) слова о том, что нынешняя власть в России имеет своей целью уничтожение народа в нашей стране, идет настоящий геноцид. Почему архипастыри не выскажутся по этому вопросу? Или у архипастврей своя жизнь, а у простого народа своя?
33. с.Б : Re: Решения Архиерейского Собора знаменуют новый этап в жизни и развитии Русской Православной Церкви
2011-02-07 в 00:03

и не только мордовские :))
32. с.Б : Re: Решения Архиерейского Собора знаменуют новый этап в жизни и развитии Русской Православной Церкви
2011-02-06 в 23:18

Спасибо!!!
С этими новшествами на приходах совсем никого не останится, а нормальный мирянин, в жизнь не захочет принимать священническое служение
31. Сельскiй бригадиръ : Re: Решения Архиерейского Собора знаменуют новый этап в жизни и развитии Русской Православной Церкви
2011-02-06 в 23:16

"Неминуемо увеличит количество самоубийств"


Сегодня по многим ТV каналам в итоговых обзорах за неделю постоянно говорят, что на Архиерейском Соборе предложили отпевать самоубийц. В результате этого (а телевидению доверяют много миллионов невоцерковленных граждан РФ) число самоубийств в России резко возрастет.
И кто из церковных гуманистов в епископском сане ответит за это бедствие?
30. Диакон Владимир Василик : Сергею Швецову.
2011-02-06 в 22:58

Я вступил в опричники, потому что я выступаю против отпевания самоубийц?
Зашкаливает Вас, дорогой Сергей.
Как и Вашего гуру.
Я даже не обижаюсь на Вас.
"Стоит ли обижаться, когда перейден предел безумия?"
29. Писарь : 24.Диакону Владимиру Василику.
2011-02-06 в 21:56

Ув.Диакон Владимир Василик.
Большое Вам спасибо за информацию.

"Неминуемо увеличит количество самоубийств".
Вне всякого сомнения.
Питаю искреннюю надежду на то,что в нашей Церкви достаточно трезвомыслящих людей.
28. Винни Пух : Re: Решения Архиерейского Собора знаменуют новый этап в жизни и развитии Русской Православной Церкви
2011-02-06 в 21:49

Я не знаю, как в других епархиях, но мордовские рядовые попы служить чин о самоубийцах не будут даже под угрозой запрета. Сам слышал от некоторых.
27. ГОЛЕВА Т. : просто читателю, пост16
2011-02-06 в 20:42

Сроки внедрения пластиковой карты москвича отодвинуты , если судить по выступлению Собянина в Давосе, на 2-3 года - плоды работы церкви с властью. Слышала выступление Путина накануне собора, где речь шла о том, что население еще не готово пользоваться электронными госуслугами, особенно пенсионеры и те, кто не знаком с компьютером. Это тоже жест не без влияния массовых выступлений верующих против цифровой идентификации, ПОДДЕРЖАННЫХ патриархом и священноначалием. Пусть уж лучше дело, не сопровождаемое словом, чем слово, не сопровождаемое делом, как говорят святые отцы.
26. Сергий Агапов : 23. Екатерина Домбровская
2011-02-06 в 20:40

Низкий поклон и Вам, дорогая сестра. Вы первая, кто подметил этот страшный признак бездуховности – искалеченный язык. Всегда пытаюсь ориентироваться и равняться на Вас.
25. Сергей Швецов : 22. Диакону Владимиру Василику
2011-02-06 в 20:31

Вы вступили в опричники, о.Владимир.
24. Диакон Владимир Василик : Писарю
2011-02-06 в 20:26

Писарю.
Дорогой Писарь.
Тему я постарался проследить.
Пока что это лишь тема для обсуждения.
Она есть на сайте "Патриархия".
Но ничего по ней не принято и не решено.
Даже не разработано.
Огорчительно, что этот вопрос вообще поднят и обсуждается.
Потому что это неминуемо увеличит количество самоубийств.
В свое время владыка Вениамин Федченков произнес в офицерском училище проповедь о грехе самоубийства и добавил, что самоубийц не отпевают.
После этого к нему подошел один полковник и горячо поблагодарил за проповедь, добавив, что собирался наложить на себя руки, но владыка его остановил.
Показательно, что пишет в своих письмах и о.Иоанн Крестьянкин о невозможности церковной молитвы за самоубийц. Только частная, с надеждой на милосердие Божие.
Поэтому данным попыткам надо противодействовать, откуда бы они не происходили.
Об этом надо писать. В данную комиссию.
Писать и статьи, и в интернете.
И всеми средствами стараться достичь того, чтобы быть услышанными
23. Екатерина Домбровская : 20. Сергий Агапов
2011-02-06 в 19:49

Я отвечу Вам только очень низким и исполненным самым сердечным и полным сочувствием тому, что Вы написали, поклоном, - спаси Господь!
Боюсь, вряд ли кто услышит и отзовется.
Даже наши братья и сестры здесь на Линии крайне ожесточены. И ожесточение это имеет страшно узнаваемый большевистский налет. А тут еще и такие документы Собора. Не знаю, как благодарить Вас, что услышали меня.
Почти 100 лет прошло с дней революции, а невежество, воинствующее невежество никуда не ушло, а в чем-то стало и много самонадеяннее и агрессивнее: как же - оно в церковь якобы пришло. И теперь может вещать чуть ли от Истины Самой. Но оно не может ни от чего, кроме своего невежества вещать, - под тулупом - все старое. А если бы смирилось - то вещало бы свято. Но не хочет. Меня это приводит в отчаяние.
22. Диакон Владимир Василик : Сергею Швецову.
2011-02-06 в 19:14

Вы обижаетесь, что я не вступил в вашу протодьяконскую партию, дорогой Сергей?
Или в АПЭ?
Ревнуете?
Только вот к чему?
Единственная "партия", к которой я принадлежу - та же,в которой был покойный о Василий
Русская Православная Церковь.
21. Винни Пух : Читателю
2011-02-06 в 16:53

А на сайт Патриархия ру. было лень посмотреть. Там все доклады выложены. Как и постановления. И итоги собора изложены.
Да и ранее проекты постановлений были представлены. Сам заранее материалы не читали, а пытаетесь изобразить, что от вас, что то скрывают. Чисто советское интеллигентное диссиденство. "От нас власти, что то скрывают."
20. Сергий Агапов : "Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал"
2011-02-06 в 15:55

Дорогие друзья, мне показалось очень значимым замечание Екатерины Домбровской о языковом стиле заключительного документа Освященного собора. Ведь наш язык, наша речь, ее строение, думается, зачастую характеризует наше мышление даже больше чем конкретные наши высказывания. И наоборот, хорошо организованный язык помогает лучшему восприятию смысла предлагаемого нам какого-либо текста или выступления. Не зря наша церковная общественность справедливо восстает сегодня против предлагаемого нам, наспех сделанного перевода богослужебного церковно-славянского языка. Что может лучше послужить нашему молитвенному настрою, чем язык принятый и отшлифованный веками самой Церковью?
Не имея права анализировать тексты Собора, и не только из-за отсутствия соответствующего образования, но и сознавая поврежденность своего ума либерально-диссидентским воспитанием, я просто решил проверить, как эти тексты воспринимаются рядовым членом Церкви, к величайшему сожалению не отличающимся хотя бы маломальским благочестием. Опять же, не имея навыков в понимании юридических и правовых терминов, решил воспользоваться анализом соборных постановлений, проведенным известным правоведом, руководителем ассоциации православных "экспертов" Кириллом Фроловым. К сожалению, Кирилл является еще и известным недоброжелателем Русской Народной Линии, но его постоянные клятвы и уверения в преданности и любви к нашему Священноначалию определили мой выбор. Итак, журнал Кирилла Фролова от 5 февраля 2011 года:
http://kirillfrolov.livejournal.com/
Обзор имеет подзаголовок: ЦЕРКОВЬ ВПЕРЕД и называется
Экклезиология наступающей армии
Вот и закончился Архиерейский Собор. Он принял предельно важное Определение ««О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»
По сути, это развернутая, масштабная, наполненная ясными, обязательными императивами программа «миссионерского контрнаступления» Русской Православной Церкви. Показательно, что многие пункты Определения посвящены развитию всеобъемлющей миссии, катехизации, охвату всего общества свидетельством о Православии, вплоть до каждого человека. «Определение» подчеркнуто пронизано миссионерским императивом, ему посвящены многие пункты как самого Определения, так и Послания Освященного Архиерейского Собора.
Так, пункт 3 Определения утверждает все решения Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви 3 февраля 2010 года, постановившего ввести в каждом приходе штатные должности молодежного миссионера, катехизатора и социального работника, а также создать при каждом приходе Попечительские Советы из активных мирян, проживающих в районе дислокации прихода. Кроме того, речь идет о реализации постановления Архиерейского Совещания 2010 года о созданию Отделов по взаимодействию с обществом при каждой епархии.
Казалось бы, все сказано. Но не тут то было ! Прекраснейшим образом Собор возвращается к этой теме в пункте 18: "Собор указывает на необходимость активизации работы по введению на приходах Русской Православной Церкви штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью. Вместе с тем, учитывая неизбежные трудности в осуществлении этого решения, на первом этапе эти должности следует вводить в крупных городских приходах (то есть речь идет не о том, чтобы не вводить эти должности в некрупных и сельских приходах, а лишь в очередности К. Ф). Кроме того, штатные оплачиваемые сотрудники должны быть в каждом благочинии с тем, чтобы они помогали всем настоятелям в рамках благочиния развивать соответствующую работу. Заслуживает одобрения опыт некоторых епархий, создавших при профильных епархиальных отделах коллегии, включающие всех благочиннических и приходских сотрудников. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации, Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальному служению и Синодальному отделу по делам молодежи поручается в возможно краткие сроки представить на утверждение Священного Синода должностные инструкции и методические указания для приходского и благочиннического педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью, а также типовые положения о коллегиях, объединяющих этих сотрудников. Синодальным отделам также надлежит внести предложения относительно организации как кратковременных курсов, так и получения полного высшего образования для приходских и благочиннических специалистов. Важно при этом не ограничиваться городом Москвой, но предусмотреть плановое создание региональных центров".
Но и это не все! Великолепно! Есть еще пункты 31, 32, 33, согласно которым в приходах должна ОБЯЗАТЕЛЬНО должна появится еще одна штатная должность- МИССИОНЕРА! Но и это не все! Блистательно!
При благочиниях и приходах должны появиться целые МИССИОНЕРСКИЕ СЛУЖБЫ!
И, конечно, повсеместно должна быть введена катехизация , подготовка к участию в Таинствах!
Повторено Определение Собора 2009 года, что миссия является не «добровольной нагрузкой», а обязанностью всей Церкви: "Миссия, равно как и духовное, нравственное воспитание личности должны сейчас встать в центр нашей деятельности... На просветительское служение, особенно среди детей и молодежи, сегодня нужно особо направить общецерковные усилия"
Пункт 35 обязывает каждый приход готовить молодежные программы, причем отмечено, что . «Важно при этом учитывать неоднородность молодежных групп и различную степень воцерковленности молодых людей». Это призыв к миссии среди самых разных молодежных групп, как «формальных», так и «неформальных».
Пункт 46 еще раз дает зеленый свет миссии во всех сферах общества: «Во взаимоотношениях Церкви с различными общественными силами, в первую очередь, с православными гражданскими объединениями, Собор определяет в качестве приоритетов работу в образовательной и просветительной сфере, дискуссию по вопросам, волнующим современников, труды по формулированию и утверждению базовых ценностей общества, по разрешению межнациональных и социальных конфликтов, по защите прав человека от произвола, по отстаиванию интересов Церкви. В странах, где общество и Церковь в значительной мере составляют одни и те же люди,надлежит развивать практику системного церковно-общественного гражданского действия, затрагивающего все сферы народной жизни».
А пункт 14 расширяет миссию Русской Церкви за пределы ее канонической территорию, ибо православное свидетельство необходимо всему миру:»Необходимо также особо озаботиться развитием миссионерской и катехизической работы в зарубежных учреждениях Московского Патриархата».
Пункт 47 поддерживает необходимость проведения Всеправославного Собора. Он действительно необходим. Если кто будет распространять идиотскую ложь против него, то Ассоциация православных экспертов будет ее системно опровергать. Как и любую клевету на прорывные решения АС-2011.


Нет сомнения, что каждый из нас доволен, что документы собора
«подчеркнуто пронизаны миссионерским императивом» и что «по сути, это развернутая, масштабная, наполненная ясными, обязательными императивами программа «миссионерского контрнаступления» Русской Православной Церкви». Так же мы очень рады и тому, «что «пункт 3 Определения утверждает все решения Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви 3 февраля 2010 года, постановившего ввести в каждом приходе штатные должности молодежного миссионера, катехизатора и социального работника, а также создать при каждом приходе Попечительские Советы из активных мирян, проживающих в районе дислокации прихода. Кроме того, речь идет о реализации постановления Архиерейского Совещания 2010 года о созданию Отделов по взаимодействию с обществом при каждой епархии».
Но вот дальше, несмотря на активную помощь уважаемого эксперта и на его эмоциональные вставки типа «Но не тут- то было! Прекраснейшим образом…» или « Но и это не все! Великолепно!», « Но и это не все! Блистательно!» пониманию данного Определения все более и более мешали выражения подобные этим: «Собор указывает на необходимость активизации…, Вместе с тем, учитывая неизбежные трудности…, Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальному служению и Синодальному отделу по делам молодежи поручается в возможно краткие сроки представить на утверждение…, Синодальным отделам также надлежит внести предложения относительно организации как… так…, Важно при этом не ограничиваться…, но предусмотреть плановое создание…, Миссия, равно как и духовное, нравственное воспитание личности должны сейчас встать…, Важно при этом учитывать…, Во взаимоотношениях Церкви… Собор определяет в качестве приоритетов…труды по формулированию и утверждению…, надлежит развивать практику…, Необходимо также особо озаботиться…».
И это говорится о миссионерской деятельности! Друзья если вы попробуете обращать подобными документами людей к Богу, сомневаюсь, что у вас что-нибудь получится. Да я даже не уверен, что где-то на приходе, батюшка, замотанный нововведенными отчетами и требованиями сможет полностью уяснить подобный документ. Не зря толкование Определения нашим экспертом и правозащитником заканчивается недвусмысленными угрозами для непонятливых. К сожалению, угрозы и осуждение непонятливых и неповоротливых клириков содержатся и в постановлениях Собора:
Следует обратить внимание на пункты Определения, посвященные необходимой интеллектуализации Церкви, необходимости всеобщего образования клира. Сказанный известным безбожником, но бесспорный по сути призыв «учиться, учиться и учиться» актуален для Русской Церкви, как никогда, также как и высказываемые нами лозунги» миссионерствовать, миссионерствовать и еще раз миссионерствовать», «катехизировать, катехизировать и еще раз катехизировать», «идти в общество, идти в общество и еще раз идти в общество». Учиться, миссионерствовать, катехизировать и идти в общество придется одновременно, у нас нет исторического времени на раскачку. И Собор прямо осудил тех, кто не выполняет вышеупомянутые миссионерские и любые другие решения Церкви. Это жесткое предупреждение уклоняющимся от миссионерской деятельности, откровенно саботирующих их. То, что многие так и не стали вводить миссионерские должности на приходах, иначе как саботажем назвать нельзя. Жесткое, своевременное предупреждение содержится в пункте 7:
«С сожалением отметив, что отдельные определения Архиерейских Соборов, Архиерейских Совещаний и Священного Синода не получают должного исполнения, Освященный Собор полагает особо важным, чтобы управляющие епархиями, а также председатели Синодальных отделов, комитетов и комиссий озаботились тщательным ознакомлением епархиальных клириков и сотрудников Синодальных и епархиальных учреждений с решениями Священноначалия. Каждому правящему архиерею и руководителю Синодального учреждения надлежит разработать порядок исполнения подлежащих его ведению решений органов управления Русской Православной Церкви с тем, чтобы к 1 декабря каждого года Предстоятелю Русской Православной Церкви направлялись окончательные или промежуточные отчеты о реализации данных постановлений».
Так что теперь ни один священник Русской Православной Церкви не может никого обмануть, заявляя, что он не знает, что в его приходе должны быть молодежный миссионер, просто миссионер и миссионерская служба, катехизатор, социальный работник, молодежный совет, Попечительский совет из активных жителей района, где расположен приход.
Собор сказал свое слово. Цели поставлены, задачи определены. За работу, православные.


Увы, дорогие братья и сестры, печальным итогом Собора мне видится усиление, даже не роли, а безответственности нашей церковной бюрократии. Выпуская бесконечные инструкции, замучив приходы требованиями отчетов и составления планов, они еще и глумятся над бедными клириками, обвиняя их в саботаже, в уклонении от участия в своих бюрократических предприятий. Да, еще. Не могу умолчать об этом. Святейшему Патриарху потом по шестнадцать часов подряд приходится работать, что бы хоть как-то выпрямить их шедевры канцелярского искусства. Святейший Патриарх в своем выступлении на пленуме Межсоборного присутствия, критикуя недостаточную проработку предлагаемых Собору документов, прямо вывел связь литературного стиля с содержательностью документов. Вот у кого учиться всем нам.
http://ruskline.ru/n...azvat_istoricheskim/
Я вспоминаю в детстве, у моей тети, у которой наша семья из пяти человек, нашла временный приют после увольнения отца из армии, при реформировании ее Хрущевым, висела икона Спасителя. Тетя отдала нам большую комнату, сама с семьей, да еще с бабушкой, ютившейся на крошечном сундуке, жила в углу. На иконе Спаситель был изображен держащим на своих плечах спасенного ягненка. Какой контраст между Спасителем, любовью и жертвенным подвигом спасающего своих заблудившихся овечек, и нашим бюрократическим аппаратом, погоняющих беззащитных клириков, перекладывая на низ весь груз своих канцелярских фантазий. А пример моей тетушки? Без всяких Постановлений и Определений она сделала больше для Христа чем «…чтобы к 1 декабря каждого года…. направлялись окончательные или промежуточные отчеты о реализации данных постановлений».
И как грустно читать пояснения нашего уважаемого эксперта. Восхищаясь этим продуктом канцелярского творчества, он и сам впадает в эту трясину. Все эти «обязательные императивы, охваты всего общества, миряне, проживающие в районе дислокации прихода» не красят ни русский народный язык, ни самого Кирилла. Не слова, а какие-то канцелярские загогулины. Боюсь, что если это будет продолжаться и дальше, придется нам называть журнал Кирилла Фролова «Нерусской ненародной канцелярско-бюрократической загогулиной.
Мой добрый приятель Алексей Борисович, частенько приходит к нам, что бы немножко заработать на пропитание своей семье. В храме, где он трудится, зарплата его равна двум тысячам рублей. И это неплохо, но все же, немного маловато, по нынешним временам. Сегодня он очищал снег у нас с дорожек. В ушах, как всегда, наушники, он так «проходит» классическую литературу. «Леша, вот написал свое мнение о Соборе», - обратился я к нему. «Каком Соборе?», - удивился Алексей Борисович, вынимая наушники. «Да который сейчас только прошел». «Ага, Поместный». «Да не Поместный, Архиерейский!» «А…. Все равно», - махнул рукой Алексей Борисович, вставил снова наушники и пошел, загребая лопатой. Кто виноват в том, что Алексею Борисовичу все равно какой Собор прошел нынче, Архиерейский или Поместный? Нетрудно предсказать ответ наших чиновников от православия. Да и последующие санкции тоже. А вы дорогие друзья, что на это скажете?
19. Голева Т. : просто читателю
2011-02-06 в 11:48

Вы пишете: "В нынешней формулировке - всё опять сводиться к делу совести каждого и индивидуальному сопротивлению строящейся антихристовой госсистеме. "
С первой частью Вашего утверждения согласна, со второй - нет.
Благодаря усилиям церкви сейчас существует договоренность об альтернативной системе налогового учета. Простой смертный может вести свои налоговые отчисления без идентификационного номера. Но ни один ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ этого сделать не может. И я не встречала НИ ОДНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛя, совесть которого озаботилась бы на этот счет.
А ведь если церковь не первый год обращается к гос.власти с просьбой сохранить традиционную систему идентификации граждан, значит, это имеет отношение к ВЕРЕ и спасению души, ибо если бы цифровая идентификация не имела отношения к вере, то зачем церкви влезать в то, что следует отдать на усмотрение кесаря?
Поэтому не священноначалие надо винить в том, что оно проявляет нерешительность в этом вопросе, а тех лукавых членов церкви, которые
не озаботились серьезно спасением своей души и хотят переложить ответственнось за это на кого-нибудь - на патриарха, священноначалие, власть.
Помню, еще осенью 2003 года схиархимандрит Власий выходил из своей кельи во время приема, и обращаясь ко всем, кто находился у его келии в ожидании приема, говорил: "Кто приехал насчет ИНН - я не благославляю его принимать." За ТЕ 8 лет, ДУМАЮ, ВСЕ, У КОГО БЫЛИ СОМНЕНИЯ В ВОПРОСАХ ПРИНЯТИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ НОМЕРОВ, имели возможность убедиться на опыте в благодатном батюшкином слове, его поразительной прозорливости.
18. Читатель : Re: Решения Архиерейского Собора знаменуют новый этап в жизни и развитии Русской Православной Церкви
2011-02-06 в 01:31

Вчера слушал Эхо Москвы ,там в Особом мнение Журавлева обсуждала с Шевченко,а они вперед всех православных знают,что теперь разрешено священству в случае необходимости становиться депутатами и вообще выдвигать свои кандидатуры на выборы. Авторы не сказали, что сие каноческое нарушение отмена по-сути канона Церкви.
В интернете также прочитал,что теперь будет особый чин для самоубийц ,такое решение предложение было озвучено на соборе.
А вообще миряне почти ничего не знают о соборе и его решениях,пользуются слухами.
Не знают,что будут обсуждать и что приняли.Еще раз подтверждение тому как далеко священство от пасомых.
17. с.Б. : Re: Решения Архиерейского Собора знаменуют новый этап в жизни и развитии Русской Православной Церкви
2011-02-05 в 22:38

Очень жаль, что не был озвучен вопрос о положении в Сербской Церкви, о действиях патриарха Иеренея возжигающего минору.
Да и еще говорилось о протестантах, но о латинянах ни слова негативного.
16. Просто читатель : комментарий к п.45 Определений Архиерейского Собора
2011-02-05 в 22:07

Сам по себе порядковый номер этого Определения №45 красноречиво свидетельствует о том, что вопрос цифровой идентификации не является чем-то особо важным для наших архиереев. Об этом же говорит формулировка: "В связи с поступлением многочисленных обращений верующих...". То есть если бы ни многочисленные обращения трудящихся, то Собор бы и не счел необходимым... Но самое печальное даже не это. Собор так и не дал четкой духовной оценки процессам глобализации и цифровой идентификации граждан. А ведь верующие просили именно об этом, потому что после духовной оценки должна бы последовать проповедь-предупреждение с амвонов. И только после этого шаги по защите прав верующих. В нынешней формулировке - всё опять сводиться к делу совести каждого и индивидуальному сопротивлению строящейся антихристовой госсистеме. Что вообщем-то было предсказуемо...
15. Андрей Х. : Слава Богу!
2011-02-05 в 21:51

Слава Богу, хоть отец диакон Владимир Василик остался доволен!
14. Владимир Панкратов : Петру Артемову.
2011-02-05 в 21:43

И Вы считаете эту отписку каким-то решением?
Попробуйте получить деньги наличными в кассе на заводе, где их выдают в банке на карту. Попробуйте получить медицинскую помощь без полиса. Воистину Вы слепы.
А с введением единой электронной карты все еще усложнится.
13. Анна : Петру и Лючии, 10 и 12
2011-02-05 в 21:29

Большое спасибо, Петр!
Большое спасибо, Лючия!
Ткнули носом меня и искренне порадовали!
12. lucia : Анна
2011-02-05 в 21:08

"45. В связи с поступлением многочисленных обращений верующих Собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации, в том числе при получении медицинской помощи и социальных благ."
11. Петр Артемов : Владимиру Панкратову
2011-02-05 в 21:07

Есть у некоторых особенность: не узнав, начинать критиковать. Такая установка. Они все равно плохие...http://www.ruskline....hnej_deyatelnosti_r/
10. Петр Артемов : Анне
2011-02-05 в 21:04

Анна, прежде чем хулить владык, надо внимательно ознакомиться с документами собора.http://www.ruskline....hnej_deyatelnosti_r/

45. В связи с поступлением многочисленных обращений верующих Собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации, в том числе при получении медицинской помощи и социальных благ.
9. Владимир Панкратов : Очень жаль
2011-02-05 в 19:00

В этом году вводится единая электронная карта и очень жаль, что для оценки этого, очень важного для многих верующих события, наши пастыри время не нашли и не озвучили своего отношения к нему.
8. Георгий Васильев : Re: Решения Архиерейского Собора знаменуют новый этап в жизни и развитии Русской Православной Церкви
2011-02-05 в 18:58

"Для пастырства, боюсь, ничего не останется".
Плохо боитесь. Ведь какие грозные слова читались в церкви на день открытия собора! "Прелюбодее и прелюбодейцы, не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть, иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает!"(Иак.4,4).
7. Анна : Вопрос об электронной идентификации личности
2011-02-05 в 17:31

Я надеялась, что письменное обращение православных людей к Архиерейскому Собору по вопросу электронной идентификации личности (о необходимости предоставления православным реального права жить, получать медпомощь и т.д. по обычным для нас бумажным документам) не будет проигнорировано. Следила за сообщениями и - ни слова об этом. Возмущение поднимается! Тема ныне табуированная или как это еще понимать? Может быть кто-то в курсе?
6. блудный сын : Ничего не понял
2011-02-05 в 16:45

Что приняли? Что решили? Кое что понял из коментариев,но насущные проблемы пасомых обойдены стороной,ловкая симфония! Эх владыки,как пред Господом ответ держать будете. Может правы троцкисты с плакатами,они ведь не Господа и не Тело Его хулили,они просто вместо нас обличительную работу провели(см.фото и плакаты"черти убирайтесь в ад")
5. Сергей Швецов : Автору
2011-02-05 в 15:07

«Вовочка, ни в какую партию не вступай, будь в моей партии»
Что же Вы его не послушались-то, о.Владимир? Золотые слова ведь он Вам сказал.
4. Писарь : Диакону Владимиру Василику
2011-02-05 в 14:51

Ув.Диакон Владимир Василик.

Каким образом будет разрешен "частный" вопрос об "особом чине молитвы за самоубийц",который имеет место быть в богослужебной практике Московской епархии.
В решениях Архирейского Собора об этом ни слова.
3. Екатерина Домбровская : ОТ МЕРОПРИЯТИЯ К МЕРОПРИЯТИЮ...
2011-02-05 в 14:14

А у меня возникло желание сделать контент анализ заключительного документа Освященного Собора - в частности - с целью подсчета количества раз употребленного слова "мероприятие" и других до боли знакомых канцеляризмов. Или они этот бюрократический новояз "освятился"?
2. Сергий Агапов : Re: Решения Архиерейского Собора знаменуют новый этап в жизни и развитии Русской Православной Церкви
2011-02-05 в 13:52

Прошу всех простить меня, не хотел я встревать в обсуждение и морочить голову отцу Владимиру и Дорогой Редакции, но после комментария Сельского бригадира не смог смолчать. За три дня напринимали совершенно сырые проекты, к обсуждению которых не пригласили церковную общественность. Как мы можем доверять, по справедливому замечанию отца Владимира, необновленцам пробравшимся в Межсоборное присутствии. Как только стали общедоступны проекты, на сайте Богослов РУ. Так сразу там появились, на мой взгляд, достаточно обоснованные критические замечания. А тут по полдня слушали доклады, встречались с президентом, поздравляли друг друга, и все успели обсудить и принять! Да еще как в тайне как на первом съезде РСДП. Я возмущен этим Собором до глубины души. Прошу уважаемую редакцию РНЛ пропустить мой комментарий. Сомнений нет, мое возмущение вызвано моими многочисленными нераскаянными грехами. Но я тоже член Церкви! И имею право на высказывание своего мнения. За свои слова я отвечаю перед Господом. Готов ответить и перед людьми. Простите. Мира и добра всем.
1. Сельскiй бригадиръ : Недоумение
2011-02-05 в 13:27

Вызывает недоумение вот это:
"17. Собор поручает Синодальной богослужебной комиссии рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, имея в виду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих покровителей супружества."

Ради непонятных "миссионерских" целей будет пересмотрен сложившийся на протяжении столетий МЕСЯЦЕСЛОВ!
Далее, как такое могло пойти без обсуждения на Межсоборном присутствии:

"По указу Святейшего Патриарха храму или монастырю может быть присвоено право совершения в нем служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»."

Это уже самые настоящие БОГОСЛУЖЕБНЫЕ реформы.
Создается впечатление, что архиереи на Соборе даже не успели вникнуть в суть принятых ими решений.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме