Патриарх Кирилл: Катехизация вне связи со святоотеческой традицией рискованна 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Патриарх Кирилл: Катехизация вне связи со святоотеческой традицией рискованна

25.01.2011


Состоялось открытие XIX Международных Рождественских чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач» …

Открытие Рождественских чтений. 24.01.2011 г.Вчера, 24 января, в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач», сообщает наш собственный корреспондент.

Церемонию открытия возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который выступил с докладом. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что Рождественские чтение постепенно из скромной площадки для обсуждения вопросов образования и воспитания форум со временем стали «масштабным событием, имеющим важное значение не только для церковной, но и общественной жизни».

По словам Патриарха, судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста. «Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Участниками образовательного процесса являются миллионы людей, многие социальные и властные институты. Образование — важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей. Конечно, центральным вопросом в этом блоке является преподавание Основ православной культуры в средней школе, но есть и другие важные аспекты. Кратко коснусь некоторых из направлений этого взаимодействия», - считает он.

По его словам, «особую остроту в начале XXI века приобрела тема миграции. Россия входит в тройку государств мира, куда ежегодно прибывает наибольшее число мигрантов. Приезжающий из другой страны человек приносит с собой не только внешние культурные особенности, но и иные мировоззренческие установки. Эти традиции и обычаи нередко вступают в непростое взаимодействие с привычным укладом жизни местного населения. Для того чтобы участие мигрантов в жизни страны пребывания было конструктивным, плодотворным и бесконфликтным, необходимо создать систему интеграции вновь прибывающих в культуру общества, позволяющую им освоить язык, изучить духовную и религиозную традицию большинства коренного населения».

«Знание языка, культуры и доминирующей религиозной традиции, - продолжил Патриарх Кирилл, - несомненно, должно послужить средством упрочения межэтнического мира и достижения общественного согласия. Именно поэтому образовательные усилия Русской Православной Церкви могли бы содействовать процессам социальной гармонизации и гражданского миротворчества. В связи с этим следует сказать о важности дальнейшего развития соработничества церковных структур с Федеральной миграционной службой. Полагаю необходимым определение долгосрочных приоритетов образовательного сотрудничества Церкви и государства в данной области».

Одной из проблем, угрожающих благополучию человеческого общежития, по мнению Предстоятеля, является «радикализм, сопровождаемый экстремистской трактовкой религиозной идеи, который зачастую находит свое выражение в террористической деятельности и приводит к межнациональным конфликтам. Государство, общество и традиционные религии, имеющие многовековой опыт мирного сосуществования, должны объединить свои усилия в преодолении этого зла. И здесь роль воспитания, помогающего человеку обрести свою религиозную идентичность, научиться твердо исповедовать веру и вместе с тем уважать иные убеждения, культуру, традиции, трудно переоценить. Убежден, что со временем значение образовательной, просветительской компоненты в антитеррористической деятельности будет только возрастать. В этой связи хотел бы поддержать идею сотрудничества с МИД России (а, возможно, и с другими государственными ведомствами), направленного на создание такой стратегии преодоления радикализма, особенно в молодежной среде, которая включала бы в себя образовательные программы, подчеркивающие значение религиозных ценностей в жизни общества».

Далее Патриарх подвел итоги эксперимента по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ряде регионов страны. Первоиерарх отметил, что, согласно опросам, 78% родителей, чьи дети участвуют в эксперименте по изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики», относятся к преподаванию религиозных культур в школе положительно. «Таким образом, сами факты опровергают мнение, будто преподавание религии в школах обречено на провал. Случилось обратное — общество приняло и одобрило эксперимент. Был разрушен стереотип о значительном конфликтном потенциале курса. Никакого межрелигиозного столкновения не случилось, да и не могло произойти в России — стране, давшей миру уникальный опыт отсутствия религиозных войн от Средних веков до наших дней. Положительный же эффект налицо: никем не ангажированная родительская аудитория свидетельствует о положительных переменах в сознании детей, изучающих основы традиционных религиозных культур», - отметил Патриарх Кирилл.

Тема преподавания религиозных культур в школе, подчеркнул Предстоятель, «высветила также важность сотрудничества Церкви с законодательной властью в сфере образования. Широкое обсуждение проекта новой редакции федерального Закона «Об образовании» позволяет открыто и с принципиальных позиций ставить те вопросы, которые составляют суть чаяний Церкви в этой исключительно важной области». «Не входя в рассмотрение предлагаемого текста, хотел бы отметить, что сам факт действительно всенародной дискуссии по законопроекту, отдельные положения которого, без преувеличения, касаются абсолютного большинства граждан Российской Федерации, стал явлением особой важности в общественной жизни и современной правовой культуре страны. Русская Церковь, со своей стороны, считает необходимым, чтобы закон гарантировал возможность духовно-нравственного воспитания детей на основе исторических и культурных ценностей Православия и других традиционных для нашей страны религий (по выбору родителей) в течение всего времени обучения ребенка в школе. Такая практика является общепринятой во многих демократических государствах», - заявил он.

Патриарх Кирилл также коснулся новой редакции закона «О некоммерческих организациях». «Напомню, положения закона предписывают органам государственной власти и органам местного самоуправления в приоритетном порядке оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе и тем, которые занимаются деятельностью в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, улучшения морально-психологического состояния граждан, а также содействуют духовному развитию личности. Поддержка при этом подразумевается самая разноплановая: от финансовой помощи до предоставления во владение или пользование государственного и муниципального имущества. Православные образовательные учреждения того или иного региона не должны остаться в стороне от этого процесса. Необходимо наладить прозрачный механизм участия православных проектов во всех программах, реализуемых в рамках данного закона», - считает он.

Предстоятель сказал несколько слов о системе православных школ, гимназий, лицеев и детских садов. «В настоящее время по моему поручению Отдел религиозного образования и катехизации проводит аттестацию этих образовательных учреждений. Общий уровень наших школ и детсадов можно в целом оценить как высокий. Выпускники православных школ успешно сдают ЕГЭ, поступают в ведущие вузы страны. Многие православные образовательные учреждения становятся в регионах своего рода центрами духовно-нравственного воспитания и образования. Они выполняют важное, в том числе и социальное служение, через приобщение к православной традиции детей-инвалидов, детей из многодетных семей, подростков, оставшихся без попечения родителей или принадлежащих к группам социального риска. Курс Русской Православной Церкви в отношении этих школ остается прежним — всемерная поддержка при строгом контроле уровня обучения. Мы должны стандартизировать содержательный компонент образования и выстроить систему непрерывного православного образования — от детсада до вуза», - заявил Первоиерарх.

Коснулся Патриарх Кирилл и темы катехизации. По его словам, «катехизическая деятельность нашей Церкви имеет основополагающее значение для развития системы религиозного образования. Она способна дать нужное направление всему процессу духовного просвещения. Вне связи со святоотеческой традицией велик риск создания системы религиозного образования, неадекватно представляющего христианские ценности, как это уже произошло во многих странах мира». «Катехизация в настоящее время — это не просто небольшое количество бесед перед Таинствами, а целая система просветительской и воспитательной работы со всеми возрастными, социальными группами людей и с каждым конкретным человеком, входящим в церковную ограду. Сейчас нельзя ограничиваться лишь отдельными просветительскими программами, которые держатся на энтузиазме инициативных священников и мирян. Необходимо выстраивание системы катехизической работы на всех уровнях от приходского до общецерковного. В каждой епархии, в каждом благочинии должна быть разработана программа развития катехизической деятельности с учетом потенциала как отдельных приходов, так и межприходского взаимодействия», - считает Патриарх Кирилл.

Предстоятель затронул также вопросы, связанные с необходимостью подготовки и повышения квалификации кадров для осуществления катехизической деятельности. «Важнейшим инструментом катехизической деятельности являются воскресные школы для детей и взрослых. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации поручена также подготовка стандарта для церковно-приходских воскресных школ, содержащего образовательный минимум необходимых вероучительных знаний и церковных навыков, которые должны освоить учащиеся», - отметил он. Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ, считает Патриарх Кирилл, позволит «преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве».

Патриарх Кирилл. 24.01.2011 г.«В заключение хотел бы сказать, что Церковь, совершая свою вневременную миссию, воспитывая гражданина Отечества Небесного, совершенного Божиего человека, на всякое дело благое уготованного (ср. 2 Тим. 3:17), может и должна во взаимодействии с государством и обществом исполнять в сфере образования социально значимое служение, формируя убежденных патриотов, добрых хранителей семейного очага, законопослушных граждан, способных устроять ко благу жизнь Отечества земного», - заключил Патриарх Кирилл.

Затем полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко зачитал приветствие главы Российского государства. По словам Президента России, Рождественские чтения стали «одним из авторитетных церковно-общественных форумов». Со своей стороны, первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин зачитал приветствие председателя Совета Федерации Сергея Миронова. По мнению С.Миронова, «за прошедшие годы чтения стали одним из самых представительных, интересных и значимых форумов в церковно-общественной жизни нашей страны, завоевали высокий авторитет не только в России, но и за ее пределами». Первый вице-спикер Государственной Думы Любовь Слиска зачитала приветственное слово председателя Госудумы Бориса Грызлова. «Как всегда, тематика Рождественских чтений важна и актуальна. Взаимодействие государства и Церкви - это тема, которая привлекает к себе большое внимание в обществе. Мы все исходим из того, что Конституция Российской Федерации определила современную Россию как светское государство, и эта конституционная норма остается незыблемой. Но очевидно и то, что взаимодействие, сотрудничество государства и общества с Русской Православной Церковью, другими традиционными конфессиями на территории нашей страны носят конструктивный и созидательный характер», - считает Б.Грызлов. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий огласил приветственную телеграмму председателя Правительства России Владимира Путина. По словам премьера, «за минувшее время ваш авторитетный форум по праву стал одним из значимых, масштабных событий в общественной и культурной жизни страны». Заместитель мэра Москвы Александр Горбенко зачитал приветствие московского градоначальника Сергея Собянина. С.Собянин выразил убеждение в том, что «Рождественские образовательные чтения станут значительным событием в духовной, общественной жизни Москвы и России, послужат совместному деятельному участию в достижении общенациональных целей».

После зачитывания приветственных адресов с докладом выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко. По мнению министра, курс «Основы религиозных культур и светской этики» поспособствовал более тесному сотрудничеству и объединению внутри семьи. По его словам, курс важен для осознания истории страны, культуры, для осознания того, что этот вопрос нужно постигать вместе. Министр отметил, что эксперимент по введению курса в российские школы проходил непросто. «Мы вместе с представителями различных конфессий готовили этот курс. Это была непростая работа, но то внимание, которое было уделено этому курсу, дало результат. Светская власть и различные конфессии сумели найти единый подход к воспитанию молодежи, руководствуясь указанными принципами и взяв на себя совместно ответственность за реализацию», - рассказал А.Фурсенко. По словам министра, курс «Основы религиозных культур и светской этики» способствует сохранению единства России. В основе данного курса лежит, по словам А.Фурсенко, понимание того, что все традиционные религии имеют единую нравственную основу. Курс призван, по его мнению, воспитать достойных граждан достойной страны.

Одобрительно был встречен доклад министра культуры Александра Авдеева. По мнению министра, успешное развитие России, сохранение ее единства, невозможны без соработничества Церкви и государства. Развитие страны, в том числе и экономическое, по его словам, невозможно без культуры. Ибо экономика без культуры – это, как справедливо отметил министр, экономика сытых и тупых. Только культура способна воспитать просвещенных, интеллектуально свободных и духовно богатых людей, уверен он. А.Авдеев полностью поддержал призыв Президента России о необходимости обратить особое внимание на русскую культуру. При этом министр подчеркнул, что русская культура – это не этническое, а цивилизационное явление. В основе русской культуры, по мнению Александра Авдеева, лежит православная цивилизация. Далее министр поделился своим мнением об уровне взаимодействия между Русской Православной Церковью и Министерством культуры. По его словам, это сотрудничество носит постоянный рабочий каждодневный характер. Министр перечислил те сферы культуры, в которых сотрудничает возглавляемое им ведомство с Московской Патриархией.

С докладом также выступил министр иностранных дел Сергей Лавров. Министр выразил уверенность в том, что «нынешние чтения будут способствовать консолидации общих усилий, направленных на решение общенациональных задач, строительство современной, процветающей, демократической России, которая интегрируется в глобальную политику и экономику, в полной мере сохраняя свою самобытность и духовность». По его словам, Русская Православная Церковь внесла и продолжает вносить неоценимый вклад в поддержание стабильности и общественного согласия в России и прилегающих регионах. «Деятельность Русской Православной Церкви органично вписывается в нашу работу с соотечественниками за рубежом, способствует укреплению духовных и культурных связей русского мира с родиной. В тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью мы решаем многие международные вопросы, затрагивающие ее интересы», - сказал министр. Речь идет о восстановлении и сооружении храмов за границей, возвращении в русскую собственность памятников культуры. Глава МИД также позитивно оценил совместную работу с РПЦ по противодействию проявлениям расизма и ксенофобии. «Нас объединяет общее понимание ключевой роли межконфессионального и межцивилизационного диалога. И мы очень высоко ценим усилия Церкви, направленные на развитие такого диалога на международных площадках, включая Совет Европы, ЮНЕСКО, и видим свою задачу создании самых благоприятных политико-дипломатических рамок для этой работы», - заявил С.Лавров. По его словам, Россия призвана сохранять уравновешивающую, примиряющую роль в международных делах.

Со своей стороны, председатель Государственного антинаркотического комитета, директор ФСКН России Виктор Иванов отметил, что «масштабы наркотрагедии в стране являются поистине апокалиптическими. Достаточно сказать, что от героина, дезоморфина, гашиша и других наркотиков погибает до 100 тысяч молодых людей в год. В этой ситуации абсолютно недостаточно заниматься полицейской работой и информированием людей – пугать их страшными последствиями наркомании». По его мнению, проблема наркомании лежит гораздо глубже. «И есть глубокая правда в утверждении священнослужителей, что наркомания – это не только и не столько болезнь, сколько духовная распущенность человека. В самом деле, никто ещё не умирал от прекращения потребления наркотиков. Значит, поражена духовно-нравственная природа человека. Наркомания как масштабное явление возникло исключительно вследствие слома базовых ценностей, и имеет не только медицинскую или социальную, но и, прежде всего, духовную природу», - полагает он. Директор ФСКН выразил уверенность в том, что «только вместе с Русской Православной Церковью мы сможем выйти на адекватные меры против наркочумы». Говоря о профилактике наркомании, Виктор Иванов заявил, что о необходимости «формирования у человека, начиная с детского возраста, устойчивого мировоззрения, отражающего систему истинных, а не мнимых ценностей, и понимания своего места в обществе. Активный и ответственный человек будет успешен в жизни и не выберет наркотики, чтобы убежать от несостоявшихся ожиданий». По его словам, «уже сегодня деятельность Церкви активно способствует профилактике наркомании. Эта помощь в духовной и социальной реабилитации необходимы людям, чья жизнь была сломлена наркоманией. Поэтому нашей приоритетной задачей в рамках Соглашения является развитие реабилитационных центров Русской Православной Церкви, которые станут фундаментом системы оздоровления российского общества. Мы надеемся к концу 2011 года увеличить число реабилитируемых в несколько раз».

Открытие Рождественских чтений. 24.01.2011 г.Виктор Иванов сообщил, что недавно была проведена сертификационная проверка деятельности епархиального реабилитационного центра «Саперное» в Ленинградской области по реализации программы реабилитации наркозависимой молодежи «Обитель исцеления». Эксперты установили полное соответствие качества реабилитации требованиям системы добровольной сертификации. «Я с большим удовольствием хотел бы совместно со Святейшим Патриархом Кириллом вручить сейчас  этот сертификат руководителю Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии и реабилитационного центра «Саперное» протоиерею Сергию Белькову», - заявил директор ФСКН, вручая отцу Сергию сертификат.

Затем с докладом выступил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий. По словам владыки, «опыт взаимодействия духовной и светской властей в течение последних 20 лет российской истории позволяет с уверенностью говорить о том, что такое соработничество является плодотворным». В начале второго десятилетия XXI века, по его мнению, «настало время намного более систематической работы с целью формирования целостной модели духовного образования». Нынешняя система религиозного обучения и воспитания, считает владыка, «должна строиться на тех принципах, которые бы давали ответы по существу вопрошаниям наших дней. Ключевым подходом здесь становится непрерывность духовно-нравственного воспитания и его соответствие самым высоким требованиям национальной педагогической системы».

Епископ Меркурий рассказал о том, как проходит стандартизация религиозного образования в Русской Православной Церкви. По его словам, назрела необходимость обеспечить в образовательном процессе целостность и единство научно-богословской и методологической базы при сохранении ценного многообразия, опирающегося на богатство накопленного опыта, является ключевой задачей. «Видим стандартизацию как творческую деятельность, позволяющую обобщить накопленный опыт и применить его, используя современные научно-педагогические и управленческие модели в повседневной практике преподавания. Стандарт, как он понимается в современной системе контроля качества, призван не подавлять инициативу и самостоятельность, а, напротив, стимулировать эти качества, задавая своего рода «планку», ниже которой опускаться нельзя», - отметил председатель Отдела религиозного образования и катехизации. «Регламентируемое стандартом преподавание дисциплин, отражающих знания о Православии, позволит более корректно и с меньшим количеством искажений доносить в классы и учебные аудитории то, что мы в совокупности называем правдой нашей веры. Важно и то, что начиная на практике применять образовательные стандарты, Церковь принимает на себя ответственность за содержательную сторону обучения в тех учебных центрах, которые соблюдают содержащиеся в наших нормативных документах требования. Цель введения стандартов — формирование единого образовательного пространства, упорядочение учебно-воспитательного процесса в православных образовательных учреждениях, приведение программ по вероучительным предметам в соответствие с возрастными особенностями обучаемых, расширение историко-культурного контекста преподавания», - отметил архиерей.

Говоря об апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики», епископ заявил, что возможности преподавания ОПК согласно принятым и подготовленным в настоящее время документам стандарта (одно полугодие в 4 классе и, возможно, одно полугодие в 5 классе) не отражают реальных потребностей родителей в изучении их детьми основ религиозной культуры. «Такой редуцированный курс может быть полезен для формирования и отработки в экспериментальном режиме системы взаимодействия участников образовательного процесса — и не более того. Для достижения существенных образовательных и воспитательных результатов необходимо преподавание основ религиозных культур по выбору по всем годам обучения ребенка в школе. Развитие возможностей изучения ОПК в соответствии с образовательным запросом граждан целесообразно проводить путем поэтапного расширения преподавания на все регионы и по всем годам обучения», - считает иерарх. Епископ Меркурий затронул в своем докладе ряд других проблем, связанных с дошкольных православных образованием, катехизацией и деятельностью воскресных школ.

Затем состоялось награждение лауреатов Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», ежегодно проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви при поддержке полномочных представителей Президента России в федеральных округах.

На втором пленарном заседании Рождественских чтений с докладами выступили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Волоколамский Иларион, президент Российской академии образования Н.Д.Никандров, президент Российской государственной библиотеки В.В.Федоров, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерей Владимир Шмалий, ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев), профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т.В.Склярова.

Работа XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач» продолжится до 26 января.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме