«Если бы я имел государственную власть, то благословил бы, чтобы в состав каждого блока, каждой депутатской организации входило не менее 10-15 священников. Тогда, может, люди бы задумались, что они делают с больницами, с социальными службами. А сколько сегодня нужно заплатить денег, чтобы похоронить человека! Но все же мы люди. А вот если бы священники были в органах местной власти, все было бы по-другому: и распределение земли, и выделение средств», - заявил наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел в интервью, текст которого опубликован на сайте Лавры. (перевод с украинского «Русской народной линии»).
«У нас должна быть единственная цель - изменить общество в лучшую сторону, - считает владыка Павел. - Например, мы не можем сегодня выступить на телевидении, чтобы показать сюжет об истории Лавры, но из экранов телевизора людей учат взбалтывай наркотики, убивать, заниматься блудом. А если бы в Киеве было священников-депутатов человек 40-50, мы могли бы затрагивать эти болезненные вопросы и говорить, что такого не должно быть. В свое время покойный Президент Азербайджана Гейдар Алиев выдал приказ вывести казино и игровые автоматы за пределы Баку и других городов. Он собрал представителей трех религиозных направлений: православного епископа, раввина и мусульманского шейха. И было принято решение взять под контроль деятельность игровых заведений».
«Я думаю, что Президент Алиев вместе с религиозными деятелями сделал очень хорошую вещь, потому что остались деньги в семьях тех, кто любил играть, остались не обкраденными дети и счастливыми семьи. Если бы на Украине заботились тем, как сохранить народ в святости, то не было бы и раскола. Тогда даже те же раскольники не думали бы, как захватить приход и влезть со своим лукавым учением в ту или иную епархию. Не может быть третьего пути, а могут быть лишь два - или правдивый, или обманный», - считает наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел.
Владыка рассказал о причинах, побудивших его заняться политикой. «Хочу отметить, что ко мне люди обращаются не как к депутату, а как к наместнику Киево-Печерской Лавры, священнослужителю. Поэтому приходится решать вопросы всех направлений жизни. В начале 2000-х годов, когда были гонения, особенно в западных регионах, люди просили меня защитить Церковь от филаретовских захватов, и тогда я баллотировался в Волынский областной совет. В Киевский областной совет я пошел, чтобы помочь людям решить некоторые церковные вопросы. (…) Мне всегда встречались хорошие люди, с которыми я находил общий язык, и мы разрешали наболевшие проблемы. Если меня просили помочь больнице или детскому садику, у меня это, Божьей милостью, всегда выходило. Когда я баллотировался в Киевскую раду, стояли вопросы выделения земли для строительства кафедрального собора, отстаивания Киево-Печерской Лавры», - вспоминает владыка.
«Вы знаете, если бы мы все думали о государстве! Лично я, например, переживаю за Церковь и за государство, потому что их нельзя разделить, потому что это один народ. А если кто-то пришел в Совет, преследуя собственные цели, ради решения своих проблем, то это в результате приводит к проблемам общественным. В этом можно убедиться, глядя на то, что делается в Ивано-Франковском, Львовской и других областях: беспорядок, надругательство над людьми. Если на рассмотрение Советов всех уровней священнослужители будут выносить свои умеренные мнения, то это очень хорошо отразилось бы на развитии всех сфер общественной жизни. Я четыре раза был депутатом: в Волынском областном совете, в Киевской области и в городе Киеве, и никогда не преследовал каких-то своих целей. Меня часто спрашивали: «Чего, Владыко, Вы здесь сидите? Мы оберегаем свой бизнес, а у Вас что?» А я всегда повторял и опять скажу: «У меня нет ничего, кроме Церкви, кроме Лавры, поэтому мне хотелось бы сделать что-то действительно для людей»», - заключил наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископ Вышгородский Павел.
Напомним, что 16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия. Этот документ вызвал общественный резонанс и оживленную дискуссию. Как отметил в интервью «Русской народной линии» заведующий миссионерским отделом Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев, «то, что в этом документе допущена возможность в крайних обстоятельствах все-таки делегировать священство в представительские органы государственной власти, - это не только поклон нашей украинской иерархии, но и возможность для самих себя в необходимых случаях решать какие-то насущные проблемы в контексте внутренней государственной политики и жизни Церкви». В свою очередь, по словам клирика Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г. Киева протоиерея Андрея Ткачева, «в документе все сказано правильно. Очень взвешенные формулировки, которые оставляют ресурс для творчества и определяют церковную тенденцию. Принципиального запрета на политическую деятельность духовенства быть не может».
Со своей стороны, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что «в истории были как положительные, так и отрицательные примеры участия иерархов и священнослужителей в работе выборных органов власти. Причем, если говорить о недавних случаях, то удачным такое участие вряд ли можно назвать. Имели место низкая активность после избрания, попытка концентрации на узкоцерковных интересах, а христианское участие в политике предполагает более широкий спектр вопросов». «Не будем забывать и о том, что священнослужители, реально погрузившиеся в политику, пришли к печальному, с точки зрения верности Церкви, финалу. Протоиерей Петр Бубуруз и священник Глеб Якунин оставили свою Церковь, а протоиерей Вячеслав Полосин перешел в ислам. С последними двумя я общался в 90-е годы и свидетельствую, что увлечение политикой вряд ли пошло им на пользу. В любом случае, если документ будет принят в том виде, в котором он существует сейчас, в нем речь идет не о том, что каждый священник по совету своих светских друзей тут же сможет баллотироваться в Думу, Раду или облсовет, а о том, что священноначалие будет делать тщательно продуманный выбор, исходя из крайней церковной необходимости. А слово «необходимость» означает ситуацию, в которой ничего другого нельзя предпринять для отстаивания церковных интересов», - продолжил протоиерей.
Данный документ призван унифицировать отношение Русской Православной Церкви к участию духовенства в деятельности органов государственной власти на всей канонической территории РПЦ. Отметим, что в настоящее время в Церкви по этому вопросу существует разногласие: на Украине участие духовенства в политике стало традицией, тогда как в России действует запрет на участие священнослужителей в политической деятельности. Документ «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», принятый президиумом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в первом чтении, фактически закрепляет статус кво, предоставляя иерархам и священнослужителям по соображениям крайней церковной необходимости право выдвигать свои кандидатуры на выборах в любые органы представительной власти любых стран и любых уровней. При этом в документе подчеркивается, что данное право следует рассматривать ни как правило, а как исключение.