Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Алексей Осипов: «Посты – совершенно необходимы»

03.01.2011


По словам известного богослова, причиной процесса отторжения постов является все большее порабощение человека плотью …

Человек - это не душа и не тело, а душа и тело. Они между собою связаны, и не просто взаимодействуют друг с другом, но воздействуют друг на друга. Это элементарный факт, который совершенно очевиден. Недаром русская пословица говорит: «сытое брюхо к учению глухо». А к молитве оно тем более глухо. По этой причине Церковью изначала рекомендовались верующим на определенные сроки различные ограничения на пищу, на весь характер поведения, которые должны были помочь держать тело в подчинении ума, но никак не наоборот, чтобы оно не мешало христианину жить достойно и праведно. Ибо там, где тело преобладает над духом, трудно ожидать каких-то духовных успехов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он - в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум... должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела». Эти ограничения в определенные дни и недели названы временами поста. И они касаются не только пищи, но не в меньшей степени и пустого времяпровождения, и разного рода развлечений, и супружеской жизни, и т.д. Это один из принципов духовной жизни, который известен многим религиям.

Почему идет процесс отторжения постов? Причина очевидна - это все большее порабощение современных людей плотью. Но еще в предпотопное время Бог произнес страшные слова: «Не может Дух Мой пребывать в этих человеках, потому что они плоть» (Быт. 6:3). Речь идет о тех, у кого плотские чувства, вожделения и стремление к наслаждениям полностью подавили всё духовное. Сейчас в бывших христианских народах идет активный процесс общего духовного ослабления и возвращения язычества, которое, как раз, и характеризуется, прежде всего, культом плоти.

В свое время протестантизм полностью отменил все посты. При этом Лютер подвел под это новшество в христианской религии «богословскую» базу. Он заявил не больше и не меньше, как следующее: «Душа никоим образом не участвует в сладострастных деяниях плоти и нисколько ими не оскверняется». Замечательно, не правда ли? Это было сказано в XVI веке. Но теперь мы видим, как далеко зашли процессы деградации не только в протестантизме, который полностью отменил посты, но уже и в католицизме, из которого протестантизм вышел. В настоящее время в католической церкви постных дней в году фактически только два - это так называемая «пепельная среда» (у католиков Великий пост начинается в среду, а не в понедельник) и страстная пятница. Но и этот пост не тот, который сохраняет Православие.

Я как-то был в Словакии и посетил католическую семинарию. На мой вопрос о том, какие существуют посты для семинаристов, ректор, как мне показалось, стесняясь, ответил: «Наши семинаристы тоже постятся: в "пепельную среду" и страстную пятницу они едят один раз в день и без мяса». Странно было слышать такое о посте от взрослого человека. Но, оказывается, это не досадная случайность, не единичное исключение. Это - нравственное учение католической церкви, это ее реальная духовная жизнь, которая доходит до абсурда: в католичестве перед причастием - один час поста! Создается впечатление, что человек там рассматривается уже как какое-то жвачное животное, для которого не пожевать целый час - настоящий подвиг.

Расскажу историю из личного опыта. Однажды делегация нашей Церкви и католической ужинаем в ресторане. Вино, разговоры, шутки, смех. Меня толкает одна дама, католичка, и спрашивает, пойдем ли мы в костел на их мессу? Я ее спрашиваю: «Вы что же, и причащаться будете?» Она говорит: «Да, конечно». Я ей: «Знаете, что с Вами надо сделать?» Она: «Что?» «Сжечь Вас надо», - отвечаю. Она смеется и объясняет мне, что папа разрешил поститься перед причастием всего один час. Поэтому, пока дойдем до костела, да будет совершаться месса, то как раз час и пройдет.

В западном христианстве в настоящее время посты полностью упразднены. Это - яркое свидетельство окончательного плотского порабощения духа нашего западного соседа. Отсюда закономерно проистекает масса всевозможных бед, о которых пишет святитель Игнатий: «Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние…». В этой связи уместна русская пословица: «Серединочка сыта - кончики играют». И играют уже откровенно: узаконение содомизма и прочих форм разврата, прелюбодеяния, блуда и проч. Посмотрите, какая пропаганда безнравственности идет по телевидению! Совершенно утрачено понимание необходимости власти ума над плотью. Но борьба с постами несет в себе большую опасность для человека и общества в целом.

Однако не нужно думать, что Православная Церковь является какой-то законнической организацией, и установленные ею посты требуют от верующего безусловного и неукоснительного их соблюдения вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Приведу пример. Великим постом по уставу нельзя есть даже рыбу. Но Патриарх Алексий I учащимся духовных школ в связи с их большой нагрузкой разрешил есть рыбу в определенные дни. И это не явилось нарушением православных норм жизни, поскольку было вызвано объективными обстоятельствами. Подобные же ослабления распространяются на людей, занятых тяжелой физической работой, больных, старых и т.д. Наша Церковь всегда призывает учитывать состояние человека, его здоровье, условия жизни, быта, работы.

Я против того либерализма, который видим на Западе. И считаю посты совершенно необходимыми. В то же время, в некоторых случаях нужно вводить разумные послабления, например, во время Петрова поста, который может продолжаться до шести недель. Отдельным лицам такие послабления могут давать духовники. Но вопрос о каких-либо изменениях устава о постах может решаться только высшей церковной властью.

Алексей Ильич Осипов, доктор богословия, профессор Московской Духовной академии, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 26

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

26. В.Н.Шульгин : Спасительно и поучительно
2011-01-15 в 22:10

Спасибо за замечательную статью. Ну, а то что ребята противоположной ориентации не дремлют, только обличает правду сказанного. Моральный кодекс строительства коммунизма тоже к "хорошему" стремился.
25. Захар : пелов е.д. № 18
2011-01-06 в 13:15

Вы когда поучаете присутствующих на РНЛ,все-таки помните, что большинство из нас пришли к вере из атеизма, и потому можем сравнивать. В христианском смысле понятие "хороший человек" мало что значит. Важнее здесь то, что есть люди, пытающиеся идти узким, спасительным путем, а для этого и нужны те ритуалы, о которых Вы пишите так неуважительно. И есть те, кто весело, позволяя себе все, идет широким, погибельным путем, не отдавая себе отчет о своей посмертной судьбе. В том числе, к сожалению, и т.н. хорошие - как бы не воруют, как бы не убивают, как бы нормально работают, как бы не лгут... Кстати, то, что Вы на РНЛ, означает, что Господь призывает Вас ко спасению (а значит и к посту).
24. lucia : Re: Алексей Осипов: «Посты – совершенно необходимы»
2011-01-05 в 01:30

Да Эрик, понятно, слишком долго за границей жил., слишком много думает о биохимии. А павлов просто радуется, что можно просто демонстрировать свою глупость, а все реагируют.
23. Борис : Ответ
2011-01-05 в 01:18

Как я могу вам обьяснить,это надо почувствовать! Насчет здоровья и сил-это вы правильно заметили ПОКА есть. А диаволу с вами тоже встречаться ПОКА незачем(чтоб не спугнуть) он повсей видимости вам местечко готовит.
22. пелов е.д. : вопрос
2011-01-05 в 00:32

Борис, а что мешает любить Бога и есть обычную еду? Ни разу не сталкивался с дьяволом, знаете ли; а вообще пока и здоровье, и силы есть.
21. Борис : Пост это Божий дар.
2011-01-04 в 23:07

Без поста жизнь пуста. Пост это выражение любви человека к Творцу,ведь дело не в зарплате и ритуалах. Дело в любви к БОГУ. И любовь эта не остается без ответа,человек за усердие в посте получает от БОГА оружие против диавола и страстей и соответсвено и здоровие и силу.
20. Марина : Арбузову Вятскому
2011-01-04 в 21:31

Очень хорошо, что Вы не выдержали и ответили столь пространно. Очень интересно было читать Ваш комментарий.
19. Анна из Москвы : Re: Алексей Осипов: «Посты – совершенно необходимы»
2011-01-04 в 20:58

Священномученик Сергий Правдолюбов (†1950) пишет:
Не исполняют пост лишь «обросившиеся» христиане, которых и по имени трудно назвать христианами, которые в неведении своем и заблуждении дают пощечины Матери нашей Церкви и не слушаются ее даже в малом, не признают ни среды, ни пятницы и никаких постов. «Пустяки,– думают они,– не то, что входит в уста, оскверняет человека (Мф. 15, 11), подумаешь, не все ли равно, что есть?» Так, одна дама в разговоре с епископом Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. «Это, конечно, вещь неважная», – сказала дама. А епископ ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала!» Вот в чем грех-то, и грех большой – Матерь-то свою не признавать, пощечинами-то ее награждать. А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь – пустяки, неважная вещь!»
http://www.blagogon.ru/biblio/152/
18. пелов е.д. : Захару
2011-01-04 в 20:07

все перечисленное вами и есть ритуалы))

Некоторые из них кажутся сегодня лишними анахронизмами, некоторые из них - просто красивая с визуальной точки зрения традиция, некоторые просто абсурдны.
Что такое хороший человек, я могу объяснить. Если в ваше понятие "хорошести" вкладывается непременное соблюдение постов, то, значит, лично я плохой человек.

Арбузов Вятский
если Вам не нравится отмечать Рождество в ресторане - не отмечайте. Кому-то нравится - вот он и отмечает. Что-то не так? Вам просто на слух не нравится слово "крисмас/икс-мас"?
17. Захар : пелов е.д. № 14
2011-01-04 в 19:25

Цель и смысл поста не в том, чтобы сделать человека "хорошим"(что это такое - можете объяснить?) Смысл поста - помочь верующему христианину стяжать Дух Святый. Или, чтобы Вам было понятнее, очистить себя от греха. И поста для этого недостаточно. Еще исповедь, причастие, молитва и многое другое. Это не ритуалы, а необходимые средства, и любой христианин, имеющий хоть малый опыт, это знает.
Арбузову-Вятскому. Неужели все действительно так запущено? И это идет к нам?
16. Арбузов Вятский : Пост в Англии 2010.
2011-01-04 в 16:59

Алексею Ильичу и редакции спасибо за статью - меня так задело, что не выдержал и ответил столь пространно - см. ниже:

Пост в Англии. Рождественский Пост 2010 ст.ст.

В настоящее время в Британии против Поста идёт война. На всех фронтах. Победа будет одержана тогда, когда сама структура жизни общества и сам по себе тип человека наконец отторгнут полностью саму идею поста. Когда пост станет практически невозможен (лучше конечно с оговоркой в законодательстве – чтоб всё по закону.)

На пищевом фронте в пищу добавляются добавки провоцирующие большее потребление и физиологическую зависимость, производство, изготовление и хранение продуктов преследуют какие угодно цели, кроме питательности и качества пищи – человек всё чаще сталкивается с подделкой или обманом. Самая сущность питания изменяется в сторону больше похожую на принятие дозы любимого наркотика. Проведённые исследования местных детей показали, что их кровь гораздо «голоднее» крови тех самых голодающих африканцев, которым эти дети высылают гуманитарную помощь.

На фронте «здравоохранения» нации – нормой жизни становится некая отстранённость человека от всего – включая питание. Всё приготовлено и продумано кем-то – и нет смысла в этом разбираться, всё промаркировано и количественно и качественно – главное прочитать буквы на упаковке, точнее на экране – так как всё больше людей «шоппит» по интернету. Современный перевозбуждённый потребитель ест и жуёт – потому что «нужно», не чувствуя аппетита и не утруждаясь разборчивостью. Самые пищевые изделия камуфлируются в нечто непонятное, не говоря уже об упаковках, на которых упоминать что же фактически находится внутри, становится почти неприлично. На этой благоприятной почве множатся всевозможные пищевые аллергии и разные болезни физически и психические и конечно же пищевые извращения.

Если ребёнку показать что курица это совсем не рыбка, и даже не цветочек, и не машинка – а кусок мяса с костями и с кожей - у него будет психическая травма. Равно как и вынуждать есть фрукты и овощи здесь равносильно наказанию за провинность – примерно как у нас было заставить бедного ребёнка полчаса простоять в углу. Издевательство да и только.

На религиозном фронте – уже ВСЁ! Победа! Победили Пост, да так, что никому и в голову не придёт! С октября месяца кругом уже «Крисмас!», «Крисмас!» (это Рождество значит – по ихнему), - вечеринки кругом, рестораны все забронированы, тут пьют, там поют – веселье кругом! Празднуют. А уж в ноябре месяце кто еще не отпраздновал – так даже не удобно как-то. Чтобы уже к 25му Декабря приползти домой так нагулявшись, что можно целый день и с женой посидеть - у себя дома. Страна опохмеляется, приходит в себя 25-то. Выпивка и даже еда (народ мне жалуется) – так уже и не лезет в горло. Противно уже. «Крисмас» – само знамо.

На идеологическом фронте – тема дня: борьба с терроризмом. Отсюда само собой как бы разумеется что любая религия есть просто «вера», то есть философия или теоретическое мировоззрение, представление такое где-то в голове – а любое практическое ДЕЛО, особенно с самим собой или с другими содеянное во имя «веры», не стыкуется с нормальным поведением. Вера – это же теория, причём же здесь практика? Бог, если вы верите – это одно, как например, ну к слову – космическая энергия, один верит что она есть – а другой нет, а не кушать для того, чтобы установить связь с Богом – это уже извините: безумие. Или – ( в связи с темой дня) экстремизм, от которого полшага до – сами понимаете... Газеты время от времени рассказывают о подобных безумцах и заморенных детях. Примеры сумасшествия на лицо. С фотографиями причём. Всё – правда.

Нормальные люди нормально свою религию исповедуют – посидели там, поговорили и мирно разошлись – никакого членовредительства или издевательства над детьми. Ну, в худшем случае, песню там спели – ну и всё.
Кто слишком громко затягивает, уже смотрят, чтоб на почве религии не начал там сходить с ума и бегать с бомбой. Дело такое – известное. Начинают со всяких там голодовок – а потом и пошло поехало. Ужас. Фанатики.

На остальных фронтах всё по прежнему идёт в том же русле – размывание понятий, стирание различий, выживание любой ценой, смещение ориентиров, деградация языка, исчезновение культуры, обсмеяние религии – ну и так далее, что, англичане- хуже других?

Некоторые понятия и слова просто исчезают, чтобы невозможно было на английском обьяснить например, что тот же Пост – по нашему, это лишь часть духовного труда в духовной жизни личности. Что жизнь эта названа жизнью не зря, что она проживается самым делом и даже на собственной шкуре. Что в этой жизни, как в пути – невозможно без связи с другими путешественниками, без руководства людей более опытных, что весь комплекс действий, включая питание определяет в конце концов и конечный результат.

Иностранцу трудно поверить, что мы можем чему-то научить другому, в частности и потому, что он видит наших представителей на разных встречах с католиками и протестантами и думает, что все мы значит одного поля ягоды. Западный человек слишком дорого заплатил, чтобы понять, что религия показывая даже и достойную цель – не укажет реального пути. Это здесь известно ребёнку.

Православие может и должно бы сказать западному человеку – мы: ДРУГИЕ. Православие –это серьёзно. Православие – это практика. Православие – это жизнь.
А где жизнь – там и правильное и полноценное питание.



АВ
15. Андрей Ушаков : Марине!
2011-01-04 в 09:35

Улучшить-не значит,что есть скоромную пищу.
14. пелов е.д. : Re: Алексей Осипов: «Посты – совершенно необходимы»
2011-01-04 в 06:00

а можно вообще жить без постов и быть хорошим человеком.

понаприсывали глубокого сакрального смысла всяким ритуалам. а смысл?
13. Марина : Андрею Ушакову
2011-01-04 в 04:25

Монахиня Таисия, в своем сборнике житий русских святых, пишет о том, что священномученик Филипп, Митрополит Московский и всея России, чудотворец, будучи настоятелем Соловецкого монастыря, наряду с многочисленными преобразованиями обители, также улучшил монастырскую трапезу, что было необходимо при суровом климате Соловецких островов, но строгость устава усугубил и очень высоко поставил послушание.
12. Марина : Re: Алексей Осипов: «Посты – совершенно необходимы»
2011-01-04 в 04:09

Спасибо Вам, Алексей Ильич, за душеполезную статью! Каждый, кто хотя бы пытается начать жить духовной жизнью, на собственном опыте убеждается в правильности, приведенных Вами доводов необходимости постов, необходимости соизмерения меры поста с мерой собственных сил души и тела.
11. Эрик : Re: Алексей Осипов: «Посты – совершенно необходимы»
2011-01-04 в 02:41

Посты в нашей стране, где воспитательница детского сада в провинции получает 4000 рублей в месяц, а кг гнилой картошки стоит 40 рублей за кило, не имеют никакого смысла. У бедных и так пост длится 365 дней в году. И если раз в году и поедят какого мясопродукта, так и тот - из сои со всякой отравой в виде консервантов, заменителей идентичных натуральным.
Нет у нас продуктов в продаже, а что есть, так напичканы химией до такой степени, что не еда эта, а отрава.
И некоторым стыдно должно было бы призывать соблюдать посты тогда, когда народ лопает вместо еды не пойми чего. Мне так кажется... . Нет, ну в монастырях, оно понятно, некоторые монахи настолько расжирели на продуктах монастырского хозяйства (молочко там натуральное, мясцо, овощи да фруктики с монастырских угодий), что им, знамо дело, нужно и попоститься... . Ну вот пусть и постятся!
10. Игорь : в тему о посте
2011-01-04 в 02:21

Слава Богу, на этот раз никто из клириков не начал хулить пост в пост.
В тему о посте и его хулителях:

http://www.ruskline....7/o_poste_telesnom/
9. Андрей Ушаков : Re: Алексей Осипов: «Посты – совершенно необходимы»
2011-01-04 в 01:15

Много сказано правильного,но в конце,как всегда, клякса -про Алексия первого,который позволил молодым семинаристам есть рыбу, и как нужно идти на уступки бытовым положениям. Дас,"богословы"! И нынешнее "православие" нарушается не только мирянами, но и "священнослужителями",которые позволяют не поститься,можем представить имена,курить,пить,плясать и барабанить.
8. иерей Александр Зайцев : Благодарим Алексея Ильича за верное отношение к посту!
2011-01-04 в 01:05

Рождественский пост подходит к концу.Пора обернуться - как мы его провели?
А не проникают ли западные тенденции в наше отношение к посту?
Сегодня многие спекулируют различными послаблениями поста: тут я был в дороге, тут в гости к неверующим зашёл,не мог обидеть людей;здесь с унынием боролся с помощью коробочки конфет,да и вообще, не человек же для поста,а пост для человека! Ну и так далее.Очень мы "грамотными" стали в отношении поста.
Мы свободу поста познали прежде его строгости.
Мы уподобились некой другой Еве, впившись в запретный плод ещё до того, как змей вполз в райские кущи.
И дело не в том,что пост плохо провели, а в том, что себе это простили и нашли разумные оправдания.
Ох, прости нас , Господи!
С наступающим Рождеством!
7. Юрий Садовский : Благодарение за статью
2011-01-04 в 00:43

Пост, образно говоря, для православного христианина, как центрифуга для космонавта, готовящегося к полёту в космос, к великим перегрузкам, лишениям... В Царствии Небесном "ни мужа, ни жены", "не умрём, но изменимся"... Пост тренирует душу, делает её более подготовленной к вечной жизни...
Спасибо автору за своевременную статью!
6. Силантий : Спасибо, Алексей Ильич!
2011-01-03 в 22:52

Спасибо, Алексей Ильич! Всегда с большим интересом слушаю Ваши выступления по ТВ и читаю Ваши статьи.
5. Диакон Владимир ВАсилик : Re: Алексей Осипов: «Посты – совершенно необходимы»
2011-01-03 в 21:39

При этом Лютер подвел под это новшество в христианской религии «богословскую» базу. Он заявил не больше и не меньше, как следующее: «Душа никоим образом не участвует в сладострастных деяниях плоти и нисколько ими не оскверняется».


Гностицизм чистейшей воды. Вообще о гностическом соблазне в западной цивилизации написано явно недостаточно. Все говорят о масонстве. Но что такое масонство в своей духовной сути? Рецидив гностицизма.
4. Диакон Владимир ВАсилик : Автору
2011-01-03 в 21:37

Спаси Господи, Алексей Ильич!
С Новым Вас годом и Рождеством Христовым.
Очень поучительная и полезная статья.
А вообще-то грустно.
Начиналась Западная христианская цивилизация со св. Северина, изнурявшего тело постами, со св. Бенедикта Нурсийского, св. Колумбана, подвижников и постников.
А кончается - часом поста и одноразовым приемом пищи без мяса в Великую Пятницу.
Смерть христианства на Западе.
3. muscovite : «Посты – совершенно необходимы»
2011-01-03 в 20:50

Спаси Вас Господь, Алексей Ильич!
2. Захар : Re: Алексей Осипов: «Посты – совершенно необходимы»
2011-01-03 в 18:23

\\...борьба с постами несет в себе большую опасность для человека и общества в целом.\\А как кардинально изменилась бы жизнь, если бы все (ну кроме совсем маленьких, совсем стареньких, больных и тяжело работающих)соблюдали пост! Сколько земель не надо было распахивать, чтобы содержать огромные стада животных, и там жила бы на воле природа: тюльпаны, сайгаки и журавли. Ковыли и бабочки. Совсем другим было бы машиностроение и другие отрасли промышленности.Люди были бы здоровее и физически и нравственно. Эх, мечты...
1. Лариса : Спасибо, Алексей Ильич!
2011-01-03 в 16:29

Вразумляющая статья! Очень впечатляет сравнение с католической практикой: "пепельная среда", час поста перед причастием.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме