Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Диакон Владимир Василик: Не следует увлекаться алармизмом

Диакон  Владимир  Василик, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 30.09.2010


Известный богослов отмечает, что СМИ восприняли «экуменический политес» венских переговоров чуть ли не за попытку подписать унию типа Флорентийской …

Как подчеркнул председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата,  митрополит Волоколамский Илларион, растиражированный рядом СМИ рабочий документ Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью не отражает позицию православной стороны по вопросу о первенстве римского епископа и может рассматриваться лишь как сугубо вспомогательный материал для дальнейшей работы, сообщает Служба коммуникаций ОВЦС.

Вопреки утверждениям прессы, на заседании православно-католической богословской комиссии в Вене никаких «прорывов» сделано не было. Все заседание было посвящено обсуждению роли римского епископа в 1-м тысячелетии. На эту тему координационным комитетом комиссии был ранее подготовлен документ, обсуждавшийся в прошлом году на Крите. Черновая версия этого документа «утекла» в средства массовой информации и была опубликована.

Предполагалось, что в Вене удастся закончить обсуждение этого документа. Однако случилось иное: много времени заняло обсуждение статуса данного текста. Православные участники с самого начала заседания настаивали на том, что «Критский документ» не может быть ни официально опубликован от имени комиссии, ни подписан ее членами. С нашей точки зрения, данный документ нуждается в существенной переработке, но и после переработки он может иметь лишь статус «рабочего документа», то есть сугубо вспомогательного материала (instrumentum laboris), который может использоваться при подготовке следующих документов, но сам не будет иметь никакого официального статуса.

«Критский документ» имеет сугубо исторический характер и, говоря о роли римского епископа, почти не упоминает епископов других Поместных Церквей первого тысячелетия, что создает неправильное представление о том, как распределялись полномочия в Древней Церкви. Кроме того, в документе нет ясного и четкого утверждения о том, что юрисдикция римского епископа в 1-м тысячелетии не распространялась на Восток. Остается надеяться, что эти лакуны и опущения будут восполнены при доработке текста.

После длительного обсуждения комиссия приняла решение о том, что данный документ необходимо доработать и что окончательное решение о его статусе будет вынесено на следующем пленарном заседании комиссии, т.е. предположительно через два года. К этому же времени будет разработан проект нового документа, который будет рассматривать ту же проблематику, но только с богословской точки зрения.

Для православных участников очевидно, что в 1-м тысячелетии юрисдикция римского епископа распространялась исключительно на Запад, тогда как на Востоке территории были разделены между четырьмя Патриархатами — Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Епископ Рима не имел никакой прямой юрисдикции на Востоке, несмотря на то, что в отдельных случаях восточные иерархи обращались к нему как арбитру в богословских спорах. Данные обращения не имели систематического характера и никоим образом не могут толковаться в том смысле, что епископ Рима воспринимался на Востоке как обладатель верховной власти во всей Вселенской Церкви.

«Надеюсь, что на последующих заседаниях комиссии католическая сторона согласится с этой позицией, которая подтверждается многочисленными историческими свидетельствами», добавил митрополит Иларион».

От себя добавлю, что, как член рабочей группы ОВЦС по первенству, могу подтвердить справедливость вышеизложенных слов. В составе рабочей группы были включены такие умеренно консервативные богословы, как прот. Валентин Асмус, прот. Андрей Новиков, прот. Владимир Шмалий.  На обсуждении промежуточных документов и речи не шло о том, чтобы признать примат римского папы в его нынешнем виде. При признании исторических преимуществ римского папы в прошлом, речь шла о том, что в случае если Католическая Церковь примет православное вероучение, римскому епископу уделяется лишь первенство чести, но не первенство власти. Подобное же первенство  настоящее время следует уделять Константинопольскому Патриарху.  На заседаниях рабочей группы, кстати, озвучивалась и особая роль императора в Церкви в эпоху Вселенских Соборов.

Следует также напомнить, что в 2007 г. русская делегация не подписала Равеннский документ, который содержал неприемлемые формулировки о власти Римского епископа во Вселенской Церкви. Что касается Критского документа, действительно малоудовлетворительного, то его статус был  промежуточным, а не окончательным. ОВЦС и его глава понимают,  что Православную и Католическую Церковь разделяет слишком многое и нельзя основывать серьезную церковную деятельность на фикциях, на иллюзии единомыслия.

Что касается утверждений прессы, то здесь следует отметить, что зачастую журналисты «экуменический политес» и выражения взаимного дружелюбия принимают за реальные «прорывы» и чуть ли не за заключение унии. В реальности это бывает далеко не так. Подобные «диалоги» могут длиться годами, если не десятилетиями. Относительно создания официальных документов, под которыми может подписаться та или иная поместная Церковь, а тем более их рецепции результат чаще всего бывает нулевым.

Вопрос – в чем тогда смысл подобных «диалогов»? Чаще всего – в снятии напряженности, в ослаблении католического Drang nach Osten, в попытке донести до католического мира православное мировоззрение. Конечно, могут возразить, что чаще католики воспитывают нас, чем мы их.  Может быть, временами это и так, но это вопрос веры и воли тех, кто ведут подобные диалоги. В настоящее время вопрос о подписании унии типа Флорентийской вряд ли стоит на повестке дня. Опасность может состоять в другом: во время «взаимного обогащения» мы можем забыть о истине Православия, о своих ценностях и повлечься за чужими в рамках общего секуляризационного процесса. Об этом без сомнения следует помнить и хранить церковное трезвомыслие. С одной – не увлекаться алармизмом, не «убояться страха, идеже не бе страх», с другой – не благодушествовать и не допустить размывания православного мировидения и православной жизни.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 19

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

19. Елена Давыдова. : Re: Диакон Владимир Василик: Не следует увлекаться алармизмом
2010-10-25 в 18:32

В отношении переговоров вообще:думаю, то, что делается со всеми предосторожностями, полуоткрыто, не может не вызывать настороженности, догадок с негативной окраской. А особенно, когда речь идет о вопросах веры, незыблемых ее основ. С другой стороны, на то есть свои причины, и они не для широкого круга, не для всех. Кому выгодны эти переговоры или диалоги с представителями католического духовенства? Там и ответ зарыт. Очевидно, что дух мира сего: похоть очес, телес и гордость житейская проник и разрушает ядро православия - священноначалие. Это - начало конца, как предсказывали святые отцы последних времен. Нам же, простым верующим, остается лишь каятся, молится за себя и за своих братьев. А может быть не только? А может нужно активно заявить свой протест, озвучить недоверие и сомнение? Господь спросит:"Что ты сделал для укрепления веры православной, для сохранения соборности, для охранения ее от агарян?" Что же мы ответим Создателю? С уважением, Елена.
18. Сергий Агапов : Re: Диакон Владимир Василик: Не следует увлекаться алармизмом
2010-10-01 в 19:36

Спаси Господи, отец Дмитрий, за братское поучение. Действительно страшно становится от этих тайных междусобойчиков. Такое впечатление, что два патриарха и один папа судорожно пытаются вырвать друг у друга корону будущего владыки мировой церкви. А события тысячелетней давности прекрасно можно обсуждать на любых богословских конференциях, в статьях, в интернете, и совершенно незачем скрывать свои решения и прятать их от «утечки» и от всеобщего обозрения. Помогай Бог вашей Церкви в дальнейшем удерживаться от такого тайнобесия. А мы, увы, вынуждены так же шифроваться, как и эти «взаимообогощающиеся» деятели. О времена! Приходится вместо слова предательство употреблять – «экуменистический политес», а вместо – караул, нейтрально пищать –аларм.
17. Галина Борсуковская : О.Димитрию Назарову.
2010-10-01 в 19:23

Уважаемый о.Димитрий, большое спасибо за ссылку. Я об этом сайте уже знала, конечно, но надеялась, что есть какой-то другой сайт с возможностью обсуждения. Иногда возникают вопросы по прочитанному материалу, а задать их невозможно. Ну что же, буду довольствоваться тем, что есть.
16. Протоиерей Димитрий Назаров : О.Владимиру.
2010-10-01 в 15:22

Простите, отче, но в мой предыдущий пост вкралась ошибка (пропущена часть фразы)--следует читать, так:
<<Когда Вселенский Патриарх Афинагор "снял анафемы" с латинян, то тогдашний Афинский Архиепископ забеспокоился по этому поводу и написал письмо другим Первоиерархам, в том числе, и Патриарху Московскому Алексию Первыому (Симанскому), к о т о р ы й д а л о т в е т в т о м п л а н е, что, дескать, "снятие анафем"--это частный вопрос Вселенского Патриархата и в других Поместных Церквах (читай--в крупнейшей из них) такое просто невозможно, этого не будет н и к о г д а , то есть--угрозы Унии тут нет никакой!>>
15. Писарь : 10.Диакону Владимиру Василику
2010-10-01 в 14:24

Ув.Диакон Владимир Василик.
Я прекрасно отдаю себе отчет в какой непростой ситуации находится наша Церковь,особенно на Украине, и нет у меня сомнений - диалог приходится вести,во многом, Вынужденно.

Однако, чем всегда держалась наша Церковь?-Силой Духа Святого,в отличии от католиков и протестантов.
Для них вопрос жизни и смерти упирается в одно-в "сумму технологий",выхода другого нет.

Но наша сила- в Силе Духа Святого.
Св.Игнатий Брянчанинов пишет...
"Истине свойственнен Свой Дух...".

Казалось бы, прямое следствие...
Чем строже мы держимся Истины-Святоотеского Учения Православной Церкви,тем Мощнее Сила Воздействия Духа Святого.
Как Внутри Церкви,так и Вовне.
Это Обетованный Спасителем Залог укрепления положения Церкви.
Как это будет происходит?
Решит Сам Господь.
Но происходить будет.

Что же нужно делать?
Постепенно избавляться от всего,что искажает Истину или пытается Ее исказить,
навязать Истине свои представления о ней.

С этой точки зрения,Сам факт и характер(закрытый)диалогов,скажем так,с "инославными",только ослабляет Церковь и более того, служит для них,прикрытием для осуществления ползучей экспансии.

Она потому и успешна,что более упование на средства политические,нежели на средства духовные.
А ведь борьба ведется Исключительно в Духовной Сфере.

Ув.Диакон Владимир Василик.
Верно,что "политика искусство достигать возможного",но так верно следующее...
"Тот, кто готов пожертвовать интересами Веры(Духа),в интересах политики, обречен на поражение,и в интересах Веры и в интересах политики".
14. lucia : Re: Диакон Владимир Василик: Не следует увлекаться алармизмом
2010-10-01 в 14:15

У меня есть знакомые католики, совсем нецерковные, решили воцерковиться. Так их в костеле так неласково приняли! стали какие-то справки требовать. Потом сказали. что ответственное лицо в отпуске. Странно, что при таком подходе вообще кто-то есть.
13. Протоиерей Димитрий Назаров : Галине Борсуковской.
2010-10-01 в 13:24

Дорогая Галина!
По моему, на русском языке есть только это (хороший сайт, но обновляется редко...)-
http://www.pravoslav.../display.pl?sid=317
Мы никаой оф. должности не занимаем, посему ссылку эту даём в частном порядке...
12. Протоиерей Димитрий Назаров : О.Владимиру.
2010-10-01 в 13:19

"Все же духовно-нравственный уровень наших иерархов выше Александра I."
Очень сомнительное утверждение...
11. Протоиерей Димитрий Назаров : О.Владимиру.
2010-10-01 в 13:17

"Когда кардиналы проходили царскими вратами в православные алтари.
А иерархи открыто служили панихиды по папам.
И открыто молились с инославными.
И проповедывалось "ириническое богословие" о безразличии вер.
Сейчас такое немыслимо. "
Дорогой отец Владимир! О "подвигах" прежних иерархов-экуменистов мы наслышаны немало и писали сами: http://pravaya.ru/look/17369
Они немало сделали, чтобы приблизить нынешние (лукавые) времена!
Однако, "в те баснословные года", это был подвиг отдельных Иерахов, а не массовое движение, в котором принимают участие (почти) все Поместные Церкви!
Когда Вселенский Патриарх Афинагор "снял анафемы" с латинян, то тогдашний Афинский Архиепископ забеспокоился по этому поводу и написал письмо другим Первоиерархам, в том числе, и Патриарху Московскому Алексию Первыому (Симанскому)о том, что, дескать, "снятие анафем"--это частный вопрос Вселенского Патриархата и в других Поместных Церквах (читай--в крупнейшей из них) такое просто невозможно, этого не будет н и к о г д а , то есть--угрозы Унии тут нет никакой!То есть, блаженной Памяти Афинский Архиепископ Хризостом-- тогдашний Первоиерарх Элладской Церкви--"аллармист"?!
История показывает, что он Духом предвидел нынешние времена, когда переговоры с латинянами о грядущей (последней) Унии буду легитимизированы!
Разве другие Поместные Церкви последовали примеру Вселенского Патриарха Афинагора, то есть "сняли анафемы", всле за Вселенским, либо приняли (соборная "акцепция") это пресловутое "снятие анафем"?!
Разве мы знаем о соответствующих Соборных Решениях по данному поводу, принятых, в свою очередь, всей полнотой народа церковного?!
Нет, мы слышим только протесты православной общественности--на Святой Горе, в Элладе, Сербии, на Кипре и даже в Молдавии!
Тогда--на каком каноническом основании Священноначалием ведутся сами переговоры об Унии?!
Да, нам известно о "соответствующих решениях" Синодов Поместных Церквей, однако только латинянский Архиепископ Кох , с их традицией "примата", (доходившего до "монархии Святого Петра"), не видит разницы между "соборностью" и "синодальностью" (мы читали английский текст пресс-конференции)--православным Иерархам (и даже нам, грешным клирикам...) эта разница прекрасно известна!
Таким образом, семена посеянные Патриархом Афинагором и Митрополитом Никодимом (Ротовым) дали обильный урожай--в плане "конвергенции" с латинянами "вертикаль власти" будет укрепляться (остатки Соборности--уничтожаться, равно как и те, кто будет протестовать--буду "выдавливаться в расколы"...), латиняне же поучатся у нынешних православных иерархов такой замечательной "синодальности" и... результат предсказан в Книге Откровения, у Святых Отцов и Старцев, не только Афонских...
Другое дело,что сколько времени займёт процесс реализации пророчеств, какими эксцессами всё это будет осложнятся --мы не знаем, сие от нас сокрыто...
Действительно, есть надежда, что всё затянется на несколько десятилетий, посему духовное самоубийство совершают те, которые уходят в расколы, покидают в беде Святую Матерь Церковь, Которая пребывает в Полноте Единства Святых канонических Поместных Православных Церквей!
Безумие--бросаться с Корабля в шторм в открытое море, ибо до берега не доплыть никак--его просто нет!
Если таков , отче, Ваш message , то мы его решительно поддерживаем...Храни Господь, отче Владимире!
10. Диакон Владимир Василик : О. Дмитрию и другим участникам дискуссии
2010-10-01 в 11:10

Досточтимый о.Димитрий! Уважаемые Natalie, Писарь.
Прекрасно понимаю Вашу озабоченность.
И все же...
Экуменизм начался не вчера.
И Церковь наша знала куда худшие времена.
Когда кардиналы проходили царскими вратами в православные алтари.
А иерархи открыто служили панихиды по папам.
И открыто молились с инославными.
И проповедывалось "ириническое богословие" о безразличии вер.
Сейчас такое немыслимо.
Иерархи наши находятся под тройным прессом.
Прежнего наследия.
Давления властей.
Международного давления.
Надо понимать их трудности.
И они тоже люди.
Помните Пушкинское?
"Ура наш царь. Так выпьем за царя!
Он человек. Им властвуют мгновенья,
Он раб молвы, сомнений и страстей.
Простим ему неправое гоненье,
Он взял Париж! Он основал Лицей"
Насчет рабства страстей я поберегся бы сопоставлять. Все же духовно-нравственный уровень наших иерархов выше Александра I. Но в остальном сопоставимо.
Как говорил Святейший
Патриарх Пимен по поводу письма диссидентов: "Им бы в моих сапогах походить".
И не стоит мыслить в том ключе, что
"все расхищено, предано, продано".
Идет великая духовная борьба.
В том числе и за наших иерархов.
Не будем прежде времени бросать их.
Им надо помогать.
Еще ничего не решено.
А если, не дай Бог, все решится в отрицательную сторону и о. Дмитрий окажется на 100% правым, тогда всем все станет ясно.

Пока не ясно ничего.
9. Галина Борсуковская : Протоиерею Димитрию Назарову.
2010-10-01 в 06:44

Уважаемый о.Димитрий. Я много думаю о том, что Иерусалимский Патриархат является Матерью всех Церквей, но почему-то не занимает никакого особенно почетного места среди Поместных Церквей. Конечно, я совсем не разбираюсь во взаимоотношениях Патриархатов, просто меня это удивляет. И вызывает большое уважение стойкая верность Православию со стороны именно этой Церкви. Мне бы очень хотелось побольше знать о ней.
Если можно, дайте пожалуйста еще какие-нибудь ссылки с инфомацией на русском языке о Православном Иерусалимском Патриархате.
8. Natalie : Re: Диакон Владимир Василик: Не следует увлекаться алармизмом
2010-10-01 в 00:47

"в чем тогда смысл подобных «диалогов»? Чаще всего – в снятии напряженности, в ослаблении католического Drang nach Osten, в попытке донести до католического мира православное мировоззрение."

Это, увы, неудовлетворительное объяснение. Католический дранг нах остен всегда имел место. Но не всегда Патриарх Константинопольский и множество других иерархов поместных Православных церквей так страстно с католиками "сотрудничали" и хотели под папу. И нет на самом деле никакой необходимости в этом "диалоге". Никакой.

Это будет уния, не по типу Флорентийской, а еще хуже. Полностью согласна с отцом Димитрием.

Алармизм? Это не аларзмизм, это АБСОЛЮТНО законное безпокойство, к которому поводов БОЛЕЕ чем достаточно.
Сколько раз за последние годы нас предали те, кто "наверху"? Теперь и иерархи церковные предадут? А мы должны почему-то верить, что все "образуется". Верить в это уже невозможно, а закрывать глаза - играть на руку нынешним "униатам"... Вот вам и алармизм...
7. Протоиерей Димитрий Назаров : Писарю...
2010-09-30 в 23:05

Простите, брате, Вас с "Провинциал" спутал!
6. Протоиерей Димитрий Назаров : Провинциал.
2010-09-30 в 22:56

"А иезуиты что в России и на Украине делают?"
Как --что?! За Папу моляцца и "христианское единство" продвигают!
5. Писарь : "О снятии напряженности".
2010-09-30 в 20:35

Ув.Диакон Владимир Василик.
Назовите,хотя бы Один крупный(и не только крупный) город на Украине,где нет сейчас "римо-католиков" или "униатов".
И сравните с ситуацией,хотя-бы пятилетней давности.
А иезуиты что в России и на Украине делают?
4. Протоиерей Димитрий Назаров : Автору.
2010-09-30 в 19:58

"о подписании унии типа Флорентийской вряд ли стоит на повестке дня."
Разумеется!
Речь идёт об Унии "нового типа", а не "типа Флорентийской" (или Брестской) Унии, ибо в переговорах впервые принимают участие (почти) все Поместные Церкви...
Вторая характерная особенность состоит в том, что непрерывно реформирующиеся и самоформатирующиеся латиняне не будут навязывать православной стороне свои догматизированные духовные заблуждения, возможно (даже) готовы принять Никео-Цареградский Символ Веры!
Единственное непременное условие--"примат Риского Папы", пусть даже в "символическом" аспекте! Ну, и, разумеется, "восстановление евхаристического общения", как конечная цель переговоров...
Что это будет значить для Святоотеческого Православия--не мне Вам, отче, объяснять!
Само по себе участие представителей Поместных Церквей в переговорном процессе является недвусмысленной декларацией намерений Священноначалия Поместных Церквей!
Вопрос в том, совпадают ли эти намерения с чаяньями церковного народа?! Ведь ни на одном Поместном Соборе (ни в одной Поместной Церкви) вопросы грядущей "унии" не обсуждались вообще, а Болгарская Церковь, вообще, отказалась от этих переговоров...
В этом подготовка "грядущей Унии" подобна историческим Униям (Ферраро-Флорентийской и Брестской), ибо представляет собой сговор коррумпированного Священноначалия за спиной церковного народа...
По грехам моим, я служу в Италии, в латинянском окружении, посему имею информацию о "переговорном процессе", что называется "из первых рук"!
Как клирик Греческого Православного Иерусалимского Патриархата, могу заметить только, что наш блаженной памяти патриарх Диодор просто предал бы "анафеме" тех, кто просто принимает участие в подобных процессах, апостасийных, по своей сущности:
http://fromnazareth....urnal.com/32517.html
3. Провинциал : Re: Диакон Владимир Василик: Не следует увлекаться алармизмом
2010-09-30 в 18:25

"если Католическая Церковь примет православное вероучение"

- Если даже произойдёт такое чудо, то от Католической церкви должна остаться лишь оболочка. Её составляющие члены должны войти в Православную Церковь, оставив свою с католической традицией, а не только филиокве. А это совсем иной процесс. Вся ересь пропитана многовековым искажающим духом.
Уверен, экуменисты хотят большего и скоро.
2. Олегк : ///
2010-09-30 в 14:06

Cпасибо, отец Владимир!
1. Сергей Ш. : чаще католики воспитывают нас
2010-09-30 в 12:07

Это о чем? Как они нас воспитали?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме