Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Этот католический деятель выдает желаемое за действительное»

20.09.2010


Протоиерей Георгий Городенцев прокомментировал заявление Антонио Меннини о том, что католики примут участие в составлении современного Катехизиса Русской Церкви …

Как ранее сообщалось, 25 декабря 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил состав рабочей группы по подготовке современного Катехизиса Русской Православной Церкви. Рабочую группу возглавил председатель ОВЦС МП митрополит Волоколамский Иларион.

В интервью порталу Седмица.Ru владыка, отвечая на вопрос, кто принимает участие в написании Катехизиса, заявил: «В первую очередь члены рабочей группы, назначенной Священным Синодом, ведущие и наиболее авторитетные пастыри и богословы нашей Церкви, знатоки Священного Писания и Священного Предания Церкви, святоотеческого богословия и традиций православного подвижничества, известные эксперты, ученые и специалисты. Очень важно, что современный Катехизис Русской Православной Церкви станет соборным трудом многих авторов, специалистов в различных областях богословия, будет результатом соборного церковного разума».

Между тем, как сообщает официальная вещающая служба Радио «Ватикан», в составлении современного Катехизиса Русской Православной Церкви примут участие и католики. Об этом заявил изданию апостольский нунций в Российской Федерации монсеньор Антонио Меннини, который отметил, что в связи с подготовкой Катехизиса Православной Церкви Католическую церковь попросили поделиться опытом по его составлению.

В связи с заявлением Антонио Меннини мы попросили члена Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, преподавателя Одесской Духовной семинарии, кандидата богословия протоиерея Георгия Городенцева ответить на следующие вопросы: насколько востребовано участие католиков в составлении современного Катехизиса Русской Православной Церкви? Действительно ли в Русской Православной Церкви нет богословов, способных самостоятельно разработать православный Катехизис? Ощущается ли необходимость в помощи католических теологов при составлении Катехизиса?


Я не верю заявлению Антонио Меннини. Мне кажется, что этот католический деятель выдает желаемое за действительное. Вероятно, сработал «испорченный телефон». Возможно, католиков просто попросили предоставить возможность нашим богословам воспользоваться библиотекой Ватикана с тем, чтобы ознакомиться с источниками и документами, которые будут полезны при составлении Катехизиса, а католики решили, что им предлагают принять участие в разработке нашего Катехизиса. Но вряд ли католиков допустят до разработки православного Катехизиса. Такое участие было бы крайне нежелательным.

Я не знаю, о чем конкретно просили представители Русской Православной Церкви католиков, но не думаю, что речь идет о каких-то вероучительных моментах, вроде филиокве и главенства папы Римского. Никто, конечно, не будет в наш Катехизис вводить такие вещи. Это немыслимо.

Можно вспомнить, что в древности, когда создавалась наша система богословия, мы многое заимствовали у католиков. Но мы заимствовали не их догматы, а систему их богословия, систематическое изложение догматов. Вспомним, например, митрополита Петра Могилу. При таком заимствовании наши православные догматы оставались неизменными, католические лжеучения никак их не повреждали. То есть заимствовалась система изложения католических догматов, а не сами католические догматы.

В настоящее время в Русской Православной Церкви достаточно грамотных людей, богословов, которые прекрасно знают наше вероучение и могут в систематическом порядке его изложить. Не думаю, что при составлении нашего Катехизиса нам нужна помощь католиков. Даже если католики и будут принимать участие в составлении нашего Катехизиса, то я не думаю, что им удастся в него протащить свои заблуждения. Ведь очевидно, что если это произойдет, то такой Катехизис не сможет стать вероучительным документом в нашей Церкви, поскольку его не примет не только церковный народ, но и многие иерархи. У нас в Церкви не безграмотные люди, они быстро разберутся, в чем дело, и отвергнут Катехизис, если он будет содержать католические лжеучения.

Церковь является хранительницей Священного Писания и Священного Предания. Церковь - это ведь не только иерархи и Патриарх, а это еще и народ Божий, который и является хранителем Священного Писания и Священного Предания. Поэтому любое их искажение немедленно вызовет отторжение. Катехизис, содержащий заблуждения, конечно, сможет продержаться какое-то время с помощью церковной бюрократии, если кто-то в ней будет заинтересован в этом, если предположить, что в церковной бюрократии есть такие лица, которые намерены ввести в заблуждение верующих. Но долго такой документ не продержится, очень скоро он будет упразднен. Это может произойти соборно, или де-факто, поскольку верующий народ его не примет.

Конечно, в нашей Церкви есть и ряд нерешенных богословских вопросов. Например, вопрос об искуплении. Он дискутируется, не секрет, что некоторые уже заблудились «в трех соснах». Вот это уже более серьезная проблема, как в этом Катехизисе будет освещен этот вопрос, предпочтут ли его составители современные заблуждения, распространенные в нашей церковной среде, или в Катехизисе будет выражено истинное православное учение.

Католики зря надеются, что мы примем их искаженное учение. Это невозможно, мы хорошо знаем все их заблуждения. Любая попытка навязать нам католическое лжеучение обречена на провал. Достаточно посмотреть полемику на форуме «Русской народной линии»: при малейшей опасности внедрения в нашу Церковь католических моментов, простой народ Божий, отнюдь не богословы, сразу же реагирует. Католики уже 1000 лет пытаются нас окатоличить, и силой, и войной, и духовно, и все напрасно, правда, на Западной Украине им что-то удалось сделать, но это жалкие успехи. В основном их усилия не давали результата. И на сей раз Господь не попустит, чтобы католики внесли в наш Катехизис свои лжеучения. Поэтому я думаю, что тревога по поводу того, что католики внесут в наш Катехизис искаженное вероучение, напрасна.  



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 14

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

14. Ева : Коля, только так!
2010-09-22 в 13:17

Не хотелось бы писать о проблеме Катехизиса с точки зрения упрощения для новоначальных,как Вы это представили.Я думаю космос,закоснелый атеизм,научно-технический прогресс,невежество,все это на мой взгляд не может быть веской причиной создания нового Катехизиса,если даже так захотят и представить обновленцы.И Ваше упрёк сравнения современности и св.Филарета,мне кажется,непросто некорректным,но просто невежественным,простите.

"" Я хорошо понимаю опасения многих в связи с тем, что работа над новым катехизисом вызвала активизацию реформаторов, модернистов, обновленцев и тайных католиков. Но вся эта публика и так уже давно подкапывается под Православие снизу, и пассивность Церкви здесь - вряд ли лучшая позиция. Думаю, что новый катехизис должен стать именно мощным ударом нашей Церкви по этим "копателям" сверху.""

Ваш оптимизм,для меня по крайней мере неоправдан.Не думаю,что реформаторы ставят благородную цель "дать мощнейший удар" копателям нашей Церкви,когда сами желают воплощения своих идей в церковную действительность, и как будет удобно им их закрепить на законном основании.
Но пока нового Катехизиса нет,поэтому и обсуждать здесь собственно нечего.Главное в дальнейшем этот Катехизис подвергнуть строжайшей критики.Эту надежду лично я возлагаю на наших истинных богословов от Бога,которые должны всячески этому способствовать и разобраться,нет ли искажений в новом Катехизисе.

"Отче наш,Иже еси на небесах!
Да святится Имя Твое в России!
Да придет Царствие Твое в России!
Да будет воля твоя в России!
Ты насади в ней веру истинную,животворную!
Да будет она царствующей и господствующей в России,
А не уравненною с иноверными исповеданиями и неверными.
Да не будет сего уравнения с неравными,
Истинного исповедания неимеющими!
Истина не может быть сравнена с ложью
И правда веры с неправыми исповеданиями.
ИСТИНА ГОСПОДНЯ ПРЕБЫВАЕТ ВОВЕК(Пс 116,2)

Молитвенное воззвание святого праведного о.Иоанна Кронштадского.(Созерцательное подвижничество.Выписки из дневника за 1906-1907 гг.)

Я за неизменность и авторитетность Катехизиса св.Филарета Московского.Не думаю,что собрание наших современных православных богословов вкупе с католиком могут превзойти святителя в написании столь серьезного творения.
Простите,но мне горько и смешно!
13. Nemo : 10. Коля
2010-09-21 в 15:54

Я хорошо понимаю опасения многих в связи с тем, что работа над новым катехизисом вызвала активизацию реформаторов, модернистов, обновленцев и тайных католиков...Думаю, что новый катехизис должен стать именно мощным ударом нашей Церкви по этим "копателям" сверху."
Вы "хорошо поймете опасения", только когда увидите несовместимость смыслов этих двух предложений.
p.s. Насчет кочующего по всему интернету "убийственного" аргумента про Гагарина, который летал в космос и Бога не видел, гениально ответили еще наши бабушки - "значит, он еще выше". Озабоченным миссионерством до такой степени, что готовы писать "новые мощные катехизисы" следовало бы знать это.

12. Ева : Коле(10)
2010-09-21 в 14:38

Коля,извините отвечу Вам позже!
Последний абзац,конечно,это Вы загнули.Особенно "с высоты личного полёта"!?
11. Владимир РПЦ МП : Когда кажется, креститься надо.
2010-09-21 в 14:38

Священноначалие можно не слушать, если есть на то обоснованные сомнения. По моему убеждению, продавливание катехизиса, дает священноначалию дополнительную власть, в то время как Евангелие ее отнимает. Всех братьев и сестер поздравляю с праздником. И еще, Церковь Христову не одолеть, так будем не устрашимы. "Деяния 15

1 Через некоторое время пришли в Антиохию какие-то люди из Иудеи и стали учить братьев: „Если вы не обрезаны по обычаю Моисея, то не сможете спастись".
2 Павел и Варнава не согласились с ними, и это вызвало между ними долгий спор. Тогда Павла, Варнаву и некоторых других, отправили для разрешения этого вопроса к апостолам и старейшинам в Иерусалим.
3 Итак, церковь отправила их туда, и они, проходя через Финикию и Самарию, рассказывали об обращении язычников и вызывали большую радость у всех братьев."
10. Коля : Ева
2010-09-21 в 12:41

Ева, да ведь нынешний невоцерковлённый человек идёт не от молитвы к чтению катехизиса, а совсем наоборот. Он берёт в руки катехизис с намерением узнать из него, а зачем вообще нужно и стоит ли молиться.
Свт. Филарет писал свой катехизис для людей, которые уже в школе учили Закон Божий и уже много раз были с родителями в храме - то есть имели уже некую начальную подготовку. А нынешний читатель не знает о православии, как правило, ничего, кроме того, что "религия - опиум для народа".
Свт. Филарет писал свой катехизис тогда, когда ещё не были сделаны великие научные открытия 20 века, а нынешние технические достижения казались немыслимыми даже фантастам. Нынешний читатель, в отличие от тогдашнего, изначально воспитан в заблуждении, что современная наука якобы опровергла религию и что "Гагарин летал, а Бога не видал".
Свт. Филарет писал свой катехизис в то время, когда в Русской Церкви не было Патриарха, избираемого Поместным собором. А нынешний читатель то и дело узнаёт из СМИ всякие байки про Патриарха, лезет в катехизис с намерением узнать правду - и не находит там ничего по этому вопросу.
А как же спекулируют на этом катехизисе противники православия! Знаю это по собственному опыту религиозных дискуссий. К примеру, родноверы тычут в название и отдельные фразы катехизиса и говорят: "Вот смотрите - православие никогда не было исконной верой Русских, это еврейская религия, силой навязанная нашему народу греками!"
Ева, мне всё же кажется, что вы смотрите на эту проблему с высоты своего личного духовного опыта, и потому вам трудно воспринять её с уровня "простого русского читателя". Я хорошо понимаю опасения многих в связи с тем, что работа над новым катехизисом вызвала активизацию реформаторов, модернистов, обновленцев и тайных католиков. Но вся эта публика и так уже давно подкапывается под Православие снизу, и пассивность Церкви здесь - вряд ли лучшая позиция. Думаю, что новый катехизис должен стать именно мощным ударом нашей Церкви по этим "копателям" сверху.
9. Ева : Коля
2010-09-20 в 23:46

""Может ли простой российский читатель с ходу понять, о какой вообще Церкви тут идёт речь?
Так что современный катехизис Русской Православной Церкви нам настоятельно нужен""

Знаете ли,Коля,простой русский читатель или прихожанин не так сразу и сходу воцерквляется.Для этого нужно не только понимание,но и труд.Труд,усилия,подвиг,о котором не хотят говорить обновленцы...Вот взял бы этот "простой русский читатель".Помолился бы Господу,помолился бы святителю Филарету о том,чтобы помог ему в понимании Катехизиса.И Вы даже не представлянте,какая польза была бы ему,и как Господь милостиво воздаст ему за его труды.
А что будет преследовать современный Катехизис? Какую цель? Предположим упростит,"разжуёт".Хотя куда уж более! Все равно не могу понять зачем нужен этот новый Катехизис!? Как не для своих реформаторских воплощений?...М.Яблоков и Сельскiй бригадиръ правы!
8. Natalie : Re: «Этот католический деятель выдает желаемое за действительное»
2010-09-20 в 23:13

Вы совершенно правы, Михаил.
Боюсь, что и сама идея нового Катехизиса, и приглашение к его разработке католиков - вещи одного ряда.
Я не думаю, что Менини что-то напутал. Прдеполагаю худшее - это правда, католиков пригласили к разработке Катехизиса РПЦ.
Зачем? Ну как же? Скоро уния, готовиться надо, сближать позиции...
7. Сельскiй бригадиръ : Re: «Этот католический деятель выдает желаемое за действительное»
2010-09-20 в 22:49

Прежде всего комиссия по составлению нового катехизиса (митрополит Иларион Алфеев, Великий русский философ Аркадий Малер и др.) не допустят, чтобы в новом катехизисе присутствовал пункт
из Катехизиса митрополита Филарета (Дроздова):
«340. Как часто следует причащаться Святых Тайн?
Древние христиане причащались каждый воскресный день; но сейчас немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь стремящихся к благоговейной жизни материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовой четырежды в год или каждый месяц, а всем — обязательно раз в год (см. Православное исповедание, ч. 1, вопрос 90)».
6. Коля : Нужен ли нам "новый" катехизис?
2010-09-20 в 22:49

А нужен ли был нам "новый" синодальный перевод Священного Писания? Тот же свт. Филарет Московский, автор "старого" катехизиса, настаивал, что такой перевод очень необходим. А митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) открыто выступал против "русской Библии". А может, не нужен был нам и перевод свв. Кирилла и Мефодия? А перевод 70-ти толковников?
А кто знает, как полностью называется катехизис свт. Филарета? А вот как: "Христианский катихизис Православныя кафолическия восточныя греко-российския церкви". Может ли простой российский читатель с ходу понять, о какой вообще Церкви тут идёт речь?
Так что современный катехизис Русской Православной Церкви нам настоятельно нужен. Не сделаем сами - за нас сделают католики. А родноверы вон уже сделали. Приходилось ли вам ознакомиться с их гнусной и безграмотной фальшивкой "Русский православный катехизис"?
5. Ева : Вдогонку
2010-09-20 в 22:16

""Можно вспомнить, что в древности, когда создавалась наша система богословия, мы многое заимствовали у католиков. Но мы заимствовали не их догматы, а систему их богословия, систематическое изложение догматов. Вспомним, например, митрополита Петра Могилу. При таком заимствовании наши православные догматы оставались неизменными, католические лжеучения никак их не повреждали. То есть заимствовалась система изложения католических догматов, а не сами католические догматы.""

За это изложение,отец Георгий,особое спасибо!!
4. Ева : Re: «Этот католический деятель выдает желаемое за действительное»
2010-09-20 в 21:31

""Ведь очевидно, что если это произойдет, то такой Катехизис не сможет стать вероучительным документом в нашей Церкви, поскольку его не примет не только церковный народ, но и многие иерархи. У нас в Церкви не безграмотные люди, они быстро разберутся, в чем дело, и отвергнут Катехизис, если он будет содержать католические лжеучения.""

Дай-то Бог,чтоб разобрались! Да только сейчас столько странного церковного народа расплодилось,слушащих своих обновленцев-батюшек,то им их духовники и искаженный Катехизис разложат, как содержащее кристально чистую Истину! И ведь поверят!
Но будем надеяться, что Антонио Меннини все-таки что-то не так понял, и будем надеяться на истинных духовных православных пастырей, которые не позволят еретическому Катехизису восторжествовать, если такой будет!
А по мне так лучше Катехизис святителя Филарета Московского! Зачем оне вообще взялись писать новый Катехизис!?
3. М.Яблоков : "Нового" катехизиса нам не надо!
2010-09-20 в 20:46

Никакого "нового" катехизиса нам не надо. Даже если католики и не будут иметь к нему отношение. Церковные обновленцы и либералы ничего хорошого не сделают просто по определению.
У нас есть Катехизис свт.Филарета Московского, авторитет которого трудно переоценить.
2. тов.Сухов : Всё точно
2010-09-20 в 19:40

Всё точно!
Чудны дела Твои, Господи:
9 июля 2010 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча заместителя председателя ОВЦС игумена Филиппа (Рябых) с генеральным настоятелем Общества Иисуса священником Адольфо Николасом, прибывшим в Россию с целью посещения работающих в странах СНГ членов ордена...
Игумен Филипп упомянул о негативных представлениях об иезуитах, исторически сложившихся среди православных верующих в России, и призвал руководство Общества Иисуса к более тесному взаимодействию с Русской Православной Церковью как в России, так и на международном уровне, которое бы способствовало преодолению имеющихся восприятий.
По мнению игумена Филиппа, потребуется немало сил и времени, чтобы деятельность ордена перестала ассоциироваться в православном сознании с прозелитизмом. В качестве возможной области сотрудничества была упомянута сфера религиозного образования, в которой иезуиты за свою более чем 400-летнюю историю накопили богатый опыт работы.

http://www.mospat.ru...10/07/09/news21655/
1. Nikodim : Дыма без огня не бывает
2010-09-20 в 18:25

Подобные высказывания католических деятелей, участившиеся в последнее время, закономерно вызывают тревогу у нас, православных прихожан.
Не оттого ли это, что в ограде церковной умножились и чрезмерно активизировались разные церковные модернисты и обновленцы, тайные католики?
Или, может быть, католические деятели, ничтоже сумняшеся, вследствии того, что новоизбранный патриарх наш, принял дар папы римского - золотую чашу, приравняли первоиерарха Русской Православной Церкви к обычному католическому кардиналу?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме