Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Геннадий Беловолов: «Надо быть готовыми к неожиданным проявлениям святости»

13.09.2010


По словам известного священника, в разные времена Господь по-разному являет в святых Свой Свет …

В минувшую субботу, 11 сентября, отмечался день памяти блаженной старицы Любушки Сусанинской (Любови Ивановны Лазаревой (17.09.1912 - 11.09.1997). Уже при жизни юродивая почиталась верующим народом как молитвенница и чудотворица. Однако сегодня многим современным людям становится непонятным подвиг юродства. В связи с этим мы попросили известного петербургского священника - настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова, лично встречавшегося с блаженной, рассказать о святости и ее проявлениях в современном мире.

Нужно сказать, что святость очень многообразна. Господь являет в святых Свой Свет. Святые возможны только по причине, что есть Тот, кто един Свят и Тот, Кого воспевают ангелы на небесах «Свят, свят, свят, Господь Саваоф!» Святость - это не личное качество и достояние человека, а это отражение иной, надмирной святости. Господь бесконечно разнообразен в Своей Святости, хотя в Церкви и существует учение о ликах и чинах святости, неких ее типовых проявлениях. Тем не менее, святые настолько индивидуальны, что иной подвиг не имеет повторения. Примеры юродства нас в этом убеждают. Вспомним тот подвиг, который понесла блаженная Ксения Петербургская, которая предала забвению своё имя и взяла имя покойного мужа. Хотя мы в молитвах обращаемся к ней как к Ксении, но в жизни она бы на такое обращение не отозвалась. Подобного подвига мы больше не знаем. Имена меняют монахи, но это совсем другое дело, а вот изменение имени в миру я больше и не вспомню.

Святая блаженная Ксения ПетербургскаяСвятость имеет самые разные проявления. Даже преподобные отцы, мученики необычайно разные. Разные времена, эпохи, социальные слои, культурные цивилизации влияют на ее проявление. Господь посылает нам святых по нашему уровню, по нашему духовному цензу. И если бы сейчас появилась на улицах Петербурга Ксения, то ею, скорее всего, заинтересовались бы органы внутренних дел. Впрочем, и при её жизни такое случалось, но тогда жители, хотя, возможно и не все, но понимали, что имеют дело со святой и обращались к ней за советами, с просьбами, видели чудесные проявления. Сейчас же вряд ли мы так же к ней отнеслись бы, поэтому, вероятно, мы и не видим точного повторения ее подвига. Господь видя, что нам сегодня не понять такой образ святости, нам его и не являет.

Наверное, никто не будет возражать, если я скажу, что в наше время святыми были старец протоиерей Николай (Гурьянов), живший на острове Талабск, и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), подвизавшийся в Псково-Печерском монастыре. Здесь их понимали, воспринимали, их святость была очевидна для современников.

У каждого времени свой уровень восприятия святости. То, что было понятно нашим предкам, в нашем сознании может быть не воспринято. Через какое-то время откроются и иные формы подвижничества и святости. Я допускаю, что ими может быть даже выступления батюшек на телевидении. Вот протоиерей Димитрий Смирнов - признанный духовный авторитет нашего времени. Не буду никого искушать, говоря о его святости, но очевидно, что его слово становится авторитетным, его выступления на телеканале «Союз», радио «Радонеже» или на вашем сайте имеет большой резонанс, это особая форма пастырства. И не исключено, что и в таких формах тоже явятся подвижники, в которых Церковь потом признает проявление святости и со временем, возможно, мы будем иметь равноапостольных телепросветителей. Так что святость - это явление живое.

Екатерина АрскаяНапример, в ХХ веке появились святые мученики из дворян. Новомученица Екатерина Арская родилась 1 апреля 1875 года в семье почетного гражданина города, ктитора храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Шпалерной улице. К 1920 году от эпидемий дизентерии и холеры Екатерина потеряла всю семью: скончался сначала ее муж - офицер Царской армии и староста Смольного собора, а затем и пятеро их детей. Екатерина осталась без средств к существованию и находилась на грани голодной смерти. Но ее внутренний взор был обращен к Богу, и Господь не оставил верную дочь. Она стала активным членом Александро-Невского братства, духовной дочерью его руководителя, будущего священномученика архимандрита Льва (Егорова), настоятеля Феодоровского собора. 18 февраля 1932 года, когда по городу прокатилась волна арестов городского монашества, она тоже была арестована. На следствии Екатерина Арская проявила удивительное мужество, не назвав ни одной фамилии. Приговор - три года концлагерей. После досрочного освобождения она поселилась в Боровичах, но ее земные испытания не прекратились. В 1937 году она вновь попала в тюрьму. Пытки не заставили ее изменить вере. 17 декабря 1937 года она была расстреляна в Боровической тюрьме. На иконе она изображена в дворянской одежде и первое впечатление при взгляде на икону, что это чуть ли не кадр из фильма по роману Тургенева. Совершенно непривычное для святой изображение.

Или сейчас появились иконы мученика Евгения. Он изображен в военной форме современного русского воина, рядового. Это важный момент, который показывает, что святости доступен любой возраст, любой образ жизни, никто не закрыт для святости. Всё это близко к нам и надо быть готовым к неожиданным проявлениям святости.

Любушка СусанинскаяСкажу несколько слов о Любушке Сусанинской - это святая подвижница нашего времени. Конечно, кто-то может и уезжал от неё разочарованным, но все, кто ехал к ней, были уверены, что они едут к святой подвижнице. Может некоторые люди и не видели каких-то явных знамений, но, тем не менее, если человек ехал к Любушке не из любопытства, а с насущным вопросом, то он не уходил без ответа. И тот факт, что к ней приезжали архимандриты, епископы и приезжал даже хранитель Гроба Господня из Иерусалима монах Пантелеимон (я видел фотографию их беседы), о многом говорит. Нужно также учесть, что старица не знала греческого, а монах не говорил по-русски, но они беседовали, понимая друг друга. Это говорит о многом. Господь сказал своим ученикам, что они являются солью земли. Солью является именно святость в людях. Если мир стоит ещё, значит в этом мире существует святость. Рано или поздно скажут, что мы были современниками святого, хотя сейчас его имя может и не звучит совсем. Этого имени нет на первых полосах газет и в телевыпусках новостей. Святость обладает некоей сокровенностью, и необходимо обладать духовным взором, чтобы рассмотреть её. Ведь и соль мало увидеть, чтобы понять ее свойства, ее нужно вкусить с пищей. Так и тут, только войдя в Церковь, вкусив эту благодать, можно почувствовать вкус святости. Тогда, возможно, Господь и откроет тебе святых, современником которых мы являемся сегодня.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. К.Олег : У каждого времени свой уровень восприятия святости. То, что было понятно нашим предкам, в нашем сознании может быть не воспринято.
2010-09-13 в 21:02

Да не будет этого с нами!
Будем охранять наше сознание - читать жития святых наших предков, чтить их , любить и соединяться с ними в молитве нашей Богу. И "старец протоиерей Николай (Гурьянов), живший на острове Талабск, и архимандрит Иоанн (Крестьянкин), подвизавшийся в Псково-Печерском монастыре" конечно будут нам помогать сохранить наше христианское сознание неизменным.
Хранить веру - значит хранить и сознание.
1. Захар : Спасибо!
2010-09-13 в 16:55

Удивительно, но таких юродивых Матушек в советское время было очень много. Они не канонизиованы, многие их не признают и даже посмеиваются, а народ почитает. В Новочеркасске очень почитают матушку Александру, похороненную на городском кладбище. Ее могила всегда идеально убрана, вся в цветах.Каждый праздник там много народа. И священники уважают ее память. Так что не было то время безбожным.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме