Нужно ли гордиться своей страной?

Православные священнослужители о патриотизме

0
418
Время на чтение 4 минуты

ВЦИОМ провел опрос на тему "Что в первую очередь для вас является предметом гордости за свою страну, свой народ?". Оказалось, что главным поводом для гордости за страну для россиян стало историческое прошлое России (47%). Наши сограждане гордятся Россией также как местом, в котором родились и выросли (32%), и как землей, на которой живут (30%). Несколько реже предметом гордости оказываются великие люди (22%), родная природа (21%), государство (19%), литература и искусство (17%), военная мощь (16%), душевные качества народа (15%). 13% гордятся русским языком, 12% - песнями, праздниками и обычаями, 11% - спортивными достижениями, 10% - памятью предков, по 9% - религией и государственной символикой. В меньшинстве - те, у кого предметом гордости является трудолюбие и хозяйственность народа (6%).

Regions.Ru отмечает, что в советское время принято было гордиться не столько прошлым, сколько настоящим, делом своих рук. Культа прошлого как такового практически и не было, поскольку в нем не было необходимости. Теперь же общество испытывает явную потребность в великом прошлом. Однако интерес к делам предков уже не подразумевает живого участия в них, он несет на себе неисправимый музейный отпечаток, когда в перерыве между телевикториной и реалити-шоу можно погордиться Гагариным, Пушкиным или Менделеевым.

«Следует ли, по-вашему, вообще гордиться своей Родиной? С чем связано то, что все основные поводы для гордости за страну остались в прошлом - с объективным недостатком значимых событий или с исчезновением у людей чувства ответственности перед страной и обществом? Какой повод для гордости за свою страну назвали бы вы?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, отметил, что прошлым гордятся, когда современность не дает повода для гордости. «Хотя «гордиться» - плохое слово. Лучше здесь, наверное, сказать «радоваться». В самом же глаголе «гордиться» и в самом вопросе присутствует идеологический стереотип, употреблявшийся еще и в дореволюционной России, и особенно в советское время: «Мы - великая страна, мы - великая держава». Это стереотип, который разъедает наше сознание, волю и восприятие реальности», - сказал он.

«Я люблю свою страну, она мне дорога. И особенно я люблю Россию, которой уже почти не стало, которую мы потеряли - это, впрочем, тоже стереотип, но правильный. Я бы даже сказал: «которую мы погубили». Сознательно или нет - это уже другой вопрос. По крайней мере, события революции - это сознательное нападение революционеров на Россию, сознательное уничтожение власти и сознательное истребление всех русских сословий, начиная с дворян и кончая крестьянством», - добавил отец Борис.

Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского Патриархата, считает историю России последних полутора столетий историей утрат главных ценностей страны. «Стало исчезать то, что вкладывается в понятия «Святая Русь» и «Русский мир». Благодаря Православию сердцевиной этого Русского мира было понятие служения, жертвенности. Люди жили не для себя, а для Бога, для страны и для людей. Вся культура и даже быт были проникнуты этой идеей. В этом была сила и превосходство России», - сказал он.

«К сожалению, в двадцатом веке был сломлен код русской ментальности. И нам нужно, по крайней мере, еще одно столетие, чтобы вернуть хотя бы часть этого утраченного богатства. Этим и занимается Русская Православная Церковь», - заключил протоиерей.

Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, считает, что «гордиться» - слово нехорошее. «Сразу предполагается, что кто-то хуже, а я лучше. Я бы заменил его словом «радоваться». Ведь можно радоваться и тому хорошему, что в стране совершается, и тому, что ты отчасти к этому хорошему имеешь отношение. А гордиться не нужно. Но если уж, со всеми оговорками, употреблять это слово, то я бы, гордился русской литературой, особенно девятнадцатого века, и немножко - двадцатого. А историей России очень уж гордиться не приходится, слишком много там было темного: и крепостное право, и революции, и жестокость...», - сказал он. «Прошлым гордятся потому, что оно уже обдумано, ему вынесены оценки. А настоящее всегда неясно: «лицом к лицу лица не увидать», - заключил отец Александр.

Священник Олег Кобец, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Белгорода, полагает, что современные гении - «карлики на плечах гигантов» прошлого. «Мне кажется, что причина ностальгии россиян по историческому прошлому коренится в том, что сейчас они не чувствуют себя хозяевами в собственной стране. Люди слишком зависимы от сиюминутных решений властей, поэтому начинают идеализировать прошлое, где было большее ощущение стабильности», - заметил он.

«Надо также признать, что все величайшие писатели, архитекторы и композиторы - это люди, работавшие в дореволюционное время. Ни в советский, ни в постсоветский периоды истории уже не было тех, кто мог бы сравниться с ними по таланту и гениальности. Если говорить о достижении вершин духовности, то все великие подвижники тоже в нашем прошлом», - сказал он.

«В современности для меня, как для священника, особенно значим подвиг тех людей, которые смогли прийти к вере, отвергнув атеизм. Меня, безусловно, радует возрождение Церкви. Полагаю, что еще прошло слишком мало времени, чтобы мы могли объективно посмотреть на двадцатилетний постсоветский период. Но думаю, что в будущем нам представится возможность по достоинству оценить это время», - заключил отец Олег.

Священник Владимир Тимофеев, клирик белгородского Спасо-Преображенского собора, считает ностальгию граждан по прошлому страны естественной реакцией на ее настоящее. «Любовь к прошлому своей страны, с моей точки зрения, свидетельствует о желании приобщиться к тому образу жизни и мировоззрению, которое существовало ранее. Это, прежде всего, ностальгия по тем ценностям, которых придерживались наши предки», - заметил он.

«Если человек не знает прошлого, он не сможет построить будущего. История имеет свойство повторяться, и, не зная ее, мы будем всегда совершать одни и те же ошибки. Я надеюсь, что те, кто сказал, что гордится историческим прошлым своей страны, подразумевали, что сами хотели бы принять деятельное участие в настоящем своей Родины, продолжив дела героических предков», - заключил отец Владимир.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40