Каждый, наверное, человек, когда-либо переступивший в первый раз порог школы, не может забыть то волнение, тот страх и восторг, все те чувства, которые охватывали его детское существо в преддверии близких и неминуемых перемен. Жизнь приобретала иное течение, иной ритм, в ней появлялись понятия долга и ответственности и много всего такого, что беззаботное дитя должно превратить сначала в ученика, а потом, если повезет, и в полезного члена общества – в гражданина, патриота и т. д. Так было и в Российской Империи, так было и в Советском Союзе. Разница была лишь в том, что в Империи имели целью воспитать доброго христианина, а в Союзе – честного строителя коммунизма. Царская Россия стремилась к идеалу небесному, Страна Советов – безусловно, имела земные устремления. Но ясная цель, с которой образовывали и воспитывали своих будущих граждан эти две страны, безусловно, существовала.
Отгремел небывалыми войнами страшный ХХ век, вместе с ним канули в лету империи, одна за другой. И все так же 1-го сентября мы наблюдаем цветы, толпы нарядных детишек, всю ту же торжественность и нервность как бы праздника…
Образование не может совершаться без собственно образа, что и следует из самого этого названия – «образование». Если Российская Империя в этом смысле исходила от образа Божия, а СССР, скажем, от таких образов изобразительного искусства, как монументальные «Рабочий и колхозница», то какой образ мы можем угадать за той системой, которую называют теперь образованием? Какова конечная цель процесса, который берет свое начало по традиции каждый год 1-го сентября? Положение вещей таково, что цель эту действительно приходится угадывать, так как то, что открыто и официально заявляется по этому поводу, мыслящего человека устроить не может. Те из нас, кто учился в школе еще в Советском Союзе и имеют возможность сравнивать две системы образования, могут вполне оценить такое новшество, как отказ школы от воспитания, то есть отказ от нравственной составляющей. Плоды такого отказа налицо. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», «не важно, кем ты станешь, главное, чтобы из тебя получился порядочный человек» - все эти и подобные им прописные истины, преподававшиеся в школах исчезнувшей страны, ныне не актуальны. Нужен тупой, бессовестный потребитель, не способный ни анализировать, ни синтезировать. Он не должен иметь способность видеть дальше собственного носа, и, как скот, понимать только стойло, корыто, палку и бойню. Впрочем, бойню ему как раз понимать не обязательно. Мы-то должны понимать, что существующая система образования, со всеми ее нововведениями, щедро оплачиваемая деятелями типа господина Сороса, работает на то, чтобы еще успешнее превращать наш народ в население, чтобы без труда определить, кого в тягло, а кого и на бойню.
Образ, по которому совершается современное образование, угадать не трудно. Достаточно понять, что образ этот не Божий, не Христов, а, скорее, того, кто должен придти вместо Христа. Таким образом, Всероссийский День знаний является, по сути, днем незнаний, незнанием большинства народа своих путей и своей судьбы. Этим вещам в школе не учат. Этому должна учить Церковь, но она, как известно, отделена от государства. Не хочется быть пессимистом, но как-то не очень верится, что Основы православной культуры, которые будут вводиться в школах с будущего учебного года, как-то кардинально исправят существующее положение.
Иерей Алексий Успенский, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, специально для «Русской народной линии»