Юрий Косов: Мы перестали быть врагами, но и стать друзьями пока тоже не смогли 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Юрий Косов: Мы перестали быть врагами, но и стать друзьями пока тоже не смогли

30.08.2010


Петербургский ученый объяснил, почему В.Путин заявил, что «перезагрузка» отношений между Россией и США не состоялась …

Отношения между Россией и США всегда носили сложный характер. Фактически с середины ХХ века эти две державы определяли судьбы мира. Например, на конференции в Тегеране в 1943 году было определено, как будут заканчивать Вторую мировую войну, каким путем. Великобритания тоже участвовала, но она уже тогда начала превращаться, как говорят, в 51-й штат Америки. На конференциях в Ялте и Потсдаме была определена судьба послевоенного устройства мира.

Система международных отношений, которая существовала с 1945 по 1991 годы так и называлась - Ялтинско-Потсдамской системой. Когда ухудшились отношения между СССР и США, мир более чем на 40 лет погрузился в период, который получил название «холодная война». Встреча Горбачева, генерального секретаря Компартии Советского Союза, и Рейгана, президента США, положила окончание этой войны, которая для нас окончилась, как мы знаем, не совсем удачно, ибо СССР распался. Хотя есть множество точек зрения на вопрос о том, потерпел ли Советский Союз поражение в «холодной войне» или нет. Это отдельная тема.

После распада СССР Россия играла большую роль в мировом устройстве, несмотря на то, что к концу 1990-х годов наша страна откатилась на 16-е место по объему ВВП, и никогда в своей истории Россия так низко не опускалась. СССР занимал второе место в мире по этому показателю. Все равно любой президент США один из первых визитов совершал в Россию. Обычно первый визит он совершал в Европу, где в Брюсселе встречался с лидерами европейских стран, а второй визит был встречей с лидером России. Например Дж. Буш в 2001 году, став президентом, во время первого визита в Брюсселе встретился с пятнадцатью лидерами Европы, а затем вылетел в Словению, и там была встреча с Путиным, несмотря на то, что отношения между странами были сложные. Также и во второй срок своего президентства, в 2005 году, после встречи в Брюсселе теперь уже с 25-ю лидерами европейских стран, Буш вылетел в Братиславу, где снова встретился с Президентом России. Правда, надо отметить, что первая встреча длилась полтора дня, а вторая только 6 часов.

Все гадали, как поведет себя Обама, сломает ли он эту традицию, когда после Евросоюза Россия стояла номером два в приоритетах визитов американских президентов. Но что касается Евросоюза, то там американские лидеры встречались с огромным количеством стран одновременно, а тут были встречи один на один - только с лидером России. Обама поступил иначе, он полетел в Японию, а с лидером России встретился только через полгода. Причем встретился с Медведевым на форуме Двадцатки для краткого разговора, а затем прилетел в Россию, но прилетел не один, а с семьей, что для таких визитов тоже большая редкость. Этим он показал свою заинтересованность в отношениях с Россией.

Еще раньше, весной прошлого года, госсекретарь Америки Хиллари Клинтон, супруга бывшего президента США, подарила нашему министру иностранных дел Сергею Викторовичу Лаврову символическую кнопку, на которой было написано по-русски удивившее всех слово «перегрузка». Как потом поясняли филологи, только в компьютерном словаре это слово трактуется именно как перезагрузка, а во всех других, как перегрузка. Американские переводчики в данном случае, вероятно, пользовались обычными словарями. Отсюда возникает такой иронический вопрос, который задал Лавров: что же хотят на самом деле в отношениях между Россией и США - перезагрузку или перегрузку? Смысл этих слов разный. И вот сейчас этот вопрос встает на повестке дня.

Лидеры США заявляют, что у них подход к России изменился, и они хотели бы видеть Россию если уж не союзником, то партнером. С чем это связано? Ну, во-первых, экономика России поднимается и по разным данным находится уже на 8-9-м месте в мире, до кризиса она занимала вообще 7-е место. В военном отношении Россия остается державой N2 в мире. Россия единственная страна в мире, которая может гарантированно уничтожить Америку, имеет ядерный потенциал, оставшийся еще со времен СССР и который сейчас определенным образом совершенствуется. Кроме того, Штаты тревожит и возможность сближения России с такими гигантами, развивающимися странами, как Китай, Индия, Бразилия и с целым рядом других стран. Это может привести к тому, что изменится мировой порядок.

Те институты, которые выстраивали США во времена «холодной войны», за время распада Советского Союза распространились на весь мир. Сейчас создаются институты с участием России, которые несут угрозу мироустройству по-американски, где Штаты являются безусловным лидером. Также Америка не может обойтись без России в решении целого ряда кризисов, например, в Иране, Северной Корее и Афганистане, и примеров таких множество. Россия Соединенным Штатам нужна. Возникает вопрос: какая им нужна Россия? Администрация Буша, как показывает практика, тоже не хотела разрывать отношения с Россией. Но им нужна была слабая Россия, младший партнер, который выполняет американские поручения, идет в фарватере американской политики. Такая роль Россию не устраивала, о чем Владимир Путин однозначно сказал на конференции в Мюнхене в 2007 году.

Там он напомнил, что Россия - одна из немногих стран в мире, которая существует уже более 1000 лет и на протяжении всей своей истории, за исключением редких кризисных периодов, всегда имела привилегию осуществлять собственную независимую внешнюю политику. Очень мало таких стран. Большинство - это малые, зависимые страны, входящие в альянсы. Россия - великая страна от океана до океана, с огромным населением, которая всегда проводила свою внешнюю политику. На Западе восприняли это чуть ли не как начало новой холодной войны, но основные идеи в головах, однако, отложились. И вот администрация Обамы объявила о перезагрузке, потому что политика Буша привела к кризису 2008 года, к охлаждению отношений между Россией и США, когда Грузия, союзник Штатов, дошла до прямой войны с Россией.

В интересах Америки сохранить Россию как своего партнера. В России такое официальное заявление восприняли с удовлетворением, но тон наших экспертов и дипломатов был в основном таков: поживем - увидим. Потому что неоднократно было такое, что согласовывались договоры, документы, по тому же ПРО, когда уже договорились, но американцы привезли в Москву документы, где эта договоренность не была учтена. В пору бытности госсекретарем Кондолизы Райс даже возник термин «трудности перевода», хотя все знали, что она - профессиональный советолог и с 1989 года, еще при Буше старшем, занималась всеми вопросами, связанными с Советским Союзом, была советником при президенте Америки. Потому этот термин сразу приобрел ироничный характер. В такой большой геополитической игре используют слова часто не для того, чтобы раскрыть свои мысли, свои намерения, а чаще для того, чтобы их скрыть. Так мы и относились к термину «перезагрузка».

Как мне кажется, США отошли от мысли, что Россия - это младший партнер, слабая держава. По ключевым вопросам внешней политики, по вопросу продвижения НАТО на восток, по вопросу размещения ПРО в российском обществе есть консолидация, несмотря на множество расхождений по разным другим вопросам. Россия не готова к внешнему давлению и не будет его допускать всеми имеющимися у нее средствами. Но с другой стороны правящий класс США не готов предоставить России статус равенства с Америкой. Советский Союз Америка рассматривала как сверхдержаву, но как вражескую сверхдержаву. Перед Америкой стояла задача противостояния, уничтожения СССР. А вот предоставить статус дружественной сверхдержавы России Штаты пока не готовы.

Надо отметить, что и сама правящая элита Америки неоднородна по этому вопросу, там традиционно существуют различные группировки. Одни относятся к нашей стране более дружески, а другие более враждебно; естественно, все они оказывают на Обаму влияние. Если некоторых советников, например, Кондолизу Райс, Обама поменял на Хиллари Клинтон, это было показательным жестом, что отношение к России будет аналогичным тому, какое было при президенте Билле Клинтоне, т. е. более мягким. Но министром обороны остался Роберт Гейтс, а это политик, который выступал за расширение НАТО к границам России, за размещение в Европе ракет, так что мы видим, кто влияет на Обаму.

Проблема наших отношений имеет два измерения. Первое - дипломатическое, а второе - военное. Потому что экономические отношения между нашими странами традиционно не столь велики. В дипломатическом отношении Россия занимает серьезные позиции в мировых международных институтах, в мировой дипломатии, в мироустройстве. США, конечно, очень бы хотели, чтобы Россия поддерживала тот международный порядок, который сейчас существует, чтобы не выступала за его коренную перестройку, ломку в пользу поднимающихся государств. Конечно, в этом плане Россия будет поддерживать только тот порядок, в котором ей будет обеспечено достойное место. Американские дипломаты отводят место, по их мнению, достойное для России, но это не значит, что и мы будем воспринимать его таким. В этом плане и идет определенный торг, насколько Штаты готовы поднять статус России в той системе мироустройства, которая была ими создана.

Второй аспект - это военный. Американских генералов, которые выросли в годы «холодной войны», не устраивает то, что есть держава, способная уничтожить США. Это называется «окно уязвимости». До 1957 года Америка в военном отношении была неуязвима, потому что их от крупнейших военных держав отделяли два океана; понятно, что переправляться через океан просто не по силам. На севере Америка граничит с Канадой; это дружественное государство, граница открыта. На юге - с Мексикой, с ней американцы воевали в XIX веке, после чего территория Мексики уменьшилась в два раза. Понятно, что мексиканцы воевать с Америкой не захотят. Но когда в 1957 году Советский Союз запустил спутник в космос, американцы поняли, что спутник может доставить и ядерную боеголовку. То есть территория Америки стала уязвима для военного вторжения. Не случайно после запуска советского спутника в Штатах была создана специальная комиссия при президенте по расследованию вопроса, почему допустили создание советского спутника, почему американцы не сделали его первыми. Они были правы, потому что спутник запускался на ракете, которая рассматривалась как носитель ядерного оружия. До сих пор перед американскими военными стоит задача закрыть это окно уязвимости.

Никто не говорит о нападении на Россию, но им надо сделать такие конфигурации, чтобы это окно закрылось. Они для этого делают плацдармы, размещают ракеты вдоль российских границ. Военные много пишут о том, что размещение в такой близости позволяет сбивать российские ракеты на разгонной стадии. Это очень опасно, поскольку ослабляет ядерный потенциал России. Это вносит дисбаланс в соотношение военных потенциалов России и США. Россия выступает против этого, поскольку это ослабит нашу национальную безопасность.

Здесь перед Обамой две дилеммы. С одной стороны, если принимать во внимание рекомендации военных, но тогда придется выталкивать Россию из системы существующего международного порядка, превращать ее в оппонента существующего порядка, который устраивает Америку, но тогда Обама не сможет обеспечить национальную безопасность России. Медведев, когда предлагал новые системы безопасности, он говорил открытым текстом, что мы предлагаем новую систему безопасности, потому что старая система нашу безопасность не обеспечивает. Американские дипломаты, конечно, говорят, что не надо так действовать, не надо отталкивать Россию. Зачем превращать Россию в оппонента? Но военные не уступают, потому что закрыть это «окно уязвимости» можно, только реально приведя к нулю ядерный потенциал России.

Пока такой доверительности, какая существует у Америки с Великобританией или Францией, которые тоже имеют ядерный потенциал, который американцы не блокируют, с Россией нет. Например, Франция имеет только оборонительный ядерный потенциал, который дешевле и проще, потому что французы считают, что на них никто не собирается нападать. Доверительность между Россией и Францией, Россией и Германией уже возникает. Наши страны сотрудничают в военном отношении. Франция нам продает новейшие авианосцы «Мистраль», хотя США против этого.

Выступление Путина можно понять так, что и в США, и в России идет серьезная работа по осмыслению наших отношений. Потому что эти отношения не устраивают руководство и народ ни России, ни США. Пока окончательно найти конфигурацию отношений, которая устроила бы обе стороны, не удается. Высказывания Путина можно рассматривать двояко. Это и неудовлетворенность от того, что не удается выйти на уровень таких отношений, которые мы имеем с другими странами. Тут и исторические корни, и завышенные амбиции американского руководства, определенное традиционное недоверие. С другой стороны, это можно рассматривать и как определенное давление на переговоры с американской стороной. Думаю, не случайно такое заявление сделал не Президент, а премьер-министр. У Путина уже большой опыт переговоров с американцами, его позиция хорошо известна. И третий аспект - это то, что американцы не отказались окончательно от развертывания этой системы ПРО, и тот, кто сейчас определяет политику Америки в этом направлении, ее инициировал и разработал. Гейтс нигде публично не заявлял, что США отказались от развертывания ПРО, он просто говорит, что надо разворачивать систему в несколько другой конфигурации.

Современный мир очень динамичен. Отношения России и США находятся в переходном периоде. Мы перестали быть врагами, противниками, но стать друзьями, которые доверяют друг другу, наши страны еще не смогли. Но будем надеяться, что в этом направлении мы будем продвигаться, хотя, если говорить объективно, то не исключено, что между нашими странами могут возникнуть еще серьезные кризисы. Будем надеяться, что это будут дипломатические, а не военно-политические кризисы, подобные Карибскому. Специалисты считают, что Обама выглядит более харизматично, чем Джордж Буш; его улыбка, слова, обращенные к россиянам, показ Москвы своим детям - это, конечно, здорово, но он защитник американских интересов не меньше, чем Буш. Иначе ему бы не доверили президентское кресло.

Обама - политик XXI века. Он действует более тонко, но это не значит, что ради улучшения отношений с Россией он готов поступиться какими-то принципиальными моментами, связанными с безопасностью. Но и российское руководство тоже не хочет поступиться своей национальной безопасностью. Но это не патовая ситуация. Если удастся достичь другого уровня взаимоотношений, другого уровня взаимопонимания, доверительности, тогда и безопасность Америки сквозь призму российских отношений будет рассматриваться по-другому. Но пока мы видим, что ситуация не меняется или меняется очень медленно.
Юрий Косов, декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор, специально для «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме