itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Протоиерей Владимир Сорокин: «Это было тревожное время»

Известный петербургский пастырь вспоминает события августа 1991 года

0
134
Время на чтение 3 минуты

Я хорошо помню события августа 1991 года. Это было тревожное время. Мы сразу увидели, что в стране происходит нечто чрезвычайно страшное, непредсказуемое и неконтролируемое. У одних в то время дрожали руки, другие призывали на бунт. Поэтому все настороженно относились к разворачивающимся событиям. Это были времена безвластия: старая власть себя изжила, а новая власть не была готова править. Сначала нам показалось, что события произошли спонтанно, что идет некое движение к лучшей жизни, но потом мы поняли, что это была заранее продуманная акция. Одни пытались удержать Советский Союз, другие же пытались его разрушить. У тех, кто пытался сохранить Советский Союз, оказалась слабая почва под ногами, у них было много неуверенности, поэтому они проиграли.

В то время Санкт-Петербургскую епархию возглавлял митрополит Иоанн. Он также находился в большой растерянности потому, что к нему обращались за помощью. Митрополит тогда сильно переживал и боялся, что ситуация может выйти из-под контроля. У меня с владыкой Иоанном даже произошел небольшой конфликт, некое недоразумение. Он позвонил ко мне вечером и сказал, что нужно мне пойти на Дворцовую площадь на митинг с тем, чтобы выступить с призывом к порядку и миру. Думаю, что об этом владыку попросил Собчак. Я отказался идти выступать, сказав, что такое выступление будет вмешательством Церкви в политическую жизнь. Я не мог позволить вовлечь себя и нашу епархию в политику. Я тогда владыке сказал, что мы, представители Церкви, должны держаться над всем этим и молиться, чтобы Господь умиротворил всех. Поэтому я на митинг не пошел, вместо меня послали другого священника, который и выступил на Дворцовой площади. Я же на утро пошел в храм и очень усердно молился.

Мы тогда постоянно молились, просили Господа, чтобы Он умиротворил страну. Мы молились Господу и просили Его, чтобы в стране был мир, благополучие и порядок. Прихожане приходили перепуганные, вопрошали, что делать, рвались на митинги, но я просил их не влезать в политическую жизнь. Мы много молились, служили молебны об умножении любви.

В тех условиях в Даниловском монастыре работала специальная церковная комиссия с желанием умиротворить ситуацию. Но события стали непредсказуемы и неконтролируемы, и я не могу сказать, что в результате тех событий власть попала в хорошие руки. Она попала в руки тех, кто позже не жалел страну. Увы, но власть, как показала жизнь, оказалась в руках, мягко говоря, не самых порядочных и не самых честных людей. При оценке последствий тех событий я руководствуюсь словами Иисуса Христа: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). А плоды оказались довольно печальные, - началась разруха, везде царила неустроенность, народ оказался совершенно обкраденным, общество поляризировалось. Когда проходит время, события проясняются, становится ясно, что происходило, но в то время, когда события происходят, когда все бурлит, приходится принимать срочные меры в надежде, что все будет хорошо. Но получилось не так хорошо, как хотелось бы.

Промыслительно, что события 1991 года произошли в праздник Преображения Господа Бога нашего Иисуса Христа. Тогда хотели революционизировать наше общество, а его надо было преображать. Преображение отличается от революции и прогресса тем, что человек преображает, прежде всего, себя из греховного состояния в праведное. В основе преображения человека лежит покаяние и осознание своих грехов. В основе же революции и прогресса, которые сопровождали нас в XIX и XX веках, лежит насилие, желание переделать природу, общество и человека насильственным путем. Считается, что сначала общество надо сделать счастливым и благополучным, тогда счастливым будет человек. Православие же стоит на том, что сначала человек должен быть праведным, и только тогда общество будет здоровым и прочным.

И то, что события 1991 года произошли тогда, когда мы отмечали праздник Преображения Господа Бога нашего Иисуса Христа, говорит о том, что для России самым естественным и нормальным путем развития общества является путь преображения. Мы должны изживать свои грехи через покаяние и активную добродетельную жизнь, становясь праведными. Те дни хорошо показали, что без осознания своих грехов и недостатков мы не сможем построить прочное здоровое общество. В этом заключается отличие Православия от протестантизма и католичества, а России от Запада. В Православие главные праздники - Преображение Господа Бога нашего Иисуса Христа и Пасха, Воскресение Господне, в католичестве и протестантизме главным праздником считают Рождество Христово. У них другие приоритеты, нами же усвоено евангельское благовестие таким, каким его преподал Господь и сохранила Церковь. Поэтому в событиях августа 1991 года я вижу промыслительный смысл, перст Божий, указание Господа на то, что России нужно идти мирным, созидательным путем, изживая свои пороки и недостатки, преображаться, а не революционизироваться и стремиться к прогрессу, который обедняет природу и опустошает человека.
Протоиерей Владимир Сорокин, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Сорокин
Мне некогда стареть!
Наступление старости связано не с календарным возрастом, а с состоянием души и духовного поиска
07.12.2020
«Меня опечалил и огорчил прогноз правительства»
О многодетности, причинах сокращения численности населения России и способах решения демографической проблемы
19.10.2020
Мы живем в очень хорошее время
Великий пост необходим для того, чтобы подкорректировать свою духовную жизнь
02.03.2020
С надеждой жду конструктивных предложений
Ответ протоиерея Владимира Сорокина на критику составленного в Князь-Владимирском соборе Синодика
05.11.2018
Все статьи Протоиерей Владимир Сорокин
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31