Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Владимир Сорокин: «Это было тревожное время»

Протоиерей  Владимир  Сорокин, Русская народная линия

18.08.2010


Известный петербургский пастырь вспоминает события августа 1991 года …

Я хорошо помню события августа 1991 года. Это было тревожное время. Мы сразу увидели, что в стране происходит нечто чрезвычайно страшное, непредсказуемое и неконтролируемое. У одних в то время дрожали руки, другие призывали на бунт. Поэтому все настороженно относились к разворачивающимся событиям. Это были времена безвластия: старая власть себя изжила, а новая власть не была готова править. Сначала нам показалось, что события произошли спонтанно, что идет некое движение к лучшей жизни, но потом мы поняли, что это была заранее продуманная акция. Одни пытались удержать Советский Союз, другие же пытались его разрушить. У тех, кто пытался сохранить Советский Союз, оказалась слабая почва под ногами, у них было много неуверенности, поэтому они проиграли.

В то время Санкт-Петербургскую епархию возглавлял митрополит Иоанн. Он также находился в большой растерянности потому, что к нему обращались за помощью. Митрополит тогда сильно переживал и боялся, что ситуация может выйти из-под контроля. У меня с владыкой Иоанном даже произошел небольшой конфликт, некое недоразумение. Он позвонил ко мне вечером и сказал, что нужно мне пойти на Дворцовую площадь на митинг с тем, чтобы выступить с призывом к порядку и миру. Думаю, что об этом владыку попросил Собчак. Я отказался идти выступать, сказав, что такое выступление будет вмешательством Церкви в политическую жизнь. Я не мог позволить вовлечь себя и нашу епархию в политику. Я тогда владыке сказал, что мы, представители Церкви, должны держаться над всем этим и молиться, чтобы Господь умиротворил всех. Поэтому я на митинг не пошел, вместо меня послали другого священника, который и выступил на Дворцовой площади. Я же на утро пошел в храм и очень усердно молился.

Мы тогда постоянно молились, просили Господа, чтобы Он умиротворил страну. Мы молились Господу и просили Его, чтобы в стране был мир, благополучие и порядок. Прихожане приходили перепуганные, вопрошали, что делать, рвались на митинги, но я просил их не влезать в политическую жизнь. Мы много молились, служили молебны об умножении любви.

В тех условиях в Даниловском монастыре работала специальная церковная комиссия с желанием умиротворить ситуацию. Но события стали непредсказуемы и неконтролируемы, и я не могу сказать, что в результате тех событий власть попала в хорошие руки. Она попала в руки тех, кто позже не жалел страну. Увы, но власть, как показала жизнь, оказалась в руках, мягко говоря, не самых порядочных и не самых честных людей. При оценке последствий тех событий я руководствуюсь словами Иисуса Христа: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). А плоды оказались довольно печальные, - началась разруха, везде царила неустроенность, народ оказался совершенно обкраденным, общество поляризировалось. Когда проходит время, события проясняются, становится ясно, что происходило, но в то время, когда события происходят, когда все бурлит, приходится принимать срочные меры в надежде, что все будет хорошо. Но получилось не так хорошо, как хотелось бы.

Промыслительно, что события 1991 года произошли в праздник Преображения Господа Бога нашего Иисуса Христа. Тогда хотели революционизировать наше общество, а его надо было преображать. Преображение отличается от революции и прогресса тем, что человек преображает, прежде всего, себя из греховного состояния в праведное. В основе преображения человека лежит покаяние и осознание своих грехов. В основе же революции и прогресса, которые сопровождали нас в XIX и XX веках, лежит насилие, желание переделать природу, общество и человека насильственным путем. Считается, что сначала общество надо сделать счастливым и благополучным, тогда счастливым будет человек. Православие же стоит на том, что сначала человек должен быть праведным, и только тогда общество будет здоровым и прочным.

И то, что события 1991 года произошли тогда, когда мы отмечали праздник Преображения Господа Бога нашего Иисуса Христа, говорит о том, что для России самым естественным и нормальным путем развития общества является путь преображения. Мы должны изживать свои грехи через покаяние и активную добродетельную жизнь, становясь праведными. Те дни хорошо показали, что без осознания своих грехов и недостатков мы не сможем построить прочное здоровое общество. В этом заключается отличие Православия от протестантизма и католичества, а России от Запада. В Православие главные праздники - Преображение Господа Бога нашего Иисуса Христа и Пасха, Воскресение Господне, в католичестве и протестантизме главным праздником считают Рождество Христово. У них другие приоритеты, нами же усвоено евангельское благовестие таким, каким его преподал Господь и сохранила Церковь. Поэтому в событиях августа 1991 года я вижу промыслительный смысл, перст Божий, указание Господа на то, что России нужно идти мирным, созидательным путем, изживая свои пороки и недостатки, преображаться, а не революционизироваться и стремиться к прогрессу, который обедняет природу и опустошает человека.
Протоиерей Владимир Сорокин, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора, кандидат богословия, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 6

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

6. ekaterina : с любовью к Владыке
2010-08-19 в 15:16

вот те- же события, описаные схимонахиней Варварой (Дюниной) из книги "Был человек от Бога". Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ИОАННА(СНЫЧЕВА) переданное очевидцами и им самим.

19.08.1991.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Только собрались к службе,как узнали о перевороте.Мы -в храм, а народ повалил на Дворцовую площадь,где начался митинг....
Владыко был сильно встрeвожен и послал на митинг о.Павла Красноцветова из Князь-Владимирского собора, который выступил от лица митрополита, призывая к благоразумию и осмысленному подходу к событиям, к любви и терпимости друг к другу.
Милостью Божией всё обошлось благополучно-такая уж, видно, горячая была молитва в этот день. Следующая ночь была крайне напряженная. Владыко то перезванивался по телефону,то горячо молился, что бы Господь дал разум и рассуждение людям в правительстве.
схимонахиня Варвара (Дюнина)
5. Дионисий : Re: Протоиерей Владимир Сорокин: «Это было тревожное время»
2010-08-19 в 13:30

"У меня с владыкой Иоанном даже произошел небольшой конфликт, некое недоразумение. Он позвонил ко мне вечером и сказал, что нужно мне пойти на Дворцовую площадь на митинг с тем, чтобы выступить с призывом к порядку и миру. Думаю, что об этом владыку попросил Собчак. Я отказался идти выступать, сказав, что такое выступление будет вмешательством Церкви в политическую жизнь. Я не мог позволить вовлечь себя и нашу епархию в политику." - очень странное умозаключение - призыв к миру и порядку (к чему всегда призывала и призывает Церковь) - это политическая деятельность. К тому же это прямое неподчинение Архиерею. Быть может причина другая? Ведь приснопамятный митр. Иоанн (Снычев)был истинным патриотом и антиэкуменистом. А о. Владимир(Сорокин)в авангарде питерского экуменистического движения, его сын о. Александр Сорокин служит настоятелем скандально известного Феодоровского собора - центра экуменизма.
4. lucia : ekaterina
2010-08-18 в 17:28

Уж известное дело! Мы пахали...
3. ekaterina : Re: Протоиерей Владимир Сорокин: «Это было тревожное время»
2010-08-18 в 16:40

Какой-то неприятный осадок после абзаца о приснопамятном митрополите Иоанне.

о. Владимир пишет: "Он также находился в большой растерянности потому, что к нему обращались за помощью" Странная причино-следственная связь. Насколько мне известно, митрополит Иоанн всё жизнь помогал людям и никому не отказывал.

о.Владимир пишет: "Я не мог позволить вовлечь себя и нашу епархию в политику". Странное противостояние протоиерея с митрополитом. Как будто митрополиту Иоанну с его положением, саном и опытом не было до нужд епархии никакого дела.

о. Владимир пишет: "Я же на утро пошел в храм и очень усердно молился". Как будто святитель Иоанн не молился, а сила его молитвы известна...

Такое ощущение, что Ваш конфликт с приснопамятным митрополитом Иоанном продолжется.
2. Булгарин : Ельцин, что бы не говорили, всё же лучше смотрелся тогда (а для меня лично и до сих пор), чем Горбачёв, вот уж козЁл отпущения.
2010-08-18 в 15:23

Смена формации с социализма на капитализм прошла по плану почти без сучка и задоринки.
Сначала пустили в народ шутку: "капитализм загнивает, но зато как красиво!" при этом показывая обилие прилавков и отсутстиве очередей в их магазинах (уже это должно бы было насторожить народ: "почему так мало покупателей?!") с одной стороны, а с другой создавая дефицит в своей стране, тем самым озлобили народ. Неустанно обличали социалистическую действительность, кричали "так жить нельзя!!!", говорили, что европейский капитализм и есть реальный социализм, у них пособие по безработице чуть меньше минимальной зарплаты (умалчивая о их расходах на ЖКХ), внушали ужас перед сталинизмом и манили достижениями их автопрома. Когда народ начал роптать, то устроили шоу с ГКЧП, мол "не хотите ли назад в будущее?", "-нет, конечно не хотим!", "ну, тогда выбираем капитализм".
Правда, в 1993 чуть было не сорвалось всё, пришлось обнажить свою антинародную суть, но и тут сумели всех одурачить, интернета ещё не было, а средства массовой дезинформации находились в нужных руках.
1. Тверитянин : "По плодам их узнаете их"...
2010-08-18 в 14:12

"Плоды"- последствия событий 90-х годов налицо:
власть "перехватили" людишки и не ведающие о ни
каком Преображении. Это трагедия для России, в ко-
торой виноваты и те, что уклонились от противосто-
яния, в том числе и те церковные лидеры, сшибочно
считающие обличение творимого беззакония "вмеша-тельством в политеческую жизнь". Ведь слово пас-
тыря не только вразумление, но и отрезвление...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме