«Очевидно, что причиной детонации торпеды в первом отсеке могли послужить две причины – внутренняя и внешняя. Многие говорят о том, что «Курск» мог столкнуться с другой подлодкой или даже подвергнуться торпедной атаке», – отметил И.Курдин. Вместе с тем, по его словам, версия столкновения «Курска» с внешним предметом не подтверждается. «Нет ни одного доказательства торпедной атаки на крейсер. А те, кто говорят о столкновении с американской подлодкой, перекладывают с больной головы на здоровую», – сказал подводник. «Нам очень удобно иметь «американскую» версию», – заметил И. Курдин.
Между тем председатель клуба подводников не исключил, что взрыв торпеды мог быть спровоцирован ошибочными действиями самого экипажа.
Говоря о мерах, принятых для спасения экипажа атомохода в первые часы после трагедии, И. Курдин охарактеризовал их как «бездарные». «Самая бездарная операция – это спасательная операция. Ее просто не было», – считает бывший подводник. Он подчеркнул, что «если подлодка тонет в 100 километрах от входа в Кольский залив на глубине 108 метров – ее обязаны были спасти».
В свою очередь руководитель по специальной тематике ОАО ЦКБ МТ «Рубин» академик Игорь Спасский, который во время операции по подъему подлодки возглавлял конструкторское бюро и входил в группу по руководству подъемным работами, считает, что причина взрыва торпеды на «Курске» кроется в разгерметизации корпуса торпеды. «Видимо, торпеда потеряла герметичность, и перекись водорода стала постепенно вытекать из нее, пока не случился взрыв», – сказал И. Спасский.
При этом ученый подчеркнул, что сами по себе торпеды подобной схемы абсолютно безопасны при надлежащем уходе. «Матросы даже любили на этих торпедах спать. Из-за постоянной химической реакции в них они были постоянно теплыми», – заметил И.Спасский.
Напомним, что атомная подводная лодка «Курск» затонула 12 августа 2000 года во время учений. Трагедия унесла жизни 118 человек, которые находились на ее борту. По данным следствия, на борту подлодки произошли взрывы и пожар. Второй взрыв практически уничтожил первый, второй и третий отсеки подлодки. Пожар происходил по всей лодке, в эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию.
Ранее в интервью «Русской народной линии» председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, капитан 1-го ранга, прослуживший шесть лет на атомной подводной лодке, Борис Орлов отметил, что «пока первый отсек атомной подлодки "Курск" лежит на дне, как бы мы не гадали относительно причин гибели подлодки, достоверность наших версий будет невысока».
«На данный момент я как бывший подводник, капитан 1-го ранга, прослуживший шесть лет на атомной подводной лодке, придерживаюсь точки зрения, согласно которой 50% вероятности того, что причиной гибели подлодки мог быть взрыв торпеды (эта версия выражена в официальном заключении правительственной комиссии), а 50% того, что "Курск" могла торпедировать НАТОвская подлодка. Тем не менее, повторю, что пока мы не достанем со дня первый отсек атомной подлодки "Курск", трудно говорить о причинах ее гибели. Напомню, что первый отсек не стали поднимать, его отрезали, он до сих пор покоится на дне. Между тем, мне кажется, что первый отсек мог бы многое рассказать о том, что там произошло», - выразил уверенность Борис Орлов.