Допустим ли в России шариатский суд?

Среди священнослужителей выявилось разногласие по данному вопросу

0
354
Время на чтение 4 минуты
Как ранее сообщала «Русская народная линия», на этой неделе в Санкт-Петербурге открылся шариатский суд для мусульман, который будет выносить решения по морально-этическим вопросам, а его постановления будут иметь рекомендательный характер. Суд создан религиозной организацией мусульман "Аль-Фатх", которая входит в Совет муфтиев России.

«Как бы вы прокомментировали открытие шариатского суда в Петербурге? Приемлемо ли создание подобных инстанций в России?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Скептически отнесся к открытию шариатского суда в Петербурге клирик храма св. Косьмы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин. «Лично я сомневаюсь, что такое новшество внесет гармонию в межнациональные и межконфессиональные отношения. Скорее, оно способно вызвать нежелательные толки в обществе», - сказал он. «Оценивать же эту ситуацию с юридической точки зрения я не берусь: я не юрист. Однако я глубоко убежден, что Церковь примет любое решение российских властей, вынесенное по данному вопросу», - добавил отец Александр.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что в России шариатские суды неуместны. «Мне кажется, что переносить то, что характерно для какой-то одной культуры и религии, на иную религиозно-культурную почву - неправомочно и неполезно. Суд шариата – явление, характерное только для ислама. Что-то похожее под именем печально известной инквизиции было когда-то у католиков. А у православных ничего подобного никогда и не было. Для появления подобных институтов на почве русской православной культуры, по-моему, нет оснований», - сказал он. «Основываясь на Евангелии, Церковь высказывается очень ясно по тем или иным вопросам нравственного характера, и эти суждения имеют очень важное значение в жизни верующих, но они не воспринимаются как постановления суда», - пояснил священник.

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, напротив, не видит в существовании шариатского суда самом по себе ничего плохого. «Если деятельность подобных учреждений касается только членов мусульманской общины и не противоречит действующему светскому законодательству (в том числе и в области семьи и брака) и не подменяет государственную судебную систему, то ничего дурного я в этом не вижу», - сказал он. «Важно, чтобы эта деятельность носила исключительно внутриобщинный, внутриконфессиональный характер. Насколько этот опыт актуален, например, для православных - я судить не берусь», - добавил отец игумен.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает создание инстанций такого рода вполне оправданным. «Речь, конечно, идет только о тех учреждениях, которые решают вопросы, связанные с религиозной этикой. Ведь в наше время гражданское право не всегда соответствует понятиям той или иной религиозной традиции. К сожалению, тенденция такова, что оно все больше отклоняется в сторону размывания этических норм, основанных на общепринятых в той или иной религиозной традиции стандартах нравственности», - сказал он.

«Создание таких учреждений, как мне кажется, не противоречит конституции. Важно, чтобы их постановления носили именно рекомендательный характер», - добавил отец Тихон. «Я думаю, что подобные учреждения, занимающиеся решением имеющих свою специфику в каждой религии вопросов нравственного характера, займут достойное место в жизни общества» - заключил он.

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, секретарь-координатор исполкома Межрелигиозного совета СНГ священник Георгий Рощин, посчитал открытие шариатского суда вполне естественным. «Поскольку подобное нововведение не будет касаться людей, не исповедующих ислам, а будет направлено только на помощь мусульманам, которые сами хотят решить свои конфликты в таком шариатском суде, это вполне возможно», - заметил он.

«Здесь можно сослаться и на опыт Русской Православной Церкви, которая также имеет церковный суд, рассматривающий те или иные нарушения в каноническом, дисциплинарном строе внутрицерковной жизни. Решения его, как и появившегося шариатского суда, не противоречат существующему законодательству, т.к. оба они рассматривают специфические вопросы религиозно-духовного содержания. И если этот суд на основе норм исламского права будет проводить работу среди своих же верующих – что может быть в этом плохого?» - подытожил о. Георгий.

«Антиконституционным» считает открывшийся в северной столице шариатский суд клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери священник Георгий Белодуров. «Россия – это светское государство, живущее по Конституции, а не по законам шариата. Поэтому создание такого суда является антиконституционным», - сказал он. По словам священника, «поскольку у нас в стране суды и их полномочия определяет Конституция, то получается, что созданный в Петербурге шариатский суд по своей сути негласный». «Пока в России нет закона, позволяющего создавать такие суды, никто не имеет право их официально открывать», - заключил отец Георгий.

Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, начал свой ответ с новозаветной цитаты. «Первое, что приходит на ум, это слова апостола Павла: «Кто ты такой, чтобы судить чужого раба?» Если мусульмане хотят иметь такой суд, то почему бы и нет?» - сказал он.

«России давно пора определиться, какое она государство – светское или еще какое-то. Мы все время говорим, что Запад нам ставит палки в колеса – однако на Западе люди решили, что для нормальной жизни нужен единый закон, которому все будут подчиняться. Вот пока у нас такого закона нет, толку никакого не будет. Поэтому появление таких институтов как шариатский суд в нашей стране будет выглядеть одиозно до той поры, пока в России не будет обязательной для всех законодательной платформы, будь она светской или имеющей религиозный аспект. Значит, нужно смотреть не на те или иные действия различных общин, а разрабатывать основную нормативно-правовую базу для всей России», - настоятельно посоветовал о. Сергий.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40