Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Почему категорически недопустим григорианский календарь

27.12.2010


Диакон Владимир Василик о важности сохранения «старого стиля» …

Хотя юлианский календарь и был введен Гаем Юлием Цезарем по совету астронома Созигена, но именно его использовали богомудрые отцы Первого Вселенского Собора для расчета пасхалий, и позднее он использовался для данных целей, став некоей хронологической иконой нашей Церкви. 

Почему категорически недопустим григорианский календарь? Потому что он дает возможность неоднократного предшествования христианской Пасхи иудейской и даже совпадение с нею. Несколько раз подобные случаи происходили, а это категорически запрещено святыми канонами. Поэтому утверждение тех, кто говорит о том, что 11 Православных Церквей живут, как и католики, по григорианскому календарю, не точно. На самом деле они живут по григориано-юлианскому календарю: с юлианской пасхалией, но с григорианским календарем. Вот только за счет этого компромисса и сохраняется каноническое единство Вселенской Православной Церкви. 

Нередко возникает вопрос: а почему нельзя и нам так жить? В силу того, что нужна чистота, последовательность и определительность. Есть такая поговорка «Коготок увязнет, всей птичке пропасть». Долго на компромиссе удерживаться, как правило, не удается. Сказано, что «никто не может работать двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6:24).

Те обстоятельства, при которых вводился новый стиль и новый календарь, выглядят крайне подозрительными, если не сказать более. Потому что на Балканах, в Греции, в Румынии, в Константинополе новый календарь яростно проталкивали промасонские круги. Зачастую введение нового календаря было связано с каноническим насилием над совестью православных людей. Так, на Валааме в 1920-е годы епископом Германом Финляндским было организовано целое гонение на православных русских монахов, которые твердо держались старого стиля. При этом следует заметить, что финская Церковь была после революции незаконно отторгнута Константинопольским Патриархатом от страждущей Русской Православной Церкви. 

Напомню ещё один факт. Большевики изо всех сил требовали от Святейшего Патриарха Тихона введения нового стиля. В 1923-м году Святейший Патриарх Тихон, уступая этому нажиму, уже было собирался подписать соответствующий указ о переходе, но он так и остался в его письменном столе. Он этого не сделал. Одна их версий, почему он на это не пошел, такова: он имел беседу с митрополитом Кириллом Казанским, который убеждал его в том, что православный народ этого решения не поймет. Святейший сказал, что если он этого не сделает, то ему грозят, что жизнь заключенных епископов и священников сильно осложнится. На это митрополит Кирилл сказал: «Ваше Святейшество, не жалейте нас. Мы теперь только и годны, что на тюрьмы». Это одна из версий того, почему новый стиль в Русской Церкви в 1920-е годы так и не был принят. 

Возникает вопрос: добра ли хотели Русской Православной Церкви большевики? Конечно, нет. Блага ли хотели Константинопольской и Элладской Церкви те силы, которые подставили греческий народ под геноцид 1922-23 годов? Нет. Поэтому не думаю, что нынешние любители нового стиля хотят Церкви блага, хотя и не исключаю, что среди них есть и весьма благонамеренные лица, но, к сожалению, не разбирающиеся в тонкостях канонического права и не достаточно ознакомленные с многострадальной историей Церкви. 

Что же касается «опасности» того, что через энное количество лет Рождество Христово, отмечаемое по юлианскому календарю, переместится к лету, то должен успокоить - разница во времени накапливается всего лишь один день за столетие, а временами, и за два. До предполагаемого ими года надо ещё дожить, а я абсолютно не уверен, что Господь нам отвел для мирского бытия 6 или 9 тысяч лет. Как говорил один из старцев ХХ века, каждый день на небе может явиться Знамение Сына Человеческого. А если вдруг, действительно произойдет нечто такое невозможное, то астрономы что-нибудь да придумают, что примиряло бы всех. Русским же людям вообще нет никакого смысла расстраиваться, потому что, по большому счету, у нас вообще лета нет, а есть две зимы: одна белая, а другая зеленая. Так что разница не велика. 

К тому же почему-то никто не задает мусульманам вопроса, почему они живут по лунному календарю и ведут своё летоисчисление от 612 года, от исхода Мухаммеда из Мекки в Медину. Почему все вопросы к нам, православным? Почему-то именно нас хотят отформатировать под григорианский календарь и англо-саксонскую цивилизацию. Многие жалуются, особенно на Западе, что мы испытываем ряд неудобств в праздновании церковных праздников. Конечно, получается некая несообразность, что все празднуют новый год, а мы из-за поста его праздновать не можем. Но я думаю, что это мелочи по сравнению с сохранением святых канонов и канонической картины мира, выраженной, в частности, в церковном календаре. Некая выделенность православного юлианского календаря хороша тем, что напоминает нам вечную истину, сказанную Спасителем нашим Иисусом Христом «Царство Моё не от мира сего».

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии» 




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 41

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

41. -Сергей= : Чем больше старается зло,тем сильнее становится добро.Ибо разрушается то,что не истинно.А то что истинно,всегда было и возвратится на круги своя.
2012-11-28 в 10:35

Безусловно и необходимо как можно скорее перейти на календарь по старому стилю.
40. дикон Владиимир : По тексту комментария.
2011-01-10 в 20:22

"У нас у всех перед глазами мысленными должны стоять события после Никоновской реформы. Раскол не может быть оправдан никакими "выгодами", равно как и приспосабливание Церкви к миру.
У нас есть Традиция, у нас есть Учение Церкви, Её каноны, правила, Её Священное Писание. Всё это - добро, вечные истины. Как бы не менялся мир, внутри Церкви всё тот же Свет Христов, та же благодать, нам нет никакой нужды что-либо менять из-за прихоти мира. Более того, наше наследие - Предание, учение св. Отцов нам пока почти нечем пополнить, и уж то, чем можем пополнить никак не идёт вразрез с Преданием.
Так что нет никакого смысла некоей "модернизации". Наоборот, нужно вернуть то, от чего нас оторвали силой в большевистское лихолетье.
Старый, церковный календарь - он такой же, как и при Христе. Для нас ошибка в солнцестоянии не играет никакой роли. А Пасха всегда будет после иудейской, как и в начале христианства. И никак иначе. Любители новшеств и модерна пусть ищут их в ином месте. Но это будет не на пользу их душам".

Видите ли в чём дело, уважаемый Провициал? - Т.н. "Никоновская реформа" вводилась как раз для того, что как Вы пишите: "нужно вернуть то, от чего нас оторвали", т.е. исправить Богослужебные книги по греческим и восстановить то наследие, которое имела Церковь. Однако очень многие в то время не восприняли эту реформу, её главного назначения, но содействовали разброду и шатаниям между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, между верующими людьми. Преследования старообрядцев во времена правления Петра I только "подлили масла" в полыхающий огонь нестроений в Церкви и Государстве.
Поэтому попытки введения Григорианского стиля, исправления Церковного календаря, могут привести к тем же "разбродам и шатаниям" на всех уровнях между Церковью и верующими, Государством и Церковью, верующими людьми, к глобальному расколу, о последствиях которого даже и помышлять страшно. Но ведь толкают нас к этому и этого нелььзя допустить!
39. Сергий Агапов : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-29 в 21:18

Братья и сестры хочу напомнить об отзыве,
преподавателя Минской Духовной Семинарии кандидата богословия Богомольникова о монографии преподавателя Минской Духовной Семинарии кандидата богословия Александра Валерьевича Слесарева «Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008)»
http://minds.by/books/starostil.html
И в отзыве и в рецензируемой книги приверженцы Юлианского календаря называются раскольниками, вносящими смуту в церквах, принявшими, так называемый, "новый стиль". Как могло случиться, что в официальном журнале Русской Православной Церкви печатается подобное? Отзывы по поводу стать и книги можно прочитать здесь:
http://iasidnev.live...nal.com/255453.html
http://ruskline.ru/a...tilya_i_ekumenizma/
38. антикиллер : Извините, ошиблись адресом
2010-12-29 в 16:47

Пост № 35 предназначен для соседней ветки, где статья диакона Георгия Малкова "Церковь и апостасийные фрагменты нашего бытия".
37. Елена Родченкова : Ответ анониму на предложение молиться и быть поласковее
2010-12-29 в 00:31

Я же не кошка. Что мне ко всем ластиться? Хотя я умею видеть в темноте и неплохо ловлю мышей. Грызуны знают это.
Ваши советы хороши для каждого, не повредят и мне. Перед каждым боем я говорю: "Да будет воля Твоя, а не моя" .
Если честно признаться, мне до слез не хочется видеть компьютер и будь моя воля...
Я никто и ничто, но мой Отец - Бог.
36. Георгий Ф. : Почему недопустим григорианский календарь.
2010-12-29 в 00:01

Все в высшей степени справедливо у о.Владимира Василика.
Но кажется, что в 4-м абзаце надо читать не "на Валдае", а "на Валааме":
Так, на Валааме в 1920-е годы епископом Германом Финляндским ...
35. антикиллер : Необходимое уточнение по поводу "обличений"
2010-12-28 в 20:57

Совсем недавно мы тут критиковали отца Георгия за огульную критику власти России и наименование страны эРеФией. Ну а сегодня готовы выразить признательность за очень верную и нужную статью, тем более, что священнослужители обычно очень охотно во всеуслышание поносят светские власти, от которых им ничего не грозит, но, по понятным причинам, боятся высказать словечко критики касательно сферы своей непосредственной деятельности и ответственности.
Вместе с тем, учитывая тему, затронутую в начале статьи, а также пожелания, высказанные в п.16, считаем необходимым акцентировать внимание на некоторых моментах.
Участник форума "Сергей" призывает к "обличению грехов власти", что, само по себе звучит красиво, однако в этом вопросе часто происходит серьезная путаница. Заключается она в том, что вместо "грехов" как таковых начинают:
- огульно обвинять власть во всех мыслимых и немыслимых грехах и бедах, многие из которых, заметим, тянутся веками;
- критиковать методы, конкретные управленческие решения и систему управления, ничего в этом не понимая, по принципу - "если бы директором был я"...
И вот это, должны обратить внимание отца Георгия, и есть те самые недозволенные канонами мирские попечения, о которых он так правильно пишет ссылаясь на апостольские правила. Вся разница заключается в том, что если в одном случае лицо избирается в органы власти и действует официально, то во втором - это лицо вдается в "народное управление" на любительском, домашнем, писательском, если хотите, уровне. Что сути не меняет...
Ко всему прочему, священное это лицо нарушает еще и заповедь "не суди и не судим будешь, и вводит в подобное же искушение многих мирян, чем провоцируется смута....
Поэтому, подводя итог, хотелось бы сказать: обличайте, дорогие отцы, на здоровье! Но, обличайте правильно.
Обличайте конкретно, если кто-то лично видимо грешит из власть имущих.
Обличайте, если кто-то, опять же, конкретно, совершает непозволительные греховные действия, призывает к греху, позволяет творить зло, когда может и обязан его остановить.
Бог в помощь!
34. Прот. Алексий Касатиковa : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-28 в 16:48

Кстати, об особенностях мусульманского календаря. Он не только ведёт отсчёт времени от 622 г. от Рождества Христова. Мусульманский год ещё и короче астрономического примерно на 10 (!) суток! Именно поэтому их праздники кочуют не только в пределах нескольких дней, но и по всему круглому году. Где при этом протесты "прогрессивной общественности"?
33. lucia : скептик
2010-12-28 в 16:48

А в будущем никаких крестов не просматривается? Это все из-за прогресса?
32. Провинциал : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-28 в 16:30

У нас у всех перед глазами мысленными должны стоять события после Никоновской реформы. Раскол не может быть оправдан никакими "выгодами", равно как и приспосабливание Церкви к миру.
У нас есть Традиция, у нас есть Учение Церкви, Её каноны, правила, Её Священное Писание. Всё это - добро, вечные истины. Как бы не менялся мир, внутри Церкви всё тот же Свет Христов, та же благодать, нам нет никакой нужды что-либо менять из-за прихоти мира. Более того, наше наследие - Предание, учение св. Отцов нам пока почти нечем пополнить, и уж то, чем можем пополнить никак не идёт вразрез с Преданием.
Так что нет никакого смысла некоей "модернизации". Наоборот, нужно вернуть то, от чего нас оторвали силой в большевистское лихолетье.
Старый, церковный календарь - он такой же, как и при Христе. Для нас ошибка в солнцестоянии не играет никакой роли. А Пасха всегда будет после иудейской, как и в начале христианства. И никак иначе. Любители новшеств и модерна пусть ищут их в ином месте. Но это будет не на пользу их душам.
31. скептик : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-28 в 15:54

lucia
когда кажется, креститься надо))
вы вот временем ошиблись, я совершенно в этом уверен: вам надо ли в будущее, где вы будете великим идеалом для всех живущих, или в первый век нашей эры - там можно носить тяжкий хрест первых христиан.
30. lucia : oniks
2010-12-28 в 15:50

Мне кажется, что скептик неправильно выбрал себе ник. Это состояние не так называется.
29. скептик : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-28 в 15:30

oniks
что плохого в начале учебного года 1 сентября по человеческому календарю?
28. Внимательный наблюдатель : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-28 в 15:30

Из Определения Священного Синода от 17 февраля 1997 года о юлианском календаре

На заседании Священного Синода 17 февраля 1997 года под председательством Патриарха

Имели суждение о возникших в церковной среде дискуссиях по календарному вопросу.

Постановили: Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит.

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Члены Священного Синода
http://www.blagogon.ru/biblio/256/
27. Аноним : 25 Елене Родченковой
2010-12-28 в 14:31

Дорогая Елена!
Я вот думаю, что мне надо бы быть поскромнее.
И походя никого не укорять
и на вид никому ничего не ставить.
И мыслями не разбрасываться.
И, если и добавлять свой комментарий,
то прежде - помолиться надо бы (мне).
Короче говоря, поласковее быть с...
Как Вы считаете?
26. Елена Родченкова : для АЛЕКСАНДРА Д, на Ваш вопрос: Елена Родченкова и Алина Радченко - не одно ли лицо?
2010-12-28 в 13:56

Нет, это разные лица. Я поэт Елена Родченкова никогда не скрываю ни своего имени, ни фамилии,ни своих дел. Являюсь одним из авторов РНЛ, там есть фото, список моих книг и так далее. Имя - первая правда человека. Сокращение имени до буквы - таких "много и много, и много", легион.
25. Агапит : Новостильный раскол.
2010-12-28 в 13:28

1. "Вспомним и тот факт, что когда в Иерусалиме ввели новый календарь, то в тот злополучный год Святой Огонь не сошел на Гроб Господень и старый календарь был скоропостижно возвращен, он соблюдается и до сего дня."
http://sobor8.ru/16i...nom_raskole_p1.html
Рекомендую этот сайт!

2."Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове... законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову... — да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание" (Из соборного постановления в Константинополе при патриархе Иеремии 11, 1583 г.).
24. oniks : РПЦ уже переходит на новый календарь
2010-12-28 в 12:46

Начало учебного года в духовных учебных заведениях нашей Церкви начинается теперь не 1 сентября по церковному календарю, а 1 сентября по гражданскому.
Предполагаю, что, может и неосознанно, но новое поколение воспитываемых в этих как бы духовных академиях и семинариях молодых пастырей, таким началом приучается мыслить и жить не Церковным календарём.
Новостильный учебный год в Церкви - первый диверсант
23. lucia : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-28 в 12:37

25 мая 2010
«Кто желает следовать григорианской пасхалии, да будет анафема»



altКак сообщают СМИ, 23-24 мая Патриархи Кирилл и Варфоломей провели праздничные богослужения в Москве и Троице-Сергиевой лавре. Визит Константинопольского Патриарха Варфоломея приурочен к дню памяти свв. Кирилла и Мефодия и к дню Славянской культуры и письменности.



Русская Православная Церковь Московского Патриархата, оставаясь верной святоотеческому наследию, как известно, держится старого, юлианского календаря, в соответствии с ним и отмечает все дни памяти и церковные события, помня постановление Поместного собора 1583 года: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове... законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову... - да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных» (из соборного постановления в Константинополе при патриархе Иеремии II, 1583 г.).



Константинопольская Православная Церковь, возглавляемая ныне Патриархом Варфоломеем, еще в 1923 году, при Патриархе-масоне Мелетии IV Метаксакисе, приняла т.н. новоюлианский календарь, который нужно рассматривать как вариант григорианского, при котором сохраняется Александрийская пасхалия, основанная на юлианском календаре, а непереходящие праздники отмечаются по григорианским датам.



Сегодня мы видим, что Патриарх Русской Православной Церкви служит вместе с Патриархом новостильной Константинопольской Церкви, т.е. с тем, кто, согласно постановлению Собора 1583 года, должен быть отлучен от Церкви Христовой и предан анафеме.



Это событие свидетельствует о том, что Предстоятель РПЦ не против нового стиля и не считает Патриарха Варфоломея, служащего по новому календарю, отступником, достойным анафемы. А это, в свою очередь означает, что в Русской Православной Церкви вскоре, возможно, будет введен новоюлианский календарь.



Однако это печальное событие не лишит верных чад нашей Церкви возможности следовать святоотеческой традиции юлианского календаря. Примеры стояния в истине, верности юлианскому святоотеческому календарю мы видим и на Святой Горе Афон, монастыри которой служат по старому стилю, в то время как Греческая Церковь официально приняла новый календарь. Аналогичная ситуация и в Болгарии, где некоторые приходы, продолжая поминать патриарха новостильника, совершают службы по старому стилю.



Беспокойство и скорбь, вызванные у многих православных тем, что Патриарх открыто сослужит с новостильниками и готов перейти на новый стиль, что во многих монастырях России спокойно принимают и причащают новостильников, не считая их за еретиков, подлежащих анафеме, вполне справедливы, но, в то же время, не стоит скорбеть чрезмерно: даже при принятии нового стиля Патриархом Кириллом в России несомненно останутся храмы, монастыри, приходы, а может и целые епархии, не отступившие от старого святоотеческого календаря. Именно там и сохранится полнота Церкви. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32).



«Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость, - и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание», - добавляется в том же соборном постановлении в Константинополе 1583 года.
22. Александр Изгоев : 20 и 21
2010-12-28 в 11:26

Достолюбезный Иванов!

Патриарх Кирилл не вечен, равно как и мы с Вами. И иже с нами.

Посмотрите на данный вопрос ширше или ширее.
Вы же ведь - не за большевиков?
Да и мы - не за коммунистов...
21. Иванов : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-28 в 10:44

Вот ещё цитата по (несуществующей и надуманной) теме:
___________________________
http://blagogon.ru/news/92/

Святейший Патриарх выразил удивление по самому факту задания такого вопроса и сказал, что никакого перехода на григорианский календарь не будет.

20. Иванов : Где автору примерещились сторонники "нового стиля"?
2010-12-28 в 10:17

Автор статьи сам себе выдумал проблему.
Этой темы нет! Дайте ссылки на статьи тех, кто сегодня призывает перейти на "новый стиль"! Только не надо о большевиках в 1923 году...
Посмотрите прямо на этой странице в правой колонке раздел "Другие новости по этой теме" - пусто там! И темы такой нет.


Из Определения Священного Синода от 17 февраля 1997 года

Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что ВОПРОС ОБ ИЗМЕНЕНИИ КАЛЕНДАРЯ В НАШЕЙ ЦЕРКВИ НЕ СТОИТ.


Что ещё надо тут обсуждать? Что и кому пытается доказать автор статьи? Чьи нападки на истину он так рьяно отбивает?
19. Николай Ш. : Спасибо!
2010-12-28 в 09:09

Компромисс и толерантность - одного поля ягоды. Нас действительно любыми средствами втягивают в дела, совершение которых является спусковым механизмом капкана. Они не остановятся. Храни Вас Господь, отец Владимир!
18. seminarist : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-28 в 02:14

о. Владимир, очень странно Ваше утверждение о том, что 11 Православных Церквей живут по "григорианско-юлианскому календарю". Неужели Вы не знаете, что для определения дат неподвижных праздников эти Церкви используют новоюлианский календарь, созданный сербским астрономом Миланковичем, а не григорианский? Период григорианского годы - 400 лет, юлианского - 900 лет. Это преподают на уроке литургики уже на первом курсе СПб семинарии, где Вы долгое время преподавали...
17. Сельскiй бригадиръ : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-27 в 23:41

«...Ученейшим составителем пасхалии прекрасно было известно, что юлианский календарь, который они согласовали с лунным – еврейским – не точен, но они знали также, что ошибка юлианского календаря настолько точно исправляет ошибку календаря лунного, что, по свидетельству астронома Предтеченского, ошибка нашей пасхалии – таблиц лунного течения – не превышает трех часов за 1900 лет. Этим объясняется тот поразительный факт, что наша пасхалия, составленная в IV веке и с тех пор ни разу не исправлявшаяся, доныне безошибочно указывает фазы луны и время празднования пасхи иудейской. Поэтому всякая попытка «исправить» или заменить нашу пасхалию должна рассматриваться, как попытка изъять из сокровищницы церковной одну из великих ее ценностей, которою она по справедливости может хвалиться даже пред учеными нашего времени».
Из статьи: Архиепископ Пекинский Иннокентий
Открытое письмо всем верным чадам Церкви Христовой,
держащимся православного календаря и Преданий Святой Кафолической Церкви.
http://www.blagogon.ru/biblio/117/
16. Ранко : Cв. Николай Сербский
2010-12-27 в 23:31

Мало что известно о том, что Св. Николай Сербский потребовал бросать анафему на Греческую церкву, за принятие нового календаря.Это еще раз свидетельствует о том, как святые отцы смотрели на этот вопрос.
15. Дмитрий В.Ч. : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-27 в 23:11

В настоящее время по юлианскому календарю живут Иерусалимский патриархат, Русская, Сербская и Грузинская церкви - а также Афон. Все остальные православные церкви живут по григорианскому календарю, и что-то я до сих пор не слышал, чтобы их называли еретиками. Но дату Пасхи все православные церкви по-прежнему вычисляют по Александрийской пасхалии, т.е. по юлианскому календарю, и лишь затем переводят полученную дату на григорианский календарь. Иначе говоря, Пасху мы все празднуем одновременно, но постоянные праздники - в разные дни. Кажется, лишь финны отмечают Пасху вместе с католиками и лютеранами.

Значит ли это, что следует всем православным церквям перейти на григорианский календарь, как хотел бы патриарх Варфоломей? Отнюдь! Но не потому, что он сакрален, а потому, что он - более точный. Более точный в определении даты важнейшего для православных события: Святой Пасхи. То есть, более точно привязывающий солнечный календарь к лунно-солнечному еврейскому календарю. Математики считают причиной этого тот факт, что продолжительность года по юлианскому календарю находится почти посередине между солнечным (тропическим) и звездным (сидерическим) астрономическими годами. Ну, им виднее. А нам достаточно факта схождения Благодатного огня: Спаситель уж точно не ошибается в дате собственного воскресения!

Вместе с тем, патриарх Варфоломей совершенно прав в том, что календарь церковных праздников следует упорядочить в масштабах вселенского Православия. Поэтому (на мой непросвещенный взгляд) разумной политикой Русской церкви в этом вопросе была бы активная поддержка предложения патриарха Варфоломея, и - предложение всем православным церквям вернуться к юлианскому календарю!

Но не только. Церковь живет в миру, а здесь есть и иные смыслы, кроме сакральных. Календарь не священен, но он - символ. Григорианский календарь был задуман как религиозный символ: символ единства католического «христианского мира». Но когда в результате протестантских революций от «христианского мира» откололась его северо-западная часть, а потом буржуазные революции и наполеоновские войны сформировали современную, уже постхристианскую Европу - григорианский календарь фактически утратил свой религиозный символизм и стал символом Западной цивилизации. В этом качестве он и распространился по миру, в своем большинстве вовсе не христианскому.

Известный, но не замечаемый факт: декрет Совнаркома о введении григорианского календаря носил название: «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря» (выделено мною). Большевики первого поколения прекрасно знали, откуда они происходят. Вот почему России - если она хочет сохранить свою «самость» - следует отменить этот большевистский декрет и вернуться к своей государственной традиции - юлианскому календарю. А Русской церкви имеет смысл, выбрав момент, поставить этот вопрос на обсуждение.
14. протоиерей Андрей новиков : отцу Владимиру
2010-12-27 в 23:09

Очень хорошая статья. Сердечно благодарю, дорогой батюшка!
13. блудный сын : Очень правильная статья
2010-12-27 в 21:53

Правда пугает частота поднимаемого вопроса!!! Видать отцы чтото знают! Если так,то помоги Вам БОГ выстоять!
12. Юрий Серб : Категорически против новостильного папистского календаря
2010-12-27 в 21:52

Спаси Господи, дорогой отче Владимир!
11. АЛЕСАНДР Д. : посту 3
2010-12-27 в 21:47

Елена Родченкова и Апина Радченко не однео ли лицо?
10. крестьянский сын : Небольшая, с позволения отца дьякона, добавочка
2010-12-27 в 21:29

Григорианский календарь категорически недопустим не только
"потому, что дает возможность неоднократного предшествования христианской Пасхи иудейской и даже совпадение с нею"...
- Это всего лишь причина, которая, как говорится, на виду и которую никак нельзя обойти, не нарушив каноны.
Григорианский календарь категорически недопустим прежде всего потому, что он "вырывает" человека из Богом установленного "ритма" священных событий, и тем самым лишает его возможности БОГООБЩЕНИЯ.
Когда мы присутствуем на схождении Благодатного огня, которое всегда происходит в середине дня Великой Субботы, то, как бы непосредственно становимся участниками Воскресения Сына Божьего в вечности.
Народная пословица говорит: "Богоявленской ночью небо открывается, о чем открытому небу помолишься, то и сбудется"...
Те, кто перешли на григорианский стиль не только пропускают это "открытие Неба", но и лишаются возможности набрать святой и благодатной крещенской воды, получая взамен обыкновенную.
Все это имеет силу и для всех других дат Православного календаря, включая и дни памяти святых, когда они особенно "доступны" для молитвенной связи с ними. Даже для тех людей, кто сильно погряз во грехах.
Вот в чем заключается главная причина, почему масоны с такой бешеной настойчивостью добиваются отмены Юлианского календаря.
9. Ремезова Ирина : Хронологическая икона
2010-12-27 в 21:23

И просто ,и точно,и убедительно. Спасибо!
8. православный : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-27 в 21:23

Категарически недопустим это безбожный комунизъм. Бог все-равно один. но они за 70 лет замочили государство российское внатуре и никто не кается. Надо молится со слезами и каятся побольше тогда и будет толк ф это все бес толку. Одна суета и скрежет зубовный.
7. протоиерей Вячеслав Пушкарёв : Замечательно.
2010-12-27 в 20:15

Во всём с автором согласен.
6. Сельскiй бригадиръ : поправка
2010-12-27 в 19:28

Точнее - ЛЕТОМ.
5. Сельскiй бригадиръ : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-27 в 19:25

Что же касается «опасности» того, что, что через энное количество лет Рождество Христово, отмечаемое по юлианскому календарю переместится к лету

Это - не опасность: в южном полушарии Рождество Христово всегда празднуется ОСЕНЬЮ.
На обновленческом разбойничьем сборище – лжесоборе 1923 года "митрополит" Антонин (Грановский) сделал доклад "О реформе календаря"; в результате "собор" в своей резолюции, принятой без прений, признал необходимым переход на новый (григорианский) стиль с 12 июня 1923 г., хотя верующие продолжали отмечать праздники по старому стилю и не посещали храмы в праздники по новому календарю.
Под давлением богоборческой большевистской власти и Святейший Патриарх Тихон, введенный в заблуждение Констатинопольским патриархом-модернистом Мелетием IV, мечтавшим о проведении "живоцерковнических" реформ во всей Православной Церкви, согласился было на введение в Русской Церкви нового стиля, но народ церковный как "хранитель веры Православной" не принял этого пагубного нововведения, и тем самым попытка антиканонических новшеств в Русской Патриаршей Церкви с Божией помощью сорвалась: Российская Церковь снова подтвердила решение Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг., отвергшего новый стиль, и, несмотря на властное принуждение большевиков, сохранила свой Православный календарь и тем самым Церковное Предание.
4. Агапит : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-27 в 19:14

Спасибо!
3. Елена Родченкова : Игриво...
2010-12-27 в 19:09

Статья настолько радостная, оптимистичная, что трудно уловить в ней ерничанье, фривольность и лукавство. "Асторономы что-нибудь придумают, что примиряло бы всех"?! Это Вы кому говорите, малышам из детского сада или православному русскому народу?
Все вернется на круги своя в свой час и эта статья не значит ничего ни для кого, кроме автора. Ведь автора волнует, что подумает о проблеме народ, электорат, и нисколько не волнует, что подумает о проблеме /и об авторе/ - Сам Бог. Вы считаете, что можно написать что-то, что Он не прочтет? Не поинтересуется?
14 дней,которые как бы были, но как бы не были - где они? Не всходило солнце, не открывались врата Храмов, не служились службы... - что в этой пропасти шириной 14 дней, зачем ее вырыли? Ведь в ней нет не только дней и ночей, человеческих голосов, дыхания жизни, ведь в этой пропасти нет ни одного слова к Богу, о Боге.... Вот что вырыли. Смотрите духом.
2. Ольга : Re: Почему категорически недопустим григорианский календарь
2010-12-27 в 19:07

Позволю себе так пошутить - раз русским велено переходить на "полицию" вместо привычной "милиции", как же православным из числа русских не перейти на ГРИГОРИАНСКИЙ календарь? Во имя, так сказать, "СИМФОНИИ" эдакой между "религией" и светской властью.

Спросим, однако, какой "религией", в каком виде и с каким содержанием, что с её точки зрения преимущественно важно, а что третьестепенно или же даже вредно?
1. Александр Изгоев : Уважаемому автору - отцу диакону Владимиру - огромная благодарность!
2010-12-27 в 18:51

Храни Вас Господь, дорогой отец Владимир!

Спасибо Вам за этот краткий замечательный материал!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме