Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Церковная журналистика и народная власть

25.12.2010


Политолог Валерий Расторгуев об особенностях православной журналистики …

Церковная журналистика способна на многое, она способно изменить мир. Не будучи журналистом - ни по образованию, ни по профессии, я имею все же некоторое представление о том, как она «варится», а также о том, с какими трудностями связано появление и распространение православной журналистики в современной России, с трудом вытаскивающей себя из болота безверия и воинствующего атеизма.
 
В конце 90-х годов по благословлению Святейшего Патриарха Алексия издавался журнал «Общество и церковь». Это было одно из первых изданий, призванных соединить два берега - духовную и светскую власть. Святейший был не только первым читателем журнала: почти в каждом выпуске публиковались его статьи, в том числе и специально написанные для нашего журнала. Здесь же размещались и тексты известных политиков, которые тогда только пробовали говорить вслух и писать о своем уважительном отношении в Церкви. Время было такое: все впервые - и соглашения между Патриархией и министерствами, федеральными и региональными органами власти, и издания такого типа. Журнал был необходим, чтобы осмыслить процесс сближения позиций, научиться диалогу. Я же был главным редактора журнала, хотя занимался этим делом в свободное от основной работы время (госслужба). Никогда не взялся бы за такой ответственный проект, если бы не постоянный контроль и помощь со стороны священноначалия. Эта была не церковная цензура, без которой невозможно, конечно, издание таких журналов, а деятельное сотворчество, школа совместной работы. Каждый будущий номер до верстки вычитывал (каждое слово!) Управляющий делами Московской Патриархии, которым тогда был архиепископ Сергий, ныне - митрополит Воронежский и Борисоглебский. Он знал дело изнутри лучше всех, поскольку помогал Патриарху выстраивать архитектуру новых отношений между церковными и государственными структурами. Архитектура выстояла, а новые формы сотрудничества прижились, принесли большую пользу обществу.
 
Были и другие опыты, тоже поучительные. К примеру, являюсь постоянным читателя, а иногда и автором журнала «Покров». Но остановиться хочется на журнале православной интеллигенции «Трибуна русской мысли», где я до сих пор являюсь заместителем главного редактора (Александра Бондарева). Когда родился замысел журнала, он казался совершенно недостижимым, но мы решились. Среди «замышлявших» был и Александр Панарин - выдающийся русский ученый, ушедший из жизни на взлете творчества (сегодня, 25 декабря в МГУ проходят восьмые юбилейные Панаринские чтения). Замысел издания состоял в том, чтобы шаг за шагом сближать позиции Русской Православной Церкви во Отечестве и в Зарубежье. Мы очень надеялись, что будем услышаны. Думалось, что дело потребует  многих лет (журнал издается с 2000 года). Но жизнь доказала: с Божьей помощью все возможно. Первые же номера открывались статьями Его Святейшества Алексия и митрополита Лавра, Предстоятеля Зарубежной Церкви. Это произошло впервые после разделения! А потом процесс пошел так быстро и мощно при поддержке руководства страны, в первую очередь Путина, что наш первоначальный замысел потерял смысл: Церковь воссоединилась!
 
С тех пор журнал переключился на другие, не менее важные проекты, связанные с основными стратегическими линиями развития страны. К примеру, последний выпуск был посвящен перспективам восстановления монархии в России. То, что сегодня кажется фантастикой, может стать реальностью завтра. Убежден в этом. Не стоит, конечно, преувеличивать возможности церковной журналистики, но и не будем приуменьшать ее роль в становлении новой России, в которой иногда узнаются черты великой державы, какой она была веками, какой ее знают в мире и уважают. Иногда, впрочем, видны гримасы богоборческого государства, для которого народ и его богатства - расходный материал для осуществления каких-то очередных глобальных проектов.
 
Отличия православной журналистики от светской, на мой взгляд, проходят не между жанрами и видами этой деятельности, а между людьми, которые называют себя журналистами, хотя и это весьма условное обозначение. К примеру, сегодня существует очень тонкая и неустойчивая граница между политикой, наукой, в том числе богословской, и публицистикой. А от научной или политической публицистики до журналистики не то чтобы один шаг, а расстояние значительно меньшее. В ряде случаев они сливаются, создавая новые формы общения. Одна из них - РНЛ, которая еще не имеет ни собственного «бумажного носителя» (что было бы полезно), ни жестко обозначенного «пристанища», без которого можно обойтись в виртуальном мире. Вместе с тем РНЛ органично соединяет трудносовместимые функции. Она вмещает в себя и оригинальные научные сообщения, заслуживающие цитирования в серьезных изданиях, и оперативную политическую аналитику, и совершенно новый для России вид творчества - религиозную публицистику, привлекающую в равной степени и духовенство, и литераторов, и теоретиков. Так на наших глазах творится мобильная культура информационной эры, в которой легко уживаются противоположные тенденции - узкая специализация и рождение новых синтезов. Отрадно, что среди множества новых видов журналистики, где все чаще встречаешь социально опасных мутантов, находится место и для живой мысли, и для тех, кто знает цену духовной традиции.
 
В самой политике, науке или журналистике нет ничего сакрального. Этими видами деятельностью можно овладеть при наличии должных способностей и желания, можно даже стать мастером своего дела, но то, как вы будете использовать свое ремесло или мастерство - во благо или во зло - это вопрос личного выбора. Политика, наука и журналистика - не только и не столько технологии и алгоритмы, профессиональные знания и навыки, сколько живые люди. Среди них есть, к счастью, люди верующие, православные, но еще больше тех, кто ни во что не верит сам и превращает  читателей, по словам Цветаевой, в «глотателей пустот», оглупляет даже неглупых от природы людей. Лучше всех, по-моему, сказал об этом Ключевский: «газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает». Но разве он мог предположить, что придет время, когда газеты покажутся меньшим злом?
 
Конечно, журналист журналисту - рознь. Для одних профессия является всего лишь кормилицей или способом самоутвердиться, подняться на новую социальную ступеньку, для других - формой самореализации, раскрытия Богом данного дара, для третьих - служением. Если человек воспринимает свою журналистскую деятельность как призвание и служение, то тогда возникает вопрос: кому и чему он служит, кто его призвал. Если только как кормилицу, то вопросов не возникает. Именно здесь - на уровне мотивации, по-моему, проходит граница, отличающая православную журналистику от светской. С  этим связана и проблема, требующая объяснения: почему православные люди в журналистике не добиваются должных высот, чтобы их можно было заметить, во всяком случае, на телеэкране, радио или в бумажных СМИ? И почему в племени журналистов редко встретишь тех, кто с должным уважением относится к Православию, а еще меньше тех, кто несет людям свет Христов, занимается религиозным просвещением?

В этом случае можно ответить вопросом на вопрос, чтобы сразу все встало на свои места. Достаточно для начала поинтересоваться, кому принадлежат СМИ, чтобы уже ничему не удивляться. А если вспомнить о тотальной коммерциализации СМИ и о том, почему журналистику сравнивают с древнейшей профессией, то и последние сомнения развеются. Эти каналы узко направлены: они превращают в товар все - идеи и самих идеологов, политические программы и политиков. Православие не сделать товаром, это не то, чем торгуют. Уже по одной этой причине православный вектор в светской журналистике чрезвычайно слабо выражен, если вообще присутствует, когда мы говорим о центральных каналах ТВ или страницах ведущих газет.

Статус журналиста и любого издания определяется не только хозяевами СМИ, но и так называемой публикой, которая в настоящее время не отличается высоким уровнем гуманитарного развития (одно ЕГЭ опустило его до минимума) и имеет незначительный опыт общения с православными публицистами, просветителями. А если и имеет такой опыт, то не всегда положительный. Все это вытесняет православную журналистику в церковную ограду, отграничивает от колоссального по объему массива светской журналистики, по преимуществу откровенно желтой. Мы настолько привыкли к такой диспропорции, что воспринимаем ее как норму, тем самым обезоруживая себя. И так будет до тех пор, пока общество не обретет долгосрочную цель, не консолидируется вокруг общих единых принципов. А искать их, по словам Патриарха, не надо ни в каких идеологиях, поскольку они у нас уже есть - это ценности, которые, по сути, являются цивилизационным кодом России, ибо они объединяют отдельных людей в семьи, семьи в народы, а целые народы в одну семью. Так что дело не столько в журналистах и журналистике, не столько в публицистике и публицистах, сколько в направлении движения страны. Пока оно неведомо никому - ни мне, ни вам, ни тем, кто ведет корабль.
 
Что или кто мешает консолидации, определению курса? Если называть вещи своими именами, дезорганизующим началом сегодня является, к сожалению, сама структура власти, ибо она защищает не большинство населения, не сам народ, а кучку избранных. Кучка куда меньше державы, но, видимо, куда ценнее для власти, которая ради интересов нескольких семейств готова пожертвовать чем угодно - и элементарной справедливостью (равный налог для нищих и олигархов), и самим державным статусом России. Нам советуют даже выбросить из языка слово «держава», чтобы не раздражать кучку, которую из-за «державных амбиций России» не принимают в мировой элитарный клуб. Но беда заключается даже не в чудовищном неравенстве, а в том, что недержавная власть не удержит нашу страну. Как сказал недавно Святейший Патриарх Кирилл, «чтобы жить в большой стране, нужно иметь сильный дух, а если дух слаб, то люди становятся недостойными своей великой державы».
 
Наблюдая за тем, как действуют СМИ, работающие в антигосударственном ключе, должен сказать, что они очень часто достигают эффекта именно по той причине, что государство не определилось с тем, чему и кому служит, а общество - с тем, можно ли доверять такому государству. При желании народная власть (словосочетание это как-то вышло из оборота) могла бы обуздать разрушительные силы не только и не столько запретами, сколько через поддержку наиболее сильных и перспективных проектов и направлений, в том числе в журналистике. Вспоминаю, что именно об этом говорилось на недавней встрече с «Русской народной линией» в редакции журнала «Москва» - одном из очагов православной  культуры, где можно приобрести журналы, книги, газеты православного содержания, но светского характера, в том числе и журнал «Трибуна русской мысли».

Валерий Расторгуев, д. ф. н., профессор МГУ, специально для «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 6

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

6. Александр Раков : веник не переломишь
2010-12-25 в 18:27

Ну вот, вернулся с выставки. Собственно, мой интерес к ней связан с выяснением интереса народа к нашим изданиям. Слава Богу, плохих слов слышать не довелось, а хороших сказали много. Это вдохновляет.
Екатерина Домбровская тоже выступила по делу. Не буду занимать место, но вопросов, на которые нет ответа в ортодоксальном Православии (простите за тавтологию) накопилось немало. Прохожу через ворота надвратной церкви Александро-Невской Лавры. Я уже устал удивляться нововведениям в нашей Церкви. Именно здесь, в церкви, открывающей Лавру, принято решение о совершении таинства венчания. Почему так - в нарушение церковных канонов, заперщающих венчание в монастырях? А это ещё не монастырь, отвечают мне, монастырь начинается за ней(?!). Значит, опять деньги перевесили каноны.
Или создание МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ФУТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ, в которой активное участие принимал духовник, если мне не изменяет память, команды "Зенит" о.Глеб Грозовский. Во всяком случае, это сделано не без благословения священноначалия. Но неужели столь просвещённым отцам неизвестно, что сказал о футболе один из Оптинских старцев в начале 20-го века (могу найти точные слова при надобности. Помню точно, что они приведены в книге Быкова "Тихие обители"). Так вот, Оптинский старец сказал: "Не играйте в футбол, не смотрите его. Футбол придуман диаволом для возжигания страсти". Его слова теперь стали не актуальны? Или толпы одурманенных фанатов импонируют Церкви? Что-то я не уразумею.
И последнее. Мы выпустили газету "Соборная весть", полностью состоящей из материалов РНЛ. Степанов полагодарил, но моё предлжение выпускать такую газету на регулярной основе осталось висеть в воздухе. Мы по-прежнему готовы вернуться к нашему предложению, но для этого надо хотя бы раз-другой встретиться, обговорить. Понимаю, у РНЛ проблемы с деньгами, а у нас как будто их нет вечно? Слияние электронного и печатного СМИ даёт большой эффект - знаю это по собственному сайту газеты. Боюсь, что, разобравшись с печатными СМИ, доберутся и до электронных - это не великая техническая проблема. Одним словом, я предлоржил, ваше дело подумать.
Благодарю участников за высказанную мне поддержку. Александр Раков.
5. Екатерина Домбровская : Об особенностях православной журналистики …
2010-12-25 в 15:54

Спасибо, уважаемый Валерий Николаевич за постановку проблемы церковной журналистики. Многое Вы уже отметили, причем, вероятно, самое главное, редактор Александр Раков, который, судя по всему, сквозь лес трудностей все-таки пробился к такому положению, когда он может строить работу своих изданий по собственному усмотрению, по тому, как подсказывает ему его христианская совесть (разумеется в строгих рамках церковности) - то есть он все-таки добился независимости, хотя эта независимость, наверное, стоит ему литров крови.
Скажу немного о другом, - о том, о чем ныне умалчивают на журналистских православных форумах, слетах, встречах, на коих я, разумеется, не бываю, но отчеты и выступления смотрю. Речь идет о неоднородности самой внутрицерковной журналистики, которая четко отражает неоднородность позиций внутри церкви по отношению ко многим современным духовным процессам. Вот А.Раков сказал о власовщине… Это один из примеров. Ряд можно продолжить: критика издержек и даже уродств современной миссии, ее изначальных посылов, диаметрально противоположное внутри церкви отношение к экуменическим подвижкам, к пренебрежению и пересмотру церковных канонов вплоть до отмены многих из них, и еще шире - традициям и Преданию, принципиально разное понимание роли и сути монашества, пастырства и т. д., а, следовательно и аскетики, которая, как известно, органично и нерасторжимо соединена с догматикой. Расхождения действительно при внимательном взгляде очень глубоки. И очень принципиальны. Вплоть до основ вероучения (что, конечно, видится не всем и не сразу).
Те, кто, условно говоря, стоят на рельсах перестройки церкви, приятия модернизма и реформаторства - они сегодня в чести, им оказывается помощь, их двигают вперед, подкармливают и популяризируют. Это "законные дети" Тут почти «все мое – твое». А такие как РНЛ, осмелюсь сказать, - да не осердится главный редактор! - даже не приемыши, а, своего рода, беспризорники, для которых сегодня проблематично получить официальный цензорский церковный гриф на распространение хотя бы по храмам.
Так что та журналистика, церковная публицистика, о которой написали Вы, и которая Вам интересна, - она сегодня на правах бомжей. И совершенно очевидно, что милостей от природы ей ждать и не приходится. Ни с какой стороны. А жаль. Потому что православная аналитика, в частности та, что мы видим на сайте РНЛ, на сайте и в журнале "Благодатный огонь", в изданиях Ракова, - сегодня действительно являет новое течение в публицистике: новое и качественно, содержательно, новое и по соответственному исполнению. У народа на такую публицистику спрос есть. А вот у властей - всех мастей - спроса на честный и чистый и глубокий духовно взгляд, на серьезную постановку очень непростых и серьезных проблем, причем проблем новых уже в силу свободного и духовно сильного, богословски просвещенного взгляда на самые разные сферы и вопросы жизни народа, спроса нет. Там царствует как всегда конъюнктура и личные пристрастия, расчеты, связанные с текущим моментом и мелкой выгодой. И потому таким труженикам-редакторам, организаторам, позволяющим дышать подлинной православной публицистике, как А.Степанов и А.Раков, как С.Носенко, редактор журнала и сайта "Благодатный огонь", нужно в ножки поклониться. Это редкие исключения из правила.
4. А.В.Шахматов : Re: Церковная журналистика и народная власть
2010-12-25 в 12:54

Это что же загогулины-"церковная журналистика и народная власть",когда того и другого в РФ нет?
3. Василий Н : Отвечу автору
2010-12-25 в 11:37

Почему православные люди в журналистике не добиваются должных высот, чтобы их можно было заметить, во всяком случае, на телеэкране, радио или в бумажных СМИ?

Уважаемый автор! Православные люди в журналистике - это герои-одиночки, которые не могут "лечь" под какой-нибудь западный фонд, не могут продать душу дьяволу, а следовательно, их известность никто не будет "раскручивать". Всё, чего они заслужат от более удачливых коллег, определения "сектант" или "православнутый". Ортодоксальности в журналистике боятся и хозяева, и рекламодатели, и потребители.
РПЦ не поддерживает верующих журналистов, не дает грантов. Православные люди в журналистике, чтобы кормить семью, вынуждены работать в других сферах, а заниматься журналистикой в свободное время.
Единственное счастливое исключение - это холдинг православных СМИ в Екатеринбурге, созданный при поддержке и по благословению Владыки Викентия.Массовая газета "Вера" (Сыктывкар) питается от республиканского бюджета, самарский "Благовест" живет на пожертвования частных лиц и т.д.
2. БибиковН.Г. : Александру Ракову
2010-12-25 в 11:34

Пользуясь случаем спешу выразить Вам поддержку в противостоянии власовщине. Уверен - влиятельные силы, ныне "правящие бал" в конечном итоге потерпят поражение и не думаю, что большинство священноначалия поддерживает антирусскую линию недалеких людей.
1. Александр Раков : правду в глаза
2010-12-25 в 10:19

На мой взгляд, профессор смотрит на проблему церковных СМИ сверху, не зная или не понимая истинного положения "рядовых" изданий, а не тех, о которых он говорит и названия которых я слыхом не слыхивал.
Возможно, обозначенные проблемы и существуют, но не названа главная: церковная оппозиция внутри самой Церкви, замалчивание Церковью значимых проблем, боязнь публичности, желание и привычка решать всё "келейно", зависимость подавляющего большинства церковных журналистов от вкусов правящего архиерея, от невозможности вести полемику по острым церковным вопросам; или "цензура" настоятелей храмов, когда не понравившийся ему материал закрывает изданию доступ к прихожанам. Смотрите: "церковный власовец" Митрофанов посмел оскорбить не только воевавших в Великой Отечественной войне солдат, он оскорбил и священную память о живот свой положивших за Отечество своё. Но ГДЕ ГОЛОС ЦЕРКВИ? Ко мне подходят священники и НА УШКО говорят слова поддержки, НО ВСЛУХ БОЯТСЯ - могут потерять место, а вместе с ним - возможность кормить семью.
На Конгрессе православных СМИ в октябре 2010 года я спросил председателя Синодального информационного отдела Владимира Легойду: "Почему Патриарх официально не отражает позицию Церкви по столь значимому вопросу как "церковная власовщина"? "Святейший не считает нужным откликаться на эту тему" - последовал ответ. Значит, и он, и большинство священноначалия разделяют позиция церковного "историка", - делаю вывод я вместе с народом. Есть и другие проблемы, которые требуют ответа свыше. Но мы их не слышим.
Валерий Расторгуев в силу своего положения рассуждает так потому, что снизу у него нет возможности познакомиться с истинным положением дел в церковной журналистике - он занимается другими делами. Я в глаза не видел журнал "Общество и Церковь", зато прекрасно знаю, сколько мне надо денег ЗАРАБОТАТЬ в МЕСЯЦ, чтобы продолжала существовать газета "Православный Санкт-Петербург" (кототой профессор Расторгуев в руках тоже не держал).
Уважаемый профессор! Приглашаю Вас в гости в нашу редакцию, уж найдите кусочек своего драгоценного времени. Многое вы увидите глазами редактора "независимого" православного издания, существующего с апреля 1993 года. Найти нас нетрудно: Измайловский проспект, 2А, 4-й этаж, тел.335-36-22. Ваше видение данной проблемы искажено нахождением на верху власти, а оттуда не видно. Приходите! Главный редактор газеты "Православный Санкт-Петербург" и четырёх дочерних изданий, учредитель, издатель, распространитель и прочее, - Александр Раков.
P.S. Надеюсь, РНЛ не будет столь строга к моему приглашению и поставит его в комментарии. Всё, иду на епархиальную выставку продавать наши газеты. 25.12.2010.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме