Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Владимир Крупин: «Я к любым премиям отношусь скептически»

24.12.2010


Известный русский писатель надеется, что Патриаршая премия в области литературы станет исключением из общего правила …

«Возможно, мое мнение будет расходиться с общепринятым, но я к любым премиям отношусь скептически. Я прожил долгую жизнь, бывал в разных комитетах по присуждению премий, и знаю, как все это делается, как распределяются премии, как организуются подобные конкурсы. Букеровскую премию, как мы видим, дают за антирусские произведения, в ответ на это создан "антибукер". Главное, чтобы все это не превратилось в обычное явление, когда литературные премии становятся кормушками для "своих"», - заявил в интервью «Русской народной линии» известный русский писатель Владимир Крупин, комментируя учреждение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

«У Вадима Кожинова есть исследование о Нобелевской премии. Что такое Нобелевская премия по литературе? Кто бы дал премию слабому поэту Бродскому, если бы он не был диссидентом? Кому был бы нужен на Западе Шолохов, если бы наши ракеты не стояли на Кубе? Кто дал бы премию Бунину, если бы он не был политическим эмигрантом? Всех крупнейших писателей XX века обошла эта премия», - заметил писатель.

«Что же касается премий, которые даются за произведения нравственно-религиозной темы, то тут положение сложнее и деликатнее. Вот, скажем, я недавно получил, слава Богу, бескопеечную премию, просто выделили книжку на конкурсе Издательского отдела Русской Православной Церкви. Это приятно, но важнее то, что эту книгу издают и читают. И это касается всей литературы. Я знаю одного поэта, который гордится тем, что у него 30 литературных премий, но ни одной его строчки никто не знает. У великого русского поэта Николая Рубцова не было ни одной премии, а у Евгения Евтушенко их было огромное количество, и что с того? Кроме нескольких песен и тоненького сборника после Евтушенко ничего не остается. То есть литературные премии никак не влияют на литературный процесс, напротив, они прикармливают "своих", плодят в литературной среде зависть, создают ложные авторитеты», - считает Владимир Крупин.

«Но в данном случае, - продолжил писатель, - если Святейший Патриарх благословил такое дело, присвоил новой литературной премии высокое звание наших первоучителей словесности Кирилла и Мефодия, то я, как православный человек, принимаю это как должное - так посему и быть, и дай Бог будущим лауреатам всего самого доброго. Но повторяю, что цель подлинного русского писателя - не получение премии, а спасение через свои труды. Вспомним святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил, что тяжелее всего спастись пишущему человеку - это и постоянная самооценка, и постоянное осуждение, потому что выносишь оценки происходящим событиям, людям, явлениям. Поэтому пишущему человеку должно быть страшно жить. Ведь писатели дают ответ не просто за каждое бранное слово, но и за каждое праздное слово. А творчество писателя - это бесконечное производство слов, в которых очень много праздности… Я бы очень не хотел, чтобы мне в будущем эти премии угрожали, и был бы счастлив, если бы у меня были просто читатели. А они у меня, слава Богу, есть, и я этим счастлив».

«Я долгие годы являюсь председателем фестиваля "Радонеж", который, конечно же, является делом добрым. Но поскольку живые люди и конкурсанты приезжают в Москву с Дальнего Востока, то им хочется увезти домой хоть какую-нибудь грамоту или премию. И они приходят и говорят: ну как же так, нам давали деньги на билеты, а мы вернемся и ничего не привезем? И срабатывает обыкновенное человеческое сострадание: ну что ж, давайте дадим такому человеку премию. Или вспоминается, что у такого-то конкурсанта скоро юбилей, а значит, хорошо бы и его наградить чем-нибудь. А ведь все эти премии для православных людей уйдут, как вода в песок. Поэтому заканчиваю тем, с чего начинал: я с полным безразличием отношусь к литературным премиям, так как убежден, что ни одна литературная премия не влияет на литературный процесс. Поэтому, дай Бог здоровья всем, обладающим талантом от Бога, возвращать его Господу, а не тратить его на достижение каких-то призрачных успехов», - заключил Владимир Крупин.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 38

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

38. Nabludatel' : такие дела...
2010-12-28 в 15:56

«Кто Фатей? Сказать - огромная, мыслящая, с безграничным запасом знаний машина - мало. Это современный человек, энергичный, четкий и вместе с тем сохранивший святость, охраняющий монастыри (Иосифо-Волоколамский), берущий их в свой институт как биостанции». Так еще в 1978 году писал в своем дневнике писатель Владимир Крупин (!) о Ф.Шипунове.

Теперь немного о том, кто такой Шипунов. Вот несколько примеров его деятельности и его фраз:
- он представлялся заведующим Институтом биосферы АН (но у нас нет такого института - http://www.ras.ru/wi...-ru.dl-.pr-org.uk-10)
- о себе он говорил так: "доктор биологических наук, специалист по квантовой механик" (но быть одновременно и биологом, и физиком, и выступать якобы обоснованно по разным гидрологическим/геологическим проблемам - это как-то странно, вам не кажется?)
- "мы разработали матрицы по приему
духовных волн" (конечно, никто и никогда этих матриц не видел. духовных волн тоже никто никогда не видел. забавно, да)
- утверждал, что вокруг К-Белозерского монастыря изменена нейтральная структура электромагнитного поля (что, конечно, полный бред)
- утверждал, что на месте снесенных монастырей слышен звон (что, конечно, полный бред)
- утверждал, что можно лечить колокольным звоном и излучение энергии от колокола идет в форме креста (что
является абсолютным бредом и глупостью).

Печально иное:
- сейчас весь этот ненаучный бред каких-то шарлатанов активно муссируется и перепечатывается на православных порталах (например, бред все того же Шипунова http://www.3rm.info/...kolokolnyj-zvon.html)
- а сторонники шарлатанов пытаются учить людей, говорить о разных высоких материях (как, например, в этой статье)...такие вот у нас "мудрые талантливые русские писатели" (цитирую самый первый комментарий тут).
37. Екатерина Домбровская : Ерусалимцу и Галине Стариковой
2010-12-28 в 01:02

Дорогие русские люди, Ерусалимец и Галина! Как отрадно читать Ваши живые и горячие строки. Такая редкость - просто чудо. Вот как хорошо мы с Вами говорим, можно даже сказать - "хорошо сидим".
Все наши вкусовые пристрастия - такие естественные и понятные, - уходят корнями в наши собственные корни. Вот я в свои самостоятельные годы выросла на Достоевском, конечно. Хотя моя семья - старинная, очень старинная, корневая русская, из дворянской культуры, конечно, "Войну и мир" предпочитала, а другого Толстого (нравоучителя) и знать не хотела.
Гоголь, Пушкин... Классика в общем. А про категоричность, когда я пишу, я имею святую отеческую строгую категоричность. Неожиданный пример из литературы, потому что он и из жизни несомненно, из русской жизни: старый князь Болконский. Уж как был строг и суров, даже к княжне Марье, к сыну, но сколько за ней, за суровостью этой стояло особенной отеческой святости и любви? "Чадо, от юности твоея избери наказание, и даже до седин обрящеши премудрость" (Сирах. 6:18-20). Я когда о строгости и категоричности некоторой говорю, слышу и вижу святоотеческую строгость, которую и мне довелось по великой милости Божией вкусить. Нет ничего прекраснее на свете ее. Потому что она - есть истинная любовь. Когда-то и мне это однажды открылось. Причем через боль, но зато с ощущением, что ты действительно не одинок в этом мире, а кто-то действительно за тебя болеет сердцем и готов даже в строгости тебя вести, лишь бы ты выправился и выравнился. Трудно это объяснить понятнее, проще, но , может быть, Вы мне поверите?
Дорогая Галина права: застилает очи противная гордыня, мешает человеку выйти на свободу, спасаться с доверием и любовью. А Ерусалимцу, другу, про фыркающих - кто бы ни были... И про башню Ивановскую, тоже могу сказать, знаете ли, нечто: и ее возьму в свое сердце - и Серебряный век - и все русское помрачение - потому что они все родные и о всех надо бы молиться. И когда ближе приникаешь к судьбам человеческим, то не можешь не жалеть их и не молиться. Преподобный Нектарий Оптинский пожалел и Надежду Павлович, и мать Блока, и никого не отпихнул, не оттолкнул… - это была святая русская любовь. Кланяюсь Вам, дорогие, до земли за Ваш сердечный отклик.
36. Галина Старикова : Ерусалимецъ ,34, 35
2010-12-27 в 23:34

Ну, она ведь жена священника, Людмила Кононова, матушка! Одно целое с батюшкой, поэтому все очень даже органично, хотя я и не заметила у нее "скатывания в проповедь". И надо же, как интересно, что касается Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, то тут у нас с Вами все с точностью до наоборот. С Толстым у меня как-то с юности не заладилось, знаю, классик, любить надо...но...не люблю. А вот Достоевского очень и очень люблю. И то, что Вам кажется истерикой, я называю русской мУкой. Такие вот разновкусия. И это не главное. Главное, чтобы мы все православные не имели бы разномыслия в исповедании нашей веры, чего искренне нам всем и желаю. А то тут на форумах такого начитаешься, что как-то не по себе становится...и все православные... Простите!
35. Ерусалимецъ : 20. Галина Старикова
2010-12-27 в 02:01

Как и благословила Екатерина, заявляю СО ВСЕЙ КАТЕГОРИЧНОСТЬЮ : действительно, у матушки Людмилы Кононовой есть несколько ну О-О-ОЧЕНЬ красивых песен, тут наши вкусы совпадают! Иногда, правда, она скатывается в проповедь, это ей не идет. А вот ee ЛИРИКА, это да!
34. Ерусалимецъ : 31. Екатерина Домбровская
2010-12-27 в 01:40

Тронут Вашим теплым отношением ко мне, дорогая Екатерина! Прочитал Ваш последний пост; видно, я Вас неправильно понял. Скажу только, что категоричность в нашем РАЗЛОМАННОМ, ОБВАЛИВШИМСЯ, ПРЕДАНТИХРИСТОВОМ мiре, когда мы в духовной жизни движемся буквально НА ОЩУПЬ (даже если есть хорошие духовники), тоже может быть большим соблазном. Мало Вы слышали на форуме "фырканья"? - и все уверены, что фыркают для нашей пользы! Мне, например, не понравился отрывок из фильма Наблюдателя (см.6), но я прекрасно ПОНИМАЮ, ЧЕМ он его взял! Я сам аж три раза пересмотрел сериал "Ликвидация", и мне плевать, пусть все эстеты фыркают, а меня он чем-то трогает (человечностью?). А утонченного Тарковского да ни в жизнь не буду смотреть! Еретик Толстой мне нравится больше Достоевского - и хоть ты тресни, а я не полюблю все эти истерики героев последнего (так и хочется сказать им:ребята, да успокойтесь же!) А ведь Вы правы, это всё связанно с личными обстоятельствами, а не только с образованностью и вкусом.
А как Вам "фыркающие" ценители искусства, которые собирались на башне у ИвАнова и наряжались уж не помню в кого (в греческих богов?) и водили хороводы (даже Бердяеву было противно!), пока несчастные жандармы гибли под пулями озверевших студентиков? А сам вообще ДУХ Серебряного века? Вот Вы о Ренессансе на соседней ветке так и не доспорили (Вас там, кстати Семенко разыскивает, кричит "ау!), а как насчет всех этих Кузминых да Клюевых? Ой, не знаю, я-то уж точно, как и Галина, постараюсь рассуждать только на уровне - нравится-не нравится...
ДВИГАТЬСЯ НА ОЩУПЬ, спотыкаться и ЧЕРЕЗ СКОРБИ как-то дальше ползти, надеясь на милость Божью - я бы не стал утверждать так КАТЕГОРИЧНО, что это обязательно "поиск парника"!
Простите, если вышло сумбурно. Пора читать вечернее правило...или, может, лучше пойти перечитать перед сном "МУМУ"? :))
33. Галина Старикова : 31. Екатерина Домбровская
2010-12-27 в 00:58

"Мы совсем забыли и не приемлем чистой и здравой строгости." Вот эти Ваши слова,Екатерина, навели меня на размышления : а ПОЧЕМУ собственно не приемлем? Подумалось, что это оттого, что для большинства из нас, выросших в СССР, где " человек - это звучит ГОРДО!",нет никаких авторитетов. Мы никому не верим и никого не уважаем, рискну вот сказать во множественном числе, хотя , конечно, прежде всего говорю о своих болячках. Мы росли в обществе, которое всех усредняло, уважаемых людей нам назначали, а когда понимал, что "уважалки" к большинству из них у тебя и нет вовсе, потому как большая часть этих назначенцев, это была та самая "громкая серость", которая вызывала желание высмеять и унизить, то тут стремительно вырастало самомнение. Трудно очень это в себе изживать и учиться уважать, а не завидовать людям, которые опытнее и умнее тебя. Ты это понимаешь, чувствуешь, но проклятый дух противоречия заставляет сопротивляться и огрызаться. Гордые мы очень. Как говорил ( если не ошибаюсь) Свт. Феофан Затворник : до нас только дотронулись, а мы кричим: кожу дерут. Такие вот мысли посетили...Простите , что обобщила, виной тому опять-таки гордынька.
32. Nabludatel' : Re: Владимир Крупин: «Я к любым премиям отношусь скептически»
2010-12-26 в 23:26

Галина Старикова
А, теперь понятно.
Я, правда, не очень люблю делить литературу на светскую и духовную.
31. Екатерина Домбровская : 29. Галина Старикова
2010-12-26 в 20:26

Дорогая Галина, не тушуйтесь! Сердце - вот наша образованность. А смиренное сердце всегда будет стремиться с радостью поглощать пользу. И чувствовать, как нам часто полезна твердость и даже резкость суждения. А изнеженность нашей самолюбивой чувствительности – совсем не полезна. Я рада Вас везде встречать, как рада и Ерусалимцу. А поправка Ваша о неприемлемости категоричности по отношению не ко взглядам, а к человекам – верная, конечно. Но в не в целом. Но и здесь сделаю оговорку. Мы совсем забыли и не приемлем чистой и здравой строгости. А подумайте: она ведь нужна. Не в гневах-сердитости, а в какой-то принципиальной категоричности. Я ведь пояснила причину - упадок русской великой культуры, которому мы обязаны революции, гражданке и войне ВО (убивали лучших) уничтожением самого лучшего, чистого, глубокого и культурного. Сломом критериев. Вот только на днях попалась в руки книжка Александра Трофимова: "Три судьбы" - о женщина, ставших монахинями: одна из них монахиня Мария (Сергеенко) была изумительным знатоком античных древностей. Ученый. Смиренная и глубокая монахиня, а посмотрите ее письма (там же) - она и спуску умела не давать. И не промолчала бы, когда бы при ней умилялись бы всякой пошлятине и мешали Божий дар с яичницей. Она бы сказала. И думаю достаточно строго, что это пошлятина. Потому что объяснить не разумеющему, что такое пошлятина – просто невозможно. А шокировать немного даже нужно. Если человек задумается и усомниться в своих критериях, авось придет когда-нибудь к лучшему. Заронить сомнение в своих вкусах – очень полезно. И, наверное, другого пути, как фыркнуть, иной раз и нет. Только фыркать, как и все, надо чисто – ради пользы человека. А не из высокомерия. Нужно заботиться о хранении высоты планки, от которой меряем. Нужны те утраченные твердые люди, носители высокой подлинной культуры, которые умели и твердо отстаивали должное. А эта борьба с категоричностью - это желание парника, в котором начинаются процессы плесневения. На то и щука, чтобы карась не дремал. Не надо парников. Надо любить совершенствование и быть терпеливее на этом пути. А то так и будем медленно загнивать. И это везде так: прежде всего в духовном делании. Тот движется вверх, кто терпелив и сносит в терпении даже пинки от более опытных. А не тот, кто все требует мягких пеленок. Это не воспитание. Пусть капризники дадут хоть немного России поднять голову и очиститься. Пусть учатся. И благодарят всегда за науку, тех, кто может чему-то действительно научить. А что мы имеем? Разве вы не видите, какие истерики закатывают иной раз даже на самую культурную критику нынче! так мы далеко не уедем. Это вовсе не правомочные требования милосердия. Это - китайские церемонии. И все та же любовь к комфорту, которая может погубить любую нацию.
Но прошу меня понять: я не против легких жанров. Я не осуждаю людей за душевные пристрастия в искусстве. Проявления душевности – очень тонкая вещь, связанная с сокровенными глубинами человека, с обстоятельствами жизни. Тут надо подходить внимательно. В аскетике есть понятие «душевное чувство». Соответственно душевная сфера в человека несомненно должна развиваться и утончаться. Православная антропология и эстетика это очень мало разрабатывала. А потому сегодня люди шарахаются резко – от душевного – к духовному. Понятно, что дух радуется, когда сердце человека утешается чтением святителя Игнатия, а Тургеневым уже не насыщается и не утешается. Но вот здесь бы я не была бы категоричной в выводах. Человек должен развиваться полноценно в соответствии с внутренней иерархией. Кому-то уже не хочется тратить драгоценное время на Тургенева. Но и то верно, что Тургенева этот человек в свое время освоил и пережил до глубины, как и многое другое. У него позади Тургенев, Пушкин, Гоголь, а другого позади – Роберт Рождественский и что-то похожее на него. Есть разница?
30. Екатерина Домбровская : 25. Ерусалимецъ
2010-12-26 в 19:56

Дорогой Ерусалимец, во мне гораздо меньше кг,и метров тоже, чем вы думаете. Так отчего несоразмерность? Ума не приложу... И с чем и почему не согласны? Рада была бы соответствовать...
29. Галина Старикова : 23. Екатерина Домбровская
2010-12-26 в 19:02

Дорогая Екатерина! Рада встретить Вас на этой ветке. Знаете, я соглашусь с Вашими словами, у меня ничего в Вашем комментарии не вызвало желания возразить. Разве только пояснить, что имела ввиду категоричность по отношению к людям, а не к их творчеству. Я вообще сожалею, что написала тот комм. Потому что человек я малообразованный и рассуждать о литературе могу именно только с точки зрения : нравится - не нравится, а это, думаю лучше делать в кругу близких и хорошо знакомых людей, простите, увлеклась. Спаси Вас Господи!
28. Галина Старикова : 22. Nabludatel'
2010-12-26 в 18:19

Считаю, что хорошо то, что все меньше хочется читать светскую литературу, и все больше - духовную, это вобщем-то и имела ввиду. Я уже на какой-то ветке вспоминала ответ Владыки Иоанна Снычева, когда его спросили читает ли он светскую литературу, он ответил, что читает, но предпочитает пить чистую воду. Вот я и радуюсь, когда вместо даже очень хорошей, классической литературы , не просто понуждается, а именно ХОЧЕТСЯ прочесть, например,Игнатия Брянчанинова. Простите великодушно.
27. Ерусалимецъ : 23. Екатерина Домбровская
2010-12-26 в 17:53

Ну вот, заметил, что слово ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ написал с одним Л. Это мне для смирения:))
26. Nabludatel' : Re: Владимир Крупин: «Я к любым премиям отношусь скептически»
2010-12-26 в 17:47

Раньше было живо слово: "ценители". Сейчас утрачен вкус, утрачена глубокая культура (великая культура России), редкость - русский культурный человек, у которого воспитан вкус, выработан и многоколенным воспитанием, и школой (разумею учение в широком смысле). Конечно соберись вместе и такие люди - у них будут некоторые расхождения в пристрастиях, но на одном примерно художественном уровне и по серьезным внутренним мотивам, а не по нравится-не нравится...

Ne sovsem soglasen, no v celom abzac glubokiy. Vprochem, iskusstvo - eto ochen slojno po opredeleniu.
25. Ерусалимецъ : 23. Екатерина Домбровская
2010-12-26 в 17:43

Понимая всю несоразмерность наших (моей и Вашей) "весовых категорий", позволю высказать абсолютное несогласие с Вашим постом. Впрочем, надо все это обдумать... А пока, если Вам нетрудно, можно ПРОИЛЮСТРИРОВАТЬ? Ну, например, всё те же ШОЛОХОВ.БРОДСКИЙ.ЕВТУШЕНКО. Что скажете?
(Извините,что влез, Ваш пост не ко мне относился)
24. Екатерина Домбровская : О премиях: плюсы и минусы
2010-12-26 в 12:04

Спасибо Владимиру Николаевичу Крупину за его позицию, за приведенную ссылку на высказывание св. праведного Иоанна Кронштадтского о страшной ответственности пишущего человека (хоть то проза, хоть публицистика. Осуждения много больше в публицистике, поэтому она должна делаться кристально чистыми руками,любящим Истину сердцем, с мудрым пониманием трагедии поврежденного человека и со Страхом Божиим.Соответствовать этим критериям - есть предельная или запредельная высота, а вот стремиться к ним, ставить их для себя планкой - может и должен каждый пишущий.
По поводу премий хотелось бы тоже сказать одно слово... Нельзя руководствоваться в оценке значения премий только современной нашей практикой, которая опустилась ниже колена. Премии были в России и до революции, и в большинстве своем они были все-таки не коньюнктурны. В принципе система государственных и прочих (общественных, церковных) премий - вещь очень важная. Этими премиями государство выстраивает систему приоритетов, ценностей, свою внутреннюю духовную и нравственную политику. Для народа очень важно видеть, кто и за что премируется. Так воспитывается человек, его вкус, так формируется то, что сегодня именуют национальной идеологией. И пренебрегать этим нельзя. Другое дело, КОМУ каким критикам и комиссиям отдается на откуп это очень важное дело. То есть:А СУДЬИ КТО? Вот это и волнует больше всего. А здесь как правило, выбирает очередной временщик - по своему большей частью убогому вкусу. Вот бы выносили бы на обсуждение составы жюри - думаю, прок бы какой-то был.
23. Екатерина Домбровская : 20. Галина Старикова
2010-12-26 в 11:47

"Мне кажется очень нам надо стараться не быть категоричными в своих оценках. "
Дорогая Галина, с праздником! Попрошу не огорчаться, если я не соглашусь с этим Вашим утверждением. И вот почему... Благодаря революции и всему последующему Россия лишилась всего своего культурного слоя, который уже 100 лет не может восстановиться.И понятно, почему не может. Не одним столетием создавался. Поэтому то, что сейчас на этой веточке заметно - споры о вкусах - вещь характерная, приметная. Спорят о вкусах люди, спорят, но безрезультатно. Вкус утрачен к подлинному, настоящему, поэтому каждый по-своему варит свой "вкусовой борщ". А ведь литература и искусство - имеют некоторое отношение к духовности - со знаком плюс или со знаком минус. Значит, нужны и должны существовать подлинные критерии (с допуском, разумеется), поскольку культурные ценности, искусство - оно так же как и все на свете - должно смотреться и цениться в иерархии.Об этом, кстати, говорил и писал, совершенно справедливо Лев Толстой, хотя себе "разрешал на Шекспира" - в смысле не переносить последнего. Но это были так сказать прихоти утонченного графа и большого художника.
Раньше было живо слово: "ценители". Сейчас утрачен вкус, утрачена глубокая культура (великая культура России), редкость - русский культурный человек, у которого воспитан вкус, выработан и многоколенным воспитанием, и школой (разумею учение в широком смысле). Конечно соберись вместе и такие люди - у них будут некоторые расхождения в пристрастиях, но на одном примерно художественном уровне и по серьезным внутренним мотивам, а не по нравится-не нравится...
Вот почему все-таки нельзя отметать и некоторую категоричность оценок: пусть будут! Чтобы задумались хотя бы... Только по возможности, пусть оценки аргументируются. А когда это сделать трудно бывает (действительно бывает), то будем сносить терпеливо эту категоричность, глядя на то, КТО говорит, КАК говорит, КАК излагает, КАК пишет - то есть на целый комплекс характеристик, могущих свидетельствовать о человеке и о том, что надо бы к нему прислушаться... Надо. Надо выпутываться и из этой трясины: что только не привнес XX век и в нашу художественную жизнь, и в творчество, в искусство (разумеется не исключаю наличия в нем и замечательных творений, но говорю о целом и в целом). Надо заставлять себя быть разборчивее и критичнее к самим себе в отношении вкуса относиться, а не похваливать себя самолюбиво - мол, мне нравится и баста!
Последняя фраза, подчеркиваю - никак не в Ваш или чей-то адрес, два раза подчеркиваю. Это обобщение наблюдений. Между прочим, о тотальном падении вкуса в свое время стенал Блок. Кажется в записных книжках своих. И еще писал о "китайском" желтовкусии. Давно не перелистывала - ссылаюсь по памяти. И действительно: чаще вспоминать русское искусство - да хоть Некрасова, Тютчева, Блока, может тогда мы строже посмотрим на слюнявую нашу эстраду, литературку? Вспомним красоту, простоту и силу русской поэзии, художеств, музыки... Людей, которые их творили, при всей разности характеров и судеб, отличавшихся удивительными глубинами и широтой сердца и духа, и своей подлинной народностью. И может, потом не будем защищать жалкие суррогаты?
Да хоть вот слету, первое, что случайно на память пришло, Блоковское:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Простите меня, никак не хочу никого задеть. Но говорю о том, что мне самой и не только мне много лет доставляет чуть ли не самые большие огорчения. А потом, иногда пытаюсь представить, что бы Пушкин сказал, поглядев, почитав и послушав наши спорчики, - ой, боюсь, он был-бы еще как категорчно отнесся. На отмашь был бы категоричен, если бы у него сердце выдержало.
А мы ежимся иногда от категоричности - и это плохо. Заслужили потому что. Учиться не хотим и любим елей - как на другой и третьей ветке все кричат - дайте любви! Дай сам и будь к себе строг, - так нас учили наши отцы. Вот и не хотим взять для себя пользы.
22. Nabludatel' : Re: Владимир Крупин: «Я к любым премиям отношусь скептически»
2010-12-26 в 04:33

Так и не понял некоторых высказавшихся товарищей: то ли они все тонкие ценители и знатоки автора статьи, то ли действуют по принципу "не читал, но осуждаю", то ли мыслят стереотипами вроде "шестидесятник - попса".

Хорошо хоть, что подчеркнутую мной ошибочность авторского тезиса "всех крупнейших писателей нобелевка обошла" вроде никто пока опровергать не стал.

Галина Старикова
Вы считаете, что отсутствие желания послушать хорошие песни и почитать хорошие стихи о любви или дружбе - это хорошо? Или хорошо, что на смену одним любимым стихам пришли другие?

Ерусалимецъ
Доводилось работать и общаться с людьми их африканских и ближневосточных стран. Хорошие люди. Только это мимо темы.
21. Александр : Национальное возрождение Руси
2010-12-26 в 00:58

Добрый день. Приглашаю всех читателей посетить страницу финалистов конкурса "Национальное возрождение Руси". Среди лауреатов - авторы РНЛ.
См.:
http://www.hrono.inf...nkurs/2010public.php
Стихи одного из лауреатов:

УЧУСЬ МОЛИТЬСЯ

Целую крест поспешливо, по птичьи,
Спугнув безверья въедливую мышь…
Прости, Господь, моё косноязычье
И этот стих бесхитростный услышь.
Кто ищет правду, - истину обрящет,
И нож на брата не поднимет брат…
Учусь молиться в церкви Всех Скорбящих
В неверном свете масляных лампад.
За тех…, за тех, чей разум возмущённый
Ещё кипит в горячечном бреду,
Я, раб страстей, грехом отягощённый,
На лоб трёхперстье тихое кладу.
А море зла, что плещет за плечами,
Грозит пожрать земное бытиё…
Не предавай, о, Господи, печалям
Несчастное отечество моё!
Я, как свеча у скорбного распятья…
Пошли, Господь, и мужества и сил,
Что б Сатана не поборол заклятья,
И новой смутой Русь не обольстил.
20. Галина Старикова : 19. Ерусалимецъ
2010-12-25 в 23:40

Спаси Господи! И Вас с праздником! Благодарю за ссылку, с удовольствием послушала, очень красиво и трогательно. Да... Вы меня прям в ностальгию "вогнали".Я в молодости своей очень увлекалась К. Бальмонтом (Я не знаю мудрости, годной для других. Только мимолетности я влагаю в стих..), ой, простите, я че-то куда-то улетела....А еще я люблю Новеллу Матвееву, бардовскую песню, конечно, и Визбора ,и Окуджаву и еще Геращенко с Васильевым( помните?), да много еще кого. Конечно, все это сейчас слушается крайне редко, Вы правы, желания нет. Так это хорошо ведь.Слава Богу! Зато сейчас матушка Людмила Конова, спаси ее Господи! Очень мне нравится ее творчество. Мне кажется очень нам надо стараться не быть категоричными в своих оценках. Меня вот частенько зашкаливает, если чего больного кто каснется, прям беда.Простите, может какой-то сумбурный комм. получился, я чего-то растрогалась. Простите!
19. Ерусалимецъ : 16. Галина Старикова
2010-12-25 в 11:56

Ну разумеется, мне было интересно Ваше мнение, какой тут может быть подвох? Не будем спорить о Бродском, хотя так и чешутся руки послать Вам несколько его прекрасных стихов. Во-первых, Вы правы, всё это - вкусовщина. Во-вторых, у меня это увлечение (так же, как и Мандельштамом и Цветаевой) - тоже в ПРОШЛОМ (студенческом). А в-третьих не хочется лишний раз расстраивать уважаемого Блинова (см.7) :))
Но вот все же не удержусь - романс на стихи Бродского из сериала "Исаев" http://www.youtube.c.../watch?v=UZDG-v1_G7I
С праздником свят. Спиридона Вас!
18. Ерусалимецъ : 17. Nabludatel'
2010-12-25 в 11:43

Уважаемый Nabludatel', абсолютно ничего плохого в Вашем нике нет, просто на этом форуме уже давно и плодотворно пишет другой Наблюдатель (кириллицей). Вот я и удивился, с чего это Вы вдруг перешли на латиницу. Кроме того, здесь время от времени появлялись ВОЕННЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ и еще какой-то (уже не помню) НАБЛЮДАТЕЛЬ. Просто не форум, а наблюдательный пункт какой-то :))
В Вашем видео сразу после пяти минут святой идиллии появляется БРАТСКИЙ НЕГР, и это меня позабавило. Вот так в некоторых житиях святых возникает бес в виде эфиопа...
А лица на видео - да, другие, хорошие, не перекошенные страстями, как у нас сейчас.
А я вот на эти лица детей (где-то со второй минуты видео) http://www.youtube.c...ch?v=jWSxev7eJvs&;feature=related

не могу смотреть без слез. Эх, СССР, СССР - и ужасное и, одновременно, ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО...
Впрочем, если Вы посмотрите, например, старые фильмы Феллини, там тоже лица сильно отличаются от лиц сегодняшних итальяшек...
17. Nabludatel' : Re: Владимир Крупин: «Я к любым премиям отношусь скептически»
2010-12-25 в 03:58

Ерусалимецъ
к теме имеют отношение первые 5 минут, имхо.
мой ник - это мой ник, я не имею отношение к неким другим Наблюдателям. И что плохо?

Блинов
вы принципиально фамилии не пишете с большой буквы?

Кочетков Андрей
Вам не нравятся фильмы 60-ых? Мне нравятся. Я не формирую мнение по ним - просто я имею мнение о них. Мне нравится, что в фильмах той поры есть фильмы, где поэты просто читают стихи для слушателей. В нынешних популярных фильмах такое редкость. Мне нравится то, что люди стремились слушать стихи.

Что касается перечисленных авторов, я читал много Бродского и Евтушенко, Рождественского читал мало. У меня хватает ума не называть кого-то из них хрущебной шелухой, а кого-то - бездарным псевдодиссидентом.

Галина Старикова
Я могу перечислить еще кучу хороших, интересных мне писателей и поэтов.
16. Галина Старикова : 15. Ерусалимецъ
2010-12-25 в 02:19

Вот про МАСШТАБ и речь. О Евтушенко не говорим, тут наши мнения совпадают. Бродский на мой вкус( Вы же спросили как на мой вкус? Надеюсь Вам это действительно просто интересно) ну, как бы сказать ,вполне вторичен, когда-то читала, но больше возвращаться не возникало желания. Ну а Михаил Шолохов, как Вы совершенно точно заметили ,потрясает масштабом, пробирает до самых тонких нервов. Поэтому и ком. такой дала, слишком неровен ряд, на мой взгляд. А вкусы у всех действительно разные, и это здорово. Бабушка моя, Царство ей Небесное, любила повторять : кому что нравится: кому растрёпа, а кому красавица. Простите!
15. Ерусалимецъ : 13. Галина Старикова
2010-12-25 в 01:52

"Евтушенко, и Бродский, и Шолохов."
Первый - лишний (хрущевская шелуха, как и было сказано). Второй - действительно, великий, но чем больше воцерковляешься, тем меньше хочется его перечитывать. Третий - ПОТРЯСАЕТ СВОИ МАСШТАБОМ. А на Ваш вкус?
14. Богдан Кострубатов : Отношение к добросклоновым и литературным премиям
2010-12-25 в 01:41

Добросклонову №12
Недоброго клона вы добросклонов. Не родственник ли г-на Добродеева, президента то ли ВГТРК то ли НТВ? А то и самого акадымика Познера?
Так что вы мне ваше мнение о Т.Л.Мироновой не всучивайте.
13. Галина Старикова : 6. Nabludatel
2010-12-25 в 00:51

"Евтушенко, и Бродский, и Шолохов." - Вам самому слух не режет?
12. Добросклонов : 11. Богдан Кострубатов
2010-12-24 в 22:11

Молчали бы вы о Т. Мироновой... Халтура полная с большими амбициями, за которыми кроме амбиций и самоуверенности нет ничего. "Выдающаяся книга". Выдается... действительно. Все - полная липа, политизированная тенденциозная липа.
11. Богдан Кострубатов : Отношение к литературным премиям
2010-12-24 в 20:54

Настораживает состав экспертного совета, куда вошел, помимо мало известных лиц, и хорошо известный Алексей Варламов.
Два года назад сей русскоязычный собрал воедино в толстенный том все небылицы о Григории Ефимовиче Распутине и издал их в серии "Жизнь замечательных людей". Претендуя на объективность, он всю гадость дотошно повторил, не замечая изданной за 4 года до этого выдающейся исследовательской книги доктора филологический наук Т.Л.Мироновой "ИЗ-ПОД ЛЖИ. Государь Николай II. Григорий Распутин". "Большая книга" (премия от еврейских банкиров) постеснялась дать свою главную премию Варламову именно за эту компиляцию, но в следующем году таки отметила родного человечка.
А то что господин наблуд-датель (латиницей!) знать не знает Владимира Крупина, так и я, русский читатель, знать не знаю окуджав и бродских. А как, однако, хитро наблуддатель "уравнял" Бродского и Бунина в одном предложении! Вертуоз! (именно так - чере "е").
10. Кочетков Андрей : Наблюдателю
2010-12-24 в 19:20

Слушайте, формировать мнение об имевших место событиях по худ\фильмам шестидесятых, - я такое первый раз встречаю.
По мне, Наблюдатель, так все Вами перечисленные певцы оттепели шестидесятых для Православной России равнозначны хрущёвской кукурузной шелухе. Вы уж не обижайтесь.
Можно, конечно, стихи писать по-русски, а думать, при этом, на эсперанто. Это, бесспорно, талантливо для русскоговорящего космополита.
А Крупин не шоумен, а Русский духовный писатель. И пишет не только для тех, кто читает на кириллице, но и мiр Божий видит по-русски, по-православному.
Мне ближе Владимир Крупин. Спаси его Христос.
9. Суворов: всюду фронт! : Крупин - первый претендент
2010-12-24 в 18:29

Если не включены в жюри Курупин и Распутин, то очевидно они и будут первыми лауреатами. То что Крупин скептически относится к разного рода премиям, так и все так относятся. Но все принимают, когда дают. Как и от гонораров не отказываются. От Бога - Богово, от кесаря - кесарево. Вот Солженицын, порой, отказывался от наград и гонораров. Хотя к Нобелевской, возможно, тоже относился скептически. Но теперь есть премия Солженицына. Это, порой, покруче всех нобелей и пр букеров выглядит.
8. Ерусалимецъ : 6. Nabludatel'
2010-12-24 в 16:59

"Посмотрите первые 5 минут"

А ведь самая красота начинается там как раз с ШЕСТОЙ минуты!:))
Кстати, простите за безтактный вопрос: Наблюдатель (кириллицей) и Nabludatel' - одно и то же лицо? Что, всё уже так плохо?..
7. Блинов : Re: Владимир Крупин: «Я к любым премиям отношусь скептически»
2010-12-24 в 16:04

Брод, Евтушенко, рождественский, окуджава, бэлла. Как говорится-полный букет! Видел в книжной лавке- "Русская литература: от Нестора до Бродского". Вы уже все загадили.
6. Nabludatel' : Re: Владимир Крупин: «Я к любым премиям отношусь скептически»
2010-12-24 в 15:40

Кочетков Андрей
И что? А сколько комментов у видео с г-ном Крупиным?

Вы знаете, на ютубе вообще не особо принято комментировать видеоотрывки из хороших советских фильмов - добавить обычно нечего, можно лишь выразить восхищение и сентиментальное сожаление?
http://www.youtube.c...ch?v=Efptf1qg_OY&;feature=related - у другого отрывка из этого фильма 0 комментариев - менее прекрасным он от этого не становится. Посмотрите первые 5 минут, насладитесь искусством изображения действительно глубоких чувств.

Думаю, если бы там было 100000 комментов на иврите, это тоже никак не могло бы сказаться на "качестве" и содержательности стихов. Или вы считаете, что говорящие на иврите не могут оценить красоту стихосложения Евтушенко?

Более того, важная деталь: этот видеоролик изображает полный зал! Если Вы смотрели фильм, то увидели бы, как там люди друг у друга на коленях сидели и в проходе стояли, лишь бы прикоснуться на час-два к творчеству Евтушенко, Рождественского, Окуджавы, Беллы...

Я не читал ни одного произведения Крупина; до сего дня я не обладал представлением о существовании такого писателя в принципе. Мне сейчас неизвестны тиражи и толщина его книг - кстати, какой модный критерийй: мерить поэта толщиной сборника "Избранное"! - и я не планирую их узнавать в будущем. Евтушенко, и Бродский, и Шолохов переживут нас.

А.В.Шахматов
Бродский писал под режим? Вы его биографию знаете? Много его произведений прочли?
5. Ерусалимецъ : Re: Владимир Крупин: «Я к любым премиям отношусь скептически»
2010-12-24 в 15:24

А я, например, считаю Бродского великим поэтом, его "Рождественский романс" - шедевром. И что? Вкусы у всех разные, но откуда у писателя такая безапелляционность?
4. А.В.Шахматов : Re: Владимир Крупин: «Я к любым премиям отношусь скептически»
2010-12-24 в 15:14

Номеру 2,даже неумному ясны закулисные шахеры-махеры конкурсов-премий.Как культурный и общественный деятель хорошо знаю,как выдаются мировые премии,особенно Нобелевские.Бродский,Евтушенко и им подобные- это бездарность,и которые писали под режим.
3. Кочетков Андрей : Nabludatel'
2010-12-24 в 15:10

А в чём уважаемый В.Крупин не прав? Под этим Вашим видео, Наблюдатель, за два года всего один коммент, да и тот на гишпанском: Кэ гран омбрэ!!! Странно, что не на иврите.
2. Nabludatel' : Re: Владимир Крупин: «Я к любым премиям отношусь скептически»
2010-12-24 в 14:43

А.В.Шахматов, а вы откуда статистику взяли? Проводили расследование?

По тексту статьи:
1.Бродский не есть слабый поэт, равно как Бунин не есть слабый писатель.

1а.Всех крупнейших писателей XX века обошла эта премия - не всех, кстати. Хотя это еще вопрос, кого автор считает крупным писателем.

2.... Евгения Евтушенко их было огромное количество, и что с того? Кроме нескольких песен и тоненького сборника после Евтушенко ничего не остается.

После Рубцова и после Евтушенко останется одно и то же - хорошие и известные всем стихи. Вероятно, автор статьи никогда не был на чтениях Евтушенко в Политехе - пусть сходит.
Или хотя бы на ютуб зайдет: http://www.youtube.c.../watch?v=T0GpPHubprA
1. А.В.Шахматов : Re: Владимир Крупин: «Я к любым премиям отношусь скептически»
2010-12-24 в 14:12

Полностью согласен с мудрым и талантливым русским Писателем!99% конкурсов и премий -это от лукавого,то есть закулисная сделка.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме