В своем выступлении архиепископ Константин, в частности отметил, что опыт XX столетия, катаклизмы в его начале и конце, а также всем известные последние события в Москве на Манежной площади и на площади у Киевского вокзала (а ранее в Петербурге, Миассе, Кондопоге и других городах) демонстрирует закономерность: в одном и том же обществе, в одном и том же человеке всегда сосуществуют и анархические, социально и личностно разрушительные страсти, и инстинкты, а также большие силы созидательного, консервативно-охранительного, духовно здорового объединяющего начала. Огромная ответственность при этом лежит и на государстве. Находясь в центре житейских забот и попечений, терзаемое соблазнами, тем не менее оно должно создавать такие условия, в которых легче выжить этому здравому национально-консервативному началу. Тем более во время кризиса.
«Слава Богу, мы можем радоваться, что в последние годы государство пошло на встречу Церкви. Но всем известные современные проблемы — коррупция, нежелание защищать Отечество, безнравственность, вакханалия порока, распутство, алкоголизм, сексуальная распущенность, апатия социальная — все это вызвано не только естественными трудностями, но поощрением смешения понятий добра и зла, глумления под видом свободы над национальными ценностями, которое мы наблюдали еще двадцать лет назад, когда не сумели достойно перевернуть страницу истории, расстаться с заблуждениями прошлого, не поглумившись над жизнью отцов. За это тоже терпим кару. Уместно вспомнить, что и большевистский тоталитаризм вырос когда-то из той же вакханалии разбоя, разрушения государственного устройства, что было вызвано многолетней предреволюционной пропагандой презрения к вере, к Церкви, к власти, к таким традиционным ценностям, как честный труд, законопослушность, семья, целомудрие, честь, служба Отечеству не за страх, а за совесть» - заметил архипастырь.
«Однако никто не ожидал, что уже буквально через несколько лет бывшие комсомольцы пойдут поклониться Серафиму Саровскому, будут ночевать в палатках у святых мест, - продолжил владыка Константин. - В тех священных для русского сердца местах их не ждали с распродажами, и сэкономить было не на чем. А они шли, шли и шли. И весь мир изумлялся. Вот она загадочная русская душа! С одной стороны, порок, коррупция, а с другой — такое прозрение. Да, это и есть Россия! Без тесного сотрудничества государства и Церкви в вопросах образования и воспитания невозможно сохранить преемственность национального мировоззрения и установки на абсолютную мораль. Становление гражданского общества, уважение прав человека не отделимы от культуры самоограничения. В этой же плоскости лежит и решение проблемы обеспечения межнационального мира».
Владыка Константин отметил, что, российский имперский опыт имеет куда большее значение, чем несостоявшийся «плавильный котел» США. Мы сумели сохранить наследие Империи. И мы не можем позволить себе роскошь игнорировать российскую многонациональность, но и пренебрежительно относиться к русскому государствообразующему этносу — основателю и стержню российской государственности, нельзя. Русский человек прошел от Карпат до Тихого океана, вовлек в свою орбиту сотни народов, которые продолжали молиться в кумирнях своим богам, но принадлежность к целому - стала источником их ценностей.
«Подъем экономики, социальная реабилитация миллионов отверженных за предыдущий период и снова выброшенных на обочину в связи с кризисом, искоренение главной причины пресловутой коррупции — это тоже связано с концепцией нашего воспитания и образования. Наконец, модернизация и боеспособность армии, восстановление престижа звания солдата, защитника Отечества, обесцененного либеральной пропагандой самого понятия Отечества. Сегодня чтобы повернуть вспять тенденции социальной распущенности — пьянства, безответственного отношения к себе и к близким, для этого нужно изменить ценностные ориентиры, помочь тем, у кого они пока глубоко запрятаны. Нельзя допустить так называемой интернационализации рынка образовательных услуг, которые служат глобализации без учета культуры собственной страны. Произойдет дальнейшая деградация национального образования. В стране с такой протяженностью как наша, начнет дичать провинция, и так удаленная на тысячи километров от Москвы и Петербурга», - отметил архиепископ Константин.
Затем с докладом выступил Б.С.Шалютин, председатель Общественной палаты г. Кургана, депутат Курганской городской Думы, доктор философских паук, профессор; Курганский государственный университет. Он отметил, что Родина, духовность, государство и гражданское общество – основные инварианты идеологии в современной России. «Вера и молодежь» – доклад с таким названием огласил В.М.Князев, доктор философских паук, профессор Уральской государственной медицинской академии. Доклад «Экономике в зеркале креативной антропологии» прочитал К.П.Стожко, доктор экономических наук, профессор Российского государственного экономического университета. Вопросы о патриотическом воспитании молодежи в исторической традиции России осветил В.В.Усманов. Сделал доклад о духовно-нравственном пути развития России и молодежи А.П.Ветошкин, доктор философских наук, профессор Российского государственного экономического университета.
В течение дня работа конференции продолжилась по тематическим секциям, которые были посвящены проблемам молодежи в современной России, а также философскому наследию И.А. Ильина. Работа III Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских чтений завершилась подведением итогов в ходе круглого стола, посвященного соотношению светского и религиозного образования.