Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Физиология смерти

20.12.2010


Владимир Семенко о «Цветочном кресте» Елены Колядиной …

Роман Елены Колядиной «Цветочный крест», столь нашумевший после присуждения «русского» «Букера», на самом деле пустышка. Можно сказать иначе. Это весьма симптоматичное явление современной литературы. И то и другое будет вполне верно. Пустышка в том смысле, что он вовсе не является каким-то новым словом в литературе, не открывает ранее невиданных горизонтов, не производит революции и т.д. Симптоматичность же этого достаточно среднего произведения заключается в том, что, как типический представитель своей генерации, автор отражает некоторые крайне существенные и характерные черты современной жизни и современной российской культуры.

Критики уже достаточно «отоспались» на стилистических «ляпах» Колядиной, на ее крайне поверхностном (говоря мягко) знании истории, а также (в особенности) российской и мировой культуры. Но всякое явление культуры может быть в полной мере, адекватно понято лишь в том случае, если исследователю удастся понять, в какую традицию оно вписано, какую культурную линию продолжает. Ни один писатель не существует вне литературного процесса. Есть тексты, которые Колядина читала, без сомнения, довольно внимательно. Во-первых, это то, что можно назвать хлыстовским романом эпохи Серебряного века, когда интерес к проблеме пола, к эротике, замешанный на своеобразных «богоискательских» поисках с явным сектантским оттенком, был особенно силен. Хлыстовская стихия была как бы разлита в воздухе, в самой общественной атмосфере, что неразрывно было связано с нездоровой в целом духовной ситуацией, так сказать, с духовной подготовкой революции, с нарастанием в самом общественном сознании революционных тенденций. Тема эта достаточно хорошо исследована. Достаточно назвать нашумевшие в 1990-е годы, хотя и небесспорные работы А.Эткинда. Автор сего скромного текста также до известной степени приложил руку к исследованию всей этой проблематики. «Серебряный голубь» Андрея Белого и «Пламень» Пимена Карпова, поэзия Н.Клюева, художественные и философско-публицистические тексты Д.Мережковского, некоторые, упрощенно говоря, сюжетные линии у Горького - вот лишь первые хрестоматийные примеры, которые невозможно не вспомнить. При всем том, что с религиозной, ортодоксально-православной точки зрения настроения и тенденции, выразившиеся в упомянутых текстах, приходится определить не иначе, как сильнейшую «прелесть» в самом точном значении этого слова, какое придается ему в церковной аскетической традиции, эротическая стихия в литературе начала XX века была как-то по-особому жива, многообразна и органична. Здесь как раз очень уместно говорить именно об эросе.

Однако у Колядиной, чье творение, вопреки распространенному мнению, вовсе не дышит «нутряной», глубинно-народной естественностью, а просто переполнено «литературщиной» не самого высокого пошиба, есть еще один несомненный источник. Этот источник - современные перепевы задов постмодерна у таких «классиков» литературной порнографии, как Сорокин, Виктор Ерофеев и другие, более мелкие «творцы». Эта литература уже далеко ушла от пышности, великолепия и просто высочайшего культурного уровня Серебряного века. Если там переполненная силой и энергией жизнь, прельщаясь духовными химерами, устремлялась в ложную сторону, то от творений нынешних эпигонов постмодерна просто за версту несет мертвечиной. Погруженность в порнографию со всеми мельчайшими анатомическими подробностями - это не эрос, а холодно-извращенческое убийство, уничтожение всякого, так сказать, «естественного» эротизма, эрос, который хочет стать танатосом, жизнь, становящаяся смертью.

Я не знаю, стоит ли продолжать. Феодосия в романе (которая, кстати, по словам самой писательницы, есть alter ego автора) - это и есть убитая любовь, уничтоженный эрос. Анатомические подробности порнографических описаний более всего напоминают препарирование трупа, а вовсе не возбуждают в читателе эротическое чувство и интерес. Смерть, а вовсе не любовь - и есть главная, стержневая тема, на которой в глубинно-смысловом плане держится весь роман. Это достаточно холодное препарирование, которое лишь маскируется в нем всякими нарочитыми, «сказочно»-стилистическими изысками, есть типично постмодернистская черта. «И улыбается под сотней масок смерть» (Вяч. Иванов). Одна из главных черт постмодерна (и постмодернизма, как его теории) - ощущение «конца истории», того, что вместе с историей кончилась и живая, органичная жизнь. Бодрийяр называет это ощущение «длящегося конца» «состоянием-после-оргии» и в связи с этим прямо говорит об аде! Все желания реализованы, цели - достигнуты, и человеку не остается ничего иного, кроме как бесконечно симулировать оргиастические судороги, бессмысленно продолжая поставленное на поток производство желаний. В полной мере присутствует в романе и другая важнейшая черта постмодерна, та технология, которая у Дерриды называется «деконструкцией». Деконструкция - это целенаправленное уничтожение идей и смысла путем погружения в стихию того, что Деррида мыслит первоосновой всякого текста и для обозначения чего изобретает даже специальный англо-французский термин - «differance», «первописьмо». Смысла нет - есть бесконечное размножение и «перевод» (переход друг в друга) языковых значений. Бесконечное умножение в романе лексического ряда слов, обозначающих одну и ту же «интимную» часть тела, то, что мы назвали выше анатомическим препарированием - это и есть последовательное и абсолютно принципиальное для постмодерна уничтожение эроса, смысла любви и самого эротического влечения, которое, понятое достаточно широко, играло важнейшую роль в европейской и мировой культуре, начиная с древнейших времен и явным образом - еще с античности.

Надо сказать, что сама Колядина сильно облегчает задачу исследователя, буквально проговаривая свой вполне сознательный замысел в интервью «Эху Москвы». «Я погружалась в глубину ночи», «Смерть прекрасна и не страшна, она подобна персонажу из сказки», «Она добрая, потому что не мучает людей, выкашивает сразу целые деревни» и т.д. Это все фразы из интервью. Так откровенно выдать свой сокровенный интерес именно к теме смерти, а отнюдь не к эротике - значит с предельной откровенностью обозначить свой чисто постмодернистский по природе замысел, внушенный Сорокиным и К°, а отнюдь не хлыстовским романом начала XX века.

Однако главный манипулятивный прием романа, вызывающий справедливое возмущение православной общественности вплоть до желания разбираться с автором в суде (что, на наш, взгляд, все же не самая перспективная идея), заключается в том, что на всю эту постмодернистскую физиологию смерти (ну, или технологию, в данном случае это одно и то же) как бы насаживается, накладывается антиклерикальная идеология автора. Это священник, «отец Логгин», убивает живую любовь, естественную стихию эроса в Феодосии, научает ее греху. И т.д. Чувствуя, что вторгаемся в настолько интимную сторону жизни г-жи Колядиной, что она даже крайне скупо рассказывала об этом в упомянутом интервью «Эху», мы позволим себе в этом месте умолкнуть, по слову Писания, предоставив мертвым самим погребать своих мертвецов. Скажем лишь, что, по нашему убеждению, не лишенную в принципе литературного дарования писательницу сильно «крутанули» по жизни отнюдь не самые светлые духовные силы, а теперь ее начинают «крутить» силы вполне земные, как-то очень заинтересованные в том, чтобы Россия представала перед всем миром как царство смерти и разложения, «бобок» в условно-сказочной, лубочной оболочке «стиль рюс». Чего здесь больше - коммерции или политики - разбираться в этом глубокомысленном вопросе совсем не интересно.

Владимир Семенко, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 22

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

22. Люмпен : Мужику, 21
2011-03-18 в 09:20

Говорил же, это то, что надо -- п. 16
21. Мужик-колядун : свершилось!
2011-03-18 в 02:07

Худшей книгой России стал роман лауреата «Русского Букера-2010»

Литературную антипремию «Полный абзац» получил роман «Цветочный крест» лауреата «Русского Букера» за 2010 год писательницы Елены Колядиной. Роман журналистки из Череповца Елены Колядиной «Цветочный крест», написанный стилизованным языком с употреблением нецензурных слов допетровской Руси, был впервые опубликован в журнале «Вологодская литература». Победа произведения на «Русском Букере» вызвала возмущение литературоведов и критиков.
20. Люмпен : Ерусалимцу
2010-12-22 в 15:32

Опа да опа --
Зеленая ограда,
Не дают нам премию,
знать -- кому-то надо
19. Ерусалимецъ : Люмпену - сквозь тернии модераторской цензуры
2010-12-22 в 11:28

Эх, Люмпен, Люмпен, не дают нам, художникам, модераторы развернуться! Послал Вам очередной плод своего вдохновения с таким вот зачалом:

Ой, красив Череповец,
Что не парень - то кузнец...

А дальше шла непотребщина с чередованием имени нашей Героини, припевом "опа-опа" и еще одним словом, которое почему-то так не любят модераторы. И вот опять - цензура не пропускает! Что ж это делается-то, а??? Я-то в своих потаенных мечтах уже готовился к "Букеру"...
18. Ерусалимецъ : 15. Ерусалимецъ
2010-12-21 в 23:48

Жадина Колядина
Соленый огурец,
На полу валяется
Никто его не ест.
Опа да опа
Никто его не ест.
17. Люмпен : Ерусалимцу,15
2010-12-21 в 23:34

А слова гимна уместнее вот здесь будут: http://www.ruskline....aya_liniya/#comments. Тоже хотел высказать свое мнение, но модератор не пропустил
16. Люмпен : Ерусалимцу, 15
2010-12-21 в 23:28

Скорее всего, это будут срамные колядки.
С припевом типа:
Опа да опа --
зеленая ограда,
Дали премию Лене --
Как раз то что надо!
15. Ерусалимецъ : 14. Люмпен
2010-12-21 в 20:46

:)) Дорогой Люмпен, пытался ответить Вам словами михалковского гимна, где слово "Отечество" было заменено словом "Колядина", но модераторы не пропустили. Мысленно с Вами!
14. Люмпен : Иерусалимцу,9
2010-12-21 в 08:35

По Вашей логике должны появиться колядки о Колядиной. Самое то!
13. Ерусалимецъ : 11. Екатерина Домбровская
2010-12-21 в 00:31

:)) И Вас спасибо, дорогая Екатерина. А то я немножко боялся, что Вы рассердитесь: Вы нам про - Ренессанс, Аверинцев, Бурхарт-Шмурхарт, а я пришел и всё опошлил...
12. Коля : Невесёлая галиматья...
2010-12-21 в 00:31

Да, первое впечатление после прочтения - это то, как сама авторша назвала свою писанину: "весёлая тотемская галиматья об огненной елде и золотых лядвиях". Но фривольность романа - только внешняя мишура. Суть серьёзнее.

То, что авторша не умеет правильно переводить византийское летосчисление в григорианское - это ещё можно было бы простить. Но не различать именительный падеж "отец" и звательный "отче" и употреблять то и другое вперемежку как именительный?!

А главное, что очевидно, но чего никто почему-то не замечает: ведь этот роман - явная очередная попытка неоязычников дискредитировать православие. Конечно же, попытка с негодными средствами, как и все предыдущие. Но присуждение премии Русского (!) Букера ясно показывает, кто, за что и чем платит этим "родноверам".
11. Екатерина Домбровская : Ерусалимцу - на 9-10
2010-12-20 в 22:56

Умира-а-аю!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! За последние 10 лет не испытывала столько восторгу и столько слез, смеясь, не пролила. Спасибо Вам!

Я думаю столь здоровый и необъятный смех пойдет на пользу нашей Коко-Елене Колядиной.
А про Церетелли - дополню: Петра сделать друхглавым: главы: Колядина и сам Церетелли (с носом).
10. Ерусалимецъ : вдогонку
2010-12-20 в 21:40

Забыл о важном: скульптура ( церетелевский
Петр Первый, но с головой Колядиной) и живопись ("Переход Колядиной через Альпы")
9. Ерусалимецъ : 8. Екатерина Домбровская
2010-12-20 в 21:32

Романа мало, это не ее масштаб! Должны появиться поэмы о Колядиной (Колядина с Вергилием в аду,чистилище, в раю), песни о Колядиной, былины о Колядиной, саги о Колядиной, матерные частушки о Колядиной, сериалы о Колядиной (Колядина-2", "Новые приключение Колядиной", "Колядина возвращается"); должен быть открыт дом-музей Колядиной в Череповце; о феномене Колядиной должны писаться диссертации, по этому поводу должны собираться симпозиумы, с самыми смелыми предположениями выступать ораторы...
8. Екатерина Домбровская : Эрос с танатосом
2010-12-20 в 19:56

Очень хорош и продуктивен подход автора к предмету. В.П. Семенко несомненно внес свой весомый вклад в критику этого загадочного явления. Теперь остается только ждать, что после многих усилий критиков появится роман теперь уж о самой Колядиной (не Феодосье) - для меня вот остается все-таки интересным и вопрошающим еще один ракурс - феномен русской семейной женщины из чудесной северной русской провинции, пусть и из большого говора Череповца, которая каждый день после работы удаляется на кухню ночью, когда за окнами настоящий мороз, садится за ноутбук и в творческом восторге пишет свою сказку про жизнь, в которой столько разного и причудливого преломилось и переломилось в последние годы...
Как однако богата и широка Русь!
P.S. А интересно, без шикарного словесного эроса вокруг одного-двух человеческих органов "Букер дал бы премию роману?
Но это просто любопытство...
7. Николай Ш. : Галопом за деградирующей Европой?
2010-12-20 в 19:07

В принципе особенно удивляться уже нечему. В Санкт-Петербурге, в Мариинке! в течение 10 минут балерина танцевала полностью обнаженная, до половых актов во время спектакля рукой подать, "Трех сестер" скоро переделают в лесбиянок или проституток, в "художественной галерее" Вам покажут разрубленную тушу, окруженную пометом. Уровень нынешней власти не только на Манежной, но и здесь тоже. Пора православным (аналитикам придется помучится!) вспомнить старый лозунг: не читал, но осуждаю. Я думаю, это будет правильно.
6. Cергей : Re: Физиология смерти
2010-12-20 в 13:23

-абсолютно принципиальное для постмодерна уничтожение эроса, смысла любви и самого эротического влечения, которое, понятое достаточно широко, играло важнейшую роль в европейской и мировой культуре, начиная с древнейших времен и явным образом - еще с античности.

Нужно отметить, что эрос не есть нечто "само по себе", а является плотским преломленьем ("в меру своей испорченности") нормального душевного чувства - во избежание апологии т.н. "принципа сублимации", оккультного и абсолютно неправославного.
5. Сергий Агапов : Re: Физиология смерти
2010-12-20 в 13:04

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.



Спасибо, уважаемый Владимир Петрович. Действительно, вся эта псевдохристианская, либеральная суета необновленческих новых христиан, по сути, является сатанинской мертвечиной. Ваша статья – это осиновый кол для их идеологии и «литературы».
4. Ерусалимецъ : 2. Новиков Константин
2010-12-20 в 12:13

Браво! Я вот тоже дремучий, узнал новое имя благодаря уже второй статье на РНЛ. БЕДНУЮ БАБУ КОЛБАСИТ(тут автор прав), а мы обязательно должны разобраться: РЕНЕССАНАСНО ее колбасит или ПОСТМОДЕРНОВО, посадят ее черти в одну печку с Микельанджело или таки с Сорокиным. Предлагаю всем присоединиться к спору о наболевшем!
3. Константин Новиков : Вот ведь...
2010-12-20 в 12:01

Вот ведь бесовщина, не знал я по своей дремучести про эту Колядину и ее "Цветочный крест", а теперь, прочитав этот разгромный комментарий Семенко, точно начну искать, что бы убедиться что все так паршиво )))
2. lucia : Re: Физиология смерти
2010-12-20 в 11:15

Ой, это похоже на преждевременое вскрытие. Как это нескромно со стороны Колядиной.
1. Артур : Re: Физиология смерти
2010-12-20 в 10:44

Огонь!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме