itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почему запрещена повесть «Леушинское стояние»?

Об одном решении Издательского совета Русской Православной Церкви

0
249
Время на чтение 7 минут

«Недавно позвонил писатель Николай Михайлович Коняев, с которым меня связывают давние дружеские отношения. Взволнованным голосом он стал расспрашивать, что случилось с Леушинскими стояниями. "Все в порядке, проходят, как и прежде – в Мяксе, где их называют Памятными мероприятиями, а также в Брейтово, где их называют Мологскими стояниями. А что случилось?" Николай Михайлович рассказал, что в издательстве "Смирение" в этом году была подготовлена к изданию книга его избранных произведений, в которую он включил повествование "Леушинское стояние". Это же название он дал и всей своей новой книге. В соответствии с новым положением издательство представило книгу на рецензирование и экспертную оценку в Издательский совет РПЦ», - пишет в своем блоге настоятель Леушинского подворья в Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов.

Как отметил о. Геннадий, «Николай Михайлович Коняев – известный русский писатель, секретарь Союза писателей России, член Совета Всемирного Русского Народного Собора, автор целого ряда известных книг: биографических исследований о Валаамском игумене Дамаскине, священномученике Вениамине Петроградском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне, поэте Николае Рубцове, документальных исследований "Первые Романовы" и "Гибель красных Моисеев"». «Он является создателем и председателем Православного общества писателей в Санкт-Петербурге. Лауреат многих Российских литературных премий. Член редсовета журналов: "Проза", "Роман-газета XXI век", "Немига литературная", "Образ"; газет: "Русь державная", "Литературная Россия", "Литературный Петербург". Одним словом - авторитетный и, так сказать, проверенный православный писатель. К тому же все произведения, вошедшие в его новую книгу, не раз издавались, в том числе и православными издательствами. Поэтому процедура получения грифа Издательского отдела воспринималась лишь как необходимая формальность», - продолжил священник.

«Заседание Совета состоялось в октябре. Его результат поразил писателя. Издательский совет постановил удалить из книги "дневник крестного хода" - "Леушинское стояние", а также изменить само название сборника. Только при этом условии Издательский совет предоставлял право использовать его гриф. Николай Михайлович был в полном недоумении, на каком основании его паломнический дневник подпал, по сути, под запрет церковной цензуры? Выяснить имя рецензента, который составлял "экспертное" заключение, ему не удалось. Каких-либо объяснений дано не было. "Постановили" и все тут. Апелляции не принимаются», - добавил протоиерей.

Как заметил о. Геннадий, «Николай Михайлович сказал такие горькие слова: "Я понимаю, если цензор делает какие-то замечания, правку, такое бывало не раз. Бывало просили поправить то или иное место, даже удалить какой-то абзац… Но чтобы исключить целиком произведение без каких-либо объяснений, такого у меня не случалось даже в советское время..."»

«Потом при личной встрече Николай Михайлович передал мне листок с "Выпиской из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского совета №22 от 21 октября 2010 года". Привожу его дословно:
"132. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного издательством ООО "Смирение" текста книги Н.М.Коняева "Леушинское стояние", предлагаемой к изданию.
ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить издательству ООО "Смирение" право использовать гриф "Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви" при издании текста книги Н.М.Коняева "Леушинское стояние" при условии удаления указанных текстов, изменения названия и приведения в соответствие с действующими стандартами книгоиздания"», - отметил священник.

Протоиерей Геннадий задается вопросом: «Что же это за "текст", который подвергся такой суровой экспертизе?!» «Уже более десяти лет в селении Мякса проводятся молитвенные стояния, памяти святынь, затопленных Рыбинским водохранилищем, которые часто называют Леушинскими стояниями. Паломническая поездка прихожан храма Леушинского подворья в июле 1999 года положила начало народному движению по возрождению памяти о затопленном Леушинском монастыре и других святынях. На берегу водохранилища был установлен поклонный крест, а в самом селении стали строить приходской храм. Продолжением стояний в Мяксе стали памятные стояния в Брейтово, где была воздвигнута особая часовня в память о затопленных святынях. Еще одним местом памяти о затопленной Руси на берегу Рыбинского водохранилища с Тверской стороны стал г. Весьегонск, где также был установлен памятный поклонный крест. Летом этого года по затопленной Волге и Рыбинскому водохранилищу совершил паломническое плавание Патриарх Кирилл, который обратил внимание на духовную актуальность памяти о трагедии затопления русских земель. В колокольне, стоящей на водах близ Калязина, Патриарх увидел особый смысл: "Эта колокольня, стоящая посреди воды, есть некий символ непотопляемости Русской Православной Церкви" - сказал Патриарх. Этим возрождением народной памяти заинтересовался писатель Николай Коняев. Он пожелал увидеть Леушинские стояния и в 2005 году сам принял участие в очередных стояниях: проехал вокруг Рыбинского водохранилища, побывал в Брейтово, в Рыбинске, в Мяксе. Результатом личных впечатлений как раз и стал цикл документальных рассказов "Леушинское стояние" с подзаголовком "Дневник крестного хода". Книга, прямо скажем, получилась неординарная, яркая, написанная с болью в сердце за родную землю и с верой в ее духовное возрождение. В ней рассказано о многих городах и весях, монастырях и храмах, о многих известных святых и беззвестных подвижниках. Когда я читал эту книгу, почему-то вспомнил небезысвестное "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором автор по пути заметил и записал только одну подноготную, один негатив. Николай Михайлович Коняев наоборот смог увидеть лучшее, что есть в нашей земле, ее духовную соль – святость», - заметил священник.

По его словам, «эта книга впервые была издана в 2006 году на Вологодчине в Череповце Благотворительным фондом "Возрождение", там же в Череповце в одном из центральных залов города в октябре 2006 года прошла ее презентация». «Потом книга целиком или в отрывках (под названием "Богородица-на-водах") была опубликована в разных периодических изданиях. Для автора эта книга важна, поскольку он своими глазами увидел реальные ростки возрождения народной памяти. В ней Николай Михайлович выразил много своих заветных мыслей о России, о русской душе. Книга завершается глубокими размышлениями о святейшем патриархе Алексии, из которых хотелось бы привести только одну цитату: "Я думаю, что церковные историки будущих столетий, оглядывая свершения нашего Святейшего Патриарха, окажутся в затруднении, пытаясь найти в церковной истории другую, близкую по масштабу созидательных свершений фигуру. Ведь это благодаря трудам и молитвам Святейшего Патриарха Алексия II практически из небытия возродилась Святая Русь и стала реальностью, не взирая на противодействие всесильной демократической общественности. Разумеется, будущие церковные историки точнее смогут оценить деятельность Патриарха Алексия II, но и сейчас с каждым месяцем, с каждым днем его святительского служения все яснее и отчетливее видишь, что нам некого поставить рядом с ним. Никто из наших современников по масштабу своих созидательных свершений и не приближается к тому, что совершено нашим Святейшим патриархом…" (Эти слова были написаны еще при жизни Святейшего, сейчас они стали еще более очевидными!) Тем более было не понятно, кому же помешали Леушинские стояния?! Ведь реально они продолжают проходить на том же месте и в тот же час. Что нашли непозволительного строгие эксперты в книге православного писателя?! Какие догматы или каноны нарушил автор?! Что не соответствует издательской цензуре?! Ответить на эти вопросы невозможно, поскольку экспертиза в Издательском совете анонимная. Экспертный совет состоит из 17 уважаемых экспертов, имена которых указаны на сайте Совета. Но узнать автора экспертизы и обсудить его мнение не представляется возможным. Автор не участвует в обсуждении и не имеет никакого голоса. Так росчерком пера неизвестного эксперта произведение удалено из книги. Хотя, как известно, даже дореволюционная цензура носила именной характер: на книге всегда публиковалось имя цензора, который таким образом нес и личную ответственность за вынесенное решение», - подчеркнул отец Геннадий.

«Тем более удивительна нынешняя ситуация, что положение о рецензировании, как сообщается на сайте Издательского совета, оказывается еще не разработано: "Положение о рецензировании определяет порядок рецензирования изданий Издательским Советом Русской Православной Церкви. Проект Положения о рецензировании находится в стадии разработки и согласования. После утверждения Священным Синодом Положение будет сразу же опубликовано". То есть получается, что рецензирование происходит без каких-либо определенных и утвержденных правил», - продолжил он.

Однако, по словам священника, «есть еще один цензор и эксперт – сам читатель». «Ведь этот цикл уже не раз издавался, он выставлен в интернете... И любой пользователь интернета может легко преодолеть запрет на публикацию очерков Коняева и вынести собственную экспертизу. В утешение я сказал Коняеву: "Николай Михайлович, Издательский совет сделал Вам рекламу, боюсь, что Ваш цикл рассказов "Леушинское стояние" станет весьма читаемым произведением…" Закончить хотелось бы на оптимистической ноте, взятой из "запрещенной" книги Коняева: "Я шел среди людского потока, растянувшегося по дороге на все село, и думал о тех мертвых селах и городах, которые мы проезжали, добираясь сюда. Это Россия. Но происходит чудо и поднимается наш общий Китеж град. И наше стояние — это тоже такой же Китеж, который, спрятавшись, неведомо для нас пребывал в каждом, а сейчас поднялся, и мы сами удивляемся ему..."», - процитировал известного писателя протоиерей Геннадий Беловолов.

Для желающих составить собственную экспертизу предлагаем ссылку на интернет-издание книги Н.М.Коняева «Леушинское стояние».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии