Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Великой семьи заблудившийся сын

Священник  Александр  Шумский, Русская народная линия

20.11.2010


Иерей Александр Шумский о Льве Толстом …

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко,
увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
(Лук 15, 20).

Давно хотел написать о Льве Николаевиче Толстом. Я не буду повторять все правильные слова, связанные с церковным определением, вынесенным писателю. Невозможно оправдать Льва Николаевича за его антицерковную позицию.

Но мне всегда больно и неприятно слушать православных людей, поносящих Толстого, которые сами в жизни ничего не прошли и не испытали, которые не имеют представления о том, что такое творчество, и какие оно таит, подчас, опасности для художника. Все-таки не всякий имеет право говорить правду и, тем более, выносить приговор - вот такой парадокс. В этой связи я вспомнил историю, рассказанную мне одним священником, об известном старце, архимандрите Павле Груздеве. Этот священник, бывший духовным сыном отца Павла, принес ему какую-то книгу и говорит: «Смотрите, батюшка, книга-то еретическая, надо бы ее сжечь». А отец Павел отвечает: «А ты сам-то хоть одну написал?! Сжигать не надо. Ты ее положи на колокольню в укромное место, от огня Божьего не уйдет». Я эту историю услышал, когда только еще начал воцерковляться и надо сказать, что слова архимандрита Павла меня перепахали, потому что по молодости я тоже имел склонность выносить легковесные приговоры. Я понял одну простую истину: когда говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский - это одно дело, а когда говорю я - совсем другое.

Я очень люблю русскую классику. Для меня великая русская литература представляется одной огромной великой эпопеей, в которой есть отдельные, но органично связанные между собой, главы. Я не буду перечислять их все. Есть там главы: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Гончаров, Лесков, Чехов и, конечно же, Толстой. Из этой великой книги ничего не выбросишь, иначе она будет неполна. С годами я понял, что немудро противопоставлять одного русского классика другому.

Особенно это касается противопоставления Толстого и Достоевского. Многие придерживаются мнения, что любить того и другого в равной степени невозможно. И более того, считается, что Толстой и Достоевский творческие и личностные антиподы. До определенного времени я разделял эту точку зрения. Молодости всегда свойствены радикализм и схематизм. Взрослея и вчитываясь в бесценные страницы русской классики, я вдруг обнаружил, что мне все в ней дорого, а Толстого полюбил всем сердцем, так же как и Достоевского, и когда мне сегодня приходится говорить о страшных заблуждениях Льва Николаевича, я испытываю боль, словно Толстой мой очень близкий родственник, почти отец. Мне очень жаль Льва Николаевича, замечательного русского путаного человека и гениального писателя. И это чувство сострадания во мне превосходит обличительный пафос. Да, честно говоря, и пафоса-то уже никакого давно нет.

Величайшая трагедия для России состоит в том, что Лев Николаевич попал в бесовские сети и стал «зеркалом русской революции». Но ведь с ним случилась именно трагедия. Толстой же ведь не циник, вроде Петеньки Верховенского. В природе личности Толстого нет нигилизма и кощунственности. Все это вошло в него как болезнь, как вирус. Конечно, он сам виноват, что не берег себя от возможности проникновения бесовского вируса. Я уверен, что Лев Николаевич сам невероятно мучился от этой болезни, она тяготила его, он был бы рад от нее избавиться и даже знал как, но не мог, потому что воля у него была парализована. Он знал, что исцеление в Церкви, которую отверг в припадке болезни. Более того, Толстой хотел, очень хотел в нее вернуться, как Адам в потерянный Рай, но не мог. Оцепенение воли - страшная вещь. Мне кажется, что правильнее в первую очередь говорить не о гордыне Толстого, а именно о параличе его воли. Пребывающий в гордыне источает самоуверенность и самодовольство. В Толстом лично я никакой самоуверенности не вижу. Он пытается ее изображать, он хотел бы ее иметь, чтобы перестать чувствовать свое заблуждение и боль с ним связанную, но у него ничего не получается и везде, в глубине между строк, ощущается у Льва Николаевича неуверенность в себе и в своей позиции. Не поехал бы он иначе в Оптину пустынь, не оказался бы на станции «Астапово», если бы пребывал в гордыне и самоуверенности. В известном смысле Толстой стал заложником толстовства. За ним пошли люди, толпы людей, и толстовство парализовало свой собственный источник. Тут была своего рода духовная наркомания. Мне уже приходится несколько лет окормлять один из наркологических центров Москвы. Беседуя с наркоманами и алкоголиками, я пришел к выводу, что они ненавидят зелье, которое привело их в больницу, очень хотят вырваться из наркотического и алкогольного плена, но уже ничего не могут поделать с собой именно из-за паралича воли. Духовно-нравственная наркомания, наверно, еще страшнее. Ведь недаром же сестре Толстого, шамординской монахине, снился сон, в котором ее брат пытается оторвать от своих глаз две черные руки, обхватившие его за голову. Беда Льва Николаевича в значительной мере объясняется тем, что он намного, можно сказать почти на целую жизнь, пережил свои лучшие произведения. Свой последний гениальный шедевр роман «Анна Каренина» писатель завершил в 1877 году, когда ему было всего 49 лет и прожил после этого еще 33 года! У Достоевского в этом отношении была другая судьба. Завершение его жизни совпало с завершением творческой биографии. Федор Михайлович умер через год после написания «Братьев Карамазовых».

Представляете душевное состояние человека, находящегося в расцвете сил, тем более, что у Толстого было отменное здоровье, и уже не могущего написать ничего сравнимого с «Войной и миром» и «Анной Карениной». Представьте, как рано утром пышущий здоровьем и энергией Лев Николаевич садится за рабочий стол, берет в руки перо в уверенности, что из-под него сейчас потекут страницы, сравнимые со страницами двух его величайших шедевров, и ничего не выходит! Рвется бумага в клочки, доверху наполняя мусорную корзину, писатель впадает в гнев и ярость, от которой разбегаются все домашние, но все тщетно, источник гениальности иссяк. В лучшем случае получается роман «Воскресенье», которой мог бы быть предметом гордости даже для очень неплохого литератора, но не для Льва же Николаевича!

Конечно, Толстой не мог не чувствовать того, что произошло. Бог дал ему гениальность на время. Бог ее и отобрал. Как с этим быть, как жить дальше? Лев Николаевич подошел, как принято сейчас говорить, к точке бифуркации, к моменту истины, к самому главному выбору в своей жизни. Он сделал неправильный выбор. Вместо того, чтобы уйти в веру, в Бога, в Церковь и начать подвиг смирения и покаяния, он выбирает путь учительства, не имея для этого никаких духовно-нравственных оснований, и получается одна тоскливая, как серое ноябрьское небо, нелепость. Но ведь кругом масса идиотов - толстовцев, в крестьянских рубахах, портках и сапогах, которые кричат: «Толстой наш мессия, Толстой наше все!». Самому писателю тоже начинает казаться, что его учительная публицистика вовсе не серое ноябрьское небо, а яркое голубое небо, на котором сияет огромное солнце по имени Толстой. Здесь надо учесть, что тщеславие, перерастающее в гордыню, вообще самое слабое место любого творческого человека. Как говорил преп. Ефрем Сирин: «Тщеславие, что троерожец. Как его не кинь, один рог всегда вверх торчит». А тут всемирная слава, толпы поклонников и идейных соратников, голова пошла кругом и началась духовная наркомания. И когда Лев Николаевич спохватился, понял, что подсел на эту страшную иглу, было поздно, потому что наступил паралич воли.

Да, верно говорят наши православные писатели - во всем виновата толстовская гордыня. Но мне всегда хочется задать им и самому себе вопрос: а мы сумели бы устоять, свались на нас такое искушение славой? Ведь от одной похвалы, иной раз, раздуваешься, словно воздушный шар, а Льву Николаевичу годами под его окнами скандировали: « Гений, гений, гений!» Поэтому и не поднимается у меня рука бросать в него еще один камень, хотя с диагнозом толстовской болезни полностью согласен.

Но ведь есть же и правильный Толстой. Есть Толстой - великий патриот своего Отечества, почвенник, почти славянофил, без которого немыслимо патриотическое воспитание подрастающего поколения. Когда я писал свой фантастический рассказ «С кем вы, русские писатели?», в котором поставил наших литературных гениев в вымышленные обстоятельства периода Великой Отечественной войны 1941-1945гг., то Лев Николаевич по призыву капитана Тушина взял охотничье ружье и пошел в народное ополчение, громко декламируя: «Не могу молчать! Смерть фашистским оккупантам!». Уверен, что так и было бы, доживи Толстой до этого времени!

А его роман «Анна Каренина» я считаю лучшим в своем жанре в мировой литературе. Никто не сумел так показать трагедию любви и страсти, их переплетение и неизбежность рокового исхода. Всем семинаристам, готовящимся стать священниками, следовало бы внимательно изучить это произведение. Очень оно помогает в священнической практике, когда приходится давать людям советы в сложных жизненных обстоятельствах. Не хочется мне отдавать Льва Николаевича «власти тьмы», очень мне жаль, что не имею я права вынимать за него частицы на Божественной литургии. Хотелось бы надеяться на то, что непостижимая любовь Божия покроет грехи великого русского путаника, блудного сына, но ведь сына же, великой русской семьи. Но на сем умолкаю, дабы не быть обвиненным в ереси оригенизма. Учитель Церкви Ориген, как известно, неправо учил, что Бог помилует всех без исключения.

P.S. Храм святителя Николая в Хамовниках, в котором я служу, находится почти напротив усадьбы-музея Льва Толстого. Летом в свободное между службами время я люблю гулять в саду, расположенном за усадебным домом. Там хорошо и тихо, и всегда вспоминаются страницы толстовских шедевров и в частности место из «Войны и мира», в котором пленные русские, среди которых находится Пьер Безухов, проходят мимо нашего храма.


Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 42

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

42. lucia : Аноним
2010-11-23 в 21:41

Вот еще! Высказываем свое мнение. имеем право. Пытаемся развить непротивление злу.
41. Аноним : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-23 в 19:33

Тут сборище неадекватов???
Как вообще рука поворачивается писать фразы типа "Толстой возглавил бы гей-парад"? То книги его предлагают сжечь, то пишут, что его творчество не содержит ценных мыслей...
Люди, вы что, совсем разум потеряли???
40. Дмитрий В.Ч. : 38. Аноним :
2010-11-23 в 19:02

Маленькое уточнение. Поручик Толстой в молодости действительно участвовал в обороне Севастополя в качестве артеллерийского офицера. Но тогда он еще был верным сыном Церкви и о создании собственной религии не помышлял. Толстой-автор идеи непротивления злу насилием воевать бы действительно не стал. Но и пропаганда гомосексуализма для Толстого невероятна: эпоха не та.
39. lucia : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-23 в 18:44

В молодости толстой не возглявил бы гей-парад. А в старости - запросто.
38. Аноним : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-23 в 18:06

Нет батюшка, Толстой бы не пошел с ружьем декламируя смерть фашистским оккупантам - он же непротивлению злу насилием проповедовал... Какое тут ружье какие фашисты... А вот представить Толстого возглавляющим гей-парад почему-то лучше получается... В остальном согласен...



Автор этого коммента, некий Олегк, явно нездоров: Толстой, во-первых, был участником боевых действий в Севастополе, а во-вторых, с ружьем он и правда не стал бы ходить - он артиллерийской батареей командовал.

но кого интересуют факты...лишь бы какую гадость сказать, да Богом прикрыться...
37. Игорь Бессмертнов : Екатерине Домбровсекой
2010-11-22 в 18:46

И Вам спасибо, Екатерина! Я очень боюсь писать реплики. Наверно, (т.е. наверняка) причина - моя гордость. Но, Вы, ободрили меня! Если серьёзно, то кроме гордости, писать останавливает боязнь ошибиться, сказать то, что соблазнись многих, сказать ересь. Всё, что мы здесь обсуждаем, находится на грани... Я очень хорошо понимаю о.Александра! Если я скажу, то это может и пролететь мимо. Если скажет Священник, то это воспрнимется как "голос Церкви". Хотя все здравомыслящие понимают и отделяют голос конкретного священика и Голос Церкви. Например, когда говорит протодиакон Кураев, мне кажется все, понимают, что это не Голос Церкви. О.Шумский не претендует на Голос Церкви. Но его мнение близко многим. Например, моим друзьям, которые не умеют, или не хотят писать в И-нет. Подержим о.Александра. Хочется ещё и ещё раз сазать о его объективности... "Объективность" это очень не "объективное" понятие. Но если посмотреть объективно, то твсё становится ясно! Это я вижу у о.Александра. Поспорьте с ним и со мной!
36. Игорь Бессмерертнов : Лев Николаевич
2010-11-22 в 18:03

конечно читать все комментарии интересно! но! мне кажется! слишком много личной переписки. по теме лишь 30%. может быть это нормально? но! ...
35. Провинциал : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-22 в 17:09

33. Екатерина Домбровская

- Нет у меня злого настроя к Толстому. Как великого писателя я его уважаю и почитаю. Но боготворить - не могу.
Может, еще не дорос. Давно не брал в руки его книги.
34. Екатерина Домбровская : 32. Игорь Бессмертнов
2010-11-22 в 15:33

Спасибо Вам, Игорь, Вы написали очень важное и в духе статьи о. Александра. Это дорого.
33. Екатерина Домбровская : 25 и 26. Провинциал
2010-11-22 в 15:31

Не в обсуждение вин «погибшего», как Вы уточняете, Толстого, а по поводу Вашего поста - его внутреннего настроя: Вы помните, что есть такая чудотворная и глубоко почитаемая икона Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших"?
Уверена, подлинность нашего христианства измеряется отношением к грешнику. Не ко греху, но к грешнику. Напоминаю о двух распятых со Христом разбойниках. Два типа и Божественная всеобъемлющая мгновенность помилования.
Когда же МЫ помиловать не можем в силу канонов и обстоятельств, у нас хотя бы сожаление искреннее должно же оставаться… Еще напомню о забытой традиции нашей Православной Церкви - о Троицком Четвертке, который предшествовал Троицкой Родительской субботе. Народ собирался, шел на божедомки - кладбища, где хоронили бродяг и странников, неизвестных убитых и умерших без покаяния. Люди шли туда со священством, был чин поминовения, была поминальная трапеза для нищих, на которую люди несли все, что могли. Народ очень любил и чтил этот день. А уж после такого поминовения несчастных - через день - была Родительская суббота, где поминали прежде усопших православных христиан. О Троицком Четвертке можно справиться в книге великого уставщика святителя Афанасия Ковровского (Сахарова) в книге "Поминовение усопших по уставу Православной Церкви".
32. Игорь Бессмертнов : Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-22 в 13:51

В этом заголовке вся суть статьи! Почему этого многие не понимают? Он, Л.Н.Толстой, не вернулся к Отцу, он так и пропал в "стране далече". Но посмотрите на его мучения у кельи прп.Амворосия. Он хотел, но завяз в ... своей глупости. Читая его переводы Евангелия, невольно кричишь: "Лев Николаевич, нельзяже быть таким глупым!" Толстой всё, что не понимает, вычеркивает, пытается объяснить для дебилов. Но русский народ не дебил. Поэтому толстовцами стали лишь интеллигенты! В Толстом как никогда проявляется "правда жизни". Не всё так просто. Нельзя всё объяснить заранее заготовленными формулами. В нас, во всех людях, и гениях, и посредственностях слишком много противоречий, слишком много особеностей, которые отличают одну личность, от другой. Не надо забывать об этом. У каждого свой путь к Богу. И, как сказал О.Александр, мы уповаем на милость Господа. Важно помнить, что милость Господа изливается не только на меня, но и на любого другого человека! Не мне выбирать на кого. Господь выбрал! Выберет ли Льва Николаевича? Это не наш, а Его выбор. Бог Судия!
31. Игорь Бессмертнов : гей парад
2010-11-22 в 13:27

Толстой гей парад? Да он Вас застрелит из того самого ружья! Простите за эмоциональный выпад, но представить себе "голубого" Толстого нельзя.
30. Алексий : что было то и будет
2010-11-22 в 12:57

" Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных".
(Рим.16:17-18)
29. Аноним : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-22 в 11:24

"Все труд да труд: с ребятами забота - расти их! Беда, думает. Куда от дитев деться, от народу: много оченно. По этому случаю стал у него ум раскорячиваться. Кончать надо это дело. Шабаш, Малашка, закрывай крышку. Довольно! Людям пора в голову взять, что довольно глупостями займаться. И конец. Прикрывай все, более не надо дитев, помирай. И конец. Не будет более мучений здесь на земле человекам."
28. Бибиков Н.Г. : Провинциалу
2010-11-22 в 11:14

Отлично!
27. Ерусалимецъ : 24. Natalie
2010-11-22 в 10:42

Наталья, простите, не удержался:)) Именно для красного словца! Толстого ("Войну и мир") люблю больше, чем Достоевского, был в Ясной Поляне неоднократно. А все остальное ПО СУЩЕСТВУ Вы уже сказали. Я сам был о себе лучшего мнения, пока не начал ходить на этот форум :))
Кстати, это НЕ ХАРМС. Но ничего неприличного в этих хохмах не вижу. По-моему, это уже тоже классика.
26. Провинциал : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-22 в 10:41

20. Natalie: "Он любил женщин, очень глубоко чувствовал их."

- Что верно, то верно. Любил... и часто!
Давно уже, будучи по служебной необходиомтси в Ясной Поляне, выслушав незаплатированный рассказ о Толстом одной из научных работниц усадьбы, мы восхитились его заботой о крестьянах, древенских детях: и шклоы им строил, и учителей нанимал, и жертвовал на жизнь.
На что нучная работница заметила: "А что ж ему не жертвовать, считай большинство детишек его, целая деревня наберётся!" Так что да, любил. И у нас еще нерастраченный, м.б., генный аресенал. Кто знает, какие писатели от его корней вырастут! Почва вот только плоховата...
Молиться, наверное, за Льва Толстого можно, но келейно.
25. Провинциал : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-22 в 10:09

"Великой семьи заблудившийся сын"
Но, согласно церковных канонов и правил - не заблудившийся, а погибший. написавший лжеевангелие, отказавшийся от исповеди, погибший от гордыни.
Великий писатель. И еретик.
Как писателя его можно и должно читать, как еретика не следует слушать.
Никогда не выдерживал до конца прочитать длиннющие философствования - они не отдавались в моей душе, чужды ей.
Не нужно, конечно, жечь художественные произведения великого писателя, но богопротивное - нужно и должно. У нас только пакостей напечатали, что не хватит ни церковных, ни иных каких-либо углов, что складировать этот словесный яд до Страшного Суда.
24. Natalie : Re: Ерусалимецъ
2010-11-22 в 03:06

Для красного словца..? Вам по существу нечего сказать?
Для православного христианина, уважающего автора, считаю цитирование абсурдистских хохм Хармса неприличным.
Я была о Вас лучшего мнения...
23. Аноним : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-22 в 01:37

Наверняка. это сам Толстой такие сны смотрел. Обратите внимание на его руки! Они тщательно выписаны напортретах. Вот такое и понимание женщины.
""Говоря еще в этом духе о ломберных столах Гофмана, бегающих по Тверской, Толстой сказал еще Горькому:

"- Вы обижаетесь, что сны ваши показались мне книжными. Не обижайтесь, я знаю, что иной раз такое незаметно выдумаешь, что нельзя принять, никак нельзя, и кажется, что во сне видел, а вовсе не сам выдумал. Один старик помещик рассказывает, что он во сне шел лесом, вышел в степь и видит: в степи два холма, и вдруг они превратились в женские титьки, а между ними приподнимается черное лицо, вместо глаз на нем две луны, как бельма, сам он стоит уже между ног женщины, а перед ним - глубокий черный овраг и-всасывает его....
22. lucia : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-22 в 01:25

Не могу с собой ничего поделать, но он для меня комический персонаж. И его последователи. как это принто на Руси, довели это до абсурда.

К.Коровин
ТОЛСТОВЦЫ

Близ города Рузы, Московской губернии, жил я летом у приятеля своего, крестьянина Комаровского. По приезде к нему в глухую деревню увидел я по другую сторону небольшой речки деревянный дом-усадьбу, стоявший на возвышенности. Позади усадьбы был большой сад, а от крыльца спускались к реке тропинки. По этим тропинкам шли люди. Они несли ведра к речке и, набрав воды, уходили к небольшой деревне, поблизости от дома, где я остановился. Люди были в поддевках и рубашках, похожие на крестьян, но в шляпах, - самый характер их внешности был какой-то другой, не крестьянский.
- Что это за люди? - спросил я у Комаровского.
- Толстовцы, - ответил он. - Они здесь живут, в доме-то. Сняли на лето и живут. Их человек тридцать пять, все молодые, и девицы. Воду носят в деревню, помогают крестьянам в труде. Они - кто их знает? – молчаливые. Живут дружно, не пьют, не курят. Тихие. Да крестьяне не больно их любят. Я-то хорошо не знаю. Так, люди молодые, учащиеся, а летом в деревне хорошо, дешево, ну и живут здесь...
Я писал с натуры красками. Сидел у речки. Берега ее покрыты ольхой. Лето. Вся небольшая речка в бочагах. Два крестьянина ловят рыбу. Ходят в воде по пояс, подводят сеть под кусты и бьют по ним палкой - батают, то есть выгоняют рыбу от берегов.
С того берега реки подошел один из толстовцев и, сказав «бог в помощь», стал тоже бить палкой по берегу и по воде.
- Эва, ты... ты брось. Без понятиев пугать неча. Книжку читай, а рыб пугать брось, - закричали ему рыбаки.
Толстовец ушел. Рыбаки вылезли и остановились около меня, смотрят, что я списываю. Раскуривают махорку.
- Что же вы его прогнали? - говорю я. - Он ведь помочь вам хотел.
- Уж больно одолели. Теперь маленько поотвадились, а то беда. Гляди ты, с утра в избу лезет. Печь топит, воду несет. Ну ладно, неси. А то вот пишет в книжку: сколько в доме народу, сколько пьешь воды, чаю, сколько кур, сколько кура пьет, собака тоже. Ну - чего? Печку тебе растопляет, дует - часа два. Глядишь, не горит. Что тут? Какое дело? Ну наши обложили их по трешнику в месяц, значит, за их работу. Да и то мало... Что выдумали - трудовая помощь, говорят... А девицы их тоже читать придут в избу. Читает, читает. Да, хороший они народ, только одолели очень. Беда!
- Это у них от жисти господской на разум вышло, - вставил другой рыбак. - Без дела-работы скучно жить. Вот и надумали трудовую подмогу, значит. Но только от этого много зря выходит. Лучше бы свое дело вели правильно.
- Где тут, - сказал первый. - Он хворостину два часа рубит: непривычный. А их граф, говорят, пашет и жнет все сам. И лапоть вяжет. Сам на своем обиходе живет, значит. А они покуда не обучились.
- Да, но ведь они хотят вам помочь! Люди хорошие, - возражаю я.
- Верно, так, все верно! Только вот помоги деньгами, а то – что? Только утеху свою над нами пытать. Деньгами - нет, тпру! За ягоду, яйцо - тпру, не дадут лишок, торгуются.
- Ну, озябли, - сказали рыбаки и пошли ловить рыбу дальше.

Меня обступила компания толстовцев. Молодые люди с длинными волосами и девицы.
- Молено ли посмотреть?
Подошли. В руках почти у всех книги. Все скромные и задумчивые. Девицы, когда я взглядывал на них, отводили глаза в сторону. На лицах ни у кого не было улыбки. Кавалеры имели вид «сурьозный», углубленный. Заметно было, что они все знают и еще что-то, чего не знают другие. Это чувствовалось и придавало им какую-то особенную властную важность.
- Позвольте вас спросить, - сказал один, - с какой целью вы пишете несудоходную реку?
- Речка эта очень красива, - объяснил я. - Заросла кустами, пышными, веселыми. Как прозрачны струи вод ее! Нравится мне, потому и пишу.
Толстовец встал в позу:
- Картины есть утешение праздных и сытых, - сказал он, - искусства идут вразрез идее учителя. Например: музыка служит развращению праздных масс.


Когда он заговорил, все девицы, повернув к нему свои головки, выражали взорами поощрение. Когда же заговорил другой, они все повернулись к новому оратору и так же пристально и поощрительно его слушали. Это было как-то особенно характерно. Видно было, что ораторы влияли на них, и нравилось девицам все, что бы они ни говорили.
- Сомневаюсь, - вставил я, - чтобы Толстой думал так. Это отдает Калибаном...
Толстовцы посмотрели на меня вопросительно. Я пояснил:
- Калибан - это «Буря» Шекспира.
- Да, - ответил презрительно толстовец, - но Шекспира не признает учитель.

На террасе дома моего приятеля сидели за столом приехавшие к нему соседи. Они покупали жеребенка. Пили чай. Присел и я. Один из соседей сказал:
- Чудной это народ живет тут у вас - толстовцы! Лошадь хотели купить для верховой езды - не купили. Я был у них намедни на собрании. Один доказывал, что жить людям не надо боле, что, говорит, людям одно мучение выходит на свете - больше ничего. Граф, сам учитель их, в годах, значит. Ну, видит - дитев у него много и все дочиста графья. Как быть? К тому же и кругом народу всякого родится уйма. Что такое? Куда народу столько родят, все для мучения на свете. Притом много без капиталу, конечно. Ну и мыкаются по свету: нужда, горе, войны-сражения. Все труд да труд: с ребятами забота - расти их! Беда, думает. Куда от дитев деться, от народу: много оченно. По этому случаю стал у него ум раскорячиваться. Кончать надо это дело. Шабаш, Малашка, закрывай крышку. Довольно! Людям пора в голову взять, что довольно глупостями займаться. И конец. Прикрывай все, более не надо дитев, помирай. И конец. Не будет более мучений здесь на земле человекам.
Ну что он читает, на собрании-то, а у нас парнишка, такой бедовый - Димитрий Уткин, и говорит ему: «Позвольте, - говорит, - господин барин, вам ответ дать». Тот говорит: «Пожалуйте». - «Конечно, - говорит, - ваше дело господское, вы на барышень ваших глядите, и все оченно хорошо. А у нас в крестьянстве никак невозможно. Конечно, вам о всяких пустяках Думать не приходится, даже срамно. У вас и других делов много, а у нас не то. Хоша я себя возьму. Вот два года женат. Сын у меня. Жена тоже у меня женщина твердая. Но ежели бы я на же глядел да глаза пялил и боле ничего, она, может быть, и молчала бы, но подумала бы: «Муж у меня или дурак, или порча на ем есть». Ваше, - говорит, - дело господское, вам эти глупости в голову и не идут. А у нас, господин барин, засмеют, на улицу нельзя выйти будет...» Ах, Уткин, озорной! А он и еще: «Вы, господин барин, говорите про одеялы. А таких людев нет. Нешто возможно, ежели под одеялом с ней выдержать! Это невозможно. Конечно, вам, господам...» Ну, и озорной Уткин, смеху-то что было!
Однажды рано утром зашел ко мне приятель Комаровский и рассказывает:
- Встал я рано, смотрю с террасы, а толстовцы вроде как взбесились: бегают по лугу перед домом, друг другу что-то машут, собираются по трое, четверо, толпами. Волнение у них. Я спросил: «Что это?» А мне Ольга Игнатьевна говорит: «У них нынче радость, у их графа, учителя, позавчера дочь родилась...»
Как-то по весне следующего года Комаровский приехал ко мне в Москву, и в разговоре спросил, не был ли у меня толстовец. Я удивился:
- А зачем ему приходить?
- Да неприятность вышла. На него три девицы подали в суд на содержание ребенка. Будто они от него родили. Ну он, сын богатого отца очень боится, просил меня быть свидетелем, что с такими-то никогда я его вместе не встречал. К тебе хотел прийти. Девицы подали в суд - кто с кого сколько. Женился кое-кто. Трудно разобрать, поди, дело такое.
- Не выдержали светлого учения, - говорю я приятелю.
- Да ведь мальчишки, молодые. Из них какой хочешь крендель пеки. Старших не слушаются. Грех один. Вот скопцы отчетливей работают... И чего только на Руси муки мученической бывает от учения этакого разного!
21. Ерусалимецъ : 20. Natalie
2010-11-22 в 00:02

Ув. Наталья забыла еще два комплекса, оказавших глубочайшее влияние на творчество великого писателя: ДЕТИ и ИГРА НА БАЛАЛАЙКЕ.


Лев Толстой очень любил детей. Бывало, приведет в кабинет штук шесть, всех оделяет. И надо же: вечно Герцену не везло - то вшивый достанется, то кусачий. А попробуй поморщиться - хватит костылем.
----------

Лев Толстой очень любил детей и писал про них стихи. Стихи эти списывал в отдельную тетрадку. Однажды после чаю подает тетрадь жене: "Гляньте, Софи, правда, лучше Пушкина?" - а сам
сзади костыль держит. Она прочла и говорит: "Нет, Левушка, гораздо хуже. А чье это?" Тут он ее по башке - трах! С тех пор он всегда полагался на ее литературный вкус.

---------

Лев Толстой очень любил играть на балалайке (и, конечно,детей), но не умел. Бывало, пишет роман "Война и мир", а сам думает: "Тень-дер-день-тер-тер-день-день-день". Или: "Брам-пам-дам-дарарам-пам-пам".
20. Natalie : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-21 в 17:48

Замечательная статья.
Не соглашусь в одном: правду может, и даже должен, говорить всякий. Другое дело, что в ней не должно быть суда и осуждения...

Я тоже люблю Толстого, потому скажу не в осуждение, а ради правды. Мне не представляется вполне верной оценка "Анны Карениной" отцом Александром. Произведение великое, да. Но по смыслу...

У Толстого было (простите мне пошлость этого слова) три главных комплекса: Бог, простые мужики, женщины. Толстой завидовал мужику за то, что тот умел жить просто, чего Толстой так и не сумел достичь, потратив на это полжизни. Кроме того Льва Николаевича мучила совесть перед мужиками.

Второй глубокий комплекс - женщины - был еще мучительнее для Толстого. Он любил женщин, очень глубоко чувствовал их. Наташа Ростова, Анна Каренина - ведь видно, как писатель любит их, как любуется ими! С другой стороны, Толстой испытывал чувство вины перед женщинами, видя сколько прекрасных женщин имеют недостойных мужей, которым отданы в собственность и владение. Об этом много есть в "Крейцеровой сонате". Наконец, Толстой испытал тяготы брака и стал злиться на женщину за то, что не мог справиться со своей чувственной зависимостью от нее.

Результатом этого мучительного комплекса и стало написание "Анны Карениной". Весь роман написан с одной целью - доказать себе и всем, что женщина пропадет, если попытается порвать свои узы. А мужчина и никчемный, и гулящий каким-то образом получает оправдание. Так как все это самому Толстому было не очевидно и мучило его совесть, он пишет "Анну Каренину", которая воплощает и как бы делает доказанной его проекцию в замечательно реалистичных рамках.

Толстой пытается "нарисовать" Божий промысел. Однако его собственные проблемы и намеренность сюжетной линии вполне очевидны.
19. Аноним : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-21 в 17:37

Толстой бы не пошел с ружьем декламируя смерть фашистским оккупантам - он же непротивлению злу насилием проповедовал... Какое тут ружье какие фашисты... А вот представить Толстого возглавляющим гей-парад почему-то лучше получается...



это не Толстого характеризует, это вашу...странную фантазию характеризует.
В то же время у автора статьи фантазии (параллель с Тушиным) куда более естественные.
18. Олегк : Автору
2010-11-21 в 16:56

Нет батюшка, Толстой бы не пошел с ружьем декламируя смерть фашистским оккупантам - он же непротивлению злу насилием проповедовал... Какое тут ружье какие фашисты... А вот представить Толстого возглавляющим гей-парад почему-то лучше получается... В остальном согласен...
17. Бибиков Н.Г. : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-21 в 12:05

Уважаемый Сталинист! Пишу для Вас,вне зависимости от статьи о.Александра,затронувшего несколько иную тему. Как известно в молодости Толстой оборонял Севастополь. И очевидцы описывают следующий случай. Если к Толстому на бастион приходили друзья,то он усаживал их пить чай на виду у неприятеля - под огонь. Более всего его забавляла реакция гостей на пролетавшие ядра, то есть чужой испуг на фоне собственного равнодушия тешил его самолюбие и чужая жизнь была лишь элементом развлечения. Предполагаю, что жестокосердие было в нем смолоду, а хорошее воспитание и сытая жизнь зацементировали это безбожие. А все его искания ни к чему не привели,зато вскормили поколения интеллигентов - атеистов с искореженным сознанием, с оправданием безбожия, с преувеличенным представлениями о собстенной значимости. Именно поколения интеллигентов,воспитанных на толстовстве, выкашивал Сталин,ложно представляя себе будующее общество. Трогательно касаясь поледних минут "великого безбожника", Вы вспоминаете расстрелянных Сталиным священников ? Где последывательность? Ранее я предполагал,что Вы ценили в Сталине государственного строителя, пусть неумелого и жестокого,но СТРОИТЕЛЯ! А теперь беспокоитесь о Разрушителе,наворотившем больше чем сотня ульяновых. Или Вам импонирует их гордыня ? Это сейчас,по прошествии столетия,можно спокойно рассмотреть художественные достоинства творчества Толстого и предупредить о его страшных ошибках, ибо они очевидны и оплачены революцией. Может толк и выйдет.А может и нет.Но если Вас,русский Сталинист, прельщает обьединяющае обоих персонажей жестокосердие, то это очень печально. Надеюсь,что это не так!
16. Борис : Мой БОГ СВЯТАЯ ТРОИЦА и ничто нечистое не войдет в EГО ЦАРСТВИЕ
2010-11-21 в 07:37

Враг ХРИСТА мой враг. , а меня зови как хочешь я своих врагов прощаю .а народу скажу ,хочешь выжить не хвали врагов Божиих,а будь верен Христу даже до смерти
15. Георгий : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-21 в 05:27

Все так. Также хорошо сказано:
"Однако, поскольку примирение писателя с Церковью так и не произошло (Л.Н. Толстой публично не отказался от своих трагических духовных заблуждений), отлучение, которым он сам себя отверг от Церкви, снято быть не может. Это означает, что канонически его церковное поминовение невозможно. И все же сострадательное сердце любого христианина, читающего художественные произведения великого писателя, не может быть закрыто для искренней, смиренной молитвы о его душе." [Архимандрит Тихон (Шевкунов]
http://www.ruskline....20/prihod_tolstogo/
14. Читатель : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-21 в 02:04

Лев Николаевич был сторонним наблюдателем по натуре. Однако небезразличным не равнодушнымЮ но не придирчивым и мстительным. Он разделял людей высокого искреннего душевного склада и мертводушных и не скрываясь об этом говорил. Это совсем не мало, учитывая талант его писательского слова.
13. А.В.Шахматов : Ерусалимецу!
2010-11-21 в 00:50

Не верю этой сказке,я был другом В.М.Клыкова,так что не надо,да ещё и в Праздник.
12. Ерусалимецъ : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-20 в 23:58

Ясным июльским днем 1989 года мы со скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым и его помощником Георгием Трошиным возвращались из Дивеева. Дорога была пустая. Я вел «Ниву», Вячеслав Михайлович сидел рядом, Георгий сзади.

Мы спорили о Толстом. Клыков никак не мог примириться с тем, что великий писатель был отлучен от Церкви и до сих пор это отлучение не снято.

- Что же из того, что в церковных вопросах он заблуждался? Но это был настоящий гений! А его религиозные искания сейчас никому не интересны. Остались «Война и мир», «Анна Каренина»...

Я пытался возражать, что никто не отрицает художественный гений Толстого, но надо смотреть правде в глаза - Толстой к концу жизни стал беспощадным и сознательным врагом Церкви Христовой, сам разорвал общение с нею, глумился над самым святым, что есть в христианстве и наконец отвратил от Церкви и от Бога огромное множество людей, так что недаром Ленин называл его «зеркалом русской революции».

Вячеслав Михайлович в те годы только приходил в Церковь, это было его первое паломничество в Дивеево к преподобному Серафиму и переоценка ценностей, как и у всякого, происходило в нем тяжело и болезненно. К тому же Клыков сам был в первую очередь художник: талант и тем более гений оставались для него превыше всего и никому неподсудны. Он вновь стал убеждать нас, что всякий гений от Бога. Я напомнил, как отец Иоанн Крондштадский называл Толстого не просто злым гением, но предтечею антихриста, а его борьбу с Церковью - делом дьявольским, за несколько лет предсказал его несчастное бегство Льва Николаевича из родного гнезда, неудачную попытку покаяния и смерть в полном духовном одиночестве.

Но все это были слова, слова, слова... Я не мог убедить Вячеслава Михайловича... нет, не разлюбить Толстого как писателя, а понять, почему его борьба с Христовой Церковью была так страшна, что Священный Синод пошел на столь тяжелый шаг как отлучение. Поняв, что не переубедим друг друга, мы замолчали. Вячеслав Михайлович задумчиво смотрел вперед. Машина мчалась по залитой солнцем дороге среди бесконечных полей.

Вдруг я заметил, что Вячеслав Михайлович напряженно вытянулся, устремив расширившийся от ужаса взгляд куда-то верх .

- ТОЛСТОЙ! - закричал он не своим голосом, указывая пальцем ввысь.

Ничего не понимая, я перевел взгляд в небо - и сам чуть было не закричал: прямо перед нами посреди ясного лазоревого горизонта нависало ослепительно белое облако - голова великого писателя.

Я резко нажал на тормоз, стараясь только не потерять управление: оторвать взгляд от этого зрелища было невозможно. Потрясенные, мы все трое вышли на дорогу.

Ничего подобного ни один из нас не видел за всю свою жизнь: облако, висевшее перед нами, с поразительной скульптурной точностью повторяло растрепанную, с огромной бородой голову Толстого. Крупный тяжелый нос картошкой, высокий лоб, резкий взгляд из-под густых бровей... Казалось, это какой-то совершенно волшебный мраморный бюст висит в небе.

Несколько секунд мы стояли молча, потом стали наперебой делиться своими впечатлениями; повторяю, в облаке не было абсолютно никакой двусмысленности - перед нами был Лев Толстой! Непонятно, что более нас потрясло: этот природный феномен или то, что мы лишь несколько минут назад так горячо спорили о Толстом.

Вдруг изображение в небе стало меняться: налетел ветер и внутри облака на наших глазах начались бурные метаморфозы. Лицо странно вытянулось, нос картошкой принял совершенно иную форму - тонкий, крючкообразный, он хищно навис над ухмыляющимися губами, огромная борода отлетела и осталась лишь острая эспаньолка... За несколько мгновений перед нами совершилось превращение в такую страшную мефистофельскую бесовскую личину, что Клыков, схватившись за голову, закричал:

- Я понял, понял! Не надо!.. Еще несколько секунд облако дрожало над нами, казалось, для того, чтобы увиденное навсегда запечатлелось в нашей памяти, потом налетел вихрь и в клочья разметал все по небу.

Архимандрит Тихон (Шевкунов
11. А.В.Шахматов : БЕЗБОЖНИКИ...
2010-11-20 в 23:39

Москва превращается в аул из-за таких,как вы, борисов,начиная с Ельцина..,которые даже не знают,что есть Господь и Царство Небесное.
10. Борис : Шахмату
2010-11-20 в 21:59

Какой господь?в каком царствии?
9. Борис : Страные слова из уст пастыря овец православных...
2010-11-20 в 21:55

Тому кто хулил ХРИСТА вы поёте диферамбы! Теперь становится ясно почему Москва в аул преврашается.
8. Русский Сталинист : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-20 в 19:49

Когда Толстой уже лежал на смертном одре на станции Астапово к нему приезжал преподобный Варсонофий Оптинский, но родные Толстого не пустили его к умирающему.
Почему он приехал?
Куда так стремился престарелый писатель, ушедший из своей усадьбы в холодную ночь?
Как прошли последние часы и минуты земной жизни Льва Николаевича, о Ком думал он, к Кому взывал?
Никто из нас не знает и не может знать ответов на эти вопросы, а посему- не стоит обличать и выносить окончательный приговор, присваивая себе Суд Божий.
Душа, жизнь и смерть каждого человека- великая Тайна Божья, недоступная человекам.
И разбойник благоразумный на кресте в последний миг спасся.
7. Русский Сталинист : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-20 в 19:27

Полностью согласен с мнением о. Александра о великом русском писателе Л.Н.Толстом.
6. А.В.Шахматов : ВСЕХ С МИХАЙЛОВЫМ ДНЁМ!!!
2010-11-20 в 15:28

Да простит Господь все прегрешения Льва Николаевича Толстого и примет его душу в Царстве Небесном!
С Праздником Святого Архистратига Михаила,дорогие земляки!
5. Екатерина Домбровская : Fdnjhe
2010-11-20 в 14:42

Спасибо, Батюшка за это очень хорошее слово в память человека и писателя Льва Николаевича Толстого. Дороже всего то, что Вы здесь видите человека, сострадаете и соболезнуете и воздыхаете сердцем, и слова, сказанные Вами о гордыне и о тщеславии, и о параличе воли - звучат как самые дорогие слова истинной сострадательной любви. Редкость это, когда критики, разбирая наследие гениального писателя или художника вспоминают о том, что это был человек, имел душу и что у Бога все живы.
Добавить хотела бы маленькую деталь... Православное сердце не может не быть благодарным - оно поминает всю жизнь даже и безвестного человека в метро, уступившего тебе место. А тут человек, который много добрых минут подарил большинству из нас. Многие с дней юности и молодости проходили "через Толстого", двигаясь к Достоевскому и вместе с последним - ко Христу во времена, когда рядом могло не быть ни единого человека, который бы сказал хоть слово о Христе. А детские воспоминания "Детства"? Шедевр русской жизни и литературы, - кто не жил буквально "внутрь" этих страниц, не дышал воздухом давней подлинной России, незаметно впитывая в себя воздух ее мира, ее душу и культуру.
Примите, дорогой отец Александр, мой низкий поклон.
Примите мой нижайший поклон.
4. Евгеник : Re: Великой семьи заблудившийся сын
2010-11-20 в 14:07

У Толстого - одна беда, семейная жизнь, и все об этом знают. Что такое деспотичная жена. Я знаю, что это такое-удавиться хочется. И он, так понимаю, не выдержал. Так что пробемы в семье. Ела они его поедом. Софья чертова, такого человека загубила.
А ведь он был ПИСАТЕЛЬ, талантливый...
Такие бабы губят настоящих мужчин
3. Лев : Ответ Льва
2010-11-20 в 13:09

"...знаю, что вы сами большей частью запутаны, обмануты, загипнотизированы, часто поставлены в такие условия, при которых для вас признать истину - значит осудить всю свою предшествующую деятельность, иногда многих десятилетий..." Лев Толстой. К духовенству.
2. р.Б. Александр : Золотые слова
2010-11-20 в 10:18

Спаси Господи, батюшка!
1. А.В.Шахматов : ПОЗДРАВЛЯЮ!
2010-11-20 в 10:09

Замечательная статья,низкий поклон отцу Александру!Лишь с одним промахом-Лев Николаевич был против "архирейства",а не Церкви в целом.Речь идёт о том "духовенстве" которое в итоге предало русского Царя, в революционное время,в начале прошлого века.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме