15 ноября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил открытие VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи», сообщает Патриархия.Ru.
Его Святейшество выступил с приветственным словом к участникам форума. Он отметил, что «за 10 лет своего существования богословские конференции Русской Православной Церкви стали важной площадкой, где на академическом уровне обсуждаются актуальные вопросы церковной жизни и церковного служения». «Сегодня этот форум имеет международный статус, и мы с удовлетворением приветствуем здесь представителей братских Поместных Православных Церквей, а также представителей иных Церквей и христианских общин. Думаю, что такого рода академические встречи являются важным элементом общеправославного взаимодействия и совместного богословского осмысления стоящих перед нами задач», - подчеркнул Патриарх.
«Сегодня в нашей Церкви запущен процесс широкого соборного обсуждения и основательного продумывания важнейших вопросов церковной жизни и служения. Для этого учреждено представительное Межсоборное присутствие. Идея создания такого органа была сформулирована на последнем Поместном Соборе: выслушав некоторые очень критические, недоуменные голоса, Собор принял решение создать постоянно действующий соборный орган, который должен изучать существующие в Церкви проблемы — богословские, пастырские, литургические, церковно-практические, касающиеся сферы церковно-государственных и церковно-общественных отношений», - продолжил Предстоятель РПЦ.
По его словам, «в основу новой системы соборной мысли, соборной работы был положен опыт Предсоборного присутствия, которое действовало в начале XX века и запустило механизм, приведший в конце концов к знаменитому Собору Русской Церкви 1917-1918 гг. — первому Собору за многие столетия, который произвел действительно очень важные перемены в жизни Церкви, по крайней мере, на теоретическом уровне». «И то, что эти перемены не смогли осуществиться во благовремении, было связано с последующими революционными событиями, с гражданской войной и с принципиальным изменением положения Церкви в стране», - заметил Его Святейшество.
Патриарх также объяснил, почему присутствие назвали Межсоборным. «Потому, что на Соборах невозможно принимать решения, касающиеся важных сторон церковной жизни, без всестороннего обсуждения с широким привлечением не только богословов-специалистов, но и всех заинтересованных людей, всего народа Божьего. Никакие скороспелые решения на Соборах не могут сегодня помочь реально решить те проблемы, которые существуют в церковной жизни и которых, как оказалось, очень много, — потому что все эти проблемы должны решаться исключительно на основе тщательного богословского анализа, с последующей апробацией Полнотой Церкви», - отметил Патриарх Кирилл.
«Мы не ставим никаких временнЫх рамок: мы не говорим, что эта проблема должна быть решена через столько-то лет, а другая — через столько-то лет. Мы запускаем механизм соборного осмысления. Постоянно действующее соборное начало — это уникальный орган, которого никогда не существовало в Церкви. Мы не собираем время от времени Собор, а учреждаем постоянно действующий орган соборного осмысления проблем, стоящих перед Церковью и перед родом человеческим», - добавил он.
Патриарх заметил, что «все важные церковные решения должны приниматься на основе тщательного теоретического осмысления». «В этом смысле совершенно очевидны актуальность и востребованность богословия для церковной практики, в том числе и как инструмент церковной власти. Не должно быть разрыва между богословским процессом и учительным авторитетом Церкви, то есть между богословием и церковной властью. Богословие призвано к осмыслению хранимого Церковью Божественного Откровения и многовекового церковного Предания. Именно теоретический богословский анализ должен быть основой и ориентиром для практического применения духовного и интеллектуального наследия Церкви в современных условиях ее жизни и служения. Но, к сожалению, в этом отношении далеко не все гладко. Мы должны честно признать, что далеко не всегда богословская теория лежит в основе церковной практики. И богослову-теоретику сегодня гораздо проще написать монографию, чем предложить богословски выверенное и убедительное основание для принятия церковной властью тех или иных конкретных решений, касающихся внутренней или внешней деятельности Церкви», - продолжил он.
Патриарх Кирилл отметил, что «Православная Церковь свято хранит сокровищницу аскетического наследия и древних, и новых отцов». «Это великое богатство, стяженное трудами множества подвижников, на своем опыте приобретших навыки успешной борьбы со страстями и похотями ветхого человека, опять-таки нуждается в актуализации. Но актуализацию аскетической основы христианской жизни, что заложена трудами и опытом святых отцов, ни в коем случае нельзя понимать как поверхностную адаптацию аскетических принципов к современной жизни. Если мы будем говорить только о том, что нужно подправить в аскетике — реформировать, подменить, облегчить, если мы пойдем по пути формирования некоего «облегченного христианства», это будет огромной ошибкой. По этому пути уже шли в прошлом, и никогда этот путь не приводил к цели. Кроме того, мы должны иметь в виду ошибки, происходящие не только в православной среде, но и вообще в мировом христианстве, когда неудержимое желание адаптировать евангельские принципы к современной жизни приводит к выхолащиванию самих этих принципов, когда создание системы, которая якобы облегчает человеку восприятие аскетической основы христианской традиции, на самом деле приводит к полному пренебрежению всякой основой и к отказу от всякой аскетики», - продолжил Его Святейшество.
Поэтому, по его словам, «актуализация не является механической адаптацией». «Мы живем в информационном обществе, где распространение греха и порока зачастую ставится на индустриальную основу. В этом обществе уже нет сдерживающих нравственных основ, характерных для традиционного общества. Традиционное общество своими правилами сохраняет модель нравственного поведения. Постиндустриальное информационное, так называемое плюралистическое общество отказывается от всяких моделей, которые сохраняют нравственную традицию. В этом обществе действительно нет сдерживающих нравственных основ, и многое из того, что считалось противоестественным, немыслимым, греховным, противным человеческой природе, ныне воспринимается и пропагандируется как норма. Все это, безусловно, накладывает совершенно новый отпечаток на ситуацию, в которой христиане обретают свой духовный опыт», - заметил его Святейшество.
По словам Предстоятеля РПЦ, «этическая проблематика оказывается сегодня одним из важнейших пространств для диалога и полемики Церкви и общества по основополагающим аспектам общественного бытия и острым проблемам современности». «И еще раз хочу сказать: от того, как люди будут решать все эти нравственные проблемы, зависит само выживание человеческого рода. Обсуждение вызовов современной эпохи, чем также будет заниматься наша конференция, важно, в первую очередь, для совершенствования миссии Церкви. Иногда приходится слышать скептические высказывания о том, что современность не слишком важна для Церкви, живущей во Христе, Который "вчера, сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13:8). И в этом есть большая доля правды. Церковь ориентирована на вечность. В этом смысле Церковь всегда присутствует в эсхатологическом измерении, вне времени. Наши ценностные ориентиры сфокусированы на вечность, а для человека мятущегося, увлеченного повседневными хлопотами, не имеющего даже возможности остановиться и подумать, фокус лежит в устройстве быта, в организации семейной жизни, в посещении магазинов, в получении образования, в карьере…», - продолжил он.
В заключение Святейший Патриарх Кирилл от всего сердца пожелал успехов конференции, которая собралась для обсуждения такой важной темы, и еще раз напомнил, что «польза от всех наших богословских изысканий будет тогда, когда их результаты можно будет включить в реальную церковную работу». «Теоретическая, лабораторная работа и сопутствующая этой работе дискуссия специалистов является необходимым делом. В таких коллективах говорят на особом языке, а решение задач, которые такие коллективы ставят, часто не очень понятно для простого человека. Но если конечный результат такой лабораторной работы не направлен на людей, то он теряет смысл. Поэтому, приветствуя в этом зале высоких представителей богословской науки, я бы хотел пожелать не только того, чтобы работа форума, доклады, дискуссии были на высоком богословском уровне, но и того, чтобы результаты вашей работы могли быть реально включены в современную повестку дня Православной Церкви», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.