В связи с этим, корреспондент издания задал православным священнослужителям вопросы: Нормально ли такое положение вещей? Как его можно объяснить? Следует ли его изменять, и если да, то как?
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в поселке Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, считает предложенное ВЦИОМ противопоставление «советский – антисоветский» странным и неуместным в наше время. «В этом, на мой взгляд, присутствует совершенно ненужная политизация, попытка возрождения давно изжившего себя противостояния советской власти и диссидентского движения», - сказал он.
«В результатах опроса ничего удивительного я не вижу. Опрошенные по большей части родились еще в советскую эпоху. Никакого положительного смысла в отрицании советского периода как составной части общей русской истории и, следовательно, в вычеркивании его из своей жизни они не видят. По-моему, это нормально», - сказал священник.
«Нужно, конечно, учитывать и психологические особенности, и особенности воспитания, образования, и культурный уровень опрошенных, характер и различные ракурсы сопоставления советской эпохи с сегодняшними реалиями. Важно, чтобы осмысление нашей истории и культуры, в том числе и в советский период, не прекращалось, но затрагивало также и духовно-нравственный аспект», - заключил он.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также не видит в результатах опроса ничего странного.
«Подобное положение вещей представляется мне совершенно нормальным. Потому что для любого человека преимуществом является стабильная, понятная, безопасная жизнь, в которой присутствуют ясная идея, перспектива и конечная цель. Об этих целях и идеях можно, конечно, спорить. Но это лучше, чем полное отсутствие идей и целей», - сказал он.
«Естественно, человек сравнивает то, что есть сейчас, с тем, что было в советский период. И в том, что касается современной жизни и будущего России, он просто не может правильно сориентироваться», - отметил священник.
«Сформулируйте, наконец, для нашего общества, для народа ту конечную цель, к которой мы движемся, относительно которой происходило бы и осмысление нашего бытия; укажите хотя бы направление, чтобы определить вектор приложения наших сил. И если эта идея будет воодушевлять людей так же, как в свое время воодушевляла идея строительства нового общества, то советская эпоха останется, наконец, в прошлом, как осталась в прошлом, например, Римская империя», - заключил он.
Ненормальным считает предпочтение, которое в России отдают «советскому» перед «антисоветским», заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина игумен Лука (Степанов).
«Абсолютно ненормально, что сегодня в России слово «советский» вызывает больше положительных эмоций, чем «антисоветский», - заявил он. По мнению священника, такое положение вещей связано, скорее всего, с тем, что для многих современников советский период - это этап юности и относительной беззаботности. «Большинство наших современников застали советскую власть в период своего взросления, учения, семейного определения: вряд ли со словом «советский» связывают такие же добрые чувства бывшие политические заключенные. А «антисоветский» на психологическом уровне у большинства ассоциируется с наказанием. Хотя для меня совершено очевидно, что только антисоветское и может быть чем-то благородным, поскольку советская идеология по своей сути антихристианская и человеконенавистническая. Но не думаю, что обыватель в этом глубоко разбирается», - отметил отец игумен.
По его словам, «сложившейся стереотип в отношении терминов «советский» и «антисоветский», безусловно, стоит менять. Однако современное Российское государство считает себя правопреемником Советского Союза, что в значительной степени затрудняет возможность изменить такое положение вещей. «Вряд ли в ближайшее время русские переменят отношение к слову «советский», поскольку им не доводилось сидеть в советских лагерях», - заключил отец Лука.