Министр образования Андрей Фурсенко отметил некоторые тенденции дальнейшего развития высшей школы, ее сотрудников, рассказал о критериях оценки деятельности аспирантуры, профессуры и о том, как должны начисляться стипендии и зарплаты в научной среде. В частности, с 2011 года финансирование вузов переходит на систему субсидий и среднюю зарплату педагогов высшей школы необходимо поднимать, но при одном условии: вырастут доходы не у всех.
«Это не будет раздача денег всем и каждому. Будет оценка эффективности каждого сотрудника. Результаты должны быть прозрачными. Они должны быть представлены в Интернете. Всем должно быть известно, какие требования предъявляются к ученым, какие результаты они должны показать, и за что они получают зарплату. Необходимо понимать, что равномерного увлечения зарплат не будет», - заверил Фурсенко.
Помимо зарплаты ученых и преподавателей вузов, на заседании также обсуждались вопросы поддержки студентов и аспирантов. «Сегодня только 23% аспирантов защищают диссертации. Мы увеличили срок аспирантуры с 3 до 4 лет. Необходимо существенно увеличивать стипендии, но надо понимать, что значительная часть выпускников идет в аспирантуру не для того, чтобы наукой заниматься, а чтобы потусоваться. Мальчики - от армии бегают, девочки - просто не знают куда деваться. Вузы в свою очередь не готовы обеспечить нормальную стипендию аспирантам. Раз не могут - не надо и просить увеличения мест для аспирантуры. Нет денег - не строй коммунизм. Это старая шутка», - сказал А.Фурсенко.
Также на пленарном заседании конференции ведущих университетов была затронута тема утечки мозгов. По мнению Фурсенко, не так хорошо на западе, как об этом говорят. «Количество ученых, которые остаются в науке, начинает расти. Если мы поставим систему адекватную систему повышения зарплат, то мы сохраним ребят. Говорить о том, что наши ученые, аспиранты повально уходят в бизнес и едут работать заграницу нельзя. Условия там не такие комфортные, как говорят и ждут там далеко не всех».
Фурсенко признался, что он и сам недоволен тем, что сегодня происходит в высшей школе. Но, по его словам, министерство устало от жалоб вузов и просит выходить на ведомство уже с конкретными предложениями. «Я считаю, что одна из задач ассоциации - это конструктивное взаимодействие критиков того, что происходит в высшей школе. У нас сегодня есть большая неудовлетворенность тем, как сегодня работает высшая школа, как развивается наука», - пояснил министр.