В этом году отмечается столетняя годовщина смерти Льва Толстого, который скончался 7 (20) ноября 1910 г. Западная пресса отмечает, что юбилейные торжества проходят повсюду – кроме родины писателя. Действительно, по сравнению с недавним юбилеем Гоголя, нынешняя годовщина Толстого в России остается почти не замеченной, отмечает Regions.Ru.
«Как вы думаете, чем вызвано такое невнимание? Как вы относитесь к Толстому?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Владимир Силовьев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, главный редактор Издательства Московской Патриархии, возмущен невниманием к юбилею великого писателя. «Не может быть, чтобы наша страна забыла о Толстом - создателе мировых шедевров, чьи произведения входят в нашу жизнь с самого детства! Я просто не верю, что эта знаменательная дата никак не будет отмечена. Надеюсь, нас еще ожидает полноценный комплекс мероприятий», - сказал он.
«Я надеюсь только, что эта дата не вызовет очередных спекуляций на тему отлучения Толстого от Церкви. Анафема - это не дисциплинарное церковное наказание, а констатация того факта, что Толстой находится вне Церкви, и его религиозное учение наносит вред и его собственной душе, и другим людям», - добавил отец Владимир.
«Я хорошо отношусь к Толстому и большей части его художественного творчества. Самые сильные возражения вызывает его изложение Евангелия, которое, по мнению не только церковных, но и многих светских исследователей его творчества, настолько слабо по уровню, что лучше бы он его и не писал и не рассуждал о том, чего не понимает», - сказал протоиерей.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, с удивлением узнал, что Россия практически проигнорировала юбилей. «Чем вызвано такое невнимание, я не знаю. Это очень странно. Может быть, народ уже стал немного другим?» - сказал он.
«Отношение к Толстому у меня сложное. Это, конечно, уникальное явление в мировой культуре. Но я различаю, с одной стороны, его художественное творчество (отрицательно я отношусь только к "Воскресению" и некоторым поздним вещам) - а с другой стороны его религиозно-философские "умствования", с которыми я не могу согласиться. В моем представлении это человек глубоко несчастный, запутавшийся в собственной "философской системе", проповедуя одновременно и любовь, и разрушение, т.е. ненависть», - сказал отец Сергий. «Но не нам его судить. На все - Суд Божий», - заключил протоиерей.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также очень высоко ставит Толстого-писателя и не слишком ценит Толстого-мыслителя. «Я отношусь к Толстому как к великому русскому писателю и мастеру слова, который при этом совсем не был мыслителем; в рассуждениях которого и о русском народе, и о русской истории, и, тем более, о христианстве, на мой взгляд, отсутствует минимальная глубина понимания этих тем», - сказал он.
«То, что у нас эта важная дата практически никак пока не отмечается, мне представляется досадным недоразумением, которое еще не поздно исправить. Популярность же Толстого на Западе связана, по-моему, не столько с осознанием истинного масштаба его художественного таланта (Запад никогда этого на поймет), сколько с "толстовством" - антихристианской интеллигентской идеологией, которая всегда дает Западу лишний повод "уколоть" русское православие», - добавил отец Алексий.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, также осудил молчание вокруг толстовского юбилея. «Я сам весьма удивлен таким отношением к тому, что является нашим достоянием, к столь важной дате, связанной с именем великого писателя. Видимо, есть темы, которые кажутся нашему обществу более актуальными», - иронически заметил он.
«Для меня лично Толстой - это, с одной стороны, великий писатель и великий мыслитель. С другой стороны, это человек заблудший, у которого были сложные отношения с Церковью и свое особое – и на мой взгляд, неверное и примитивное - понимание христианства. Но он искренне искал Истину, искал Христа, хотя и заблуждался. И очень жаль, что даже в самом конце жизни он так и не смог вернуться в лоно Матери-Церкви через покаяние», - заключил отец Гермоген.