itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Патриарх Кирилл: Нам надо преодолеть всякую косность и всякое обрядоверие

Предстоятель Русской Церкви предостерег от исполнения обрядовой стороны в ущерб духовной жизни

0
173
Время на чтение 5 минут
Патриарх КириллВчера, 31 октября, в неделю 23-ю по Пятидесятнице, день памяти апостола и евангелиста Луки и прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах, а затем Божественную литургию в нем. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом, сообщает Патриархия.ru.

«С особым чувством я совершил сегодня Божественную литургию в храме Святой Троицы в Хохлах и освящение этого храма. В этом году храм празднует 400-летие упоминания в хрониках. Может быть, он старше, чем этот срок, но и 400 лет - это огромный период. Чего только не произошло на нашей земле за эти годы! И Церковь наша, и народ наш сотрясались многими конфликтами, трагедиями, которые до сих пор окончательно не изжиты из нашей жизни и не истерты из нашей исторической памяти», - отметил Патриарх Кирилл.

«Наверное, людям, жившим тогда, 400 лет назад, было никак невозможно представить наш XXI век, - продолжил он. - Видимо, одно прикосновение к этой реальности нанесло бы величайшую травму тем людям, потому что весь образ и ритм жизни, отношение к окружающему миру были тогда иными. Но все, что произошло с нами, с родом человеческим, произошло постепенно. С одной стороны, это дает людям основание и физическую возможность привыкать ко все новым и новым условиям жизни, невероятно отличающимся от тех, которые были в старину. Это постепенное включение в новые обстоятельства времени и обеспечивает выживание человеческого рода. Но, с другой стороны, в этой постепенности есть некая опасность привыкания, в том числе - привыкания ко злу».

«Церковь, живущая традицией, преданием, живет вне времени - не как историческая реальность, а как мистическая, духовная реальность. Церковь - это Церковь на земле пребывающих и на небе, Церковь, воинствующая с грехом здесь, на земле, и торжествующая во славе. Церковь принадлежит миру и своему времени и одновременно - вечности. Это помогает Церкви сохранять некий единственно правильный и абсолютный критерий распознания добра и зла», - сказал Предстоятель Русской Церкви.

Тем не менее, отметил Патриарх, «и в жизни Церкви иногда возникают суеверия, ереси, расколы, которые помрачают жизнь Церкви и ослабляют ее свидетельство миру. Вот и за эти 400 лет многое произошло с нашей Церковью. И расколы, и разделения, и попытки соблазнить ересями - все было. Но по милости Божией Церковь жива и несет свое свидетельство людям. Почему же это происходит? От того ли, что человек, принимающий Таинство Крещения и входящий в Церковь, обретает некие сверхъестественные способности? От того ли, что каждый христианин имеет некую особую интуицию? От того ли, что каждый член Церкви обладает той силой разума, которой не обладают другие? Отнюдь. Не силой человеческой сильна Церковь, а силой Божией».

«В сегодняшнем апостольском чтении к Ефесянам мы находим такие замечательные слова апостола Павла: Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8-9). Если Церковь и сохраняет критерий распознания добра и зла, если она сохраняет способность проповедовать Божию истину миру, то не потому что она говорит устами особых, умных или образованных людей, не потому что в ней сконцентрирована некая человеческая мудрость, а только потому, что в ней пребывает живой Бог силой Духа Своего Святаго. А почему апостол Павел так сильно и ясно сказал о том, что человек спасается благодатью? И в этом послании к Ефесянам, и в послании к Римлянам он постоянно настаивает на том, что дела закона не спасают человека. О каком законе говорил апостол? Он говорил о ветхозаветном законе. Именно поэтому его слова воспринимались как кощунственные многими благочестивыми иудеями, веровавшими в то, что именно делами закона спасается человек. А ведь закон тот не был человеческим законом - ведь то был закон Божий, переданный людям через Моисея, через пророков, через всю благочестивую традицию ветхозаветной Церкви. Почему же делами того закона не спасался человек? Бог дал закон избранному народу для того, чтобы хранить истину. Еврейский народ был маленьким народом, который мог бы с легкостью затеряться в море других народов, но ему было предназначено хранить Божию истину, хранить истину Откровения. И для того, чтобы эта миссия была исполнена и в народе том родился Спаситель, и был дан закон со множеством предписаний, которые должны были определять весь строй жизни человека», - подчеркнул Патриарх Кирилл.

«Почему же в таком случае делами того закона не спасался человек? - задается вопросом Предстоятель Русской Церкви. - Неслучайно апостол Павел говорит о благодати Божией. Та же самая мысль, но несколько иначе выраженная, содержится и в Ветхом Завете: Жертва Богу - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). Значит, важен был не закон сам по себе, не буквальное его исполнение, а результат этого исполнения - чистое сердце, сокрушенное пред Богом, сознающее свой грех, сознающее необходимость связи с Творцом, личность, пребывающая в молитве и в покаянии. И когда закон стал восприниматься людьми как некая только внешняя форма жизни, определяющая отношения друг с другом, с окружающим миром, включающая в себя множество иных предписаний, когда вся ценность религиозной жизни была сведена к исполнению буквы закона, когда закон через это буквальное восприятие потерял свой смысл, свою реальную силу, вот тогда и пришел Господь. И что же Он сказал? Он сказал, что пришел не отменить закон, но исполнить. Он пришел для того, чтобы помочь людям исполнять закон, целью которого является общение человека с Богом».

«И Господь научил нас Своему новому закону, Новому Завету, который, не отменяя Завет Ветхий, наполняет человеческую жизнь великой силой - силой Божественного присутствия. Апостол Павел подчеркивает это. Он не говорит о том, что дела безразличны, как это иногда трактуют некоторые люди, впадающие в ересь и считающие, что человек автоматически спасается Божественной благодатью. Они утверждают, что вне зависимости от того, какие дела совершает человек, он спасается по благодати, если имеет веру; и ссылаются на этот текст святого апостола Павла, забывая о следующих словах: Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нас исполнять (Еф. 2:10). А потому упование на благодать не должно исключать внутреннего, духовного подвига, доброделания, жизни, в которую был бы включен другой человек, той жизни, которая исключает всякий эгоизм и самолюбие. Памятуя о том, что человек спасается не делами закона, а благодатью Божией, нужно всегда помнить и о заповеди, данной апостолом, - творить добрые дела во имя Господа Иисуса Христа», - напомнил Патриарх Кирилл.

«А, может быть, все то, о чем мы говорим, не имеет отношения к современной жизни? В самом деле: какой еще закон? Кто знает все эти более чем 600 предписаний древнего закона Ветхого Завета, какое все это имеет отношение к современной жизни христиан и вообще современных людей? На самом деле имеет отношение. Вот и сегодня можно видеть, как наша религиозность теряет силу. Порой мы видим путь спасения исключительно во внешней стороне религиозной жизни, во внешнем исполнении церковных предписаний. А где же сердце сокрушенное и смиренное, которое Бог не уничижит? И зачем тогда жертвы, если сердце не становится сокрушенным и смиренным? И если говорить о разделениях, которые постигли Церковь нашу в течение последних 400 лет, можно вспомнить и тот самый грех законничества, исполнения обрядовой стороны - часто в ущерб духовной жизни человека», - считает Первоиерарх.

«Сегодня слова апостола Павла звучат очень актуально. Они требуют от нас преодолеть всякую косность, всякое обрядоверие, всякое стремление внешним исполнением закона прикрыть свою жизнь, далекую от Бога. Как часто, напирая именно на эту внешнюю сторону жизни, мы тем самым еще раз пытаемся в очах Божиих получить оправдание, сознавая, что внутренняя наша жизнь далека от Его заветов. Церковь живет в истории. Она сохраняет и внешнюю сторону своей жизни, ибо эта внешняя сторона, как и ветхозаветный закон, призвана помогать людям сохранять истину. Но, принимая всем сердцем слова апостола Павла, мы должны постоянно корректировать курс своей религиозной жизни, проверяя, насколько мы соответствуем тому, о чем говорит и чему учит апостол», - отметил Святейший Патриарх Кирилл.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии