«Поползновения в экуменическом направлении в нашей Церкви усилились. Разве раньше мы не знали, что происходило на различных межрелигиозных симпозиумах и международных встречах? Мы все это знали давным-давно. Я священнослужитель с 1991 года, являюсь сыном священника, который прослужил 55 лет в Русской Православной Церкви, 42 года он был настоятелем Свято-Архангельского храма в одном селе. Всю свою жизнь я нахожусь в Церкви, общаясь со множеством священнослужителей», - сообщил пастырь.
«Экуменические поползновения нынешнего времени приняли иные формы, нежели это было раньше, - считает отец Анатолий. - Мы знали и раньше об экуменических встречах. Я с юности читал "Журнал Московской Патриархии", который широко освещал экуменические мероприятия, эти темы мы обсуждали в нашей церковной священнической среде. Но тогда было такое время, когда власть диктовала Церкви свои условия. Естественно, для того, что выжить, Церковь пыталась сохранить возможность свидетельствовать об Истине. Теперь же, когда власть фактически ни к чему не принуждает Церковь, ни к каким экуменическим встречам, отпала необходимость в экуменических мероприятиях».
«В нашем письме выражалось пожелание, чтобы от всех экуменических высказываний, сделанных порой в силу обстоятельств того времени, отказаться. Понятно, что Святейшему Патриарху необходимо встречаться с иноверцами и инославными, потому что он является Предстоятелем нашей Церкви. Он вынужден встречаться и общаться с людьми разных уровней. Но когда происходят встречи с людьми, исповедующими другие религии, на которых высказываются слова, которые смущают наше церковное сознание, тогда невозможно утаивать правду. Мы, священнослужители, учились в православных семинариях и духовных академиях, а теперь получается, что мы должны отказаться от всего того, чему нас учили в духовных школах. Нас призывают следовать совету отца Андрея Кураева: "Каноны поцелуйте и на полочку положите"», - сказал священник.
«Нас критикуют за то, что мы якобы в неподобающей тональности выразили свои тревоги, поступили с нарушением церковной иерархии, - продолжил отец Анатолий. - Конечно, теперь мы можем пожалеть о некоторых наших выражениях и их тональности, но если нам докажут, что мы были не правы, то мы всегда готовы смириться и попросить прощения. Но проблемы, о которых мы говорили, не надуманные. Мы никого не хотели оскорбить словами, которыми мы выразили свои тревоги. Мы стремились привлечь внимание к этой проблеме. Мы с болью наблюдаем за происходящим. И то, что СМИ подхватили эту тему, в очередной раз свидетельствует о том, что в церковной среде есть тревоги по поводу происходящего».
«Это письмо не является моим личным письмом, - пояснил отец Анатолий. - Это голос церковного народа - мирян, клириков и монашествующих. Многие поддерживают наше письмо. Вероятно, в нашем обращении есть какие-то неудачные выражения. Поскольку составители письма говорят в основном на молдавском языке, то, естественно, в русском варианте могут быть какие-то упущения. Мы готовы внести в письмо поправки, если возникнет такая необходимость. Мы не застрахованы от ошибок, любой может ошибиться. Но у нас нет, и никогда не было злого умысла или желания уйти в раскол, в чем нас обвиняют некоторые СМИ».
Что же касается приезда протодиакона Андрея Кураева в Кишинев, то, убежден священник, он «носил провокационный характер». «На его лекции, - напомнил он, -отвечая на вопрос, является ли Патриарх Кирилл моим Патриархом, я ясно и однозначно заявил, что признаю Патриарха Кирилла своим Патриархом, тогда же я заявил, что некоторые изречения, которые были им высказаны, вводят нас в смущение, поэтому мы хотели бы услышать ответы на наши вопросы».
«Для нас было радостно, когда нас пригласили пообщаться с владыкой Феогностом. В этом общении мы увидели, что есть желание, чтобы наши высказывания были кем-то услышаны, есть желание полемизировать в этом направлении. Но после этой встречи состоялся провокационный визит отца Андрея Кураева в Молдавию, который был нами воспринят крайне тяжело. После встречи с владыкой Феогностом у нас появилась надежда на то, что мы наконец-то будем услышаны, но вдруг в Кишинев приезжает отец Андрей и называет "Общество блаженной Матроны Московской" "сектой", а меня "подонком". Если бы его выпады касались только лично меня, я мог бы на них и не реагировать. Но он оскорбил народ Божий, неужели мы должны были промолчать?» - задается вопросом пастырь.
Вместе с тем, заметил отец Анатолий, «нас порадовало интервью сотрудника Синодального миссионерского отдела протоиерея Сергея Попова, который заявил о том, что отец Андрей Кураев перешагнул грань». «Можно признать, что появились сигналы, которые говорят о том, что отец Андрей Кураев не представляет Святейшего Патриарха Кирилла. Нас эти сигналы радуют», - сказал он.
«21 октября в Москве я провел пресс-конференцию в узком кругу православных журналистов, которые освещают эту тему, для того, чтобы открыто высказать нашу позицию и очертить наши намерения. Мы всегда готовы прислушиваться к тому, что нам говорят в свете православного вероучения и учения Святых Отцов. Но нас не хотят слушать, вместо этого нас обзывают и пытаются различными провокационными методами подтолкнуть нас к тому, чтобы мы ошиблись, допустили сгоряча какие-то высказывания. Это делается для того, чтобы потом наши неосторожные высказывания использовать для того, чтобы указывать на нас как на раскольников. Но мы не собирались и не собираемся уходить в раскол. Об этом нет даже и речи», - заверил священник.
«Мы призываем тех людей, которые знакомы с нашим обращением и читают то, о чем мы говорим, к тому, чтобы они не пришли в соблазн и раздражение. Для нас одно главное - чтобы высказывания делались согласно православному вероучению. Мы унаследовали нашу веру Православную от наших отцов и должны сделать все для того, чтобы ее унаследовали в чистоте и неповрежденности и наши потомки», - заключил протоиерей Анатолий Чибрик.