Этот день в Русской истории 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Этот день в Русской истории

23.10.2010


Сегодня день памяти преподобного Амвросия Оптинского и архиепископа Феодора (Поздеевского); также сегодня мы вспоминаем философа и богослова В.Н.Ильина и павших при освобождении Мелитополя в 1943 г.; завтра мы чтим память преподобного Льва Оптинского, вспоминаем основание Русского Монархического Собрания и чтим память павших при взятии Нотебурга в 1702 г. …

Преподобный Амвросий Оптинский (в миру - Александр Михайлович Гренков) родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Успешно закончив курс Духовной семинарии, он некоторое время был домашним учителем, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Еще в последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении Александр Михайлович не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение. Только осенью 1839 года он прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать Литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

Помогая старцу Макарию в издательской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руководством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необыкновенно живым, острым, наблюдательным и проницательным умом, просветленным и углубленным постоянною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и знанием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Достоевский, Леонтьев и Толстой.

В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были. Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре - пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один.

Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни 1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. 10 октября отец Амвросий преставился к Господу.

Архиепископ Феодор (Поздеевский)Сегодня день памяти организатора и первого председателя Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского), принявшего мученическую кончину в 1937 году.

Он родился 21 марта 1876 г. в селе Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии в семье священника и в миру звался Александром Васильевичем. В 1900 г. закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. На последнем курсе пострижен в монашество, вскоре рукоположен во иеромонаха. Служил преподавателем Калужской и инспектором Казанской духовных семинарий. В 1903 г. удостоен степени магистра богословия, в 1904 г. назначен ректором Тамбовской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

На этом посту его застала смута 1905-07 гг., и архимандрит Феодор принял живейшее участие в организации патриотического движения в Тамбове. Именно на его квартире в начале октября 1905 г. состоялось собрание 17 членов-учредителей Тамбовского Серафимовского Союза Русских Людей, (СРЛ) который был официально учрежден 22 октября. Тамбовский СРЛ был одной из самых активных провинциальных монархических организаций в России. Уже через год после открытия в нем состояло около 700 человек. Усилиями членов Союза было создано два самостоятельных отдела и более 50 сельских патриотических обществ. Своими успехами Тамбовский СРЛ был обязан прежде всего архимандриту Феодору, который стал его первым руководителем. Враги ненавидели неутомимого и неустрашимого борца за Веру, Царя и Народ, 3 мая 1906 г. на него было совершено покушение.

Распропагандированный революционерами семинарист стрелял в него из револьвера. О. Феодора заградил архимандрит Симеон (Холмогоров), оставшийся после этого выстрела на всю жизнь инвалидом (пуля попала ему в позвоночник и нижняя часть туловища осталась парализованной). В июле 1906 г. архимандрит Феодор был назначен ректором Московской духовной семинарии и оставил свой пост председателя Тамбовского СРЛ. В августе 1909 г. он стал ректором Московской духовной академии, а в сентябре 1909 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии.

После революции в мае 1917 г. владыка был освобожден от обязанностей ректора и назначен настоятелем Данилова монастыря в Москве. Он участвовал в работах Священного Собора Православной Российской Церкви. В июне 1920 он был впервые арестован за «антисоветскую агитацию» и почти два года находился в заключении. В марте 1923 г. снова арестован, в июне освобожден под подписку о невыезде. В августе 1923 г. Святейшим Патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа и в октябре назначен управляющим Петроградской епархией, но назначения не принял. Возглавлял оппозицию патриарху Тихону и митрополиту Сергию (Страгородскому) «Даниловского» или «Феодоровского» направления. В апреле 1924 г. вновь арестован, в октябре освобожден под подписку о невыезде, а в декабре снова арестован и сослан в Казахстан. В ноябре 1927 г. вернулся из ссылки, но без права проживания в 6 главных городах страны. В 1928 г. выслан на поселение в Казахстан и Оренбургскую область. В 1929 г. вновь арестован и приговорен к 3 годам заключения в Свирлаге. В январе 1933 г. снова арестован в г. Зарайске по делу «Партии Возрождения России» и приговорен к 5 годам ссылки, которую отбывал в Казахстане и в Сыктывкаре. В июле 1937 г. арестован и вывезен в Иваново по делу «Даниловского братства», приговорен к расстрелу. Есть сведения, что перед смертью в тюрьме принял схиму с именем Даниил в память прп. Даниила Московского.

В.Н.ИльинСегодня мы также вспоминаем Владимира Николаевича Ильина (1891-1974), философа, богослова, литературного и музыкального критика, композитора.

Ильин окончил физико-математический, историко-филологический и философский факультеты Киевского университета, Киевскую консерваторию по классу композиции. Зимой 1919 года приват-доцент Киевского университета Ильин покинул Россию. Жил в Константинополе, Берлине, Париже, где стал профессором русского Богословского института. Автор многих философских и богословских трудов, сочинил также три симфонии и две оперы.

Также сегодня мы вспоминаем: Василия Петровича Боткина (1812-1869), писателя, критика, искусствоведа, брата врача С.П.Боткина; Наталию Дмитриевну Фонвизину (урожд. Апухтина; 1803-1869), жену декабристов М.А.Фонвизина и И.И.Пущина, прототип пушкинской Татьяны Лариной; Александра Николаевича Веселовского (1838-1906), историка и теоретика литературы, фольклориста, этнографа, академика (1881); Владимира Васильевича Стасова (1824-1906), критика, историка искусства, сына известного архитектора, идеолога «Могучей кучки» и Товарищества передвижников; Евгения Николаевича Трубецкого (1863-1920) философа, публициста, общественного деятеля; Александра Андреевича Тихомирова (1850-1931), зоолога, ректора Московского университета (1899-1904), директора зоологического музея при нем; Владимира Николаевича Шапошникова (1884-1968), микробиолога, основателя отечественной технической микробиологии, академика АН СССР (1953).

Сегодня день памяти павших при освобождении Мелитополя (1943). Войска 4-го Украинского фронта после многодневных ожесточенных боев 23 октября полностью овладели городом и железнодорожной станцией Мелитополь, важнейшим и сильно укрепленным узлом обороны противника на Южном направлении. Немцы придавали исключительно важное значение удержанию города Мелитополя и рубежа обороны по реке Молочная, как последней позиции, запиравшей подступы к Крыму и нижнему течению реки Днепр. Об этом свидетельствует тот факт, что офицеры на этом участке фронта получали тройной оклад жалованья, а все солдаты награждались железными крестами. Таким образом, этот мощный оборонительный рубеж немцев оказался прорванным на решающем участке.

Преподобный Лев Отпинский Первый Оптинский старец преподобный Лев (в миру Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости он служил приказчиком по торговым делам и объездил всю Россию.

В 1797 году преподобный оставил мир и вступил в число братии Оптиной пустыни при игумене Авраамии, а через два года перешел в Белобережский (Орловской губернии) монастырь, где в то время настоятелем был иеромонах Василий (Кишкин), подвижник высокой духовной жизни. В 1801 году послушник Лев был пострижен в мантию с именем Леонид, в том же году 22 декабря рукоположен в иеродиакона, а 24 декабря в иеромонаха. Живя в монастыре, он проводил дни в трудах и молитве, подавая пример истинного послушания.

В 1804 году преподобный становится настоятелем Белобережской пустыни. До этого он недолго жил в Чолнском монастыре, где встретился с учеником молдавского старца Паисия (Величковского) отцом Феодором и стал его преданным учеником. Старец Феодор научил преподобного Льва, тогда еще отца Леонида, высшему монашескому деланию - умной молитве. С этого времени они подвизаются вместе.

Через четыре года отец Леонид оставил должность настоятеля и удалился с отцом Феодором и отцом Клеопой в тихую лесную келию. Но духовные дары подвижников стали привлекать в их уединение все больше народу, и они, стремясь к безмолвию, ушли в один из скитов Валаамского монастыря. На Валааме они прожили шесть лет. Но когда их высокая жизнь стала привлекать к себе внимание, они снова ушли, стремясь к безмолвию, на этот раз в Александро-Свирский монастырь. Там отец Феодор преставился в 1822 году.

В 1829 году преподобный Лев вместе с шестью учениками прибыл в Оптину пустынь. Настоятель, преподобный Моисей, зная духовную опытность преподобного Льва, поручил ему окормлять братию и богомольцев. Вскоре в Оптину прибыл и преподобный Макарий. Еще иноком Площанской пустыни он познакомился с преподобным Львом и теперь пришел под его духовное руководство. Он становится ближайшим учеником, сотаинником и помощником во время старчества преподобного Льва.

Преподобный Лев обладал многими духовными дарованиями. Был у него и дар исцеления. Приводили к нему многих бесноватых. Старчество преподобного Льва продолжалось двенадцать лет и принесло великую духовную пользу. Чудеса, совершаемые преподобным, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему, окружали его, и всем им, как мог, помогал преподобный.

Не без скорби приближался преподобный Лев к концу своей многотрудной жизни, о близости которого имел предчувствие. В июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начала строиться трапеза. «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу, - говорил преподобный Лев, - едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду». В сентябре 1841 года он начал заметно слабеть, перестал вкушать пищу и ежедневно причащался Святых Христовых Таин. В день кончины преподобного, 11 октября 1841 года, служили Всенощную в честь памяти святых отцев семи Вселенских Соборов.

Двуглавый орел В этот день в 1906 г. в Москве состоялся первый общий сход Русского Монархического Собрания - общественной организации, интеллектуального штаба монархистов Первопрестольной. РМС было создано по образу петербургского Русского Собрания, инициатором его открытия выступил лидер московских монархистов Владимир Андреевич Грингмут. На первых порах в состав Собрания входили практически все видные монархические деятели Москвы: почетными членами РМС были сщмч. митрополит Владимир (Богоявленский), епископ Никон (Рождественский), генерал Е.В.Богданович, Л.А.Тихомиров, А.С.Шмаков и др. Устав организации был утвержден 2 сентября 1906 г. В стенах Собрания обсуждались многие актуальные общественные и политические вопросы, выступали многие видные идеологи монархизма. После кончины Грингмута Собрание возглавил его заместитель сщмч. протоиерей Иоанн Восторгов. Русское Монархическое Собрание не обошли стороной расколы в монархическом движении, в 1909-10 гг. группа видных деятелей Собрания выступила против председателя о. Иоанна. После преодоления раскола Собрание снизило свою активность, однако выступало с различными починами. Так, в 1911 г. по инициативе РМС подвал Чудова монастыря, в котором томился и принял мученическую кончины Патриарх Гермоген, был превращен в церковь. В 1913 г. протоиерей Иоанн Восторгов согласно решения Св.Синода покинул пост председателя РМС, которое возглавил его заместитель публицист Б.В.Назаревский. Собрание продолжало свои заседания и во время Первой мировой войны, однако уже очень редко. Формально РМС прекратило свое существование в 1917 г.

Завтра день памяти павших при взятии крепости Нотебург (1702).
Во время Северной войны 1700-1721 гг. русские войска во главе с Петром I овладели крепостью Нотебург. Крепость была основана новгородцами в 1323 году на острове Ореховом и получила название Орешек. В 1611 году Орешек был захвачен шведами, переименовавшими крепость в Нотебург. Петр I дал новое название - Шлиссельбург, т. е. Ключ-город. Как крепость он просуществовал до 1810 года, но крепостные казематы еще долгое время служили как политическая тюрьма. В 1944 году Шлиссельбург был переименован в Петрокрепость.
Также завтра мы вспоминаем: Ивана Григорьевича Кольчугина (1801-1862), московского книготорговца, при котором основанная его дедом книготорговая фирма достигла наивысшего расцвета, а среди постоянных покупателей его лавки были С.Т.Аксаков, В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь и др., а также Митрофана Ивановича Неделина (1902-1960), Главного маршала артиллерии, главкома Ракетными войсками стратегического назначения СССР.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме