Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Алексий Масюк: «Молитвы Владыки Иоанна пред Престолом Божиим драгоценны и сильны»

Митрополит Иоанн (Снычев) / 08.10.2010


По словам петербургского пастыря, покойный Митрополит одним своим молчаливым присутствием мог озарить душу верой …

2 ноября особый день для православного Санкт-Петербурга. В этот день в 1995 году отошел ко Господу один из самых известных архиереев Русской Православной Церкви, любимый верующим народом митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Нынешний год – особенный, 2 ноября 2010 года исполняется 15 лет со дня кончины приснопоминаемого Владыки. В связи с этим в этот день по инициативе православных общественных организаций Санкт-Петербурга состоится вечер памяти митрополита Иоанна. Вечер организуют Собор православной интеллигенции, общественная организация «ДелоРус» при информационной поддержке «Русской народной линии». Руководители этих структур (А.П.Беляков, Б.Б.Сергуненков, А.Д.Степанов) вошли в оргкомитет мероприятия.

В памятном вечере, который состоится в Свято-Духовском центре Александро-Невской Лавры в 18.00, примут участие ученые, общественные деятели, писатели, публицисты, которые поделятся своими воспоминаниями о Владыке. Среди участников священнослужители Русской Православной Церкви, писатель Н.М.Коняев, публицисты Н.М.Симаков и И.В.Попов, издатель С.И.Астахов и другие. Организаторы надеются увидеть на памятном вечере гостей из других городов и весей России, где почитают петербургского старца. В программе вечера помимо выступлений показ фильма о Владыке, концертная программа.

К 15-летию преставления митрополита Иоанна «Русская народная линия» создала специальную страничку, посвященную его памяти, где будут собираться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке.

Мы попросили поделиться своими воспоминаниями о Владыке Иоанне известного петербургского священника, настоятеля Свято-Пантелеимоновской церкви в Удельной протоиерея Алексия Масюка.

Протоиерей Алексий МасюкДля общественной жизни России Митрополит Иоанн был шансом сделать опять нашу страну и нашу Церковь соответствующими своим историческим предназначениям и предначертаниям, которые даровал нам Господь. Это был шанс сделать так, чтобы наша Церковь осознавала национальную идею как служение Господу. Этот шанс, видимо, мы не приняли, и Владыка был скоропостижно отнят у нас по недостоинству всего русского народа. 

Говоря о личных воспоминаниях, то я вспоминаю великое тепло от праведника. А как иначе можно назвать человека, который без слов, просто своим молчаливым присутствием, мог озарить душу верой, вселить надежду и настроить на молитву? А это проявление уже сугубой праведности и благодатности. Так со мной случалось, по крайней мере, два раза. Когда я находился вблизи Митрополита Иоанна во время богослужения и просто у него на приеме, то меня охватывало совершенно редкое и может быть даже неповторимое духовное состояние молитвенности и покаяния.

Его слова, его писания остаются и сегодня величайшим учебником по русской истории для созидания характера русского человека как отдельно взятой русской души, так и созидания всего русского общества, всей соборной нашей бытийности. Если мы хотим научиться этому созиданию, то мы должны открывать труды Владыки Иоанна и следовать им. Все его предсказания оказались более чем справедливыми. Мы, к сожалению, идем сейчас тем трудным и тернистым путем, от которого он хотел нас предостеречь и отвратить. Но, видимо, дано нам испить эту чашу горькую до конца. Он, как любящий отец и печальник Земли Русской, сердцем болеющий за страну и народ, хотел повести нас другим путем, чтобы избежать этой горькой чаши.

Мы смотрим на Владыку Иоанна, как дети, потерявшие не только отца, но и праведника, молитвенника, попечителя. Мы осиротели не только в житейском смысле, но и в духовно-мистическом смысле, ибо с его кончиной мы лишились какого-то покрова, защиты. С другой стороны, мы как люди верующие знаем, что праведники у Господа обладают еще большей молитвенной силой. Поэтому молитвы Владыки Иоанна пред Престолом Божиим драгоценны и сильны. Это надежда на то, что мы не забыты перед Богом, и, что, пройдя этот тернистый путь смуты, мы все-таки придем к какому-то благому разрешению всех наших современных духовных, церковных, общественных тупиков, в которые мы зашли.

2 ноября, в день блаженной кончины Митрополита Иоанна, я совершу панихиду на его могилке, после чего состоится панихида у гробницы Императора Александра III. Это знак небесный, что два богатыря духа Русской земли отошли ко Господу в один день, хотя их кончину разделяет почти ровно сто лет.

Протоиерей Алексий Масюк,
настоятель Свято-Пантелеимоновской церкви в Удельной (Санкт-Петербург), специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. Елена KN : Re: Протоиерей Алексий Масюк: «Молитвы Владыки Иоанна пред Престолом Божиим драгоценны и сильны»
2010-10-08 в 21:48

Между двумя незаурядными, но очень разными людьми непонимание бывает. Но это - между ними (ровесниками и однокашниками, к тому же). И не повод сторонним судить и умалять одного или другого.
О таких оценках остроумно сказано:
"Мир просто судит: ругает, хвалит... Потому как только ему что посложнее подсунут, так от напряжения дым от головы идет и палеными проводами пахнет."
9. Екатерина Домбровская : Еве
2010-10-08 в 20:30

Да, от резкостей и строгостей, которые умел пользовать (и большей частью как спасительное врачество) в своей практике покойный владыка митрополит Питирим, порой можно было крепко поежиться. Но во многом - даже большей частью он был безусловно прав. Он лихо сбивал шапки мухоморов прелести с тех, кто любил поханжить и вообще не терпел низости, неблагородства, и церковного сюсюкания, как суррогатов подлинной святости.
Порой и владыкам доставалось... Ну что ж, мы знаем из истории Церкви примеры несогласий и даже противостояний между святыми. Нечего от этого шарахаться. Надо вникать в мотивы и контекст и тогда бояться будет нам нечего. Строг был Владыка Питирим - и слава Богу!
А светлая память Владыки Иоанна - ну нисколечко не уменьшается какими-то мелкими поклепками. Народ-то его, ох как любил! И до сей поры помнит сердцем. Но "Не говори с тоской их нет /Но с благодарностию были" (Жуковский).
8. большуха : не в осуждение, а в рассуждение
2010-10-08 в 18:40

Кажется перечитала все изданные работы Владыки Иоанна, и ни в одной из них, ни в воспоминаниях и дневниках, ни в других работах, нигде никогда он не осудил ни одного человека! А тут такие слова...вот так давно сказанные, а и сегодня вызвали в сердцах боль, вместо любви...Думаем, рассуждаем...по плодам узнаете их.
7. Ева : Екатерина Домбровская
2010-10-08 в 15:40

""А резкий слог и сарказм в его воспоминаниях""

Жаль,что этим резким словом и сарказмом пользуются теперь люди для того,чтобы некрасиво упоминуть всуе митр.Иоанна(Снычева)...
А так полностью разделяю Ваш комментарий.
6. Екатерина Домбровская : Памяти старцев-архиереев
2010-10-08 в 13:14

У Бога всего много. И пастыри разные - личностно - бывают. Все они – из русского благоухающего пастырского и архиерейского сада-цветника... А то, что к тому или иному человеку-пастырю налипала греховная человеческая скверна, тащилась за ним, так это всегда было и есть и будет делом вражеских происков. Были ведь и иоанниты у святого Кронштадтского пастыря! И за митрополитом Иоанном (Снычевым) много скверных сюжетов разыгрывалось, но он был истинно православный русский пастырь-архиерей, горячо любивший свою Землю и Православие. И митрополита Питирима не надо всуе так некрасиво поминать. Немало ему и при жизни досталось. Но и он был верен. А резкий слог и сарказм в его воспоминаниях – это не только характерные черты его острого склада ума, они вполне понятны и объяснимы его внутренним неприятием того, что делалось уже на его глазах - достаточно перечитать страницы воспоминаний о митрополите Никодиме. Владыка Питирим был воспитан в старинных, истинно добрых священнических традициях, помнил и понимал суть и природу русской святости; и в то же время не пинал и русскую культуру - напротив: собирал все воедино как единую духовную историю Отечества. А мы все делим... Все ищем, чего бы выбросить из нашего добра, кого бы пнуть... А ведь осталась уже нам почти что одна только память сердца, которая, конечно, сильнее рассудка памяти печальной. Плохо только, что память эта следующим поколениям плохо передается. Им нужны живые горящие свечи. А таковых поди сыщи…
Не лучше ли и нам в нашем голодном духовно безрыбье бережнее подорожить духовным наследством тех суровых времен, бывшим еще живым так недавно? Те пастыри еще хранили, несли в самих себе черты живого Предания, родной дух русской православной культуры. Как нам их не хватает сегодня.
5. Ева : 1 Сергею Ш.
2010-10-08 в 12:09

Гнусность и ложь! Таких истинных пастырей и радетелей за Православие еще нужно заслужить и выстрадать,правильно здесь кто-то заметил.А если другим из-за их рационализма и маловерия митр.Иоанн казался излишне экзальтированным,так это их беда.И не нужно со своей больной головы перекладывать на здоровую.
Просто стыдоба! Какие-то прозвища,"не воспринимали всерьез" и это все можно противопоставить вере и пастырскому делу митр.Иоанна(Снычева)? Похоже на мосек, лающих на слона.Воистину!
4. большуха : Эх !..Зачем же вы, Сергей Ш.?!
2010-10-08 в 11:38

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В семинарии имел прозвище «Ванька-хлыст» за экзальтированную религиозность.[2] Данное утвержение является тенденциозным и основано исключительно на домыслах Питирима Нечаева, который в своих "мемуарах" облил грязью практически всех церковных деятелей - своих современников. Митрополит Иоанн абсолютно не был склонен к какой-либо экзальтации, был выдержанным и спокойным человеком.
3. Наталья : Сергею Ш.
2010-10-08 в 11:16

Это вы того Питирима цитируете, который неоднократно принимал участие в экуменических радениях и благодаря редакторству которого ЖМП расшифровывался как "жалкие мысли Питирима"?
"В юношеском возрасте органы госбезопасности легендировали как Константина Нечаева (уроженца Тамбова, студента МИИТа) для дальнейшего внедрения в верхи РПЦ" (Меленберг А. Личное дело митрополита Питирима // Новая газета. Ежемесячное обозрение. - Авг. 2006 г. - С. 10).
Да, весьма достойный источник, ничего не скажешь.
2. В.М. : на п.1
2010-10-08 в 11:13

Здесь зависть и ненависть экумениста к великому заступнику и молитвеннику Земли Русской.
1. Сергей Ш. : Re: Протоиерей Алексий Масюк: «Молитвы Владыки Иоанна пред Престолом Божиим драгоценны и сильны»
2010-10-08 в 10:19

Снычева же в Патриархии просто не воспринимали всерьез. В семинарии у него было прозвище «Ванька-хлыст», данное ему за его экзальтированность. Такой же был наш Дмитрий Дудко. Но нельзя отрицать, что оба они — и Мануил, и Иоанн — были люди искренние.
Что касается позднейшей деятельности митрополита Иоанна, у меня она вызывает некоторое чувство настороженности, т.к. за ней мне видится чья-то опытная рука, толкающая на необдуманные поступки простодушных верующих людей.

Из воспоминаний митр. Питирима (Нечаева)

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме