Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Молимся, чтобы наши архипастыри и пастыри чаще свидетельствовали своё убеждение в правоте Православия»

08.10.2010


Публицист Андрей Рогозянский благодарит митрополита Илариона за разъяснение своей позиции …

Андрей Брониславович РогозянскийЯ благодарю председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Иллариона (Алфеева) за то, что он счёл необходимым ответить на ряд острых замечаний к своему выступлению в «Независимой газете». В целом, это неплохой знак. На мой взгляд, таким и должно быть действие обратной связи - возможность, если потребуется, дезавуировать или внести ясность в какие-то заявления, которые по разным причинам не удались или создают ошибочное впечатление.

Владыка Иларион косвенно признаёт, что в интервью «Независимой» упущено нечто важное. На этот раз он говорит, в том числе, о негативных сторонах глобализации и характеризует как «во многом печальное явление» ассимиляцию уехавших из страны, активную утечку умов и т.д. Этим обозначается его принципиальная позиция, как человека, как христианина, вне зависимости от ситуативной нагрузки. Кажется, что это весьма ценно. В моих критических заметках речь шла, в основном, об этом. У меня нет вражды или антипатии к главе ОВЦС, однако форма выступлений должна выбираться такая, чтобы, упаси Бог, не создавалось со стороны впечатление о чуждости своей традиции и своему народу.

Вероятней всего, у владыки Илариона, как и у протоиерея Всеволода Чаплина, руководителя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, действительно, сложная, хлопотная служба. Нужно решать множество специфических вопросов: налаживать попечение об уехавших, о состоящих в смешанных браках, подробно дискутировать с политиками по общеевропейской проблематике. С представителями других конфессий, опять-таки, приходится постоянно сталкиваться в коридорах власти. Но это подробности их профессионального дипломатического служения, такие же, как и подробности профессиональной деятельности, допустим, у врача или у милиционера, о которых необязательно говорить всем. Дипломатический этикет не должен создавать ненужных обертонов при освещении вопросов вероучения.

Как бы то ни было, существует дискурс, который является базовым и который прежде всего воспринимается окружающими. Основная часть паствы Русской Православной Церкви, благодаря Богу, в смешанных браках не состоит, католиков видит два раза в год по телевизору. Людям поэтому в первую очередь необходимо говорить о том, что Россия - их дом, что православная семья является духовно и психологически предпочтительной. Как вот, только что замечательно высказался Патриарх грузинский Илия II: «Из-за куска хлеба человек не должен оставлять Грузию, свою родину. Такой человек теряет больше, нежели приобретает». Его, впрочем, уже обвинили в изоляционизме.

Таким образом, молимся, искренне, чтобы наши архипастыри и пастыри чаще свидетельствовали своё убеждение в правоте Православия и не стеснялись выражать свои чувства к России и её людям. Тогда и внешняя дипломатия будет вызывать доверие.

Андрей Рогозянский, специально для «Русской народной линии»




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 12

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

12. Nemo : Re: «Молимся, чтобы наши архипастыри и пастыри чаще свидетельствовали своё убеждение в правоте Православия»
2010-10-08 в 22:31

Владыка Иларион абсолютно прав: количество "ревнителей" будет уменьшаться - вот на наших глазах на одного уменьшилось.
А о негативных сторонах глобализации, я думаю, ему имиджмейкеры (мордоделы, по нашему) подсказали. На фоне того, что даже сами глобализаторы притворно вздыхают об этих самых сторонах, востог Владыки смотрелся несколько диковато. Но теперь баланс соблюден - а чего большего мы можем желать? Остальное уже фанатизм.
11. Екатерина Домбровская : Православному антивирусу
2010-10-08 в 20:14

Мало ли мотивов, по которым автор считает нужным делать такие рыцарственные жесты… И на это можно было бы не обращать внимания, как на некое дело сугубо личное. Но в данном случае беда в другом: автор, придерживающийся, как мы видим, формальных принципов в общении с сильными мира сего, переводит и содержание полемики вокруг важнейших вопросов церковной жизни на ФОРМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. А тут следует учесть, что оппоненты А.Б. Рогозянского – асы по владению этой технологией. Формальный подход и формализация – их живая жизненная стихия, ставшая второй натурой (вот почему они не любят и не умеют не только ценить и чтить, но и говорить о Предании).
Фактически же этот подход есть отказ от святого принципа искания ПРАВДЫ, на которой всегда стояла наша православная духовность, и подмена его приматом ПРАВА в его самом западно-европейско-католическом варианте. Этот подход уже сегодня незаметно взят на вооружение многими авторами, участвующими в дискуссиях, в том числе и по тематике деятельности ОВЦС (да и не только этого отдела). Формальный критерий занял главенствующее место, а правда – изгнана за дверь. Вот нас и допытывают, покажите, где он и что сказал НЕ ТАК? Или же: «допустим, некто неудачно поспешно-дипломатически «за хлопотами» сказал «не совсем так», но это вовсе не означало того и того»… И тем более, если хоть сколько-то Post Faktum подредактировал свои неудачности – ну, тут уже повод для широкого и нежного оптимизма. «Догматы, мол, ведь остались неприкосновенны»… Но так ли это? Разве догмат не есть концепт православной жизни, ее квинтэссенция, никак не отрываемая от ее характера, духа и природы?

Оказывается, можно, вполне можно методично разрушать жизнь, сохраняя при этом довольно долго формально-внешние контуры догмата. Пока сама жизнь, как лавина, не снесет остатки истинного понимания. Но то, что стоит ЗА словом в данном случае автора не волнует: лишь бы ПРАВИЛЬНЫЕ слова говорились. То есть: усовершенствуйте, господа, свою дипломатию. Но дела, но мысли, но НАМЕРЕНИЯ?.. Иными словами, все то, что скрыто от глаз, и где и свершается или нарушается правда. Господь, как известно, и «намерения целует» (свт Иоанн Златоуст), но их же – вспомним о "сердечных помышлениях" из пророчества прав. Симеона Богоприимца Пресвятой Богородице, - и судит. А мы хотим все упрощать до своего рассудочного уровня, на котором проще и удобнее жить. И потому старательно и методично переводим все на удобный и мертвый для пользы дела (непродуктивный, фальшивый) формальный уровень наши полемики и разговоры. Формально, как уже было сказано, многое или даже все может быть, как и всякая внешность – вполне ОК, а по существу дела - все будет «с точностью до наоборот». А ведь нас Церковь учит взирать на невидимое. И там икать материал для своих суждений. Хотя это – самый трудный и неблагодарный путь. Никому ничего не докажешь – тебя запросто заткнут и доказательствами закидают. Однако это еще не повод изменять ПРАВДЕ.
10. Екатерина Домбровская : СИНЯКОВ - ИГУМЕН?!!
2010-10-08 в 19:16

Иеромонах Синяков - уже ...игумен?!! Какие же после этого могут быть комментарии и политесы? Какие еще ожидания? Что волк откажется или хотя бы повременит скушать бабушку, если Красная Шапочка будет ему на ушко (на «УХИ», простите) мурлыкать пасторали? Нет! будем верить, что волк, - есть обыкновенный "грешник, как и все мы", и он тоже может исправиться (покаяться) и стать в будущем подлинным вегетарианцем, тем более, что посты его опекуны-альтруисты намерены сокращать до минимума, чтобы волк не дай Бог! не отпал "за перегрузками". И вообще: проявим, наконец, "любовь"! к грешному населению лесов. И, соответственно "радость" (сегодня это так модно - вот так просто - всех любить и радоваться, причем запросто, сходу, без каких-то там нудных аскез) в связи с потенциальной возможностью обращения в родственника Красной шапочки и этого героя сказок...
Так чтоб ждать кафедры… для игумена Синякова.
9. Аноним : 4. Православный Антивирус :
2010-10-08 в 17:32

Как таковая позиция именуется в политике?


Мы в Церкви, а не в политике. Поэтому все нормально автор написал. Отреагировал и им оставил шанс. А Бог рассудит.
8. Ева : Re: «Молимся, чтобы наши архипастыри и пастыри чаще свидетельствовали своё убеждение в правоте Православия»
2010-10-08 в 16:06

""Там иеромонах молодой легко и просто причащается вместе с католиками и даже гордится эти. ""

Меня удивляет,если у нас все так "правильно",почему этому иеромонаху не дали как следует по рукам!? Не замечают " за хлопотами"?!

Ан нет, даже повышают:

""На днях он уже возведен в сан игумена"
7. В.Семенко : Не будем ссориться, но истина все же дороже...
2010-10-08 в 16:01

Менее всего хотелось бы кидать камнями в уважаемого коллегу Рогозянского, но по сути моя позиция гораздо ближе к тому, что высказывают Сельский Бригадир и Православный Антивирус. Жаль только, что авторы выступают под псевдонимами… Вы, Андрей - весьма умный человек и прекрасно понимаете подлинную цену любому дипломатическому высказыванию. К сожалению, ситуация в нашей Церкви сейчас такова, что дипломатия и политика играют в ней (я церковный официоз имею в виду) первичную роль по отношению к верности духу Писания и Предания, духовным и догматическим основам Церкви, которые попираются если не на каждом шагу, то по меньшей мере через раз.

Лично я поверю в искренность намерений главы ОВЦС и всей его команды лишь тогда, когда на официальном уровне будет подчеркнуто ОСУЖДЕНИЕ НАШЕЙ ЦЕРКОВЬЮ КАТОЛИЧЕСКИХ ЛЖЕУЧЕНИЙ, таких, как папизм, филиокве и пр. Кстати, вопрос: банк Ватикана-то они зачем сюда тянут?

(См.: http://www.interfax-...on.ru/?act=news&;div=37555).

Один из его руководителей сейчас под следствием, если не ошибаюсь. Вроде там речь шла о связях с мафией или с ложей «Пи-2»… Вы нам не разъясните, святый владыко?
6. Сельскiй бригадиръ : Аркадий Лазаренко
2010-10-08 в 15:31

Там иеромонах молодой

На днях он уже возведен в сан игумена.
5. Аркадий Лазаренко : Комм.
2010-10-08 в 14:45

Хочется верить в искренность Владыки. Опять же вера в искренность католических партнёров по переговорам отсутствует совсем. Они как прошедшие хорошую школу иезуитов вряд ли говорят то что думают. О чём с ними можно дискутироавть? О филиокве? Роли римского епископа? Они всё равно останутся при своём мнении. И нам предложат лишь одно- целовать туфлю какого-то там XIV или XX.А те , кто ведёт переговоры с ними-в лучшем случае наивные люди.А в худшем... Почитайте про парижскую православную семинари. Там иеромонах молодой легко и просто причащается вместе с католиками и даже гордится эти. Одним словом, дело митрополита Никодима живёт и процветает. Немудрено , сейчас многие этим гордятся, они у власти. И забыли как и где тот предстал пред Господом. Упаси, Господи!
4. Православный Антивирус : Рогозянскому
2010-10-08 в 12:08

Прочел рассуждения мэтра. Противно... Как таковая позиция именуется в политике? Это не "нашим и вашим", это щепетильнейшее такое желание быть самым справедливым, честным, независимо от разности позиций, не становиться рабом противостояний, а при всех противоречиях уважать противника и отдавать должное всему тому достойному. что в нем есть. Похвально, казалось бы... И отдает таким забытым политическим рыцарством. Но какое это все имеет отношение к деяниям митрополита Илариона, к тому что он и соратники его творят нынче в церкви и рикошетом в душах тысяч еще немощных новоначальных православных? Поэтому подчеркиваемая самим Рогозянским щепетильность и рыцарственность (в противовес ревнителям-собакам, часто бросающимся на "врагов" и в запале иногда кусающим даже и своих или полу-своих) в данном его выражении - есть, на мой взгляд, - ни что иное, как тщеславие и гордостное желание быть безупречным. Потому-то, наверное, читать эти рассуждения по меньшей мере тяжело. Послал бы личным письмом митрополиту...
3. oniks : вопросы остались
2010-10-08 в 11:18

http://uchenitsa-iya...rnal.com/110594.html
Пожалуйста, растолкуйте мне по-братски, почему в нашей Церкви отдел ВНЕШНИХ связей важнее внутренних?
Почему мы "обходим края моря, чтобы найти себе хотя бы одного последователя,...".
Почему мы и в Церкви думаем, что "заграница нам поможет"?
Почему митр. Иларион сектантов признаёт братьями, католические таинства благодатными, а тех, кто сбежал от нас к УАПЦ-шникам, РПЗЦ, РИПЦ и проч. - безблагодатными? Не становимся мы с таким направлением мышления (осмысления себя в Боге) "гробами окрашенными"?
Спасибо Андрею Рогозянскому за благодарность митр. Илариону.
2. Олегк : ////
2010-10-08 в 11:11

ВЕРОЯТНЕЙ ВСЕГО, у владыки Илариона, как и у протоиерея Всеволода Чаплина, руководителя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, действительно, сложная, ХЛОПОТНАЯ служба.


Пять баллов +++
1. Сельскiй бригадиръ : автору
2010-10-08 в 11:05

У меня нет вражды или антипатии к главе ОВЦС

Кто бы сомневался.
А эти слова владыки-митрополита будем считать яко не бывшими:
"Думается, что популярность такого рода "ревнительства" в нашей Церкви будет уменьшаться, так как Россия постепенно занимает свое место в мировом сообществе, к нам приезжают миллионы иностранных гостей, имеется колоссальное (притом постоянно растущее) число смешанных браков с инославными".

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме