Диакон Владимир Василик: «Сравнительное богословие» – это своего рода рыночная формулировка

Ученый-богослов считает, что ныне утрачено правильное отношение к католической ереси, сформулированное А.С.Хомяковым

0
523
Время на чтение 4 минуты
Стало неполиткорректно говорить об обличительном богословии, модно ныне говорить о богословии сравнительном. Это, безусловно, печальное наследие 50-60 годов ХХ века, времени II Ватиканского собора, а с нашей стороны безудержного экуменизма, когда православные иерархи открыто молились с католическими, а католические - проходили Царскими вратами в православных храмах. «Сравнительное богословие» - это, безусловно, политкорректная формулировка. Понятно, что сравнительное богословие нормальный православный человек будет понимать как богословие обличительное, но для человека, не вникающего в суть проблемы, действительно, «сравнительное богословие» выглядит как сравнение яблока с грушей. Своего рода это рыночная формулировка: хорошо и Православие, хорошо и католичество, неплохо и протестантство, - что тебе по вкусу, то и выбирай.

Такое сознание является губительным, потому что Истиной торговать нельзя. Ставя Православие и католичество на одну доску, мы предаем Православие и православных, предаем даже тех католиков и протестантов, которые ищут Истину, которые пытаются её найти. А мы вместо того, чтобы действительно миссионерствовать среди них и терпеливо показывать, в чем они заблуждаются, только укореняем их в заблуждениях.

Алексей Степанович Хомяков, безусловно, прав в том, что ложь жизни в романизме, а именно в том, что желание светской власти не только первенствовать, но и повелевать во Вселенской Церкви привело ко лжи исповедования и вероучения. Римо-католическую догматику приходилось подстраивать под задачи восходящего властвования папской курии. Для этого был разработан догмат о непогрешимости пап, догмат о филиокве, который, по сути дела, подразумевает создание на Земле «двойника Христа», викария Христа, который в известных ситуациях обладает теми же атрибутами, что и Сам Христос, то есть вероучительной непогрешимостью. С той же целью разработано учение о чистилище, которое не только коммерциализирует спасение человека, но и ставит его в зависимость от духовной корпорации - Римо-католической церкви. И соответственно доходы верующих должны направляться в духовный банк сверхдолжных заслуг, находящийся в этой корпорации.

Алексей Степанович Хомяков прав и в том, что романизм породил вполне законное, хотя и мятежное чадо - протестантизм. Католики говорят: «Непогрешим папа», на что протестанты отвечают: «Почему только папа? Все причастны к царственному священству, следовательно, все непогрешимы в отдельности». Католик говорит: «Таинство совершается только благодаря сану совершителя», на это протестант отвечает: «Таинство Евхаристии совершается благодаря вере совершителя, и только». И так далее, и таких примеров можно перечислить большое количество.

Ранее я в статье «Русские богословы о проблеме первенства в Церкви» отмечал, что одним из первых критиков римского примата в русской богословской и философской литературе XIX века явился А.С.Хомяков. Для него идея папского первенства и связанное с ней представление о папской непогрешимости противоречит принципу соборности. Принцип соборности означает, что ни Патриарх, имеющий верховную власть, ни духовенство, ни даже Вселенский собор не являются абсолютными носителями истины. Таким носителем истины является только Церковь в целом. Были же и еретические соборы, говорит Хомяков, например тот, который дал начало полуарианству. Внешне они почти не отличались от Вселенских соборов. Почему же они были отвергнуты? Единственно потому, что их решения не были признаны всеми верующими как голос Церкви. Хомяков обращается здесь к Посланию восточных патриархов папе Пию IX (1848), которое гласит: «Папа очень ошибается, предполагая, что мы считаем церковную иерархию хранительницей догмата. Мы смотрим на дело иначе. Непоколебимая твердость, незыблемая истина христианского догмата не зависит от сословия иерархов; она хранится всей полнотой, всей совокупностью народа, составляющего Церковь, который и есть тело Христово».

Хомяков критикует Римскую церковь за то, что свое частное, провинциальное мнение она выдала за вселенскую истину и, как следствие, приурочила монополию богодухновенности к одному престолу, древнейшему на Западе. В результате истина и любовь оказались подмененными властью и внешним авторитетом. «Авторитет папы, заступивший место вселенской непогрешимости, был авторитет совершенно внешний. Христианин сделался подданным Церкви. Она и он перестали быть единым, он был вне ее, хотя оставался в ее недрах. Ни испорченность всей христианской среды, ни даже личная испорченность самого папы не могли иметь на непогрешимость никакого действия. Папа делался каким-то невольным оракулом, который для христианина ниспадал в разряд явлений материального свойства, подлежащих исследованиям одного разума». Следствием возникновения этого «оракула» стали, с одной стороны, рационализация богословия и построение его на нехристианских философских началах, а с другой - построение клерикального квази-государства, основанного на рационалистических принципах. «Для романизма Церковь состоит в одном лице - в папе, под ним - аристократия его чиновников, из числа которых высшие носят многозначительное название "князей церкви". Ниже толпится чернь мирян, для которых невежество - закон. Еще ниже стоит илот, греко-униат, помилованный за свою покорность, в котором предполагается бессмыслие и за которым оно признано как его право». И для Хомякова протестантский бунт против папства закономерен, ибо построен на тех же принципах - рационализма и власти, которая в протестантстве от одного папы переходит на всех.

Целиком согласен с Алексеем Ильичем Осиповым в том, что католицизм надвигается на нас, как танковая колонна. Однако, методы католицизма стали несколько другими. Если раньше он был более прямолинейным, более нетерпимым, то сейчас становится более гибким, ныне он стремится не столько убедить догматически, сколько переформатировать православную ментальность, православное сознание в католическом духе. Это, конечно, проявляется и в попытках переосмыслить роль иерархии в Русской Православной Церкви, и в стремлении миссионерствовать любой ценой и любыми средствами, употребляя как дозволенные, так и недозволенные средства, и в попытках построения клерикальных моделей власти в нашем обществе. Это и воинствующий секуляризм. Так что Алексей Ильич, безусловно, прав и мы должны быть бдительны.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Знак беды для всего мира
Падение иконы Спасителя на католическую Пасху в Ватикане – предвестник бедствий, смут и расколов
04.04.2024
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Обращение к Президенту России с призывом отменить шоу «Властелин тьмы» в Кремлёвском дворце
27.03.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11