Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Алексей Осипов: «Это был глубокий мыслитель и человек удивительной нравственной чистоты»

06.10.2010


Известный богослов об Алексее Степановиче Хомякове в день 150-летия со дня его кончины …

Хорошую и очень точную характеристику значения Алексея Степановича Хомякова дал философ, священник Павел Флоренский. Он считал, что всякий вопрос о славянофилах на три четверти обращается в вопрос о Хомякове, а славянофильская группа мыслится как «Хомяков и другие», потому что он являлся центром и руководителем всей славянофильской мысли. Хомяков - это тот человек, который дал основной стержень для всей славянофильской философии как таковой. В богословском плане весь Хомяков – это мысль о Церкви. Так характеризовал мыслителя отец Павел Флоренский.

Его личность необыкновенна, а творчество многосторонне. Он обладал колоссальной и блестящей эрудицией. Это был глубокий мыслитель и человек удивительной нравственной чистоты. Он был человеком поразительного целомудрия. По обету, который он дал своей матери, Хомяков хранил целомудрие до тридцати лет. Может быть, это явилось одной из причин, по которой он имел счастливейший брак. Хомяков освободил своих крестьян от крепостной зависимости, перевел их из барщины на оброк – еще одна важная деталь для характеристики его личности. Вокруг него всегда царила атмосфера мира и единства духа, и в то же время – духа здоровой и глубокой дискуссии.

Поговорим о философском и богословском направлении мысли и творчества Алексея Хомякова.

Интересно его отношение к Западу. Эта тема была актуальна на протяжении всей русской истории, и, тем более, актуальна для нас и сейчас. Чтобы показать, как он мыслил по этому поводу, достаточно привести хотя бы одну его замечательную краткую фразу: «Ни Богу ни миру по большому счету не нужны офранцуженные, онемеченные русские».

Хомяков считал, что каждый народ не только имеет право, но и должен развиваться самобытно. Тот процесс, который мы теперь называем глобализацией, - унификация культуры, мысли, религиозного сознания, - Хомяков называл ржавчиной, которая разъедает здоровое тело, уничтожает существующее в человечестве многообразие, создающее гармонию и, в этом плане, единство народов. Философ настаивал на самобытном развитии русского народа. В том же направлении шло и на этом, собственно, строилось все славянофильство.

Интересен взгляд философа на решение проблемы, которая всегда волновала мир, и которая и по сию пору стоит очень остро. Что такое демократия? Каковым должно быть правильное устройство общества? На каких принципах оно должно быть основано? Хомяков отвечает, что только тогда общество может быть устойчивым и отвечающим благу человека, когда оно построено по принципу: единство в свободе по закону любви. Эта его краткая формула просто поразительна. С одной стороны, он утверждает свободу. С другой стороны, он показывает, что эта свобода для человека имеет доброе начало и может быть благом для человека и общества лишь тогда и только тогда, когда она осуществляется по закону любви. Особо это актуально сегодня, когда свободу мы превращаем в произвол – произвол идейный, нравственный и религиозный… Никто сегодня уже не думает о том, насколько то или иное слово или действие будет полезно или вредно для окружающих его. Та свобода, которая пропагандируется сейчас на Западе, это свобода не по любви, а свобода ради свободы. Хомяков говорил о том, что пропаганда свободы ради свободы – это один из самых сильных рычагов, которым разрушается общество, человек, личность, душа.

А.С.ХомяковОн утверждал, что во всей жизни человека и народа первичным является религиозное начало. Какова вера – таков человек. Какова вера - таков и народ. При этом Хомяков отличал веру от верения – очень подходящий термин, под которым он подразумевал чисто внешнее, формальное отношение к религии и всем тем предписаниям, которые ею установлены. Под верой же он разумел жизнь, в полной мере соответствующую религиозным требованиям. Православную Церковь мыслитель рассматривал как основной фактор общественной жизни.

Хомяков был замечательным оппонентом всем тем, кто рассматривал Православие, как нечто отжившее, старомодное, ненужное. Он утверждал и блестяще обосновывал, доказывал истинность Православия. Мне бы хотелось обратить особое внимание на его три очень интересных письма «о западных исповеданиях», в высшей степени актуальных для современного человека. Хомяков показывает в них все то принципиальное и фундаментальное различие, которое существует между Православием, католицизмом и протестантизмом. Верхогляды просто не видят этого, потому что им все равно (для них, как говорят французы, «ночью все кошки серы»).

Надо сказать о его удивительном понимании Церкви. «Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати», - писал Хомяков. Он решительно отвергал то определение и понимание Церкви, которое нами было заимствовано из западной богословской литературы. Церковь – это не общество и не структура. Общество и структура – это форма, одежда, личина, но никак не Церковь. Хомяков говорит о Церкви, прежде всего, как о единстве духа. Церковь – это единство Божией благодати, то есть Духа Святого, который живет в тех, кто покоряется этому духу. Именно в единстве духа Церковь, а не в структуре, организации, дисциплине и даже канонах и формальном единстве вероучения. Можно быть в высшей степени едиными в вероучении, но остаться без Духа Божия.

Эти определения Хомякова тогда были просто революционными, и, думаю, не для всех они и сегодня приятны. Как глубокий мыслитель и чистой души человек, он видел, что такое Церковь по существу. Он отличал Церковь не по внешней ее стороне, когда к Церкви принадлежит каждый крещеный человек, независимо, к великому сожалению, от его нравственного или безнравственного образа жизни, характера его веры и даже причастности к христианским таинствам. Церковь – это благодать. А благодать приобретается человеком только при правильной христианской жизни. Поэтому Хомяков и писал, что Церковь заключатся не в числе верующих, а в духовной связи, их объединяющей.

Хомяков подчеркивает, что Церковь – это не авторитет, а Истина. Это очень серьезная мысль. Когда мы говорим «авторитет», то извольте закрыть глаза. Авторитет сказал – извольте слушать. Истина же призывает: приди и виждь, убедись сам.  

Мыслитель проводит большое различие между вещами, которые с необходимостью предстают пред нашим взором. По его словам, есть большая разница между служением Церкви миру и обмирщением Церкви: можно так служить миру, что от Церкви ничего не останется. Как-то он написал такие сильные слова, которые сегодня далеко не всем понравятся: «Есть какая-то глубокая фальшь в союзе религии с социальными треволнениями; стыдно становится за Церковь, до того низко упавшую, что она уже не совестится рекомендовать себя правительствам или народам, словно наемная дружина, выторговывающая себе за усердную службу денежную плату, покровительство или почет… Когда Церковь вмешивается в толки о булках и устрицах и начинает выставлять напоказ большую или меньшую свою способность разрешать подобного рода вопросы, думая этим засвидетельствовать присутствие Духа Божьего в своем лоне, она теряет всякое право на доверие людей». Вот какими словами выражает Хомяков свое отношение к обмирщению Церкви. Думаю, ему за это может сегодня достаться от разных «социальных деятелей»…

Интересен также рассматриваемый мыслителем вопрос об отношении к другим верованиям, конфессиям. Его отношение ко всем людям, которые не состоят в Православной Церкви, действительно обращает на себя внимание. «Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней церковной святости, её вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера», - пишет Хомяков. Как же быть в отношении других людей, которые не в Церкви? «Остальное же человечество, - отвечает он, - или чуждое Церкви, или связанное с нею узами, которые Бог не изволил ей открыть, предоставляет она суду великого дня … но над неслышащими её призыва не произносит приговора, зная повеление своего Спасителя и Главы: "не судить чужому рабу"».

Богослов говорит, что те сокровенные связи, которые соединяют земную Церковь с остальным человечеством, нам не открыты, и поэтому мы не имеем права строгого осуждения всех, прибывающих вне видимой Церкви. Тем более, что такое предположение даже противоречило бы Божественному милосердию.

Говоря о католицизме, Хомяков прямо утверждал, что католичество само по себе – это глубокое заблуждение. Там, где нет правильной жизни – не может быть и правильного познания. «Познание божественных истин дано взаимной любви христиан», – пишет он. Рим же, по его словам, «разорвал всякую связь между познанием и внутренним совершенством духа». Вот почему там появилось протестантство и всякие ереси.  

В «письмах об исповеданиях» Хомякова дается хорошая, здоровая критика католицизма. Люди должны с ней познакомиться, ибо католицизм движется на нас, как танковая колонна. 

Алексей Хомяков был уникальным человеком. Он не кончал никакой духовной школы, не имел священного сана. Но это был мыслитель, все идеи которого поразительным образом основаны на святоотеческих традициях. В своих трудах он даже не цитирует Святых Отцов, но постоянно в своих рассуждениях проводит их мысли.

В заключение еще раз скажу о том, что Хомяков актуален для нас сегодня во многих планах. Он актуален в оценке Запада, который для России становится все большим идолом. Хомяков отстаивает самобытность русской жизни и мысли. Он показывает и аргументировано обосновывает истинность Православия и его фундаментальное отличие от протестантизма и католицизма. Хотя бы только эти аспекты его творчества чрезвычайно актуальны и насущны для нас сегодня.

Алексей Ильич Осипов, доктор богословия, профессор Московской Духовной академии, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 22

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

22. М.Яблоков : Дорогой Еве.
2010-10-07 в 17:31

Остается только молиться Иоанну Предтече...
21. Писарь : Юрию.О Церкви.
2010-10-07 в 16:35

Что есть Церковь?

Православный Символ Веры.

9.Во едину Святую,Соборную и Апостольскую Церковь.

Здесь сказано Все и во Всей Полноте.
Абсолютно.
Сказано Богом.

Наше дело-учиться воспринимать и восприняв,осмыслить...
Ангелам,ув.Юрий, Догматы Веры ни к чему.
Научаемся по Закону(Вероучительному),познаем по Благодати.
20. Ева : Писарю(17)
2010-10-07 в 09:34

""Мне понятно, почему Вам так дороги идеи Хомякова и А.И.Осипова.

Но мне понятно и другое- искажение Вероучения-это верный путь в погибель.""

Мне тоже понятно и то и другое! Разделяю Ваше понимание!
19. Ева : М.Яблоков(12)
2010-10-07 в 09:21

""Что касается Осипова, то он - либеральный богослов""

Ваш глас,точно "глас вопиющего в пустыне"!
18. Юрий : что есть Церковь
2010-10-07 в 05:52

диакон А.Кураев очень тонко подметил некую тафтологичность опредиения Церкви А.Хомяковым, без сомнения талантливого религ.философа - Божия благодать итак едина. Есть также некий монофизитский оттенок - Церковь отождествляется с лишь с Благодатью, в то время как еще один важный феномен Церкви - именно полнота ее исторической реальности, освященной и преображенной Божией благодатью.
Уместнее сказать (согласен с Кураевым) - Церковь - круг личностей - ангелов и людей, к-рые свободно (в единстве догматов веры и норм благочестия) приемлют благодать Божию.
17. Писарь : Павлу Тихомирову."Платон мне друг,но Истина дороже".
2010-10-07 в 00:19

Ув.Павел Тихомиров.

"Платон мне друг,но Истина дороже".

Цитата.
"Хомяков говорит о Церкви,прежде всего, как о единстве Духа.
Церковь-это единство Божией Благодати,т.е.Духа Святого,который живет в тех,кто покоряется этому Духу.
Именно в единстве Духа Церковь,а не в структуре,организации,даже канонах и формальном единстве вероучения."

Вывод
"Можно быть в высшей степени быть едиными в вероучении,но остаться без Духа Божия".

Логическое следствие.
Стемление!к единству и строгости соблюдения Вероучения(Истины),не является! Абсолютным Условием Пребывания Духа Сятого в Церкви.

Дух Святой может пребывать и там,где к строгому соблюдению Единства Вероучения(Истины) не стремятся.


В конечном итоге,это означает,что Дух Святой,неизбежно!, возводится в Абсолют.
"Дух дышит,где хочет"...
Но уже по "произволу."

Однако,вот что по этому говорит
Св.Игнатий Брянчанинов...

"Истине свойственнен Свой Дух...".
Это Абсолютно.
И речь идет об Абсолютной Взаимосвязи.
Одно без другого не существует.
Это тоже Абсолютно.


Искажаем Вероучение(Истину)-отходит Дух Святой.
Не стремимся к стяжанию Благодати Духа Святого,непременно исказим Вероучение(Истину).
И никогда не бывает по-другому.

Ув.Павел Тихомиров.
Мне понятно, почему Вам так дороги идеи Хомякова и А.И.Осипова.

Но мне понятно и другое- искажение Вероучения-это верный путь в погибель.
16. М.Яблоков : Татьяне.
2010-10-06 в 23:23

Когда женщины обожалки, это еще ничего, но когда мужики...
15. Татьяна : славянофильская группа мыслится как «Хомяков и другие»
2010-10-06 в 22:19

Спасибо большое А.И.Осипову за прекрасную статью. Автора можно отнести к "...и другим". Алексей Ильич верен себе. О чем бы он не говорил, всегда остается русским православным человеком, любящим Свое Отечество!
14. Николайяй : "Я" пришол к заключению
2010-10-06 в 20:37

У Осипова понятие "я" отсутствует...
13. Александр Изгоев : А.В.Шахматову
2010-10-06 в 16:49

Вы, наверно, хотели сказать "перезагрузился"? ;о)

"...Изгоев" - это тот же персонаж/типчик, что и (в недалёком прошлом) "...Б. из Москвы"
:о)
12. М.Яблоков : Тихомирову.
2010-10-06 в 15:09

Я уже отвечал на этот вопрос в комментах на другой Вашей статье:

689. М.Яблоков : Тихомирову.
2010-10-01 в 16:19
"Церковь - это... "действие Духа Святого в личностях, покоряющихся действию благодати"... Человек в Церкви только тогда, когда пребывает со Духом Святым."

Хомяков ничего нового не сказал (да и сказать не мог), и Катехизису свт.Филарета это отнюдь не противоречит. Еще свт.Ириней Лионский (II век) - отец христианской догматики, - говорил, что "Где Церковь - там Дух Божий, а где Дух Божий - там и Церковь."
И каждый православный имеется залог благодати Духа Святого в таинствах крещения и миропомазания. Но этого недостаточно для спасения. Этот залог нужно преумножить. А суд начнется с Дома Божия, т.е. с Церкви.
Поэтому "восприятии Церкви в качестве сообщества, объединенного некоей конфессией, т.е. Символом Веры." - это верно (Церкви, разумеется, земной). И никакого противоречия тут нет.
Что касается Осипова, то он - либеральный богослов:
http://karelin-r.ru/newstrs/105/1.html
11. А.В.Шахматов : НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ-Я ПЕРЕЗАРЯДИЛСЯ!
2010-10-06 в 14:05

Александр! Почему Вы Изгоев,откуда Вас изгнали?
10. Павел Тихомиров : М.Яблокову
2010-10-06 в 13:31

Дорогой Михаил! Простите, если я высказался резковато. Мне очень дорого то понимание Церкви, которое сформулировал Хомяков. Ибо экклезиология Хомякова исключает как вульгарный экуменизм, так и конфессиональное законничество. Пока человек пытается, с Божьей помощью, пребывать в Духе Сваятом - он в Церкви, как только выпал из этого состояния - отпал от Церкви. Другое дело, что тем, кому неведом тот путь, чистота которого сохранена в Православии, весьма сложно сопребывать со духом Святым. Сложно, но, возможно. Не благодаря их катехизисам или обрядам, но по милости Божией, вопреки еретическим убеждениям, присущим "конфессиям". Вот так я понимаю учение о Церкви, основу которого в новое - постсхоластическое время - сформулировал Хомяков и нынче развивает Осипов.
Еще раз простите. Я думаю, что мы же не соревнуемся друг с другом в эрудиции, но обмениваемся мнениями, помогающими формировать верное отношение к тем или иным явлениям.
9. Александр Изгоев : 6. А.В.Шахматову
2010-10-06 в 13:27

Уважаемый Андрей!

Что-то долго Вас не было слышно. Может, я просто из-за своего 2-недельного отпуска Вас не заметил? )
Думал: неужто больше не появитесь?
Как-то без Вас не...солнечно, не радужно... :о/

Короче говоря, лично я рад Вашему появлению. Почему? Сам не знаю. :о)

А в Австралии живет одна знакомая мне пожилая женщина. После нашего с ней негаданного знакомства во время автобусной экскурсии (забыл, куда ездили), случившегося несколько лет назад, прислала даже потом поздравительную открытку. Кажется, на Рождество.
Она приезжала в Москву к родственникам. Они где-то недалеко от м. "Марьино" живут. Дала мне тогда визитку - общества или клуба памяти Владимира Алексеевича Солоухина - я тогда был еще под впечатлением от его "Последней ступени"...

Бог Вам в помощь!
8. М.Яблоков : Тихомирову.
2010-10-06 в 13:06

Павел, я ведь не работаю на сейте "Антимодернизм.ру", иногда захожу, но не больше того.
Думаю, что противоречия никакого нет. Я уже где-то об этом писал в комментах.
7. Антидот : Re: Алексей Осипов: «Это был глубокий мыслитель и человек удивительной нравственной чистоты»
2010-10-06 в 12:50

_католицизм движется на нас, как танковая колонна_

+ 1
6. А.В.Шахматов : ГЕНОЦИД ОБРАЗОВАНИЯ...
2010-10-06 в 12:41

ПОГИБАЕТ ОБРАЗОВАНИЕ В РФ…
После вчерашнего просмотра телевизионных программ - на тему «Учитель», да и из личного наблюдения по стране, я пришёл к заключению, что «Россиянская власть», сознательно или не сознательно, уничтожает образование в Российской Федерации. И самое дикое, что закрывают сельские школы, оставляют учителей-подвижников без работ и в нищете, а несчастных родителей заставляют возить детей в централизованное учебное заведение, своего рода - «школа чужого мира». Не хочется верить, что идёт умышленное прививание необразованности населению, хотя это подтверждает ложная история, по которой учат нынешних «россиян». А в, так называемых, бесплатных государственных школах и университетах без денег не выучишь своих детей – постоянно требуют с родителей денежки – на ремонт классов, подарочки и букеты цветочков учителям, и особенно директорам, иначе не будет оказано внимания ученикам. Не говоря уж о поступлении в желаемую и в близь находящую школу, куда без солидных взяток не попадёшь, и получается, что по закону бесплатное образование стоит родителям от 300-500 сот австралийских долларов в месяц, на каждого ученика. Зато пышно празднуется «День учителя», когда выдают награды «заслуженным», в Кремле, а среди награждаемых нет ни одного русского, мне, как русскому, странно и обидно. Чтобы иметь благополучие и процветание в стране, то должно быть духовное воспитание – это обязанность Церкви, а культурное образование – это ответственность школы! Если этого не будет, то уже скоро духовная деградация перейдет в физическую дегенерацию, то есть погибнет народ и страна. Сегодня исполнилось 150 лет со дня кончины, Алексея Степановича Хомякова, величайшего русского мыслители и поэта, который получил блестящее домашнее образование, и всю свою жизнь занимался самовоспитанием и самообразованием, к чему и хочется призвать родных детей и молодёжь, так как государственная структура «образования» бросает всех на произвол судьбы. Непонятно, куда смотрят президент и премьер-министр РФ, ведь воспитание и образование является основой человечности. Не удивительно, почему накаляется настроение в народе, и не дай Бог, чтобы оно дошло до всероссийского бунта, хватит нам самоуничтожаться, ведь ныне должно нас быть не около 200, а 600 миллионов русичей.
А.В.Шахматов, Всемирное Русское Единство «Великая Россия».
5. Павел Тихомиров : М.Яблокову
2010-10-06 в 12:19

Дорогой Михаил! А как насчет того, что "антимодернисты.ру" записали Алексея Степановича Хомякова в "модернисты". Именно потому, что он является одним из родоначальником принципиально иной - по сравнению с имеющимися как в катехизисе митр.Платона, так и митр.Филарета - трактовкой Церкви.
С ув., П.Т.
4. Ян : Re: Алексей Осипов: «Это был глубокий мыслитель и человек удивительной нравственной чистоты»
2010-10-06 в 11:10

Спасибо за интересную статью.
Утащил цитаты.
3. А.В.Шахматов : Re: Алексей Осипов: «Это был глубокий мыслитель и человек удивительной нравственной чистоты»
2010-10-06 в 10:32

А.С.Хомяков был величайшим русским мыслителем и поэтом! А для меня лично учителем в моей жизни! По Его примеру занимаюсь всю свою жизнь самовоспитанием и самообразованием!
Вот чего нам, патриотам, не хватает ныне -
http://homyakov.ouc....t-i-v-srazheni.html
2. М.Яблоков : Re: Алексей Осипов: «Это был глубокий мыслитель и человек удивительной нравственной чистоты»
2010-10-06 в 09:50

Вечная память Алексею Степановичу Хомякову!
Возврат к истинной святоотеческой экклезиологии, недускающей и мысли экуменизма. Соборность только понимал по-демократически, время наверное было такое...
1. Антонов : Re: Алексей Осипов: «Это был глубокий мыслитель и человек удивительной нравственной чистоты»
2010-10-06 в 09:43

Спасибо Алексей Ильич.
Читаю Хомякова "Учение о Церкви".

Всё дивно, актулально, глубоко.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме