«Где корни нехватки, как Вы упомянули, моральных устоев? – вместе с тем, обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, сказала Ирина Бокова. - Почему мы, двигаясь вперед в науке, в технологии, в коммуникациях в этом взаимосвязанном мире, все еще ищем пути друг к другу? Это действительно очень большие вопросы, которые мы тоже сами себе задаем. И я тоже как новый генеральный директор поставила себе вместе, конечно, со странами-членами начать эту дискуссию и попытаться найти соответствующие ответы. Это непросто, как Вы сказали. Тем более, динамика событий в мире такова, что каждый раз она все новые и новые вызовы ставит в нашу повестку дня. Я считаю, что динамика очень быстро развивается, имея в виду финансово-экономический кризис, который буквально в последний год заставил всех нас встряхнуться, посмотреть другими глазами на все последние развития и подумать, что, может быть, действительно нехватка каких-то ценностей, нехватка того, что за счет только экономического развития или финансовой прибыли мы как-то забыли, что людям также нужны другие ценности для большой полноты их жизни. (…) Для меня кризис этот финансово-экономический тоже и кризис моральный».
Во встрече Предстоятеля Русской Православной Церкви с генеральным директором ЮНЕСКО принял участие, в том числе и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых). Мы попросили отца Филиппа прокомментировать выступление Ирины Боковой на этой встрече.
Нельзя не согласиться с генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой в том, что сегодня, несмотря на научно-технический прогресс, падает уровень нравственности людей. Из-за этого совершается множество преступлений, повышается уровень ненависти и конфликтности между людьми. Надо сказать, что такая ситуация в обществе не зависит от того, владеют или не владеют страны новыми технологиями. В прошлом горячо поддерживалось представление о том, что научный прогресс сможет привести ко всеобщему благополучию, сможет ликвидировать все противоречия внутри общества и дать каждому человеку счастье. Однако этого не происходит.
Такие надежды были связаны с определенным представлением о человеке, как о существе, которое ориентируется исключительно на материальную жизнь. С этой точки зрения, решение проблем, связанных с материальными потребностями и материальными проблемами человека, автоматически снимает все трудности и делает человека счастливым. Однако современная ситуация во всем мире показывает, что это представление о человеке оказалось ложным.
Еще со времен модерна началось выстраиваться представление о человеке как о существе, для которого духовная и религиозная жизнь является чем-то необязательным и неважным, и что от нее нужно избавляться, а на первое место должны приходить наука и экономика. Эта точка зрения агрессивно воплощалась во многих странах. Через обольщение этой идеей прошла и наша страна, когда все эти постулаты были восприняты нашим народом с максималистской верой, после чего последовали попытки их грандиозного воплощения в жизнь. Но, пройдя через это искушение, наш народ обнаружил, что духовные потребности и духовная глубина человека не исчезают, но постоянно себя проявляют и требуют пищи. Поэтому наблюдается определенное религиозное возрождение в нашей стране, возрастание интереса к вере.
Я часто бываю в западных странах - материально обустроенных, благополучных с технической точки зрения, но при этом я вижу, что и там духовные потребности людей не находят удовлетворения. К сожалению, зачастую западные люди находят удовлетворение этих потребностей в других формах духовности, а не в Христианстве. Несколько дней назад я был в Монреале (Канада) - городе, который был назван когда-то в честь Пресвятой Богородицы (по-французски - виль Мари), в котором было в свое время построено очень много храмов. Во многих храмах развиты социальные службы, в том числе католической, протестантской деноминации. Сегодня это все это находится в запустении. Люди почти не приходят в храмы. Храмы продаются или сдаются в аренду для других целей. Даже увеличивающаяся мусульманская община в этом городе не раз предлагала продать ей христианские храмы.
Но при этом из разговоров с людьми выясняется, что у них сохраняется большой интерес к религиозной жизни. Но они ищут ответы на свои вопросы либо в новых религиозных течениях, либо в восточных культах. Им кажется, что там они больше узнают о духовной жизни, о духовном состоянии человека, нежели в Христианстве.
На самом деле именно Восточное Христианство, Православие, хранящее полноту истины и благодати Божией, уделяет больше всего внимания внутреннему состоянию человека, его духовному устроению, его связи с Богом. Этому посвящено огромное количество духовной литературы Православной Церкви. Это присутствует в духовном литургическом наследии Православия. Когда западные люди сталкиваются с Православным Христианством, то они открывают для себя совершенно другой мир и удивляются, что Христианство может быть таким, что оно может так глубоко смотреть в душу человека и давать столько пищи для нее.
Ответ на ложную веру века Просвещения о том, что человек - это только материальное и социальное существо, - открывается, прежде всего, в Православии. Порой у меня создается впечатление, что в среде международной бюрократии присутствует реальная боязнь религии и веры. Они напуганы какими-то мифами о религиозных войнах прошлого, тем, что они принесли огромные жертвы. Хотя на самом деле борьба атеизма с Христианством принесла в XIX-XX веках намного большее количество жертв. Они боятся предоставить представителям религиозного мировоззрения возможность внести свой вклад в развитие современной жизни, в действующие нормы права, формы общественного устройства и общественной морали. Эта нерешительность проявляется в сдержанности в сотрудничестве с религиозными организациями.
Хотя надо отдать должное тому, что та же Ирина Бокова, отдельные чиновники ООН и Совета Европы, стараются найти какие-то подходы к диалогу с религиозными традициями с тем, чтобы вступить с ними в диалог и дать им возможность вносить свой вклад в общественное развитие. Но эта работа ведется с очень большим трудом. И нам, сотрудникам ОВЦС, которые от лица Русской Православной Церкви занимаются диалогом с международными чиновниками, приходится наблюдать, с какой предосторожностью, а зачастую и враждебностью они относятся к диалогу с религиозными организациями.
В то же время мы стараемся пользоваться доброй волей некоторых международных чиновников с тем, чтобы устанавливать контакты, приводить свои аргументы, показать, как сегодня может реализовываться роль религии и Церкви в обществе, в каких формах. Постепенно мы видим, как этот лед тает. Но нельзя предсказать, чем это может закончиться, какие будут сделаны выводы и куда приведет этот диалог. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы он привел к позитивным результатам, прежде всего, для Русской православной Церкви, чтобы были обеспечены справедливые условия для жизни, согласно вере, ее последователям. Поскольку в современном мире международные стандарты очень сильно влияют на национальные законодательства, на линию поведения национальных лидеров. Сегодня диалог с государством, с властью должен обязательно дополняться диалогом с международными институтами.