Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Этот день в Русской истории

Актуальные темы / 30.07.2010

Сегодня мы чтим память преподобного Иринарха Соловецкого и вспоминаем выдающегося русского авиаконструктора Н.Н.Поликарпова

Преподобный Иринарх Соловецкий принял постриг в Соловецком монастыре и в своей иноческой жизни ревностно подражал преподобным Зосиме и Савватию. В 1614 году, после смерти игумена Антония, Иринарх стал его преемником. В то время Соловецкий монастырь имел большое значение в защите северной России от шведов и датчан.

Новый игумен много сделал для укрепления обители. Он обновил весь монастырь и создал его укрепления, благодаря которым монастырь мог оказать сопротивление английскому флоту в 1854 г. При преподобном Иринархе была сооружена каменная стена с башнями, выкопаны глубокие рвы, выложенные камнями. Для борьбы с воинственными шведами прп. Иринарх содержал на свой счет небольшое войско. Царь Михаил Феодорович лично знал преподобного и очень почитал его.

Заботясь о внешней безопасности обители, преподобный Иринарх много внимания уделял и внутреннему, духовному ее укреплению. Сам смиренный и кроткий, постоянно погруженный в богомыслие, он ревновал о поддержании в иноках истинно монашеского духа. Под духовным руководством преподобного в Соловецком монастыре выросли многие достойные подвижники. По благословению игумена и при его покровительстве преподобный Елеазар, друг и сподвижник преподобного Иринарха, основал скит на Анзерском острове.

В царской грамоте Соловецкому монастырю 1621 года инокам повелевалось "жить по правилам Святых отцов.., в полном послушании у игумена (Иринарха) и старцев".

Последние два года жизни преподобный провел в подвиге безмолвной молитвы. Преставился святой 17 июля 1628 года. По своей кончине прп. Иринарх не раз являлся жителям сурового Севера, оказывая им небесную помощь.

/images/2010/18212.jpgСегодня также день памяти выдающегося русского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова (1892-1944). Он родился в селе Георгиевском Ливенского уезда Орловской губернии в семье сельского священника. Закончив Ливенское духовное училище, учится в Орловской семинарии, которую, однако, не заканчил, а, сдав экстерном экзамены за курс гимназии, в 1911 году поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института, с 1914 года занимается на воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении института.

В 1916 году, после защиты дипломного проекта, получил направление на авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), где до 1918 года под руководством выдающегося русского конструктора И.И. Сикорского работал заведующим производством. Участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец». С 1918 работал на заводе «Дукс» (авиазавод № 1), где до 1923 г. руководил техническим отделом. В 1923 году под руководством Поликарпова созданы первый отечественный истребитель И-1 (ИЛ-400) и самолёт-разведчик Р-1, в 1927 году — истребитель И-3, в 1928 году — разведчик Р-5 и учебный самолёт У-2 (По-2).

В ноябре 1929 года был арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и без суда приговорен к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в «шарашку» — Особое конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В.Р.Менжинского. Здесь совместно с Д.П.Григоровичем в 1930 году он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931 году коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолета И-5 (пилоты — Чкалов и Анисимов), было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 году — через 12 лет после смерти конструктора — Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.

В мае 1931 года Н.Н.Поликарпов получил назначение на должность заместителя начальника бригады №3 ЦКБ-ЦАГИ П.О.Сухого. В 1933 году начальник бригады №2 ЦКБ на базе авиазавода №39 руководителем которого (ЦКБ) был С.В.Ильюшин. С 1938 года Главный конструктор КБ, размещённого на территории авиазавода №156, а затем на заводе №1. В 1939 г. направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер П.В.Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел под руководством Артема Микояна. Поликарпов руководил созданием истребителей И-15 (1934), И-16 (1933), И-153 («Чайка», 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. Под руководством Поликарпова в 1938—1944 сконструированы опытные военные самолёты И-180, И-185, И-190, ТИС и др.

С 1943 года Н.Н.Поликарпов — профессор Московского авиационного института. Скончался в 1944 году от рака желудка. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Завтра, 31 июля, день памяти археолога и историка, основателя советской школы хазароведения Михаила Илларионовича Артамонова (1898-1972).

 В воскресенье, 1 августа, мы вспоминаем героя Чесменской битвы Дмитрия Сергеевича Ильина (1737-1803); антрополога, этнографа и правоведа, видного деятеля славянского движения Александра Александровича Башмакова (1858-1943); летчика-ас, Героя Советского Союза Лидию Владимировну Литвяк (1921-1943); летчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза Алексея Константиновича Рязанова (1920-1992).

 

 

 

 

 

Архив

Вывод материалов по дате:

сюда подгружается календарь

За период:

C
До