Сейчас у российского гражданского судостроения состояние плачевное: технологии устарели, энергоемкость постройки судов высока, износ оборудования в среднем 70%, российские судоверфи строят практически только корпуса судов, а главные двигатели, оборудование, приборы — импортные и облагаются таможенными пошлинами (до 30%) и НДС, что увеличивает стоимость судов на четверть. Российское судостроение значительно отстает от южнокорейского, китайского, японского и европейского. Лишь 30-35% отечественных верфей можно назвать конкурентоспособными. Как итог флот российских компаний пополняется кораблями зарубежного производства. В 2001-2009 гг. судоходства приобрели 143 новых морских корабля и только 17 из них построены в России, а речные суда не строились вообще.
Законопроект Минпромторга и Минтранса обещает верфям отмену большинства налогов. Судостроителей ждет обнуление ставок НДС, снижение налога на прибыль с 20 до 6%, отмена на 20-летний срок налогов на водные объекты, имущество и землю. Также для них будут отменены таможенная пошлина и НДС на импортные комплектующие, не имеющие аналогов в России. Не придется платить налог на прибыль судоходным компаниям с доходов, полученных от внутренних перевозок судами, построенными на российских верфях после 1 января 2010 г.
Без господдержки отрасль обречена, считает представитель Минпромторга. В пояснительной записке к законопроекту говорится: поначалу льготы обернутся бюджету потерей не более 1 млрд руб. в год. Зато к 2020 г. налогооблагаемая база вырастет на 150 млрд руб. Минфин в целом одобряет введение льгот для судостроителей, говорит чиновник министерства. Больше всего благодаря льготам сэкономит Объединенная судостроительная корпорация, на 100% принадлежащая государству и контролирующая основные российские верфи.