Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей в современной России»

Какой должна быть миссия / 13.07.2010


Диакон Владимир Василик о слове Предстоятеля Русской Церкви на встрече с тверским духовенством …

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Твери является весьма значимым. Во-первых, это целая миссионерская программа, а во-вторых, это программа возрождения Нечерноземья и русского села в целом.

Не секрет, что наша деревня пребывает в кризисном, а точнее, в ужасающем состоянии. Русский крестьянин на наших глазах, к сожалению, спивается и деградирует. Это связано не только с экономическим фактором, не только со сломом прежней колхозной системы, на смену которой ничего не пришло, но, прежде всего, с бесцельностью и бессмысленностью жизни, её бескоординатностью. Погром коллективизации, а затем и хрущевские гонения на Церковь, привели к тому, что прежняя христианская традиция в деревне в значительной степени заместилась другой - атеистической. Современный крестьянин своего ребеночка, конечно, окрестит, родителя своего по смерти - отпоёт, но сам в церковь пойдет не очень охотно. Потому что в его сердце с одной стороны, существуют уголки, где ещё скрыт страх гонений, а с другой - таится презрение к Церкви, исходящее от штампов атеистической пропаганды по поводу попов-мироедов, церкви-эксплуататора и прочей клеветы, которую десятилетиями вбивали в головы людей.

Все эти страхи и предубеждения необходимо рассеивать. Как? - Делом. Святейший Патриарх предлагает сельскому духовенству совершенно конкретные дела. Именно, дела, связанные с благотворением, с социальным служением, с конкретной помощью своим прихожанам. Это консультативная помощь, организация врачебной и юридической помощи. Это призыв к тому, чтобы приход являлся не только богослужебным центром, не только центром духовной жизни, хотя это, прежде всего, это - самое главное, с этого всё начинается, но также и центром общественного служения, центром социальной помощи. Многие сейчас к этому не готовы и многие этого опасаются, полагая, что Церковь теряет свои функции духовного окормления и становится социальным институтом, опасаются ее обмирщения.

  С моей точки зрения, здесь опасаться нечего. Потому что Церковь искони была духовно-мистическим телом Христовым, но также и социальным институтом. Само слово «эклессия» древнегреческое, которое означало «народное собрание». В древности Церкви уделяли значительные средства и благотворители, и государство для того, чтобы этими средствами Церковь служила своим чадам. В христианской Римской империи, в Византии воздвигались приюты для сирот (орфанотрофии), дома престарелых (геронтокомии), больницы и прочее. Успехи Церкви в деле благотворения признавали даже антицерковно настроенные императоры, такие как Лев Исавр, который в своей эклоге прямо говорил о том, что благочестивые церковные учреждения лучше справляются с правами опеки, чем частные лица. Мы должны сохранять и развивать эти традиции. 

Советская власть загнала Церковь в сугубо богослужебные рамки, которые для неё тесны, и из них надо выходить. Другой вопрос - как выходить. Ясное дело, что если всё это спустить только на приходы, то они не справятся. Необходима координация и содействие всех трех уровней, приходского, епархиального и патриархии. В ту программу, которую замыслил Патриарх необходимо вкладывать немалые средства. Будем надеяться, что эти средства будут изыскиваться на всех трех уровнях, и что имущие приходы будут помогать и содействовать приходам неимущим, равно как и патриархийный центр будет помогать малоимущим епархиям. Например, Святейший Патриарх справедливо потребовал наличия у священников наличия мобильных телефонов для возможности паствы иметь беспрепятственное общение с ними. Но при этом надо помнить, что иные приходы бедны настолько, что священник живет только со своего огорода. Естественно, что в таких случаях требуется помощь, и не только на мобильный телефон.

Далее, в речи Патриарха выражено желание, чтобы приходы имели свои странички в Интернете, занимались миссионерством в сети, вели дискуссии. Это весьма перспективно и открывает программу миссионерского освоения Интернета, тем более, что у Церкви далеко не всегда есть средства на газеты, радио и телевещание. Интернет - это оружие небогатых. Вместе с тем, приступая к столь широкомасштабной программе, стоит помнить о целом ряде сложностей, о которых я знаю не понаслышке. Во-первых, это технические сложности при организации сайта, чтобы он выглядел конструктивно и привлекательно. Во-вторых, в этом деле нужна не только техническая, но и моральная, психологическая, интеллектуальная подготовленность. После выступления Патриарха появились сообщения среди атеистически настроенных обитателей Интернета: «пусть только попы сунутся, мы им кости переломаем». Соответственно, нужна некая подготовка, если не курсы повышения квалификации, то, по крайней мере, регулярные консультации, информационно-миссионерский центр или сайт, на котором были бы рекомендации о том, как и с кем вести дискуссии, на каких сайтах, приемы вхождения в дискуссию и выхода из неё. Место, где православные пользователи и, прежде всего, священнослужители обучались бы интернет-миссии в целом. Работа в сети достаточно тяжелая и неблагодарная. В духовном и интеллектуальном смысле эта работа изматывающая, требующая много сил и времени. Зачастую с «никаким» результатом, хотя «нам не дано предугадать, / как наше слово отзовется, / но нам сочувствие дается, / как нам дается благодать», как сказал Ф.И.Тютчев.

Работать в этой сфере, безусловно, надо, но надо трезво рассчитывать стратегию. Опять же в сельской местности далеко не у всех есть Интернет, не все в этом заинтересованы. Часто личное присутствие священника может сделать гораздо больше, чем виртуальное. Всегда охотнее поверят живому человеку, его голосу, чем некоему виртуальному объекту. Так или иначе, Церковь должна себя являть во всех сферах и областях. Другое дело, что тут нужно трезвомыслие, понимание приоритетов и выставление не формальных задач, а видение живых людей и их запросов, которые в наше время часто решаются и в интернет-сфере, но, слава Богу, чаще решаются вживую.

В целом выступление Святейшего Патриарха и его ответы на вопросы, произвели на меня благоприятное впечатление. Его осторожность, выверенность и взвешенность суждений, в том числе, и в сфере богослужебной. На вопрос, почему в прошении на ектеньях не вставляется упоминание «по воздуху летающих», Святейший сказал о необходимости хранения традиции, и здесь я хотел бы полностью согласиться.

Парадоксально, но, несмотря на развитие технических средств, риск не уходит из нашей жизни, временами мера его такова же, как и в IV-V веке, когда создавались тексты Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. В древности путешествие было великим риском. Плавание на корабле было равно перелету на самолете или дирижабле в первой трети ХХ века, а временами и полету в космос. А путешествие по суше, более спокойное, из-за разбойников было столь же опасно как сейчас путешествие по Чечне или Курдистану. Поэтому включение прошения о по «воздуху шествующих» ничем бы не украсило службу, думаю и без этого сложность и драматизм современных путешествующих и так всем ясен, особенно при сопоставлении с рядом «недугующих, страждущих, плененных». Также данная вставка неуместна, потому что сохранение текста Литургии позволяет нам сохранять человеческие масштабы, ибо человеку не приличествует шествовать по воздуху. В освоение воздуха содержится некий вызов законам Творца и законам природы. Этот вызов, к сожалению, принес человечеству гораздо более зла, чем добра. Можно вспомнить бомбардировки Киева, Ленинграда. Дрездена, Хиросимы. Подобная вставка означала бы возведение в закон человеческих дерзаний и их литургическое благословение. Для Церкви самолет вещь нейтральная, Церковь может благословлять воздушное судно как инструмент служения человеку. Но Церковь не может солидаризироваться с современными человеческими дерзаниями и литургически их увековечивать.

Вообще стоит заметить, что Святейший Патриарх высказывается столь много и столь мудро, что его не успевают комментировать. Надеюсь, что доброй традицией на «Русской народной линии, станет анализ проповедей Святейшего Патриарха с целью обсуждения его идей, которые он высказывает. Без преувеличения Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей, может быть даже крупнейшим мыслителем в современной России. Он генератор потрясающе глубоких, важных идей. Вопрос в том, как их проводить в жизнь и в наличие ресурсов и организации. Это должно быть темой церковного обсуждения, надеюсь, что РНЛ активно включится в этот процесс.
Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 21

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

21. Галина Борсуковская : Мечтаю жить в обществе, сформированном Церковью.
2010-08-03 в 03:16

Раньше говорили: " - Каков поп, таков и приход." Значит, священник мог и должен был оказывать влияние на формирование общества. Значит он был центром общества. Как бы я хотела жить в таком обществе! Просто необходимо, чтобы Церковь устанавливала единые для всех законы общежития. Святейший Патриарх на днях сказал, что Церковь должна говорить людям, что есть зло, а что - добро. Я так рада этому! Давно пора прекратить этот релятивизм, вместе с толерантностью, идущие от чуждых нам западных ересей и не оставляющие места нашей Справедливости. В вопросах о добре и зле недопустим никакой плюрализм, так как он ведет общество к хаосу. Я говорю вслед за отцом Владимиром: Кирилл - наш Патриарх! Храни Господь наших пастырей!
20. Владимир РПЦ МП : Диакону Владимиру Василику
2010-07-22 в 19:53

Я на литургии Святейшего Патриарха Кирила братом величаю, но при этом не против тех, кто использует полную Византийскую формулу, как по вашему , это грех?
19. Светлана : нужна подготовленность
2010-07-22 в 15:21

Церковь не должна изолироваться от современности, таким образом спекулируя на своей тысячелетней истории. Сайты и мобильники - очень хорошо, но не менее замечательно, что Патриарх понимает (или это о.Владимир?)- нужно обучение священнства умению общаться в столь сложных условиях современности. Думается, однако, в этом важном деле не должно быть обязательности. У каждого свой талант, кто-то , возможно, молчаливым деланием прославит Церковь.
18. Любезный читатель : Возлюби ближнего своего...
2010-07-14 в 23:27

Замечательно,что вы (это ответ на "мы" и "наш")знаете богослужение и ревностно его соблюдаете. Извините, но Вашу публикацию на РНЛ я вопринял не как богослужение, а как частное мнение дьякона. Если Вы пожелаете продолжения общения, то будьте любезны разъяснить чего или что я расколол?
Простите.
17. Читатель : Любезному читателю от обыкновенного
2010-07-14 в 21:31

Ну и славно. До новых встреч!
16. диакон Владимир Василик : Любезному читателю - стыдно!
2010-07-14 в 21:07

Хотите скомпрометировать Патриарха славословием?



За каждым богослужением мы возносим славословия Святейшему Патриарху по византийскому имперскому образцу.
Желая ему многая лета и величая Великим Господином и Отцом нашим.
Вы и этого нас хотите лишить? Не выйдет! Любезный расколотворец …

Святейший Патриарх Кирилл – НАШ ПАТРИАРХ !
15. Иван Федорович : Re: «Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей в современной России»
2010-07-14 в 20:59

Помоги, Господи, нашему Патриарху в добром деле.
14. Любезный читатель : Make haste slowly.
2010-07-14 в 19:49

Ваша взяла, я действительно улыбнулся, когда Вы в очередной раз "принижаете" Патриарха, т.к. написали с маленькой буквы."Читайте внимательнее, а не торопитесь отвечать".
Благодарю за виртуальную беседу. Будьте здоровы. До свидания.
13. Читатель : Любезному читателю от обыкновенного
2010-07-14 в 18:41

Улыбнётся каждый - своёму и со своим вниманием
12. Читатель- любезному читателю : Re: «Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей в современной России»
2010-07-14 в 18:27

Ваш пост принижает не читателя, а патриарха. Читайте внимательнее, а не торопитесь отвечать.
11. Любезный читатель : Читателю обыкновенному (желательно - внимательному).
2010-07-14 в 14:04

Если мой пост Вас "принижает" - можно встать на цыпочки (шутка). Читайте аккуратнее и никто никого не ограничит. Стоит быть внимательнее.
Извините, если обидел.
10. Писарь : 3.Александру Сергеевичу."О кучах "правильных и не очень"
2010-07-14 в 13:59

Ув.Александр Сергеевич.


Слово "культура" являтся производным от слова "культус"-Вероисповедание,Образ Жизни.

Культура(образ жизни) проистекает из Вероисповедания и означает также Поклонение(Кому),Почитание(Кого).

Означает также Воспитание,Образование,Развитие,т.е.
Отражает Динамику Процесса.
Динамика,в свою очередь Определяется Верой.

Верой Живой или "верой мертвой".

Иными словами, о чем бы ни шла речь,речь идет о Боге.
"Скажи мне, кто твой Бог и я скажу кто ты."

"Культура-есть Вся Полнота Образа Жизни, проистекающая из Вероисповедания."

Субкультура в этом случае выступает,как "Искусственно созданный человеком мир,жизнь в котором Определяется его,человека(как Индивида),идеалами".

Иными словами.
"Субкультура есть Тень Образа Жизни".

Если еще короче.
"Субкультура суть Тень Культуры".

"Постмодерн" смотрит на Культуру и на Человеческое Общество в целом,как на "сумму субкультур".

Где Все "субкультуры" имеют Одинаковую Ценность.
Мир теней.
Ни меня ни Вас не существует.
Мы тени.(Отдельное спасибо Платону).

Ув.Александр Сергеевич.
У "продвинутых панков" есть "оригинальная" теория Мироздания.

Над Миром висит "гигантских размеров ...",в один прекрасный день она разверзнется и утопит всех в ...
Но это Образ Мысли.

Однако, из него следует Образ Действия.

Надо быть "гнилым насквозь",что бы к "заключительному акту этой вселенской драмы" успеть "перегнить", и, "преобразившись" в "разумный гумус", выжить.

Думаю,доводилось встречать людей,которые,будучи не знакомы с подобной "философией", именно так и живут.
9. Люмпен : Re: «Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей в современной России»
2010-07-14 в 13:59

"Почему в прошении на ектеньях не вставляется упоминание «по воздуху летающих». Похоже, вопрос об этом поднял не слишком грамотный человек. Ведь "по воздуху летающие" -- они и есть плавающие по "воздушному океану" на воздушных судах. И вообще, корабль и есть корабль, не важно какой -- морско ли, воздушный ли, космический...
"Надеюсь, что доброй традицией на «Русской народной линии, станет анализ проповедей Святейшего Патриарха с целью обсуждения его идей, которые он высказывает". Если проповеди и речи Патриарха будут обсуждаться на форуме РНЛ, то боюсь ничего хорошего из этого не выйдет!
8. Читатель : Любезному читателю от обыкновенного
2010-07-14 в 10:39

Не стоит ограничивать силу Патриарха "силой занимаемого положения". Это принижает. Стоит быть аккуратным.
7. Любезный читатель : Стыдно!
2010-07-14 в 10:22

Дьякону Владимиру Василик и редакции.
Хотите скомпрометировать Патриарха славословием? Не нуждается он в этом в силу своего занимаемого поста.
6. Читатель : Re: «Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей в современной России»
2010-07-14 в 09:54

Замечательный отрывок. Но Грин видимо никогда не пролетел даже на этажерке и может быть обижен на это. Он не учёл ветер в лицо.
5. Читатель : Александру Сергеевичу Наумцеву. от 2010-07-14 в 00:14
2010-07-14 в 09:45

Контекст, использованный Патриархом Кириллом вами по видимому разъяснён. Очевидно, его право выбирать доходчивые образы находясь в общении с теми или иными слушателями. Правда образные выражения и определения в заметной степени сами определяют, воспитывают, составляют внутреннее устройство мировосприятия воспитываемых и воспитующих и поэтому выбор их, глубинная точность тоже может иметь значение. К сожалению само слово «культура» являясь обозначением широкого круга состояний человеческих сообществ, народов не отражает того что пытаются обозначить как «православная культура». То есть состояние народа исповедующего, притекающего в, наследующего Православие. Ведь это состояние в самом деле выделяется в народе и выделяет народ среди других не по формальным каким либо признакам и не выводимо ни из какого либо жаргона, манер и т.д.
О приставке к слову «культура» - «суб» - подобные же соображения.
Относительно примера с Германией. Сводить Германию к Баху или Вагнеру или к Шуману, то есть мыслить «культурными» мерами, иначе говоря даже - замесами-суспензиями, было бы тоже достаточно предварительно, что показывает бурная и катастрофически титаническая история этого народа.

«Правильная куча» – в этом что то есть.
4. lucia : Re: «Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей в современной России»
2010-07-14 в 02:06

О "шествии" по воздху "..Хорошо лететь в сумерках над грустящим пахучим лугом, не касаясь травы, лететь тихо, как ход шагом, к недалекому лесу; над его черной громадой лежит красная половина уходящего солнца. Поднявшись выше, вы увидите весь солнечный круг, а в лесу гаснет алая ткань последних лучей.
Между тем тщательно охраняемое под крышей непрочное, безобразное сооружение, насквозь пропитанное потными испарениями мозга, сочинившими его подозрительную конструкцию, выкатывается рабочими на траву. Его крылья мертвы. Это – материя, распятая в воздухе; на нее садится человек с мыслями о бензине, треске винта, прочности гаек и проволоки и, еще не взлетев, думает, что упал. Перед ним целая кухня, в которой, на уже упомянутом бензине, готовится жаркое из пространства и неба. На глазах очки, на ушах – клапаны; в руках железные палки и – вот – в клетке из проволоки, с холщовой крышей над головой, подымается с разбега в пятнадцать сажен птичка божия, ощупывая бока.
О чем же думает славное порхающее создание, держащееся на воздухе в силу не иных причин, чем те, благодаря которым брошенный камень описывает дугу? Отрицание полета скрыто уже в самой скорости, – бешеной скорости движения; лететь тихо, значит упасть.
Да, так о чем думает? О деньгах, о том, что разобьется и сгинет. И множество всякой дряни вертится в его голове, – технических папильоток, за которыми не видно прически. Где сесть, где опуститься? Ах, страшно улетать далеко от удобной площади. Невозможно опуститься на крышу, телеграфную проволоку или вершину скалы. Летящего тянет назад, летящий спускается – спускается на землю с виноватым лицом, потому что остался жив, меж тем зрители уходят разочарованные, мечтая о катастрофе.
Поэтому вы не летали и летать никогда не будете. Знамение вороны, лениво пересекающей, махая крыльями, ваш судорожный бензиновый путь в синей стране, должно быть отчеканено на медалях и роздано вам на добрую память."
А.Грин.Состязание в Лиссе.
3. Александр Сергеевич Наумцев : Re: «Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей в современной России»
2010-07-14 в 00:14

Могу предложить следующее понимание.

Субкультура - это культура, присущая части общества. Включает в себя обычаи, связанные с манерой одеваться, с манерой отмечать праздники, включает особую лексику ("жаргон") и т.п.

ОПК можно понимать как что-то более широкое - как ОПсК плюс Церковные стихи, зодчество, живопись, пение и т.д. плюс литературное творчество, пение, живопись, созданные под влиянием Православного духа и Православной субкультурной среды.

Мы можем принять, что культура в жироком смысле создается носителями некоторой субкультуры. Ну, к примеру, культура Германии создана в основном носителями субкультуры католицизма (рыцари, инквизиторы, придворные композиторы и поэты) и отчасти лютеранства (поэты, князья, бизнесмены).

Чем крайне полезен портал Русской линии - здесь мы проясняем себе понятийный аппарат для анализа состояния наших умов и нашей страны. Здесь мы обсуждаем желаемое состояние наших умов и нашей страны. Здесь мы соглашаемся о некотором пути преображения наших умов и нашей страны. Здесь находим единомышленников..

Дальше ведь дело лишь в том, чтобы "сбиться в правильную кучу". И начать движение. Как сказал Святейший 13.07 после Литургии в Иоанновском монастыре на Карповке: учиться жизни по вере и передавать образ такой жизни другим - то есть жить так, как жили Апостолы.

См. текст речи Святейшего здесь:
http://www.patriarch.../print/1219060.html
2. Читатель : Re: «Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей в современной России»
2010-07-13 в 22:48

В выступлении бросилось в глаза "православная субкультура". Вроде и курс для школы называется ОПК а не ОПсК? Как это понимать?
1. Александр Сергеевич Наумцев : Re: «Патриарх Кирилл является одним их крупнейших мыслителей в современной России»
2010-07-13 в 18:07

"Вопрос в том, как их проводить в жизнь и в наличие ресурсов и организации. Это должно быть темой церковного обсуждения, надеюсь, что РНЛ активно включится в этот процесс."

Технология:
0. Создать ядро - двое или трое ДОБРОВОЛЬЦЕВ. "- во имя Мое"

1. Привлекать новых людей. - встречи после Литургии. "-проповедуйте на кровлях!"

2. Встречаться, учиться вере. - регулярно, на встречах после Литургии. "-без Меня не можети творити ничесоже".

3. Оцерковлять себя, свою семью, свой район-город, свою страну. "- да светит свет ваш пред людьми..".

Вопрос в ядре. Если оно русское (по крови и духу) и православное (по устремлению), то для шага 3 найдутся и КАДРЫ, и ДЕНЬГИ, и ИДЕИ-ЗАМЫСЛЫ.

Главное во всем этом - "-во имя Мое".

Ведь если с нами Бог, то какая разница кто против нас...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме