Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Дмитрий Авдеев: Важно соблюдать разграничение между психотерапевтом и пастырем

Дмитрий  Авдеев, Русская народная линия

09.07.2010


Вместе с тем, православный психотерапевт подчеркнул важность обладания священником знаниями в области психиатрии …

«Я совершенно согласен с Патриархом. Он сказал очень верно, что цель и задача православного пастырства - в спасении души, цель православного врачевания и психотерапевтического исцеления - в том, чтобы помощь человеку в решении его психологических травм, сложных ситуаций, в разрешении невротических конфликтов. При разделении одного от другого результат в итоге будет очень хорошим», - сказал в интервью "Русской народной линии" известный психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям Дмитрий Авдеев, комментируя слова Патриарха Кирилла о том, что существуют принципиальные отличия в методологии между психотерапией и духовничеством.

Как сообщает Патрирахия.Ru, в ходе встречи Святейшего Патриарха Кирилла с духовенством Тверской епархии Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы: нужны ли священнику знания по православной психотерапии, и возможно ли такой предмет включить в курс духовной семинарии.  «Что касается знаний по психотерапии, то все эти знания хороши. Но существуют принципиальные отличия в методологии между психотерапией и духовничеством: психотерапия - это терапевтическое воздействие на сознание человека, а духовничество - это воздействие на душу с мировоззренческой позиции. Поэтому между ними есть большие различия», - сказал Патриарх.

«Если священник обладает знаниями, в том числе в области психотерапии, ничего плохого в этом нет. Но если под влиянием этих знаний он вдруг перестает быть священником и становится психотерапевтом, - это горе. Мы сталкивались с такими случаями. Поэтому духовник должен оставаться духовником, а психотерапевт должен идти своим путем. Если они сотрудничают, особенно при работе с жертвами несчастных случаев и террористических актов, то результат достигается очень хороший. В Москве у нас налажено сотрудничество с медицинскими учреждениями, и оно показало свою дееспособность, особенно в случаях с террористическими актами», - заключил Предстоятель РПЦ.      

Как отметил Д.Авдеев, «особенно плодотворный результат будет при врачевании греховных недугов». «Большая часть психических болезней наступает вследствие греха. Это и алкоголизм, и наркомания, и психосуицидальные порывы, и игромания, и невротические расстройства. В этих случаях психотерапевт может указать человеку на истинные причины заболевания, указать дорогу в храм, подготовить его к встрече со священником, к таинствам исповеди и причастия», - продолжил эксперт.

«Очень важно, чтобы разграничение между психотерапевтом и пастырем соблюдалось. Мы знаем, что в некоторых случаях пастыри увлекались нейро-лингвистическим программированием и другими методиками, при этом они уходили в сторону от своего прямого служения Богу, а это в корне неверно. При правильном взаимодействии Церкви и психотерапии такое сотрудничество принесет свои плоды», - отметил психотерапевт.

«Каждый должен заниматься своим делом. Массированная психотерапия зависимых от алкоголя и табака призвана выявить, вскрыть у человека его страстные мотивы, затем идет этап пастырского окормления, послушание в монастыре и пр. Главное, чтобы каждый - и психотерапевт, и священник - занимались в этой системе своим делом», - подчеркнул он.

«Использование «Альфа-курса» и других психотерапевтических методик отдельными священниками, которые полагают, что в психологии есть то, чего не хватает в пастырстве, приводит к пагубным последствиям. На самом деле святоотеческая психология способствует духовному росту человека, его вхождению в Церковь и дальнейшему воцерковлению. И когда человек входит уже в Церковь, то психолог может быть только попутчиком, советчиком, но не более того. Ибо в православном пастырстве содержится все, что способно уврачевать человеческую душу», - заметил Авдеев.

«В случае же, если мы говорим о психиатрии, то врач-психиатр знает, когда недуг человека вызван не столько страстями, сколько естественной болезнью, в таком случае лечить эту естественную болезнь необходимо медицинскими методами. Но если взять все психические болезни, то только 20 процентов из ста имеют естественные корни, а остальные 80 процентов - это пограничные расстройства, это то, что связано с социальной средой больного. Это так называемая «малая психиатрия», которая по своему размаху, на самом деле, больше «большой психиатрии». Метод же психотерапевта - беседа, утешение, наставление, сочувствие, вразумление. Было бы идеально, если бы пастырь знал азы психотерапевтических методик, но важно помнить, что психотерапией не победить страсти, которые можно победить только при условии личной решимости человека, при его покаянии, и только с Божией помощью», - продолжил он.

«Сейчас в Церкви ощущается потребность в такого рода знаниях. Нужен курс психиатрии, который включал бы в себя психотерапию как составную часть, потому что батюшка должен различать, где грех, а где болезнь. В одних случаях, депрессия - грех, а в других случаях - болезнь. В духовных школах надо изучать не просто отдельно психотерапию, а психиатрию в целом. В психотерапии же важно навести какой-то порядок, надо просто рассказать будущим священнослужителям, когда она возникла, каковы ее корни. А возникла она в эпоху Великой французской революции, когда произошла секурялизиция науки, начался отход от религии, был сделан решительный шаг от Бога. Впоследствии появился фрейдизм и другие течения, шедшие вразрез с религиозными представлениями. В те времена врачи пытались уврачевать душу без Бога. Теперь, когда мы вновь возвращаемся к своим духовным корням, мы, верующие люди, стали воцерковлять психотерапию. Психотерапия без Бога доказала нежизнеспособность и вред. Большинство психотерапевтических методов носят деструктивный характер. Это гипноз, программирование, манипулятивные техники, кодирование и т. д. Но есть и положительные методики, но их мало», - отметил Авдеев.

«Приведу пример классического психоанализа, когда примерно дважды в неделю клиент вещает психотерапевту о самом сокровенном, и так продолжается из года в год. Но это же подмена исповеди суррогатом, подмена, по сути дела, духовной жизни. Все это происходит не без бесовских влияний. Если у человека нет святыни в душе, то так все и происходит. Получается, что потребность у человека в исцелении есть, но ученые выдумывают то, что совершенно удаляет человека от Бога», - заключил Дмитрий Авдеев.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме