Ранее свое мнение о миссионерской деятельности высказали наместник Городецкого Феодоровского мужского монастыря игумен Августин (Анисимов), протоиерей Георгий Городенцев, протоиерей Вячеслав Пушкарев, игумен Лука (Степанов), иеромонах Макарий (Маркиш) и диакон Владимир Василик.
Если говорить о миссионерской работе, то надо поднять те вопросы, которые не учитываются при её организации и проведении. Прежде всего, надо определиться с допустимостью миссионерской открытости. Евангельское учение о самарянах и есть Евангельское учение об отношении Христа к сектантам (еретикам). Ни в коей мере не уступая им первенство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример для самих правоверных и выстраивает миссионерскую работу с ними с позиции внимательного и даже любвеобильного отношения к ним самим. Возможно, именно из-за такой нравственно выверенной системы отношений с самарянами для некоторых иудеев Христос и Сам выглядит как самарянин. Сказано: «...Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин...» (Ин. 8:48).
Миссионер только тогда будет иметь успех в проповеди, когда постарается насколько возможно отождествить себя с объектом проповеди. Христос это сделал всецело. Сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил. 2:6-7).
Только та проповедь будет услышана, которая учитывает все, даже субъективные, особенности объекта проповеди. Сказано: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:19-22). Апостол Павел ради дела благовествования отождествлял себя даже с фарисеями (этими последовательными врагами Христа и Христианства); однажды он записал о себе: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей» (Фил. 3:5).
Нам трудно до конца понять всю степень самоотождествления самого себя с заблудшими в жизни апостола Павла; иногда это доходило и до самоотречения во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти...» (Рим. 9:3). Иными словами, он сам был готов находиться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, находятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «...и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:19). Служение проповеди заблудшим всегда должно носить жертвенный характер, так как это было и у Христа, так как это было и у апостола Павла, сказавшего: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).
По учению апостолов, «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). «После первого и второго», - то есть, необходимо употребить максимум усилий. Апостолы не рекомендуют проявлять и чрезмерную враждебность по отношению к отпавшим: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:14-15). Так же апостол Павел рекомендует проявлять милосердие и к находящимся под дисциплинарным (каноническим) запрещением: «Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2:6).
Общая тональность религиозных собеседований (даже носящих обличительный характер) не должна переходить в грубые формы. Сказано: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Но подобное внешне мягкое отношение к еретикам никогда в апостольском учении все же не переходило пределов дозволенного. Апостол Любви Иоанн Богослов учил: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1:10-11). Апостол Иуда призывал гнушаться «...даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуд. 1:23). Конечно, здесь имеются в виду ругатели, «...поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд. 1:18). Но и весь строгий тон послания апостола Иуды не избежал напоминания о милосердии к отпавшим: «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением...» (Иуд. 1:22).
Таким образом, мы устанавливаем, что при всей миссионерской открытости христианской и евангельской проповеди границы недозволенной близости были установлены апостолами и впоследствии Церковными Соборами.
Следующим важным моментом, на который надо обратить внимание, это вопрос о миссии среди молодежи. Миссионерскую работу среди молодежи надо проводить с учетом осознания опасности этого возраста. Нельзя в сознание молодых людей культивировать, именно этот период их жизни и превозносить его. На Архиерейском Соборе 2004 года Святейший Патриарх обратил внимание на то обстоятельство, что многие, из числа прошедших обучение в воскресных школах, потом в храмы не ходят. Они, как бы растворяются в мирской жизни. Патриарх предложил отцам Собора более серьезно отнестись к данной проблеме, почувствовать её и найти выход из создавшейся ситуации.
Возраст примерно от 15 до 35 лет есть время некой духовной невменяемости человека. Молодость и есть самая опасная пора в жизни человека. В 13-14 лет в молодом человеке пробуждаются сексуальные чувства, и затем доминирует в нем до 35-45 лет. Именно в этот период в жизни человека происходит накапливание греховности. На ум приходят такие слова «Кости его напоены грехами юности его и с ним лягут они в прах» (Иов гл.20; 11). Грехи накапливаются человеком именно от времени его полового созревания и до первых признаков старения организма. Премудрый Соломон писал о молодых: «Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу» (Прит.7, 6-7). Подобная характеристика молодости, неопытность и неразумность, есть именно библейская характеристика самому печальному периоду в жизни человека. Греховный мир и порочные люди воспевают молодость, но любой верующий человек с ужасом вспоминает греховную беспечность своей собственной молодости, и ни за что не желает вернуться к сим дням порочной юности своей. Светло и чисто наше детство, осмысленны и вдумчивы годы зрелости и старости, и только юность наша, как предатель, настигает нас ударом в спину и напоминает о прежде содеянных грехах и преступлениях.
Грешники не понимают трагизма дней юности своей, она представляется им неким непрекращающимся праздником. Да! Молодость и есть праздник и веселье, но вслед за ними придет горькое разочарование и страх грядущих судов Божиих. Сказано: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11, 9).
Западный мир весь сориентирован на культ молодости и юности. Когда видишь молодящихся иностранных туристов, этих одетых под молодежный стиль старушек и старичков, видишь их искусственный румянец и притянутую к ушам кожу, то единственно о чем можно подумать, так это о живых трупах (зомби). Такие люди и выглядят, как гробы раскрашенные. Нормальный христианин не стыдится старости своей, не стыдится детства своего; единственное, что его может по-настоящему беспокоить, так это беспечная в своей греховной лихорадке молодость его. Сказано в Писании: «Поэтому о юношах его не порадуется Господь...» (Ис. 9, 17).
Следовательно, программа миссионерской работы среди молодых людей не должна превращаться в апологию юности, как самого страшного периода в жизни каждого человека. Более того, обучение молодых людей миссионерской программой представляется достаточно проблематичным, так как этим людям надлежит обрести нравственную и духовную вменяемость, после чего они могут включаться в подобную программу. Следовательно, сама ставка на молодежь в деле миссионерского пробуждения ничем не оправдана. Скорее всего, главным объектом миссионерской деятельности и гуманитарной помощи Церковь должна избрать людей пожилого возраста. Стоит задаться вопросом: почему мы всё время говорим - молодежь, молодежь, молодежь? Что они инвалиды? Сейчас другая ситуация, человек преклонных лет даже на работу не может устроиться. А когда человек молод, то для него всё открыто. Поэтому молодежь надо воспитывать на программах, которые занимаются пожилыми людьми. Мы должны ориентировать нашу миссию на пожилых людей, потому что эти люди готовятся отправиться в иной мир, это очень важный и ответственный период в жизни человека. Мы должны гуманитарные программы ориентировать на пожилых людей, которые в большинстве составляют наших прихожан, а молодежь, принимая участие в таких программах для пожилых людей, будет проходить настоящую школу духовного взросления и обретения нравственной и религиозной вменяемости.
Протоиерей Олег Стеняев, специально для «Русской народной линии»